Когда у малыша появляются слезы. Когда появляются слезы у новорожденных? Почему слез может долго не быть
При отсутствии профильного образования к появлению первого ребенка невозможно подготовиться идеально, все равно по ходу развития малыша у родителей будут возникать какие-то вопросы. Например, далеко не все знают, когда у детей появляются первые слезы и очень удивляются, заметив, что их грудничок плачет без признаков увлажнения глазок.
Это совсем не значит, что он просто капризничает и симулирует плач, просто в силу некоторых особенностей развития жидкость начинает выделяться из слезного канала не сразу после рождения, а лишь через какое-то время. Специфику ситуации необходимо принять во внимание, обеспечивая глазкам новорожденных качественный уход.
Физиологические особенности развития слезного аппарата у детей
В период внутриутробного развития плод со всех сторон окружен околоплодными водами, смачивающими все проблемные участки его тела. В этом случае необходимость в выработке слез просто отсутствует. Сразу после рождения слезные железы начинают функционировать, вырабатывая слезы. Они постепенно размывают и растворяют жировую пробку, закупоривающую выводные протоки носослезных каналов. В норме слезы у младенцев появляются примерно через 6-8 недель после рождения.
Совет: Если все физиологические сроки, когда слезные протоки должны были открыться, уже прошли, не стоит паниковать и приступать к применению многочисленных народных средств, ускоряющих процесс. Лучше обратиться к врачу, который осмотрит малыша и, оценив его состояние, даст соответствующие рекомендации.
Случается, что слезы у новорожденных, не вышедшие наружу, накапливаются внутри слезного канала, вызывая раздражение слизистой. Когда это происходит, у ребенка отмечается затяжной насморк без причины и традиционных симптомов интоксикации. Малыш становится капризным и беспокойным, пытается тянуться ручками к глазкам. При таком развитии событий необходимо немедленно обратиться к специалисту.
Еще один важный момент – оба глазика должны начать «слезиться» одновременно. Слезы, выделяемые только одним каналом, указывают на проблемы с проходимостью второго. Не стоит надеяться, что это просто незначительное расхождение во времени, обращаться за помощью нужно немедленно.
Как ухаживать за глазками малыша, пока слезы не появились?
До того момента, как откупориваются носослезные канальцы, родителям приходится уделять повышенное внимание гигиене глаз новорожденных. Эти мероприятия проводятся с учетом следующих пожеланий:
- Утром и вечером глазки ребенка нужно промывать кипяченой водой. В нее окунаем чистый ватный тампон и проводим по линии ресничек от внешнего уголка глаза к внутреннему.
- Малышам на грудном вскармливании рекомендуется дополнительно закапывать по капле грудного молока прямо в носослезный мешочек.
- Хорошими антисептическими и успокаивающими свойствами обладает настой ромашки. Для его приготовления заливаем чайную ложку аптечного сбора стаканом кипятка и настаиваем под крышкой в течение получаса.
- Когда проводится обработка глаз, растворы нагреваются или остужаются до комнатной температуры. Если использовать холодные средства, то каналы не прочистятся от околоплодных вод, и может начаться нагноение. А очень теплые жидкости стимулируют процессы размножения болезнетворных бактерий, вызывая воспаление.
В случае появления покраснения вокруг глаз или выделении гноя из носослезного мешка, необходимо обратиться к врачу, не пытаясь решить проблему самостоятельно. Эксперименты, не одобренные специалистом, могут смазать симптомы, тогда патология будет развиваться в скрытой форме, но однажды все же себя проявит.
Ранние слезы – хорошо или плохо?
Как показывает практика, раннее открытие слезного канала случается очень редко (обычно у проблемных малышей, которые постоянно напрягаются от плача или болезненных ощущений). Если у младенца нескольких дней отроду на глазках блестит жидкость, это могут оказаться не слезы, а выделения, спровоцированные воспалением.
- Вирусный конъюнктивит. Гнойные выделения желтоватого цвета появляются на фоне светобоязни. Чаще всего явление становится последствием или осложнением простудного заболевания и обычно поражает только один глаз.
- Бактериальный конъюнктивит. Выделения очень обильные, слизистые. Здесь в качестве причины может быть контакт с больным человеком или недостаточный уход за глазами ребенка (использование некачественных инструментов и грязного материала). Когда действуют бактерии, поражение обычно затрагивает оба глаза.
- Аллергический конъюнктивит. Состояние характерно для весенне-летнего периода, может случаться и в холодное время года при недостаточно тщательной уборке помещения, в котором проживает малыш. Поставить диагноз довольно легко – глаза опухают, но не краснеют.
Во всех перечисленных случаях проблема усугубляется как раз тем, что слезы еще не выделяются и глаз ребенка не промывается естественным путем. Только своевременное обращение к педиатру и введение терапевтических мероприятий облегчит малышу состояние и не приведет к развитию осложнений.
