Осязание что это за чувство: Осязание | это… Что такое Осязание?

Осязание | это… Что такое Осязание?

I Осяза́ние (tactus)

процесс комплексного восприятия организмом воздействия механических, температурных и других внешних факторов, осуществляемый с помощью рецепторов, расположенных в коже, мышцах, сухожилиях, суставах, а также слизистых оболочках языка, губ и др. Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений: тактильные, тепловые, холодовые и болевые. Механорецепторы кожи обладают свойством реагировать на прикосновение, давление, растяжение и вибрацию, терморецепторы — на изменение температуры окружающей среды, поверхностные болевые рецепторы — на болевые раздражители (см. Боль).

Осязание играет важную роль в процессе ориентации человека в пространстве, а также обеспечивает его информацией, необходимой для избегания вредных воздействий, способных вызывать повреждение покровов, болевые ощущения и т.п. В формировании О., связанного с движением частей тела или конечностей, принимают участие также рецепторы опорно-двигательного аппарата — проприорецепторы.

Наиболее распространенным видом осязательных рецепторов являются свободные нервные окончания, обильно ветвящиеся в поверхностных слоях кожи. Свободные окончания выполняют функцию терморецепторов, болевых рецепторов, а также механорецепторов. В то же время в коже имеются сложные механорецепторы, различающиеся функционально по скорости адаптации к действующему фактору. Так, быстроадаптирующиеся пластинчатые тельца (тельца Фатера — Пачини), рецепторы волосяных фолликулов и осязательные тельца (тельца Мейсснера) воспринимают механическое давление, длящееся не более 500 мс. Медленно адаптирующиеся осязательные тельца (диски Меркеля) реагируют на постоянное давление в течение длительного времени.

Физиологической основой возникновения осязательных ощущений является возбуждение рецепторов О., последующее возбуждение афферентных нервных волокон, иннервирующих рецепторы, и поступление информации о возбуждении от рецепторов в ц.н.с. Центростремительными каналами для осязательной информации служат спинной мозг, ствол мозга, далее возбуждение поступает в интегрирующие структуры таламуса (по лемнисковому и экстралемнисковому путям), а затем в сенсомоторную область коры больших полушарий мозга. Всю совокупность рецепторов кожи и слизистых оболочек, проводящих нервов и нейронов мозга, участвующих в восприятии О., называют кожным анализатором. Восприятие механических воздействий на поверхность тела обеспечивается тактильными анализаторами. Установлено, что уровень чувствительности тактильных рецепторов к внешнему воздействию изменяется под влиянием растяжения кожи, действия биологически активных веществ, поступающих к коже с кровью и тканевой жидкостью, а также под влиянием симпатической нервной системы (см.

Вегетативная нервная система, Чувствительность).

Особенно большое значение О. имеет для больных слепоглухонемотой (Слепоглухонемота), лишенных возможности контактировать с внешним миром с помощью зрения, слуха и речи. О. у таких больных хорошо развито и обеспечивает ориентацию в пространстве, компенсируя недостаток информации, получаемой здоровыми людьми с помощью других анализаторных систем.

В практической медицине широко известны патологические нарушения О. , имеющие различное происхождение. У больных с односторонним поражением спинного мозга наблюдают избирательные нарушения осязательной чувствительности на обеих половинах тела ниже места повреждения: на стороне, соответствующей поражению, наряду с параличом произвольных движений отмечают повреждение тактильной чувствительности, а на противоположной стороне — нарушение болевой и температурной чувствительности (см. Броун-Секара синдром).

Патологические процессы, обусловленные медленно развивающимся заболеванием спинного мозга — сирингомиелией (Сирингомиелия), приводят к последовательному нарушению у больных болевой, тепловой и холодовой чувствительности. Заболевание лепрой (Лепра), при которой поражаются нервные волокна кожи, вызывает выпадение болевых ощущений при сохранности тактильного восприятия.

Для объективной оценки функционального состояния кожного анализатора у человека применяют ряд экспериментальных методов. Для измерения абсолютного порога тактильной чувствительности или наименьшей силы точечного давления, при которой возникает ощущение прикосновения, используют набор волосков Фрея.

При легком надавливании на кожу заранее откалиброванным на изгиб волоском или щетинкой определяют порог тактильного ощущения в данной точке кожи. Используя циркуль с закругленными концами (циркуль Вебера) и эстезиометр Зивекинга, можно определить наименьшее расстояние между двумя точками на коже, при одновременном механическом раздражении которых возникает ощущение действия двух стимулов. Существуют также различные виды эстезиометров, позволяющих оценивать температурную чувствительность кожи: термоэстезиометр Рота, термоэстезиометр Эйленбурга и др. Наиболее точные измерения осязательных ощущений можно получить, используя электроизмерительные устройства с применением тензометрических и пьезометрических датчиков.

См. также Анализаторы.

Библиогр.: физиология сенсорных систем, под ред. В.Н. Черниговского, ч. 3, Л., 1975; Физиология человека, под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, пер. с англ., т. 2, с. 54, М., 1985.

II Осяза́ние (tactus)

восприятие факторов окружающей среды контактными рецепторами кожи и слизистых оболочек, а также рецепторами мышц и суставов.

Осяза́ние проте́зное

— О. за счет восприятия перемещений протеза проприоцепторами и тактильными рецепторами культи.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

что можно трогать, а что нельзя? • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалы

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Автор Мария Пироговская

Мы все знаем, что у нас есть осязание. Но что это? Как ему дать определение? Понятие осязания похоже на зонтик, под которым скрывается сразу несколь­ко значений. Иногда под осязанием понимается непосредственное бессоз­натель­ное впечатле­ние, которое человек получает через кожу любой части тела. Иногда осязание приравни­вается к сознательной и осмыслен­ной ощупи, то есть когнитивно направлен­ному прикосновению пальцев. Сюда же могут включаться жестовые касания, то есть те прикосновения, которые имеют устойчи­вый социальный смысл, — например, тактильные приветствия и про­ща­­ния, объятия, поцелуи, благословения и наложе­ния рук. В свою очередь, такие прикоснове­ния могут быть асимметрич­ными, вроде целования рук (они демон­стрируют властную иерархию или символи­ческое подчине­ние). Но могут быть и симме­тричными, создающими видимость равенства, — это, например, руко­по­жатие. Еще дальше от маги­стрального значения (но все равно под тем же зонтиком) будут диагно­стиче­ские касания (измерение пульса или темпе­ратуры) и разные прикосно­вения к самому себе, от аутоагрессии до ауто­эротизма.

Что общего между этими довольно разными явлениями? Наверное, единствен­ное, что их может объеди­нить, — небольшая дистанция, на которой они функционируют.

Понятие дистанции в социаль­ные исследо­вания ввел амери­канский антрополог Эдвард Холл. Он придумал целую новую дисципли­ну, которая называлась «проксемика» и изучала расстояния между людьми.

Проксемика извлекала смысл из того, как в разных культурах люди исполь­зуют простран­ство — при разговоре, при орга­низации жилища или в город­ском планиро­ва­нии. Например, во время коммуника­ции можно разговаривать на разном расстоянии друг от друга. Холл выделял четыре пространствен­ные зоны, или четыре вида дистанции. Каждый из этих видов взывал к какому-то чув­ству. Первая дистанция — публичная, подходящая для публичных выступ­лений: нам нужно стоять так, чтобы все слушатели могли нас хорошо видеть и слышать. Эта зона начинается от 3,7 метра. Следующая, социальная дистан­ция отделяет людей, не связан­ных семей­ными или друже­скими отношениями, во время обычного разговора. Социальные дистанции в разных культурах могут очень отличаться, но средним по больнице будет расстояние от 1 до 3,5 метра.

Следую­щий тип — тесные личные отноше­ния — сокра­щают дистанцию до полуметра: мы впускаем человека в свое персональное, личное простран­ство, на кото­ром хорошо чувствуются запахи. Наконец, четвертый тип предпо­лагает близкий осязательный контакт: на эту интимную дистанцию мы под­пускаем людей для пере­шепты­ваний, объятий, драки или сексу­альных отноше­ний. Соответст­венно, для телесного контакта нам нужны персональная и интим­ная дистан­ция. Это то расстояние, на которое мы мо­жем протянуть руку или ощутить визави всей кожей. При этом в любой культуре право на при­­коснове­ние зарезервировано лишь за некоторыми частями тела. Нару­шение этих неписа­ных правил возможно лишь в исключи­тельных ситуациях: например, когда речь идет об опасности для жизни. В противном случае нарушение сразу вызовет конфликт.

Если мы вернемся к античным пред­ставле­ниям об иерархии пяти чувств, то вспомним, что осязание — низшее, базовое чувство. По мнению Аристо­теля, оно отделяет людей и животных от растений — и оно же объединяет людей с животными. Соответ­ственно, оно воплощает в себе животное, чувст­венное начало. Античная культура превозносила зрение и слух как опору мыш­ле­ния, но нельзя сказать, что пренебрегала животным чувством осязания. Напри­мер, в античной медицине осязание помогало выявить темперамент человека, посчи­тать пульс или распознать признаки лихорадки. На основа­нии чувств античные врачи проводили различие между телами мужчин и женщин — мы уже говорили, что это различие опиралось на темпе­ратуру: мужчины были горячими, а женщины — холодными. Но, кроме того, использовались осяза­тельные термины. Мужчины считались сухими и твер­дыми, а женщи­ны — влажными и мягкими.

Эта тактильная оппозиция мужского и женского тела сохранилась и после христианизации Европы. В каком-то виде следы таких представлений сохра­няются до сих пор: мы можем оцени­вать «качество» рукопожатия и гово­рить о «холодных» пальцах или «вялой» ладони как признаках недостаточной мужественности. Интересно, что женщинам, которые отклонялись от типич­ных женских биографий, приписы­валось и другое тактильное качество: напри­мер, аскетичные тела мучениц и святых утрачивали женскую холодную влаж­ность. Но точно так же ее утрачивали тела ведьм: их описывали как твер­дых и жестких на ощупь. Через несколько столетий разное качество мужских и женских тел (и мужских и женских прикос­новений) по-прежнему входило в обыденное знание. Например, в XVIII веке к этому различию апеллировали британские врачи, которые пытались отнять у повитух право на родовспомо­же­ние. Врачи считали, что мужское прикосно­вение — уверенное, рациональ­ное, профессиональное и твердое. Женское прикосновение считалось эмоцио­нальным, неуклюжим и ненадежным, и это был повод отнять у пови­тух их хлеб. То есть мы уже говорили о том, что рацио­нальное зрение считалось мужским свойством, и тогда прикосновение мужчины становилось своеоб­разным продолжением мужского зрения, а женское прикосновение оказыва­лось своеобразным осязанием в квадрате.

Сакральные смыслы осязания были не менее важны. В частности, такому сюжету посвя­щена книга Марка Блока «Короли-чудотворцы», одна из клас­сических исторических работ XX века. Она посвящена тому, как работало чудо: в течение несколь­ких поколений французские и английские короли лечили золотуху, или туберкулезный лимфаденит, как сейчас бы это назвали врачи. Так вот, эту болезнь короли лечили наложением рук. Для больных, которые искали исцеления, сакральное и меди­цинское не были разделены. А почему считалось, что король может вылечить? Потому, что его власть была священ­ной: люди верили, что христи­анские святые, священники и короли могут влиять на события в этом мире. Поэтому у святого можно попросить урожай или исцеле­ние от болезни. Прикосновение практически гарантиро­вало выздоровление.

Контакт с могущественной силой мог быть прямым, а мог быть опосредован­ным. В средневековых хрониках можно обнару­жить свиде­тельства того, что прихожане просили священников лечить наложением рук, пили елей, ели тол­ченые мощи, умащались миром и использовали для пластырей облатки. То есть это было медицинское понима­ние святости. С другой стороны, Бог мог при­косну­ться к человеку в ответ на его духовный запрос и позволить разделить свои страдания: это случай стигматов, которые первым в христиан­ских житиях получил Франциск Ассиз­ский (однако случаи стигматиза­ции известны и в XX веке).

Но можно было пытаться разделить страдание и самостоятельно, не дожи­даясь чуда стигматизации: разные аскетические практики, от самобичева­ния до но­ше­­­­ния вериг или власяницы, активно использовали чувства осязания и боли. С другой стороны, известна средневековая практика «Божьего суда» — она описана, например, в «Романе о Тристане и Изольде»: в слу­чае юридиче­ской двусмыслен­но­сти обвиняемый мог решиться на средневе­ковый детектор лжи и взять в руки кусок раскален­ного железа. Если Бог был на его стороне, он чу­десным обра­зом менял границы человеческого ося­зания и кожа остава­лась целой и невре­димой. То есть осязание было самым непосредственным спосо­бом почув­ствовать Божью милость или Божий гнев.

Здесь мы подходим к проблеме: а как, собственно, располагаются границы осязания и осязаемого? С одной сто­роны, для активного осязания мы обыч­но используем руки. Некото­рые иссле­до­ватели даже рассматривают челове­ческую кисть как главный инструмент, благодаря которому мы становимся людьми. Однако чувство осязания продол­жается на всю поверхность кожи: это самый большой и очень чув­ствительный орган, который отделяет наше тело от внеш­ней среды. А к чему еще мы можем прикоснуться? Насколько материальным может или должно быть прикосновение, чтобы его интерпретировали как прикосновение?

В европейских и неевропейских языках есть представления о том, что можно прикоснуться к святыне или запретной для чужаков удаче или судьбе, — такие представления есть и у восточных славян, и у малай­цев. Можно затронуть чью-то честь или чьи-то чувства. Можно запятнать и тем самым осквер­нить чью-то память — и сделать это словами, действиями или самим фактом своего присутствия в запрет­ном, неположенном месте. Еще можно нечаянно взять чу­жое магическое знание, которое колдун или ведьма «скинули» на какой-нибудь предмет, — с этим поверьем связан запрет трогать вещи на дороге или в чужом доме. Затронуть, запятнать, подобрать — то есть осязать можно не только что-то сугубо матери­альное, но и удачу, время, здоровье или благо­состояние. Точнее, это говорит о том, что границы матери­ального могут располагаться не так, как привычно нам, и при анализе местных практик осязания это нужно учитывать.

Можно сказать, что в каждом обществе есть представления о вещах, которые трогать можно, и о вещах, которые трогать запрещено или очень опасно. Доступ к этим запретным вещам обычно осуществляется с помощью особого ритуального специа­листа: им может быть жрец, священник, кол­дунья, шаман или врач. Врачу мы раз­решаем нарушать правила социальной и интимной дистан­ции и прикасаться к нашему телу (однако интересно, что в нашем обществе врачи обычно делятся по специальностям и мы сразу представляем, какие прикосно­вения разрешены тому или иному специалисту).

В разные исторические периоды пере­чень того, что можно и нельзя трогать, будет меняться. Например, каждый советский ребенок наверняка не раз и не два слышал: «Не трогай стенки лифта», «Не трогай поручни в метро», «Не трогай перила на лестнице (или деньги) — они грязные». Если мы посмо­трим на эту ситуацию марсианским взглядом антрополога, она покажется нам странной. Ведь перила для того и нужны, чтобы за них держаться, а деньги — чтобы распла­титься за моро­женое, иначе какой в них смысл? Но для ро­дителей смысл запрета был совершенно очевиден: за перила или поручни держались какие-то другие люди, деньги трогали чьи-то грязные руки. То есть прикосно­ве­ние к ним могло привести к зараже­нию чем-нибудь нехорошим.

Но почему чужие руки обяза­тельно «гряз­ные»? Откуда мы знаем про эту грязь? Мы определяем грязь так, а не иначе, потому что нас этому научила бактерио­ло­гия. Но бакте­рио­логия сама по себе — относительно новая научная дисцип­лина. По мере того как она завоевывала сторонников, она генерировала страх перед контак­том с «заразой». В обыденной жизни увидеть эту заразу было нельзя (то есть возможности зрения оказывались ограниченными). Пощупать ее тоже было нельзя, но можно было пытаться избежать соприкосновения с ней. Историки медицины указывают, что после того, как Луи Пастер поведал публике о бактериях и микробах, обществом овладели новые бытовые фобии. Заодно бактериология создавала новые контуры осязания. То есть люди теперь постоянно сомневались в безо­пасности окружающей среды и всюду подозре­вали возможность заразиться. Самые чувствительные множество раз в день мыли руки и пытались избежать прямых контактов с «грязными» предметами: например, брались за дверную ручку только через полу пальто. Вот эти пред­став­ления дают мотивировку и совет­ской бытовой брезгливости, и советским практикам осязания.

Медицинская идея об опасности или за­разности прикосновения не была изо­бретением бактериологов, она возникла намного раньше. В середине XVI века итальянский врач Джироламо Фрака­сторо опубликовал трактат о контагиях и контагиозных (то есть контактных) болезнях. Контагием он назвал некую заразу неясной природы, которая передается через прямой контакт с боль­ным — например, через прикос­но­вение к телу, общую посуду и лич­ные вещи. Зараза могла распростра­ниться и по воздуху, поэтому Фрака­сторо считал опасным контактировать с тем воздухом, которым дышит больной.

В формировании контагиозной теории не последнюю роль сыграло распро­стра­­нение сифилиса. Первая известная эпидемия сифилиса случилась в Неаполе в конце XV века. Откуда он там взялся, до сих пор не вполне ясно. Однако ренессансная медицина довольно быстро связала сифилис с неконтролируемой сексуальностью и указала на необходимость интимного контакта для зараже­ния. То есть выяснилось, что эротическое прикос­новение могло стать причи­ной не только удовольствия, но и ужасной болезни, крайне неприятного лече­ния, а затем и мучительной смерти. И это нашло отражение в искусстве. Например, у итальянского художника Аньоло Бронзино есть картина «Аллего­рия c Венерой и Амуром» (она хранится в Лондонской национальной галерее). Это очень чувст­венное произве­дение, на котором изображен Амур, соблаз­няю­­щий собствен­ную мать. Но на зад­нем плане есть персонаж с обезо­бра­женным лицом, которого некоторые искусствоведы интерпретируют как воплощение сифилиса. Перед нами возникает аллегория чувственного, сексуального при­косновения, следстви­ем которого может стать смертельная болезнь. Так старое представление о животной природе осязания было дополнено новым представ­лением о связи осязания с сексу­альной распу­щенностью. Любопытно, что в ис­кус­стве европейского Ренессанса одним из символов осязания была черепаха. Она вроде бы лишена зрения и слуха; что у нее со вкусом и обоня­нием — непонятно; но у нее точно есть осяза­ние. На гравюрах, посвященных пяти чувствам, черепаха появлялась рядом с обнаженными пароч­ками и выступала символом распутства. Так упрочивалась связка «осязание — живот­ное — опас­ная (если не смертоносная) распущенность».

Вернемся к тому, как чувства изобра­жались в живописных аллегориях. Если зрение и слух часто воплощали фигуры аристокра­тов в бархате и шелке, то для изображения низших чувств — вкуса, обоняния и осязания — использо­вались фигуры крестьян, солдат, нищих и бродяг. На картине барочного мастера Пьетро Паолини «Аллегория пяти чувств» осязание — это два борца на зад­нем плане. То есть в иерархиче­ских отношениях между сенсорными системами люди видели еще и социаль­ную составляющую.

Начиная с Ренессанса аристократия была уверена, что осязание — основное чувство, на которое полагаются массы. С одной стороны, крестьяне и ремес­лен­­ники безусловно владели профес­сио­нальным осязанием. Плотность теста, степень обработки кожи или скрученность нити определялись на ощупь. С дру­гой стороны, их тела считались более грубыми и жесткими, и это давало вра­чам повод говорить о качественном отличии осязания низов: грубость фибр соответствует грубости чувств.­

В свою очередь, над своим осязанием аристократы тоже рефлексировали и счи­тали его весьма утонченным. Аристократам приписывались тонкие фибры, а начиная с какого-то момен­та — изнеженные нервы. Их тонкие чувства позво­ляли им оценивать произведения искусства и предметы роскоши, которые про­столюдин не мог оценить, — оценивать качество бархата или гладкость мра­мор­ной скульпту­ры с помощью прикосновения. Об этом свидетельствуют многочисленные портреты XVIII — начала XIX века, на кото­рых позирующие подчеркивают свой статус, разглаживая шелк, круже­во, мех или держа в руках безделушку.

Вторую половину XVIII века занимает большая общеевропейская полемика о роскоши, в том числе тактильной: одни говорят, что роскошь необходима для различения низов и верхов; дру­гие — что она приносит доход в казну; третьи, как Джордж Вашингтон, призы­вают к отказу от роскоши. Вашингтон требо­вал, чтобы американцы носили одежду из простых и грубых домотка­ных материа­лов как противоядие против роскоши и пороков, которые с ней ассоциируются. Грубая ткань должна была воспитывать суровые римские добродетели, прочные и толстокожие.

Если средневековые жилища провоци­ровали вынужденное соседство со мно­жеством людей и в каком-то смысле вынужденную тактильность, то модер­низация и капитализм требуют расши­рения личного пространства. Представ­ление о комфорте и о новых тактиль­ных нормах возникает в городе эпохи санитарной революции (это конец XIX века). В это время разные функции окончательно расходятся по разным комнатам: спать, принимать пищу и умы­ваться в одной и той же комнате больше невозможно. То есть аристо­крати­ческие привычки начинают утверждаться как новая демократи­ческая норма. После гигиени­ческих реформ середины XIX века и после открытия электриче­ства супер­совре­мен­ные дома с лифтами и тесные трущобы с лучи­нами продолжали существовать: это усложняет конфигу­рацию чувств, поскольку в пре­делах одного города и даже одного квартала делает практики осязания более разнообразными.

Модерн подразумевает разные так­тильные ситуации: одни поощряют прикос­новения, другие их запрещают. Например, с XIX века публичные музеи учат нас дисциплини­ровать свое тело и не трогать то, что нам нравится (а чтобы мы об этом не забыли, в музе­ях существуют специальные люди и техноло­гии, кото­рые за этим следят). С другой стороны, сначала французские универсаль­ные магазины, а затем американ­ские супермаркеты поощряли прикос­новения: это новая тактиль­ность — тактильность покупа­теля, который хочет избежать коммуникации с продавцом и при этом хочет удосто­ве­риться в качестве това­ра, который поку­пает: мятое ли яблоко, прочная ли ткань и так далее. Комфорт и непосред­ст­вен­ное прикосновение помогают современному человеку суще­ство­вать в его главной ипостаси — ипостаси потребителя. 

Радио ArzamasСоветская скульптура: пропаганда или искусство?

Вера Мухина — гений? Почему в советских статуях так много хтони? И зачем Ленин раздавал деньги скульпторам? Обсуждаем в новом выпуске подкаста «Зачем я это увидел?» в связи с выставкой «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

25 минут

1/4

Почему чувств на самом деле не пять?

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

Читает Мария Пироговская

Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку

18 минут

2/4

Зрение и слух: что важнее?

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему

17 минут

3/4

Обоняние: запах между естественным и безобразным

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

Читает Мария Пироговская

Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов

18 минут

4/4

Осязание: что можно трогать, а что нельзя?

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Читает Мария Пироговская

Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно

Материалы

Пять лучших книг о пяти чувствах

Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях

История чувств, рассказанная через искусство

От средневековой фрески до современных инсталляций

Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре

Что значат звуки в русских приметах

Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре

Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг

Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре

Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Ощущение прикосновения | Спросите у биолога

Автор: Патрик МакГуррин

показать/скрыть слова, чтобы узнать

Потенциал действия: небольшое электрическое событие, с помощью которого информация передается от нейрона к нейрону.

Дерма: внутренний слой кожи под эпидермисом, состоящий из соединительной ткани, крови и потовых желез. Он содержит нервы, которые обрабатывают информацию о прикосновении и боли.

Эпидермис: самый наружный слой клеток, покрывающий организм.

Миллиметр: единица длины, равная одной тысячной метра и одной десятой размера сантиметра.

Нервная система: система органов, состоящая из сети специализированных клеток, называемых нейронами, которые координируют действия животного и передают сигналы к различным частям тела и от них… подробнее

Рецептор: молекула на поверхность клетки, которая реагирует на определенные молекулы и получает химические сигналы, посылаемые другими клетками.

Стимул: сигнал, который может активировать или вызвать реакцию организма. Пища, звуки и другие триггеры, вызывающие определенное поведение или сенсорные переживания, являются стимулами.

Осязание

Кожа содержит рецепторы, которые позволяют человеку или животному чувствовать прикосновение. Изображение Агустина Руиса.

 Снаружи воет ветер, дождь стучит в окно. При внезапной вспышке молнии свет в вашей комнате гаснет. Зрение не очень поможет в темноте комнаты, но вы знаете, что в тумбочке рядом с кроватью есть фонарик. Вы приближаете к нему руки, находите ручку ящика и открываете его. Вы начинаете ощупывать фонарик.

Прикоснувшись к каждому предмету в ящике, вы можете сразу его идентифицировать. После нескольких попыток вы почувствуете резиновые канавки на ручке фонаря. Со вздохом облегчения вы вытаскиваете его из ящика и включаете. Хотя вы можете думать, что обладаете экстрасенсорными способностями, чтобы правильно отличить фонарик от других предметов, к которым вы прикасались, ваша кожа сделала большую часть работы.

Кожа имеет множество типов рецепторов, которые помогают вам чувствовать то, к чему вы прикасаетесь. В вашем теле рецептор — это структура, которая может получать информацию из окружающей среды. Затем информация преобразуется в сигнал, который может быть понят нервной системой. Рецепторы, позволяющие телу ощущать прикосновения, расположены в верхних слоях кожи – дерме и эпидермисе.

Кожа содержит различные типы рецепторов. Вместе они позволяют человеку ощущать такие ощущения, как давление, боль и температура. Нажмите, чтобы узнать больше.

Рецепторы небольшого размера, но при прикосновении собирают очень точную информацию. Они могут ощущать боль, температуру, давление, трение или растяжение. Уникальные рецепторы реагируют на каждый вид информации. Это помогает дать телу полную картину того, что касается кожи.

  • Терморецепторы (термо = тепло) воспринимаемая температура. Они делают это, изменяя уровень своей активности. Например, если температура становится ниже, терморецепторы, которые чувствуют холод, будут более активными. Те, что чувствуют тепло, будут менее активны.
  • Ноцицепторы (noci = причинять вред | ceptor = рецептор) чувствуют боль, но, возможно, не в том смысле, в каком человек обычно о ней думает. Мы думаем о разных типах боли, связанных с порезом или ожогом, но ноцицепторы не могут отличить одно от другого. Они обнаруживают только повреждения клеток кожи. Таким образом, хотя человек может думать, что боль при ожоге отличается от пореза, ноцицепторы получают одинаковую информацию в обоих случаях.
  • Механорецепторы (механо = машина) ощущают контакт с кожей. Эти рецепторы являются механическими, что означает, что они чувствуют физические изменения. Изменение может произойти, когда объект сильно давит или просто касается кожи.

Сенсорные рецепторы — это нейроны. Они посылают информацию о прикосновении в мозг через потенциалы действия. Изображение Николаса П. Ругера.

 Хотя каждый из этих сенсорных рецепторов реагирует на определенный тип прикосновения, все они действуют одинаково при активации. Являясь частью нервной системы, эти рецепторы запускают потенциал действия. Потенциалы действия — это сигналы, посылаемые особыми клетками, называемыми нейронами, из которых состоит нервная система. Они используются для обмена различными видами информации в нервной системе. Потенциалы действия от всех этих рецепторов посылают сигналы как в спинной, так и в головной мозг.

Нейробиологи до сих пор не знают, как сигналы от этих рецепторов преобразуются в информацию, понятную человеку. Например, когда вас щекочут, а не тыкают, вы сразу понимаете, что произошло. Но как мозг сообщает вам, щекотка это или тычок, основываясь лишь на нескольких потенциалах действия? Ученые продолжают изучать этот вопрос.


Изображение руки, касающейся воды, автор Агустин Руис.

Подробнее о: Как мы чувствуем прикосновения?

Коснуться или почувствовать?

Крейг Шривс

В чем разница между «прикосновением» и «чувствованием»?

«Прикоснуться» и «почувствовать» легко спутать, особенно для изучающих английский язык.

  • «Прикосновение» означает физический контакт с чем-либо. Например:
    • Если вы коснетесь провода, вы проиграете.
  • «Почувствовать» означает прикоснуться к чему-то, чтобы узнать об этом. Например:
    • Ощупать кожу акулы. Это грубее, чем кажется.

Подробнее о «Touch» и «Feel»

«Прикоснуться» и «ощутить» имеют схожие значения, но между ними есть тонкая разница.

Сенсорный экран

Глагол «трогать» означает физический контакт с чем-либо (обычно рукой или пальцем).

Примеры предложений со словом «прикосновение»:

  • Краска мокрая. Не прикасайтесь к нему.
  • На мгновение наши пальцы соприкоснулись.
  • (В этих двух примерах «прикоснуться» означает установить физический контакт. Это наиболее распространенное значение слова «прикасаться».)

«Прикосновение» также может использоваться в переносном значении, чтобы вызвать чувство привязанности, благодарности или сочувствия. Например:

  • Ваша картина тронула меня.
  • (Здесь «прикосновение» означает вызвать чувство эмоции.)

Как существительное, «прикосновение» — это небольшое количество чего-то. Например:

  • В смесь нужно добавить немного сахара.
  • (Здесь «прикосновение» — существительное. Оно означает небольшое количество.)

    На ощупь

    Глагол «чувствовать» означает осознавать что-то (или узнавать о чем-то), касаясь этого. Это также означает испытывать эмоции или ощущения.

    Примеры предложений со словом «чувствовать»:

    • Почувствуйте мягкость этого материала.
    • (Здесь «чувствовать» означает узнавать о чем-то, прикасаясь к нему.)
    • Я в предвкушении праздника.
    • (Здесь «чувствовать» означает испытывать эмоцию.)

    Еще больше о «Touch» и «Feel»

    Вот, для полноты, все пять форм глагола «трогать»:

    9 01590 9 9 Форма -S
    (также называемая формой настоящего времени от третьего лица единственного числа)
    Форма глагола Пример
    1 Основная форма касание
    touches
    3 Past Form touched
    4 Форма -ING
    (также называемая формой Present Participle
    ) 60
    5 Форма причастия прошедшего времени коснулся

    Вот все пять форм глагола «чувствовать»:

    9057 9015 0159 Past Form 9015y

    Форма глагола Пример
    1 Базовая форма feel
    2 Форма -S
    (также называемая формой настоящего времени единственного числа от третьего лица)
    feel фетр
    4 Форма причастия прошедшего времени
    (также называемая формой причастия настоящего времени)
    чувство
    5 Форма причастия прошедшего времени войлок