Дети аутисты признаки мальчики: Аутизм у детей признаки, что это за болезнь, ее причины и лечение

Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

11.04.2021 09:00

Поделиться

Ирина Ивойлова

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям «РГ» об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.

iStock

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже — предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, — подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Коля! Петя! Посмотри…» А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может — нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые — родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более «высокого порядка» — обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана — школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема — непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом — медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг — настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Поделиться

Семья и детиЗдоровье

Аутизм у девочек и аутизм у мальчиков — в чем разница

10.05.13


Почему у мальчиков аутизм диагностируется в четыре раза чаще, чем у девочек?

Автор: Ширли С. Ванг / Shirley S. Wang
Перевод: Елизавета Морозова
Источник:

 

Фото: Autism Speaks

 

Новые данные исследований, включая те, что были представлены на ежегодной конференции Международного общества исследований аутизма на прошлой неделе, пытаются ответить на вопрос, который до сих пор остается одной из главных загадок аутизма. Все больше ученых согласны с тем, что существуют половые различия в генетической предрасположенности, развитии мозга и социальном научении при аутизме. И понимание природы этих различий может изменить наше восприятие расстройства в целом и его лечения.

Ученые из Йельского университета представили результаты, говорящие о том, что у девочек, похоже, есть дополнительная генетическая защита против аутизма. Тем временем ученые из университета Эмори представили предварительные данные, говорящие о том, что мальчики и девочки с аутизмом по-разному воспринимают социальную информацию, что, возможно, приводит к разным результатам их взаимодействия с другими людьми.

Новые данные исследований, вместе с ранее опубликованными данными, предполагают, что нужно обязательно принимать во внимание пол пациента как в процессе диагностики, так и при разработке индивидуального плана лечения.

Аутизм — одно из нарушений развития, для которого характерны дефициты социальных навыков и повторяющиеся виды поведения. Аутизм встречается примерно у 1% всего населения. Давно известно, что аутизм гораздо чаще диагностируется у мальчиков, а не у девочек.

В то же время многие эксперты выражали мнение, что аутизм у девочек проходит гораздо тяжелее. Всего на четырех мальчиков приходится примерно одна девочка с аутизмом. Среди пациентов с аутизмом и нормальным уровнем интеллекта число мальчиков превышает число девочек в 10 раз и больше.

В чем причина такой разницы, и может ли она объясняться неправильной или недостаточной диагностикой девочек, до сих пор остается неясно. Однако все чаще и чаще ученые считают, что пол играет большую роль в области аутизма.

«Это такая важная биологическая подсказка: почему у нас такой перевес среди мальчиков?» — говорит Джеральдин Доусон, глава по науке в организации Autism Speaks, финансирующей научные исследования и защищающей интересы семей детей с аутизмом.

Половые различия при аутизме и других особенностях развития в целом игнорировались до недавнего времени, и до сих пор их природа непонятна. Небольшое число девочек с диагностированным аутизмом привело к тому, что девочки практически никогда не участвуют в научных исследованиях аутизма, и нет данных о возможных половых различиях в этой области. Очень часто исследователи аутизма вообще исключают девочек при формировании выборки.

Понимание половых различий очень важно для правильной диагностики и лечения, считает Кристофер Гиллберг, профессор детской и подростковой психиатрии при Гетеборского университета в Швеции. Поскольку эксперты понимают, что типичные черты расстройства были сформулированы исходя из исследований среди мальчиков, девочкам могут просто не ставить правильный диагноз, отмечает он. Некоторые исследования предполагают, что в целом девочкам диагноз ставится позднее, чем мальчикам.

Кроме того, клиническая картина для расстройств аутистического спектра у детей очень часто сложна. У большинства таких детей есть другие расстройства, например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушения сна, эпилепсия. Все эти расстройства также могут влиять на функционирование ребенка, отмечает доктор Гиллберг.

Он и его коллеги провели исследование среди 100 девочек в возрасте от 3 до 18 лет, у которых были нарушения социального взаимодействия и внимания. В результате исследования, у 47 девочек был диагностирован аутизм, хотя ранее у них не было диагноза. Примерно у 80% девочек с аутизмом также можно было диагностировать СДВГ. Практически все девочки с аутизмом страдали от депрессии, тревожных расстройств и проблем в отношениях с семьей.

Понимание половых различий также может привести к лучшему пониманию аутизма в целом. Эксперты предполагают, что вполне вероятно, что мальчики каким-то образом более уязвимы перед аутизмом из-за генов, гормонов или отличий в строении мозга.