Закупорка носослезного канала: симптомы и лечение
Если время идет, а слезки и у грудничка так и не появляются, причина может крыться в закупорке носослезного канальца. Обычно этот диагноз начинают подозревать после того, как новорожденному исполнится три месяца. В данном случае врач может назначить специальные капли, размягчающие жировую пробку. Чаще всего они идут в сочетании с массажем, который может проводить мама. Он подразумевает мягкое растирание внутренних уголков глаз по часовой стрелке мизинцами пальцев. Физиотерапевтические процедуры проводятся до 5 раз в день и довольно быстро дают положительные результаты.
В случае появления гноя в уголках глаз проводится прокол слезного канала, который выполняется врачом в условиях стационара с помощью специального зонда. Манипуляция очень простая и безболезненная, занимает всего несколько минут.
Глаза являются не только очень важным органом чувств, но и отличаются повышенной восприимчивостью к внешним раздражителям. Если не уделять уходу за ними должного внимания, рано или поздно придется столкнуться с очень неприятными и серьезными последствиями.
В период внутриутробного развития плода слизистая пробка перекрывает путь из конъюнктивальной полости его глаз в носовую полость. К моменту родов эта пробка должна рассосаться, но так бывает не всегда. У некоторых продолжают оставаться закрытыми, и своеобразная пленка создает препятствия к вытеканию слезы из конъюнктивальной полости.
При осмотре месячного ребенка педиатр должен оценить состояние его глаз. Правильное формирования век, подвижность глазных яблок, отсутствие нагноения в уголках – важные показатели здоровья малыша.
Плач без слез как средство общения новорожденного с окружающими
Плач ребенка в период новорожденности можно назвать своеобразным общением с внешним миром, поскольку по-другому он еще не может заявить о себе. Когда младенца ничего не беспокоит, а рядом находится заботливая мама, он ведет себя спокойно, ведь выразить свои эмоции у него не получается из-за отсутствия улыбки.
Если родителям новорожденного кажется, что их малыш улыбается или на его лице выражено недовольство, это объясняется обычным изменением мимики детского личика. Эмоции как таковые еще не могут быть проявлены ребенком, который не достиг хотя бы месячного возраста. Связано это с тем, что лицевые мышцы в первые недели жизни маленького человека не контролируются подкоркой головного мозга, поэтому мимика не может меняться сознательно.
До двухмесячного возраста глаза новорожденного не способны различать цвета. Однако к шести месяцам малыш уже запросто различает все основные цвета – красный, синий, зеленый, желтый.
Малыш растет, а слез все нет…
Если слезы не появились к третьему месяцу жизни, значит, у ребенка закупорен слезный канал. Малыша, плачущего без слез, необходимо показать окулисту, который назначит специальные глазные капли с размягчающим эффектом. Помимо закапывания глаз, грудничку необходим массаж слезных каналов. Выполняют его до пяти раз в день, совершая мизинцами круговые движения в области внутреннего уголка глаза.
В случае нагноения следует снова обратиться к специалисту. Теперь он уже сам проведет безболезненную процедуру бужирования, которая выполняется при помощи тонкого зонда, расширяющего слезный канал. В домашних условиях для решения проблемы нагноения родители могут воспользоваться раствором фурацилина.
Родители после появления малыша на свет ежечасно за ним «ведут скрытое наблюдение»: когда зевнул, когда первый раз чихнул и почему, когда заплакал, и что явилось тому причиной, почему бурчит в животике, почему не реагирует на звуки и т. д. Будущая мама должна знать о своем ребенке все и даже больше, бережно относиться к изменениям в его состоянии, видеть, как он растет и что происходит вместе с этим. Вопрос, когда появляются слезы у новорожденных, весьма интересный, так как он связан с проявлением эмоций, поэтому мы свяжем эти два понятия. Известно, что эмоциональная сфера новорожденного неразвита, поэтому слезы как реакция на боль, голод и испуг может проявиться не сразу, а через 2-3 недели после появления на свет.
Почему малыш плачет без слез?
Когда плачет ребенок, говорят, что таким образом он общается с внешним миром и заявляет о себе: громко и настойчиво. Если малыш чувствует себя комфортно, то он спокоен, но в первые дни он не испытывает эмоций радости от общения с мамой, ведь он ещё не умеет улыбаться. Напомним вам, что при проявлении различных эмоций задействуются, прежде всего, лицевые мышцы, а у новорожденных, они пока не контролируются подкоркой. Во время плача мимика малыша бессознательно меняется, и слезы, как результат изменения мышечного корсета лица (появляется гримаса обиды, боли) должны также проявляться. Но системы и органы ребенка в период от рождения до одного месяца развиваются не одновременно.
Так, слезные канальцы начинают функционировать только через месяц-полтора в норме. Иногда это происходит быстрее, и очень редко, когда малыш может проливать слезки, начиная с первого дня появления на свет: все зависит от индивидуального развития.
Когда происходит внутриутробное становление, слезы не нужны, их функцию выполняет околоплодная жидкость. Но маме необходимо знать, что слезы должны появиться в двух глазках одновременно. Если она увидит, что малыш плачет только одним глазом, значит, есть определенная проблема, она может заключаться в нагноении канала, в узком пространстве внутри него или в дисфункции. Чтобы разобраться, начнем поиск причины подобного проявления.
Ждем первой слезинки
Пока слезный канал не работает в полной мере, маме нужно промывать глазки малышу утром и вечером перед сном. При грудном кормлении рекомендуют закапывать в глаза по 2 капельки молока прямо из груди. Можно использовать раствор аптечной ромашки, который заваривают так: на стакан кипятка нужна одна чайная ложка сухой травы, которой дают настояться в течение получаса. Любой раствор должен быть комнатной температуры, иначе, если слезный канал остается неочищенным от околоплодных вод, может наступить нагноение (от повышенной температуры инфекция начнет быстро размножаться, и у ребенка появится в канальцах гной). Для ежедневных гигиенических процедур достаточно кипяченой воды, которой смачивают ватный тампон и протирают глаза малышу от внешних уголков к внутренним.
Если слезный канал закупорен
Когда у малыша слезы не появляются к трем месяцам, значит, есть проблема со слезными канальцами. При закупорке нужно использовать специальные капли, которые назначает окулист, которые обладают размягчающим действием. Наряду с интенсивным лечением применяют массаж каналов, для этого нужно мизинцами по часовой стрелке промассировать внутренний уголок глаза. Это делается до 5-и раз в день. При появлении гноя в уголках поможет несложная процедура бужирования (она проводится с помощью тонкого зонда, который вводится в слезный канал, делая его немного шире). Раствор фурацилина помогает также при нагноении слезных каналов, делая слезки не белыми, а прозрачными.
С рождением в семье малыша у родителей возникает множество вопросов. Один из них: «Когда появляются слезы у новорожденных?». Чтобы на него ответить, необходимо рассмотреть физиологические нормы детей и узнать мнение врача.
Ребенок плачет без слез: что делать?
Молодые родители все чаще задают вопрос: «Когда появляются слезы у новорожденных?». Ведь случается так, что мамы еще в роддоме бьют тревогу, мол, малыш плачет без слез, все ли с ним нормально?
Врачи уверяют, что эта ситуация является нормой. Дети в возрасте до 2-х месяцев могут капризничать без слез. Происходит это по физиологическим причинам, и считается нормой.
Если родителей очень беспокоит то, что у малыша нет слез, можно обратиться к Он проведет осмотр. Возможно, будет прописан массаж, который поможет убрать пленку со слезного канала.
Отвечая на вопрос о том, во сколько у новорожденного появляются слезки, педиатры не дают четкого ответа. Все зависит от особенностей ребенка. У многих малышей открывается в первые минуты жизни, и слезы «текут ручьем». Встречаются крохи, которые начинают плакать только к 2 месяцам жизни, и это тоже является нормой.
Дакриоцистит, что это за болезнь
Многие родители задают врачам вопрос: «Когда у новорожденного появляются слезы?». Все довольно индивидуально. Часто бывает, что кроха с первых минут жизни плачет Но если это не так, не переживайте. Есть время подождать.
Бить тревогу стоит тогда, когда малышу исполняется 2 месяца, а слезные каналы так и не начали работать. В этом случае педиатр порекомендует обратиться к офтальмологу, врачу, который непосредственно занимается проблемами глаз.
Возможно, малышу будет поставлен диагноз дакриоцистит. Заболевание может быть врожденным. Оно поддается лечению. Но чем раньше понять и решить проблему, тем лучше.
Так, когда появляются слезы у новорожденных? В идеале это может произойти в первые секунды жизни. Процесс довольно понятен и логичен. Когда плод находится в животе у мамы, носослезные каналы закрыты специальной пленкой. Она препятствует попаданию околоплодных вод в легкие малыша. Как только ребенок делает после родов первый вдох, пленка должна разорваться. Но это не всегда случается.
Симптомы недуга
Если после нескольких недель жизни крохи у его родителей по-прежнему возникает вопрос о том, когда появляются слезы у новорожденного ребенка, должна обратить внимание на глазное яблоко малыша. Возможно, ребенку требуется помощь, чтобы избавиться от дакриоцистита. Первые симптомы болезни проявляются следующим образом:
В уголках глаз может скапливаться жидкость или желто-зеленое отделяемое. При этом с каждым днем его количество увеличивается.
У малыша отсутствуют слезы при плаче.
Глаза постоянно находятся на «мокром месте».
К сожалению, многие врачи путают дакриоцистит с конъюнктивитом. Родителям необходимо знать следующее:
Конъюнктивит у малышей первых недель жизни может возникнуть только в случае занесения инфекции во время родоразрешения.
Болезнь поражает сразу 2 глаза.
Веки опухают.
Глазные яблоки краснеют.
Подобные симптомы при дакриоцистите отсутствуют.
Проводим диагностику
Если родителей волнует вопрос о том, во сколько появляются слезы у новорожденных, опытный врач не оговаривает конкретные сроки. Но к 2-м месяцам слезные каналы у ребенка должны начать работать. Если этого не происходит, офтальмолог должен провести тщательную диагностику. Придя на процедуру, родители должны быть готовы к следующим манипуляциям, которые будут проделаны с малышом:
Иногда у новорожденных может нарушаться функция слезных желез. По каким причинам это может происходить, рассказала в статье журнала «Shape mama» Наталья Боша, офтальмолог-хирург Европейского Медицинского Центра.
Во внутреннем углу глаза, в области нижнего века расположено крошечное отверстие, которое называется «слезная точка». По ней и уходит слеза. В слезном мешке поддерживается отрицательное давление, за счет которого идет отток жидкости из глаза. Через слезную точку жидкость поступает в слезный канал и свободно вытекает в полость носа. Именно поэтому, когда мы плачем, у нас всегда появляется насморк. Такая реакция – свидетельство нормальной работы слезного канала.
Если слезки не текут
Иногда встречается у грудничков. Причина такой патологии врожденная – непроходимость носослезного канала. В этом канальце естьь мембрана, которая в момент рождения младенца должна сама лопаться. Но часто у малышей, особенно появившихся на свет раньше положенного срока, мембрана не успевает разорваться естественным путем. Такие детишки, как правило, неспокойны, капризны, у них слипаются и краснеют веки. Есть данные, что закупорка носослезного канала чаще наблюдается у мальчиков.
Нужно как можно быстрее восстановить у малыша слезоотделение. Ведь оно выполняет важную функцию – увлажняет и защищает глаза от инфекций. Застой слез вызывает воспаление слизистой глаз и слезного канала, а любые воспалительные процессы, особенно в области головы, опасны для здоровья малыша. Не пытайтесь решить проблему с помощью промываний глазок крохи ромашкой или чаем. Немедленно обратитесь к специалисту.
Массаж
Восстановить нормальный отток слезы у малыша поможет специальный массаж. Осторожно массируйте область чуть ниже бугорка на внутреннем уголке глаза. Но нельзя надавливать сильно. Длительность процедуры 1-2 минуты, но повторять ее нужно 10 раз в день. Массаж оказывает давление на жидкость, накопившуюся в слезном канальце, и помогает мембране лопнуть, открывая путь слезам. В большинстве случаев эта манипуляция помогает. Если через 3-4 дня слезотечение не восстановится, врач предложит операцию – бужирование.
Операция
Бужирование проводится под местной анестезией. В процессе операции врач с помощью зонда (очень тонкого металлического стержня) рассекает мембрану, проходя инструментом через весь носо-слезный канал, иногда со стороны носа. После этой манипуляции в обязательном порядке проводится курс терапии антибиотиками – в глазки малыша закапывается антибиотик. Это делается для того, чтобы снять воспаление и не допустить возможности развития инфекции. Если пренебречь данным назначением, может произойти абсцесс слезного мешка, представляющий угрозу для здоровья ребенка. К тому же, в запущенном случае понадобится более сложная хирургическая операция с последующей пластикой носо-слезного канала.
Если же предписания доктора строго соблюдать, то уже через месяц от проблемы с глазками крохи не останется и следа.
Данная проблема встречается, как правило, у 30% новорожденных и к возрасту 6-9 месяцев в большинстве случаев проходит самостоятельно. Главная задача родителей, столкнувшихся с такой проблемой, — не допустить развитие глазных инфекций или свести к минимуму возможные воспаления. Для этого нужно следовать рекомендациям доктора и не забывать про массаж – очень простой и эффективный способ борьбы с этой проблемой. Только в 2-3% случаев приходится делать бужирование. Современная медицина позволяет делать данное операционное вмешательство безболезненно и эффективно даже у самых маленьких пациентов.
i6 — ИКП
Глава 4. Слезы и капризы
Отчего плачет ребенок раннего возраста? Что вызывает слезы у малыша? Упал и ушибся; испугался большой собаки, которая пробежала мимо; хочет конфету на полке магазина; увидел деда Мороза; остался один в магазине; хочет, чтобы сломанная игрушка оказалась целой; не хочет идти домой – список можно расширять бесконечно… В детстве достаточно поводов расстроиться, и устроить бунт. При этом можно заметить, что чем старше становится ребенок, тем он спокойнее реагирует на то, что в более раннем возрасте вызывало горючие слезы.
Поводы к слезам можно разделить на две большие группы.
Первая группа – это слезы–сигналы, которые возникают в ситуации, воспринимающейся ребенком как жизненная опасность. Наиболее ярко они проявляются у младенца, до года: малыш кричит и плачет, когда ему плохо, мокро, голодно. Спустя время младенец осознает связь: «Я заплакал – мама пришла», и крик становятся способом вступить в коммуникацию, привлечь и получить внимание взрослого. Если родитель отвечает, то младенец уверяется в своей возможности воздействовать на близкого взрослого, это продвигает его в коммуникативном развитии и вскоре на смену плачу приходят первые слова: этот способ приятнее и радостнее, чем слезы и расстройство. Слезы–сигналы остаются в жизни ребенка на долгое время: он плачет и призывает помощь взрослых, если ушибся или испугался. Совершенно очевидно, плач ребенка вызывает не только больная коленка. Более того, родители знают, что начиная с года, слез в жизни ребенка становится очень много, но вызывают их другие причины
Это вторая группа – это адаптивные слезы. В поводах их появления есть слово «хочу». Это новое в развитии ребенка в период одного года жизни, в период, который иногда называют «кризисом первого года». В это время ребенок приобретает новое достижение: он начинает ощущать и запоминать свои желания и намерения. Он увидел привлекательную машинку – и хочет ее получить сразу же, и если малыша до года можно было легко отвлечь от интересного, но недостижимого предмета, переключив его внимание не нечто другое – птичку, кошку, что-то вкусненькое, то теперь малыш проявляет настойчивость в достижении желаемого. Рождается сущность «Я хочу» – первая форма неповторимой индивидуальности ребенка, и это рождение сопровождается обильными слезами и постоянными капризами. Кажется, ему все хочется – и ничего нельзя. Малыш плачет и капризничает, когда ему не дают схватить машинку с полки магазина, не дают забраться к бабушке в шкатулку, или ведут домой, когда хочется понаблюдать за стройкой. Слезы появляются, когда желания и ожидания малыша не исполняются. Эти слезы выполняют адаптивную функцию. К чему же надо адаптироваться или, иначе говоря, приспособиться ребенку и причем тут слезы?
Слезы и крики у ребенка раннего и любого другого возраста возникают, как способ справиться с фрустрацией. Дословно слово фрустрация (лат. Frustratio) обозначает – «расстройство планов», «уничтожение замыслов». Фрустрацию, разочарование человек переживает, когда чего-то хочет, но не может этого достичь. В младенчестве фрустрация ребенка связана с витальными потребностями и потребность в общении. Это потребности в еде, в тепле, безопасности, или, как в случае, с потребностью в общении, без которой ребенок не развивается. Как ни страшно это звучит, но этот факт доказывают наблюдения почти столетней уже давности, наблюдения за детьми – сиротами, выжившими во второй мировой войне. Витальные потребности обязательны к удовлетворению близкими, мама реагирует на слезы младенца как на сигнал бедствия: она бежит к нему и выясняет, что ему нужно, почему он плачет.
Но вот наступает момент, когда вырастают новые потребности ребенка, которые выходят за рамки витальных – познавательный интерес, любопытство, желание достигать и изучать. Но ребенок не может уже удовлетворять эти потребности беспрепятственно. Помойное ведро, розетка, унитаз, лестничная клетка, ящик с мамиными духами, полочка с химикатами: все эти привлекательные предметы ребенок видит, хочет изучать, но… не может. Ему не разрешают, его останавливают, а иногда и ругают за такие желания. Тут малыш начинает осознавать, что свобода его не безгранична, не все ему можно и доступно, не все идет так, как ему хочется. Он знакомится с переживанием фрустрации из-за недостижимости желаемого.
Первое знакомство малыша с ограничениями внешней жизни, ставит перед ним новую задачу – задачу как-то смириться с ограничением, пережить бурю эмоций, которую вызывает фрустрация. Выплескиваются они во всевозможные поведенческие реакции: ребенок кричит, падает на пол, может разбросать все вокруг, может ударить родителя.
Ребенок переживает и активно протестует ограничениям.
Какие навыки позволяют ребенку справляться с фрустрацией? Это навыки эмоционального самоконтроля. Их нет у ребенка, они появляются при активной помощи близкого взрослого и начинают активно действовать и помогать ребенку только в районе года, и значит, начинается период, когда в жизни ребенка будет много капризов и истерик.
Что же происходит в душе ребёнка, когда он встречает ограничение? Он последовательно проходит через две стадии переживаний, каждая из которых может сопровождаться слезами, но эти слезы будут разными.
Первая фаза переживаний – это протест. Это яркая и сильная эмоция, которая называется «аффект» или «аффективная реакция». Аффект захватывает малыша полностью, и он не в силах остановить эмоцию, она выражается в протестном, буйном поведении: ребенок громко плачет, кричит, дерется, кусается, падает на пол – злится. Она может проявляться по-разному, общим является состояние напряжения – мышцы всего тела малыша сокращены, кулаки сжаты, дыхание активное. Если в этот момент его попробовать взять на руки или обнять, он может вырываться и убегать или неестественно выгибаться.
Ребенок неосознанно стремится изменить ситуацию: он сражается, он борется с ограничением. Он будет бороться до тех пор, пока не поймет, что желаемое недостижимо. Урок, который должен вынести ребенок из этих переживаний, – понять, что у обстоятельств есть непреодолимая сила.
Вторая фаза переживаний – горе. Ребенок горюет по поводу утраченной возможности. Тело ребенка расслабляется, он продолжает плакать и кричать, но это другие слезы: тон понижается, малыш всхлипывает, в его голосе — интонация не возмущения, а скорее жалобы. Родитель уже может утешить ребенка, прижать его к себе. Урок, который должен вынести ребенок из этих переживаний, – принятие того факта, что желаемое недостижимо, а утешение со стороны близкого взрослого всегда можно получить.
Зная адаптивный механизм слез, взрослый может помочь своему ребенку постепенно сформировать умение справляться со своим «хочу, но не могу», с фрустрацией.
Советы и рекомендации
Шаг 1. Принятие помогающей стратегии
Первое, что необходимо сделать взрослому в данной ситуации – остановить привычную реакцию осуждения и возмущения. Взять небольшую паузу, восстановить свое эмоциональное равновесие. Это получится быстрее, если родитель изменит отношение к поведению малыша. Действительно, наши переживания меняются, когда мы меняем точку зрения на ситуацию. Так, если родитель считает ребенка агрессором, – у него появится настрой бороться с ним. Если взрослый поймет, что ребенок сейчас не справляется, то у родителя появится желание помочь малышу. Пристальное внимание взрослого к эмоциональной жизни ребенка помогут ему понять, что стоит за слезами, за агрессией, что в данный момент испытывает ребенок. Взрослому надо реагировать не на «плохое поведение» ребенка, а на его внутреннее переживание, на горе. Тогда в родителе проснутся силы, чтобы помочь ребенку последовательно пережить обе стадии и прийти к утешению, которое так нужно обоим.
Шаг 2. Действия родителя, когда ребенок протестует
Быть рядом. У ребенка активная аффективная реакция, и справиться с ней в момент возбуждения сложно. С ним бесполезно разговаривать, попытка обнять и удержать малыша может вызвать только усиление аффекта и агрессию. Что родитель может сделать в ситуации развития аффекта? В первую очередь, быть вместе с ребенком, используя прием активного слушания: зрительный контакт на уровне глаз, спокойный тон, интонация ровная и стихающая, размеренная и очень спокойная. Если ребенок замахнулся, надо его остановить, придержать, обнять. Мама транслирует ребенку: «Я здесь, я готова тебя утешить. Я буду рядом, когда тебе нужна».
Озвучивать эмоции. Малыш не знает, что в данный момент переживает, ему просто плохо. Когда родитель называет переживание малыша словом: «Тебе страшно», «Это очень обидно», «Ты злишься», – он начинаем формировать у ребенка эмоциональный интеллект, который поможет ему с определением и называнием того или иного чувства.
Твердо удерживать то правило, против которого в данный момент протестует ребенок. Нельзя менять правила под воздействием аффекта и слез ребенка. Тогда истерика не будет встречаться с действием непреодолимой силы, и у малыша не появится необходимости адаптироваться к ограничениям. У ребенка должно появиться ощущение границы, и чем быстрее оно появится, тем меньше времени и сил он потратит на протест.
Если взрослый предоставит ребенку такой опыт, то в дальнейшем он научится не задерживаться на этой стадии, нащупав границы, он быстро перейдет к горьким слезам.
Шаг 3. Действия родителя, когда ребенок горюет
На этой стадии нужно принять другие уже эмоции ребенка – горькие слезы. Многие родители не любят и боятся слез ребенка, однако к ним нужно относиться как к лекарству, которое поможет малышу выздороветь и прийти в себя. Здесь уже проще утешить ребенка, можно его обнять, пожалеть, он уже слышит и слушает родителя. Не надо бояться избаловать этим ребенка, наоборот, для малыша ласка будет дополнительным подтверждением прочности ваших отношений. Это позволит ему выйти здоровым из ситуации, которая его травмирует – ситуации горя и разочарования в собственном всесилии.
Выходом из ситуации конфликта и аффективного выплеска является оживление малыша, когда у него появляются силы найти себе другое занятие, и интерес к окружающему миру восстанавливается. Иногда малыш возвращается к причине своих слез и сам находит выход из сложившейся ситуации.
Придерживаясь данной стратегии, двигаясь и проживая вместе с ребенком каждый шаг, родитель учит ребенка справляться с негативизмом в ситуации ограничения. Эта стратегия позволит укрепить связь ребенка со взрослым и поддержать его авторитет, как некоторую меру вещей. Спустя определенное время, родители замечают, что аффективная реакция ребенка уже не такая острая, и не такая продолжительная.
Итак, суммируем навыки родителя, которые позволят ему добиться такого результата:
— Умение быть рядом с ребенком, когда он переживает сильные эмоции;
— Уметь определять эмоциональное состояние ребенка;
— Умение правильно дозировать и правильно ставить правила;
— Умение оказывать эмоциональную поддержку.
Все это – навыки, которые не появляются сразу, они требуют тренировки, практики. Благо у любого родителя достаточно много возможностей получить такие навыки, было бы желание.
Плач в младенчестве: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002397.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
У младенцев есть рефлекс плача, который является нормальной реакцией на раздражители, такие как боль или голод. У недоношенных детей может отсутствовать рефлекс плача. Поэтому за ними необходимо внимательно следить на предмет признаков голода и боли.
Крик — это первое словесное общение младенца. Это сообщение о срочности или бедствии. Звук — это природный способ гарантировать, что взрослые как можно быстрее займутся ребенком. Большинству людей очень тяжело слушать плачущего ребенка.
Почти все признают, что младенцы плачут по многим причинам и что плач является нормальной реакцией. Однако родители могут испытывать сильный стресс и тревогу, когда ребенок часто плачет. Звук воспринимается как сигнал тревоги. Родители часто расстраиваются из-за того, что не могут определить причину плача и успокоить ребенка. Родители-новички часто сомневаются в своих родительских способностях, если ребенка не удается утешить.
ПОЧЕМУ МЛАДЕНЦЫ ПЛАЧУТ
Иногда младенцы плачут без видимой причины. Тем не менее, большинство плачет в ответ на что-то. Может быть трудно понять, что беспокоит ребенка в это время. Вот некоторые возможные причины:
- Голод. Новорожденные хотят есть днем и ночью, часто каждые 2-3 часа.
- Боль, вызванная газообразованием или кишечными спазмами после кормления. Боль появляется, если ребенка слишком много кормят или он недостаточно срыгивает. Продукты, которые ест кормящая мать, могут вызывать газообразование или боль у ребенка.
- Колики. У многих детей в возрасте от 3 недель до 3 месяцев появляется плач, связанный с коликами. Колики — это нормальная часть развития, которая может быть вызвана многими факторами. Обычно это происходит ближе к вечеру или в вечерние часы.
- Дискомфорт, например, от мокрого подгузника.
- Слишком жарко или слишком холодно. Младенцы также могут плакать из-за того, что чувствуют себя слишком закутанными в одеяло или из-за желания быть закутанными покрепче.
- Слишком много шума, света или активности. Они могут медленно или внезапно подавлять вашего ребенка.
Плач, вероятно, является частью нормального развития центральной нервной системы. Многие родители говорят, что они могут услышать разницу в тоне между криком, требующим кормления, и криком, вызванным болью.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛАЧИТ
Если вы не уверены, почему ваш ребенок плачет, сначала попытайтесь устранить источники, о которых вы можете позаботиться:
- Убедитесь, что ребенок дышит легко, а пальцы, пальцы ног и губы розовые и теплые.
- Проверьте наличие отека, покраснения, влажности, сыпи, холодных пальцев рук и ног, искривленных рук или ног, загнутых мочек ушей или защемлений пальцев рук или ног.
- Убедитесь, что ребенок не голоден. Не откладывайте на долго, когда ваш ребенок показывает признаки голода.
- Убедитесь, что вы правильно кормите ребенка и правильно срыгиваете ребенка.
- Убедитесь, что вашему ребенку не слишком холодно или слишком жарко.
- Проверьте, нужно ли менять подгузник.
- Убедитесь, что не слишком много шума, света или ветра, а также недостаточно стимуляции и взаимодействия.
Вот несколько способов успокоить плачущего ребенка:
- Попробуйте включить мягкую, нежную музыку для комфорта.
- Поговорите со своим ребенком. Звук вашего голоса может успокаивать. Вашего ребенка также может успокоить гул или звук вентилятора или сушилки для белья.
- Изменить положение младенца.
- Держите ребенка близко к груди. Иногда младенцам необходимо испытать знакомые ощущения, такие как звук вашего голоса в груди, биение сердца, ощущение вашей кожи, запах вашего дыхания, движение вашего тела и комфорт ваших объятий. В прошлом младенцев постоянно держали на руках, и отсутствие родителя означало опасность со стороны хищников или брошенность. Нельзя испортить ребенка, держа его на руках в младенчестве.
Если плач продолжается дольше обычного и вы не можете успокоить ребенка, обратитесь за консультацией к врачу.
Старайтесь больше отдыхать. Уставшие родители не в состоянии заботиться о своем ребенке.
Используйте ресурсы семьи, друзей или внешних опекунов, чтобы дать себе время восстановить свою энергию. Это также будет полезно для вашего ребенка. Это не значит, что вы плохой родитель или бросаете своего ребенка. Пока воспитатели принимают меры предосторожности и успокаивают ребенка, когда это необходимо, вы можете быть уверены, что о вашем ребенке хорошо позаботятся во время перерыва.
Немедленно позвоните своему врачу, если плач вашего ребенка сопровождается такими симптомами, как лихорадка, диарея, рвота, сыпь, затрудненное дыхание или другие признаки болезни.
- Место для срыгивания ребенка
Дитмар МФ. Поведение и развитие. В: Полин Р.А., Дитмар М.Ф., ред. Педиатрические секреты . 7-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2021: глава 2.
Маркданте К.Дж., Клигман Р.М. Плач и колики. В: Маркданте К.Дж., Клигман Р.М., ред. Нельсон Основы педиатрии . 8-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2019: глава 11.