Однако с генетической точки зрения все больше доказательств того, что мальчики не более уязвимы перед аутизмом, но у девочек есть дополнительная защита против него. Исследователи из Йельского университета подтвердили эту гипотезу своими данными, которые они представили на прошлой неделе, и которые были основаны на анализе ДНК нескольких тысяч детей с аутизмом.

Ученые обнаружили, что на самом деле у девочек почти в два раза больше генетических мутаций, связанных с высоким риском аутизма среди мальчиков. В то же время, поскольку у девочек симптомы аутизма развиваются реже, то что-то в организме девочек защищает их от этого расстройства даже при наличии генов высокого риска, говорит Стивен Сандерс из Йельского университета, который представлял исследование на конференции.

Ученые из Йельского университета даже предположили, что аутизм у мужчин и женщин — это два разных расстройства, по крайней мере, на генетическом уровне. Тем не менее, дальнейшие исследования показали, что расстройство у них одно и то же, говорит Сандерс.

Кроме того, были получены предварительные доказательства того, что хотя мальчики и девочки имеют одно и то же расстройство, они по-разному обрабатывают информацию, что и приводит к разным последствиям. Например, в области социального научения — основном процессе, на который влияет аутизм у детей, были обнаружены половые различия.

Дети с аутизмом чаще всего смотрят на рот других людей, а дети с типичным развитием чаще всего смотрят на глаза, говорит Эми Клин из Университета Эмори и Центра аутизма Маркуса при Детской больнице Атланты. Предположительно, глаза предоставляют социальную информацию, например, эмоцию или заинтересованность, и дети с аутизмом эту информацию пропускают, что способствует нарушениям в социальном взаимодействии с другими людьми.

Однако в новом исследовании ученые учитывали половые различия во взгляде детей с типичным развитием и детей с аутизмом, и полученные результаты их удивили. Ученые показывали детям шесть видеоклипов со сценами социального взаимодействия, например, как мальчики играют в бейсбол или дети разговаривают, 52 мальчикам и 18 девочкам с аутизмом, а также 26 и 36 мальчикам и девочкам с типичным развитием соответственно. Ученые использовали технологию отслеживания взгляда, что позволило им понять, на что именно смотрели дети во время просмотра видео.

В целом и девочки, и мальчики с аутизмом меньше смотрели на глаза людей по сравнению с типично развивающимися детьми, что соответствует данным предыдущих исследований. Объем взгляда на глаза у мальчиков с аутизмом был напрямую связан с уровнем их социальных нарушений. Чем реже мальчики смотрели на глаза других людей, тем выше была их социальная инвалидность.

Однако для девочек с аутизмом было верно прямо противоположное. У девочек, которые относительно много смотрели на глаза, социальная инвалидность была тяжелее, говорит Дженнифер Мориучи, дипломник факультета психологии в Университете Эмори.

Команда ученых обнаружила значительную разницу во времени, когда девочки и мальчики смотрят на глаза, что предполагает, что они наблюдают за разными подсказками.

Исследовательская группа продолжит свою работу, чтобы понять эти различия во взгляде у мальчиков и девочек, но уже сам этот факт говорит о том, как мало нам известно о половых различиях при аутизме, считает Уоррен Джонс, ведущий исследователь.

«Мы по умолчанию считаем, что для приспособления к повседневной жизни мальчики и девочки с аутизмом делают одно и то же, — говорит доктор Клин. — Однако все больше доказательств того, что верно прямо противоположное».

Научные исследования

Когда не стоит беспокоиться об аутизме

Авторизоваться | регистр

 

Вопросы здравоохранения

Проблемы со здоровьем

В какой-то момент все родители сравнивают то, что делают их дети, с тем, что делают дети их двоюродных братьев или друзей. «Соревнующееся воспитание» — это заставляет нас всех чувствовать себя немного сумасшедшими — и это очень трудно остановить.

Не слишком ли мы беспокоимся? Слишком мало? Что является достаточным основанием для беспокойства?   Доверяйте своим инстинктам. Вы лучше всех знаете своего ребенка.

Если вы заметили, что ваш ребенок развивается не так, как другие дети, или что-то кажется неправильным, важно поговорить с надежным источником.

Обнадеживающие вехи развития для младенцев и детей ясельного возраста


В своей книге

Mama Doc Medicine: обретение спокойствия и уверенности в воспитании детей, здоровье ребенка и баланс между работой и личной жизнью , Д-р Венди Сью Суонсон перечисляет следующие признаки того, что ваш ребенок вовремя развивает хорошие коммуникативные навыки:

  • Реагирует на свое имя в возрасте от 9 до 12 месяцев

  • Улыбается в возрасте 2 месяцев; смеется и хихикает в возрасте от 4 до 5 месяцев; выражает зрительный контакт, улыбается или смеется в такт вашему юмору около 6 месяцев

  • Играет и думает, что ку-ку — это забавно в возрасте около 9 месяцев.