Тейлор Дж. А., Райт Дж. А., Вудрам Д. Уход за новорожденными в яслях. В: Gleason CA, Juul SE, ред. Болезни Эйвери у новорожденных . 10-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 26.
Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Реакция на плач вашего ребенка
Плач выполняет несколько полезных функций для вашего ребенка. Это позволяет ей позвать на помощь, когда она голодна или чувствует себя некомфортно. Он закрывает образы, звуки и другие ощущения, слишком интенсивные для нее. И это помогает ей снять напряжение.
Вы можете заметить, что у вашего ребенка беспокойные месячные, даже когда он не голоден, не испытывает дискомфорта или усталости. Иногда может показаться, что ничто не может ее утешить. Сразу после этих периодов она может казаться более бдительной, чем раньше, а затем может спать более глубоким сном, чем обычно. Этот вид суетливого плача, по-видимому, помогает младенцам избавиться от избыточной энергии, чтобы обеспечить более удовлетворенное состояние.
По мере того, как вы будете узнавать, как плачет ваш ребенок, вам может казаться, что вы можете определить конкретные потребности по тому, как он плачет. Она голодна? Злой? Расстроен или испытывает боль? Сонный? Каждый ребенок будет использовать свой голос по-разному.
Различные типы криков
Иногда различные типы криков накладываются друг на друга. Новорожденные обычно просыпаются голодными и требуют еды. Если вы не отреагируете быстро, крик голода вашего ребенка может превратиться в вопль ярости. Вы услышите разницу. По мере взросления ребенка его плач будет становиться сильнее, громче и настойчивее. Они также станут более разнообразными, как бы выражая различные потребности и желания.
Лучший способ справиться с плачем — быстро реагировать в первые несколько месяцев. Маленького ребенка нельзя избаловать вниманием, а если вы откликнетесь на его призывы о помощи, в целом он будет меньше плакать.
Реагируя на плач ребенка, постарайтесь в первую очередь удовлетворить его самые насущные потребности. Если ей холодно и она голодна, а подгузник мокрый, согрейте ее, смените подгузник, а затем покормите. Если в плаче есть визг или паника, подумайте, не причиняет ли ей дискомфорт какой-то предмет одежды или что-то еще. Возможно, прядь волос попала на палец руки или ноги. Если она теплая, сухая и хорошо накормленная, но плач не прекращается, попробуйте следующие методы утешения. Найдите те, которые лучше всего подходят для вашего ребенка:
Покачиваться из стороны в сторону в кресле-качалке или на руках
Нежно гладить ее по голове или похлопывать по спине или груди )
Пение или разговор
Мягкая музыка
Прогулка на руках, в коляске или коляске
Ритмичный белый шум и вибрация
Срыгивание, чтобы выпустить застрявшие пузырьки газа
Теплые ванны (большинству детей это нравится, но не всем)
Когда ничего не помогает оставить ребенка одного в безопасном месте, например, в кроватке.
Многие младенцы не могут заснуть, не плача, и быстрее засыпают, если их оставить плакать. Плач не должен длиться долго, если ребенок действительно устал.Если плач не прекращается, а становится более интенсивным и продолжается день или ночь, это может быть вызвано коликами. Чаще всего колики просто означают, что ребенок необычайно чувствителен к стимуляции или еще не может себя утешить. По мере взросления вашего ребенка эта неспособность к самоуспокоению, отмеченная постоянным плачем, улучшится.
У младенцев, находящихся на грудном вскармливании, колики иногда являются признаком повышенной чувствительности к пище в рационе матери. Капли от колик дорогие, и исследования показывают, что они неэффективны. Вы можете рассмотреть другие немедикаментозные варианты, такие как корректировка диеты, медленное кормление и соответствующая отрыжка.
Если ваш ребенок безутешен, возможно, он болен. Проверьте ее температуру. Если вы примете его ректально и температура будет 100,4 градуса по Фаренгейту (38 градусов по Цельсию) или выше, у нее может быть инфекция. Обратитесь к педиатру.
Чем спокойнее вы будете оставаться, тем легче будет утешить вашего ребенка. Даже очень маленькие дети чувствительны к напряжению и реагируют на него плачем. Слышать плач новорожденного может быть мучительно, но если ваше разочарование перерастет в гнев или панику, это только усилит крики вашего ребенка.
Перерыв
Если вы начинаете чувствовать, что не можете справиться с ситуацией, положите ребенка в безопасное место и обратитесь за помощью к члену семьи или другу. Это принесет вам необходимое облегчение, а новое лицо иногда может успокоить вашего ребенка. Как бы нетерпеливы или злы вы ни были, не трясите и не бейте ребенка. Сильное встряхивание младенца может привести к слепоте, повреждению головного мозга или даже смерти. Важно поделиться этой информацией о плаче со всеми, кто заботится о вашем ребенке, включая вашего супруга, партнера или няню.
Помните
Прежде всего, не принимайте плач новорожденного на свой счет.