    Разделите с вами удовольствие во время этой игры

  • Взгляните на зрительный контакт с людьми во время младенчества

  • попытки сказать слова, которые вы говорите в возрасте от 12 до 18 месяцев

  • Используют 5 слов к 18 месяцам

  • . , хлопает в ладоши или машет рукой

  • Имитирует вас, т. е. делает вид, что размешивает миску со смесью для блинов, когда вы даете ему ложку и миску, или делает вид, что разговаривает по телефону с помощью игрового сотового телефона

  • Качает головой «нет»

  • Машет «пока-пока» к 15-месячному возрасту

  • Очки, чтобы показать вам что-то интересное или привлечь ваше внимание к 18-месячному возрасту


Дополнительные ресурсы:

Оценка задержки развития

  • Как педиатры проводят скрининг на аутизм

  • Каковы ранние признаки аутизма?

  • Как диагностируется аутизм?

  • Вехи имеют значение: 10 важных событий до 5 лет 

  • Как выразить обеспокоенность по поводу речи и языка ребенка  

  • Задержка речи у детей раннего возраста: информация для родителей

  • Изучите Знаки.

    Act Early (CDC.gov) — направлена ​​на улучшение раннего выявления детей с аутизмом и другими отклонениями в развитии, чтобы дети и семьи могли получать необходимые им услуги и поддержку.

  •  

    Примечание редактора: У детей с РАС могут быть другие проблемы со здоровьем, которые могут потребовать дальнейшего обследования и лечения. Это могут быть судороги, проблемы со сном, желудочно-кишечные расстройства (проблемы с кормлением, боли в животе, запоры, диарея и поведенческие проблемы со здоровьем (такие как тревожность, СДВГ, раздражительность и агрессия).

    Последнее обновление
    11.12.2019
    Источник
    Американская академия педиатрии (Авторское право © 2019)

    Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

    Как педиатры проводят скрининг на аутизм

    Детский лечащий врач вашего ребенка начнет скрининг вашего ребенка на наличие признаков нарушений развития или проблем с общением, таких как расстройство аутистического спектра (РАС), при его или ее самом первом посещении здорового ребенка.

    Они наблюдают, как ваш ребенок хихикает, смотрит на вас в поисках поддержки, пытается привлечь ваше внимание во время разговора, показывает пальцем или машет рукой, отзывается на свое имя и плачет. Именно эти наблюдения — в сочетании с семейным анамнезом, медицинскими осмотрами и мнением родителей — помогают педиатрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, выявлять детей с риском развития РАС.

    Скрининг не является диагностикой!

    Важно отметить, что скрининг – это не

    диагностика .

    • Если у вашего ребенка положительный результат скрининга на РАС, это не означает, что ему или ей будет поставлен диагноз в спектре. См. Если есть подозрения на аутизм, что дальше?

    • Если ваш ребенок нормально смотрит на экран, но вы продолжаете беспокоиться о РАС, не стесняйтесь. Скрининговые тесты — это всего лишь скрининг, и они не выявляют всех детей с РАС.

    Вероятность успеха для M-CHAT -R/F, например, не 100 % , поэтому он используется в сочетании со здоровьем и семейным анамнезом для выявления детей из группы риска.

      Ваше мнение как родителя незаменимо и очень важно.

    Если вы обеспокоены и ваш ребенок не прошел официальный скрининг:

    Поговорите со своим педиатром о проведении формального скрининга.

    Но знайте следующее:  Если вас беспокоит общение или поведение вашего ребенка из-за семейной истории с РАС, то, как он или она говорит или действует, или комментарии других людей о его или ее поведении, доверяйте своим инстинктам. Не ждите, чтобы поговорить с врачом вашего ребенка о дополнительных мерах. Прежде чем идти на прием, заполните бесплатный контрольный список этапов развития и прочитайте эти советы о том, как разговаривать с врачом.

    Вы лучше всех знаете своего ребенка, и ваши заботы важны. Если первый врач не отвечает вам или не воспринимает вас всерьез, узнайте второе мнение.

    Не ждите. Ранние действия могут иметь большое значение в развитии вашего ребенка!

    Дополнительная информация:


    • Каковы ранние признаки аутизма?

    • Если есть подозрения на аутизм, что дальше?

    • Вехи имеют значение: 10 важных событий до 5 лет 

    • Как сообщить о беспокойстве по поводу речи и языка ребенка

    • Задержка речи у детей раннего возраста: информация для родителей

    • Изучите Знаки. Act Early (CDC.gov) — направлена ​​на улучшение раннего выявления детей с аутизмом и другими нарушениями развития, чтобы дети и семьи могли получать необходимые им услуги и поддержку.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *