Осязание | это… Что такое Осязание?
I Осяза́ние (tactus)процесс комплексного восприятия организмом воздействия механических, температурных и других внешних факторов, осуществляемый с помощью рецепторов, расположенных в коже, мышцах, сухожилиях, суставах, а также слизистых оболочках языка, губ и др. Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений: тактильные, тепловые, холодовые и болевые. Механорецепторы кожи обладают свойством реагировать на прикосновение, давление, растяжение и вибрацию, терморецепторы — на изменение температуры окружающей среды, поверхностные болевые рецепторы — на болевые раздражители (см. Боль).
Осязание играет важную роль в процессе ориентации человека в пространстве, а также обеспечивает его информацией, необходимой для избегания вредных воздействий, способных вызывать повреждение покровов, болевые ощущения и т.п. В формировании О., связанного с движением частей тела или конечностей, принимают участие также рецепторы опорно-двигательного аппарата — проприорецепторы.
Наиболее распространенным видом осязательных рецепторов являются свободные нервные окончания, обильно ветвящиеся в поверхностных слоях кожи. Свободные окончания выполняют функцию терморецепторов, болевых рецепторов, а также механорецепторов. В то же время в коже имеются сложные механорецепторы, различающиеся функционально по скорости адаптации к действующему фактору. Так, быстроадаптирующиеся пластинчатые тельца (тельца Фатера — Пачини), рецепторы волосяных фолликулов и осязательные тельца (тельца Мейсснера) воспринимают механическое давление, длящееся не более 500 мс. Медленно адаптирующиеся осязательные тельца (диски Меркеля) реагируют на постоянное давление в течение длительного времени.
Физиологической основой возникновения осязательных ощущений является возбуждение рецепторов О., последующее возбуждение афферентных нервных волокон, иннервирующих рецепторы, и поступление информации о возбуждении от рецепторов в ц.н.с. Центростремительными каналами для осязательной информации служат спинной мозг, ствол мозга, далее возбуждение поступает в интегрирующие структуры таламуса (по лемнисковому и экстралемнисковому путям), а затем в сенсомоторную область коры больших полушарий мозга. Всю совокупность рецепторов кожи и слизистых оболочек, проводящих нервов и нейронов мозга, участвующих в восприятии О., называют кожным анализатором. Восприятие механических воздействий на поверхность тела обеспечивается тактильными анализаторами. Установлено, что уровень чувствительности тактильных рецепторов к внешнему воздействию изменяется под влиянием растяжения кожи, действия биологически активных веществ, поступающих к коже с кровью и тканевой жидкостью, а также под влиянием симпатической нервной системы (см.
Особенно большое значение О. имеет для больных слепоглухонемотой (Слепоглухонемота), лишенных возможности контактировать с внешним миром с помощью зрения, слуха и речи. О. у таких больных хорошо развито и обеспечивает ориентацию в пространстве, компенсируя недостаток информации, получаемой здоровыми людьми с помощью других анализаторных систем.
В практической медицине широко известны патологические нарушения О. , имеющие различное происхождение. У больных с односторонним поражением спинного мозга наблюдают избирательные нарушения осязательной чувствительности на обеих половинах тела ниже места повреждения: на стороне, соответствующей поражению, наряду с параличом произвольных движений отмечают повреждение тактильной чувствительности, а на противоположной стороне — нарушение болевой и температурной чувствительности (см. Броун-Секара синдром).
Для объективной оценки функционального состояния кожного анализатора у человека применяют ряд экспериментальных методов. Для измерения абсолютного порога тактильной чувствительности или наименьшей силы точечного давления, при которой возникает ощущение прикосновения, используют набор волосков Фрея.
См. также Анализаторы.
Библиогр.: физиология сенсорных систем, под ред. В.Н. Черниговского, ч. 3, Л., 1975; Физиология человека, под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, пер. с англ., т. 2, с. 54, М., 1985.
II Осяза́ние (tactus)восприятие факторов окружающей среды контактными рецепторами кожи и слизистых оболочек, а также рецепторами мышц и суставов.
Осяза́ние проте́зное
1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.
что можно трогать, а что нельзя? • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалыПравда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Автор Мария Пироговская
Мы все знаем, что у нас есть осязание. Но что это? Как ему дать определение? Понятие осязания похоже на зонтик, под которым скрывается сразу несколько значений. Иногда под осязанием понимается непосредственное бессознательное впечатление, которое человек получает через кожу любой части тела. Иногда осязание приравнивается к сознательной и осмысленной ощупи, то есть когнитивно направленному прикосновению пальцев. Сюда же могут включаться жестовые касания, то есть те прикосновения, которые имеют устойчивый социальный смысл, — например, тактильные приветствия и прощания, объятия, поцелуи, благословения и наложения рук. В свою очередь, такие прикосновения могут быть асимметричными, вроде целования рук (они демонстрируют властную иерархию или символическое подчинение). Но могут быть и симметричными, создающими видимость равенства, — это, например, рукопожатие. Еще дальше от магистрального значения (но все равно под тем же зонтиком) будут диагностические касания (измерение пульса или температуры) и разные прикосновения к самому себе, от аутоагрессии до аутоэротизма.
Что общего между этими довольно разными явлениями? Наверное, единственное, что их может объединить, — небольшая дистанция, на которой они функционируют.
Проксемика извлекала смысл из того, как в разных культурах люди используют пространство — при разговоре, при организации жилища или в городском планировании. Например, во время коммуникации можно разговаривать на разном расстоянии друг от друга. Холл выделял четыре пространственные зоны, или четыре вида дистанции. Каждый из этих видов взывал к какому-то чувству. Первая дистанция — публичная, подходящая для публичных выступлений: нам нужно стоять так, чтобы все слушатели могли нас хорошо видеть и слышать. Эта зона начинается от 3,7 метра. Следующая, социальная дистанция отделяет людей, не связанных семейными или дружескими отношениями, во время обычного разговора. Социальные дистанции в разных культурах могут очень отличаться, но средним по больнице будет расстояние от 1 до 3,5 метра.
Если мы вернемся к античным представлениям об иерархии пяти чувств, то вспомним, что осязание — низшее, базовое чувство. По мнению Аристотеля, оно отделяет людей и животных от растений — и оно же объединяет людей с животными. Соответственно, оно воплощает в себе животное, чувственное начало. Античная культура превозносила зрение и слух как опору мышления, но нельзя сказать, что пренебрегала животным чувством осязания. Например, в античной медицине осязание помогало выявить темперамент человека, посчитать пульс или распознать признаки лихорадки. На основании чувств античные врачи проводили различие между телами мужчин и женщин — мы уже говорили, что это различие опиралось на температуру: мужчины были горячими, а женщины — холодными. Но, кроме того, использовались осязательные термины. Мужчины считались сухими и твердыми, а женщины — влажными и мягкими.
Эта тактильная оппозиция мужского и женского тела сохранилась и после христианизации Европы. В каком-то виде следы таких представлений сохраняются до сих пор: мы можем оценивать «качество» рукопожатия и говорить о «холодных» пальцах или «вялой» ладони как признаках недостаточной мужественности. Интересно, что женщинам, которые отклонялись от типичных женских биографий, приписывалось и другое тактильное качество: например, аскетичные тела мучениц и святых утрачивали женскую холодную влажность. Но точно так же ее утрачивали тела ведьм: их описывали как твердых и жестких на ощупь. Через несколько столетий разное качество мужских и женских тел (и мужских и женских прикосновений) по-прежнему входило в обыденное знание. Например, в XVIII веке к этому различию апеллировали британские врачи, которые пытались отнять у повитух право на родовспоможение. Врачи считали, что мужское прикосновение — уверенное, рациональное, профессиональное и твердое. Женское прикосновение считалось эмоциональным, неуклюжим и ненадежным, и это был повод отнять у повитух их хлеб. То есть мы уже говорили о том, что рациональное зрение считалось мужским свойством, и тогда прикосновение мужчины становилось своеобразным продолжением мужского зрения, а женское прикосновение оказывалось своеобразным осязанием в квадрате.
Сакральные смыслы осязания были не менее важны. В частности, такому сюжету посвящена книга Марка Блока «Короли-чудотворцы», одна из классических исторических работ XX века. Она посвящена тому, как работало чудо: в течение нескольких поколений французские и английские короли лечили золотуху, или туберкулезный лимфаденит, как сейчас бы это назвали врачи. Так вот, эту болезнь короли лечили наложением рук. Для больных, которые искали исцеления, сакральное и медицинское не были разделены. А почему считалось, что король может вылечить? Потому, что его власть была священной: люди верили, что христианские святые, священники и короли могут влиять на события в этом мире. Поэтому у святого можно попросить урожай или исцеление от болезни. Прикосновение практически гарантировало выздоровление.
Контакт с могущественной силой мог быть прямым, а мог быть опосредованным. В средневековых хрониках можно обнаружить свидетельства того, что прихожане просили священников лечить наложением рук, пили елей, ели толченые мощи, умащались миром и использовали для пластырей облатки. То есть это было медицинское понимание святости. С другой стороны, Бог мог прикоснуться к человеку в ответ на его духовный запрос и позволить разделить свои страдания: это случай стигматов, которые первым в христианских житиях получил Франциск Ассизский (однако случаи стигматизации известны и в XX веке).
Но можно было пытаться разделить страдание и самостоятельно, не дожидаясь чуда стигматизации: разные аскетические практики, от самобичевания до ношения вериг или власяницы, активно использовали чувства осязания и боли. С другой стороны, известна средневековая практика «Божьего суда» — она описана, например, в «Романе о Тристане и Изольде»: в случае юридической двусмысленности обвиняемый мог решиться на средневековый детектор лжи и взять в руки кусок раскаленного железа. Если Бог был на его стороне, он чудесным образом менял границы человеческого осязания и кожа оставалась целой и невредимой. То есть осязание было самым непосредственным способом почувствовать Божью милость или Божий гнев.
Здесь мы подходим к проблеме: а как, собственно, располагаются границы осязания и осязаемого? С одной стороны, для активного осязания мы обычно используем руки. Некоторые исследователи даже рассматривают человеческую кисть как главный инструмент, благодаря которому мы становимся людьми. Однако чувство осязания продолжается на всю поверхность кожи: это самый большой и очень чувствительный орган, который отделяет наше тело от внешней среды. А к чему еще мы можем прикоснуться? Насколько материальным может или должно быть прикосновение, чтобы его интерпретировали как прикосновение?
В европейских и неевропейских языках есть представления о том, что можно прикоснуться к святыне или запретной для чужаков удаче или судьбе, — такие представления есть и у восточных славян, и у малайцев. Можно затронуть чью-то честь или чьи-то чувства. Можно запятнать и тем самым осквернить чью-то память — и сделать это словами, действиями или самим фактом своего присутствия в запретном, неположенном месте. Еще можно нечаянно взять чужое магическое знание, которое колдун или ведьма «скинули» на какой-нибудь предмет, — с этим поверьем связан запрет трогать вещи на дороге или в чужом доме. Затронуть, запятнать, подобрать — то есть осязать можно не только что-то сугубо материальное, но и удачу, время, здоровье или благосостояние. Точнее, это говорит о том, что границы материального могут располагаться не так, как привычно нам, и при анализе местных практик осязания это нужно учитывать.
Можно сказать, что в каждом обществе есть представления о вещах, которые трогать можно, и о вещах, которые трогать запрещено или очень опасно. Доступ к этим запретным вещам обычно осуществляется с помощью особого ритуального специалиста: им может быть жрец, священник, колдунья, шаман или врач. Врачу мы разрешаем нарушать правила социальной и интимной дистанции и прикасаться к нашему телу (однако интересно, что в нашем обществе врачи обычно делятся по специальностям и мы сразу представляем, какие прикосновения разрешены тому или иному специалисту).
В разные исторические периоды перечень того, что можно и нельзя трогать, будет меняться. Например, каждый советский ребенок наверняка не раз и не два слышал: «Не трогай стенки лифта», «Не трогай поручни в метро», «Не трогай перила на лестнице (или деньги) — они грязные». Если мы посмотрим на эту ситуацию марсианским взглядом антрополога, она покажется нам странной. Ведь перила для того и нужны, чтобы за них держаться, а деньги — чтобы расплатиться за мороженое, иначе какой в них смысл? Но для родителей смысл запрета был совершенно очевиден: за перила или поручни держались какие-то другие люди, деньги трогали чьи-то грязные руки. То есть прикосновение к ним могло привести к заражению чем-нибудь нехорошим.
Но почему чужие руки обязательно «грязные»? Откуда мы знаем про эту грязь? Мы определяем грязь так, а не иначе, потому что нас этому научила бактериология. Но бактериология сама по себе — относительно новая научная дисциплина. По мере того как она завоевывала сторонников, она генерировала страх перед контактом с «заразой». В обыденной жизни увидеть эту заразу было нельзя (то есть возможности зрения оказывались ограниченными). Пощупать ее тоже было нельзя, но можно было пытаться избежать соприкосновения с ней. Историки медицины указывают, что после того, как Луи Пастер поведал публике о бактериях и микробах, обществом овладели новые бытовые фобии. Заодно бактериология создавала новые контуры осязания. То есть люди теперь постоянно сомневались в безопасности окружающей среды и всюду подозревали возможность заразиться. Самые чувствительные множество раз в день мыли руки и пытались избежать прямых контактов с «грязными» предметами: например, брались за дверную ручку только через полу пальто. Вот эти представления дают мотивировку и советской бытовой брезгливости, и советским практикам осязания.
Медицинская идея об опасности или заразности прикосновения не была изобретением бактериологов, она возникла намного раньше. В середине XVI века итальянский врач Джироламо Фракасторо опубликовал трактат о контагиях и контагиозных (то есть контактных) болезнях. Контагием он назвал некую заразу неясной природы, которая передается через прямой контакт с больным — например, через прикосновение к телу, общую посуду и личные вещи. Зараза могла распространиться и по воздуху, поэтому Фракасторо считал опасным контактировать с тем воздухом, которым дышит больной.
В формировании контагиозной теории не последнюю роль сыграло распространение сифилиса. Первая известная эпидемия сифилиса случилась в Неаполе в конце XV века. Откуда он там взялся, до сих пор не вполне ясно. Однако ренессансная медицина довольно быстро связала сифилис с неконтролируемой сексуальностью и указала на необходимость интимного контакта для заражения. То есть выяснилось, что эротическое прикосновение могло стать причиной не только удовольствия, но и ужасной болезни, крайне неприятного лечения, а затем и мучительной смерти. И это нашло отражение в искусстве. Например, у итальянского художника Аньоло Бронзино есть картина «Аллегория c Венерой и Амуром» (она хранится в Лондонской национальной галерее). Это очень чувственное произведение, на котором изображен Амур, соблазняющий собственную мать. Но на заднем плане есть персонаж с обезображенным лицом, которого некоторые искусствоведы интерпретируют как воплощение сифилиса. Перед нами возникает аллегория чувственного, сексуального прикосновения, следствием которого может стать смертельная болезнь. Так старое представление о животной природе осязания было дополнено новым представлением о связи осязания с сексуальной распущенностью. Любопытно, что в искусстве европейского Ренессанса одним из символов осязания была черепаха. Она вроде бы лишена зрения и слуха; что у нее со вкусом и обонянием — непонятно; но у нее точно есть осязание. На гравюрах, посвященных пяти чувствам, черепаха появлялась рядом с обнаженными парочками и выступала символом распутства. Так упрочивалась связка «осязание — животное — опасная (если не смертоносная) распущенность».
Вернемся к тому, как чувства изображались в живописных аллегориях. Если зрение и слух часто воплощали фигуры аристократов в бархате и шелке, то для изображения низших чувств — вкуса, обоняния и осязания — использовались фигуры крестьян, солдат, нищих и бродяг. На картине барочного мастера Пьетро Паолини «Аллегория пяти чувств» осязание — это два борца на заднем плане. То есть в иерархических отношениях между сенсорными системами люди видели еще и социальную составляющую.
Начиная с Ренессанса аристократия была уверена, что осязание — основное чувство, на которое полагаются массы. С одной стороны, крестьяне и ремесленники безусловно владели профессиональным осязанием. Плотность теста, степень обработки кожи или скрученность нити определялись на ощупь. С другой стороны, их тела считались более грубыми и жесткими, и это давало врачам повод говорить о качественном отличии осязания низов: грубость фибр соответствует грубости чувств.
В свою очередь, над своим осязанием аристократы тоже рефлексировали и считали его весьма утонченным. Аристократам приписывались тонкие фибры, а начиная с какого-то момента — изнеженные нервы. Их тонкие чувства позволяли им оценивать произведения искусства и предметы роскоши, которые простолюдин не мог оценить, — оценивать качество бархата или гладкость мраморной скульптуры с помощью прикосновения. Об этом свидетельствуют многочисленные портреты XVIII — начала XIX века, на которых позирующие подчеркивают свой статус, разглаживая шелк, кружево, мех или держа в руках безделушку.
Вторую половину XVIII века занимает большая общеевропейская полемика о роскоши, в том числе тактильной: одни говорят, что роскошь необходима для различения низов и верхов; другие — что она приносит доход в казну; третьи, как Джордж Вашингтон, призывают к отказу от роскоши. Вашингтон требовал, чтобы американцы носили одежду из простых и грубых домотканых материалов как противоядие против роскоши и пороков, которые с ней ассоциируются. Грубая ткань должна была воспитывать суровые римские добродетели, прочные и толстокожие.
Если средневековые жилища провоцировали вынужденное соседство со множеством людей и в каком-то смысле вынужденную тактильность, то модернизация и капитализм требуют расширения личного пространства. Представление о комфорте и о новых тактильных нормах возникает в городе эпохи санитарной революции (это конец XIX века). В это время разные функции окончательно расходятся по разным комнатам: спать, принимать пищу и умываться в одной и той же комнате больше невозможно. То есть аристократические привычки начинают утверждаться как новая демократическая норма. После гигиенических реформ середины XIX века и после открытия электричества суперсовременные дома с лифтами и тесные трущобы с лучинами продолжали существовать: это усложняет конфигурацию чувств, поскольку в пределах одного города и даже одного квартала делает практики осязания более разнообразными.
Модерн подразумевает разные тактильные ситуации: одни поощряют прикосновения, другие их запрещают. Например, с XIX века публичные музеи учат нас дисциплинировать свое тело и не трогать то, что нам нравится (а чтобы мы об этом не забыли, в музеях существуют специальные люди и технологии, которые за этим следят). С другой стороны, сначала французские универсальные магазины, а затем американские супермаркеты поощряли прикосновения: это новая тактильность — тактильность покупателя, который хочет избежать коммуникации с продавцом и при этом хочет удостовериться в качестве товара, который покупает: мятое ли яблоко, прочная ли ткань и так далее. Комфорт и непосредственное прикосновение помогают современному человеку существовать в его главной ипостаси — ипостаси потребителя.
Радио ArzamasСоветская скульптура: пропаганда или искусство?
Вера Мухина — гений? Почему в советских статуях так много хтони? И зачем Ленин раздавал деньги скульпторам? Обсуждаем в новом выпуске подкаста «Зачем я это увидел?» в связи с выставкой «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
25 минут
1/4
Почему чувств на самом деле не пять?
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
Читает Мария Пироговская
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
18 минут
2/4
Зрение и слух: что важнее?
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
17 минут
3/4
Обоняние: запах между естественным и безобразным
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
Читает Мария Пироговская
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
18 минут
4/4
Осязание: что можно трогать, а что нельзя?
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Материалы
Пять лучших книг о пяти чувствах
Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях
История чувств, рассказанная через искусство
От средневековой фрески до современных инсталляций
Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре
Что значат звуки в русских приметах
Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре
Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг
Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре
Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Ощущение прикосновения | Спросите у биолога
Автор: Патрик МакГуррин
показать/скрыть слова, чтобы узнать
Потенциал действия: небольшое электрическое событие, с помощью которого информация передается от нейрона к нейрону.
Дерма: внутренний слой кожи под эпидермисом, состоящий из соединительной ткани, крови и потовых желез. Он содержит нервы, которые обрабатывают информацию о прикосновении и боли.
Эпидермис: самый наружный слой клеток, покрывающий организм.
Миллиметр: единица длины, равная одной тысячной метра и одной десятой размера сантиметра.
Нервная система: система органов, состоящая из сети специализированных клеток, называемых нейронами, которые координируют действия животного и передают сигналы к различным частям тела и от них… подробнее
Рецептор: молекула на поверхность клетки, которая реагирует на определенные молекулы и получает химические сигналы, посылаемые другими клетками.
Стимул: сигнал, который может активировать или вызвать реакцию организма. Пища, звуки и другие триггеры, вызывающие определенное поведение или сенсорные переживания, являются стимулами.
Осязание
Кожа содержит рецепторы, которые позволяют человеку или животному чувствовать прикосновение. Изображение Агустина Руиса.
Снаружи воет ветер, дождь стучит в окно. При внезапной вспышке молнии свет в вашей комнате гаснет. Зрение не очень поможет в темноте комнаты, но вы знаете, что в тумбочке рядом с кроватью есть фонарик. Вы приближаете к нему руки, находите ручку ящика и открываете его. Вы начинаете ощупывать фонарик.
Прикоснувшись к каждому предмету в ящике, вы можете сразу его идентифицировать. После нескольких попыток вы почувствуете резиновые канавки на ручке фонаря. Со вздохом облегчения вы вытаскиваете его из ящика и включаете. Хотя вы можете думать, что обладаете экстрасенсорными способностями, чтобы правильно отличить фонарик от других предметов, к которым вы прикасались, ваша кожа сделала большую часть работы.
Кожа имеет множество типов рецепторов, которые помогают вам чувствовать то, к чему вы прикасаетесь. В вашем теле рецептор — это структура, которая может получать информацию из окружающей среды. Затем информация преобразуется в сигнал, который может быть понят нервной системой. Рецепторы, позволяющие телу ощущать прикосновения, расположены в верхних слоях кожи – дерме и эпидермисе.
Кожа содержит различные типы рецепторов. Вместе они позволяют человеку ощущать такие ощущения, как давление, боль и температура. Нажмите, чтобы узнать больше.
Рецепторы небольшого размера, но при прикосновении собирают очень точную информацию. Они могут ощущать боль, температуру, давление, трение или растяжение. Уникальные рецепторы реагируют на каждый вид информации. Это помогает дать телу полную картину того, что касается кожи.
- Терморецепторы (термо = тепло) воспринимаемая температура. Они делают это, изменяя уровень своей активности. Например, если температура становится ниже, терморецепторы, которые чувствуют холод, будут более активными. Те, что чувствуют тепло, будут менее активны.
- Ноцицепторы (noci = причинять вред | ceptor = рецептор) чувствуют боль, но, возможно, не в том смысле, в каком человек обычно о ней думает. Мы думаем о разных типах боли, связанных с порезом или ожогом, но ноцицепторы не могут отличить одно от другого. Они обнаруживают только повреждения клеток кожи. Таким образом, хотя человек может думать, что боль при ожоге отличается от пореза, ноцицепторы получают одинаковую информацию в обоих случаях.
- Механорецепторы (механо = машина) ощущают контакт с кожей. Эти рецепторы являются механическими, что означает, что они чувствуют физические изменения. Изменение может произойти, когда объект сильно давит или просто касается кожи.
Сенсорные рецепторы — это нейроны. Они посылают информацию о прикосновении в мозг через потенциалы действия. Изображение Николаса П. Ругера.
Хотя каждый из этих сенсорных рецепторов реагирует на определенный тип прикосновения, все они действуют одинаково при активации. Являясь частью нервной системы, эти рецепторы запускают потенциал действия. Потенциалы действия — это сигналы, посылаемые особыми клетками, называемыми нейронами, из которых состоит нервная система. Они используются для обмена различными видами информации в нервной системе. Потенциалы действия от всех этих рецепторов посылают сигналы как в спинной, так и в головной мозг.
Нейробиологи до сих пор не знают, как сигналы от этих рецепторов преобразуются в информацию, понятную человеку. Например, когда вас щекочут, а не тыкают, вы сразу понимаете, что произошло. Но как мозг сообщает вам, щекотка это или тычок, основываясь лишь на нескольких потенциалах действия? Ученые продолжают изучать этот вопрос.
Изображение руки, касающейся воды, автор Агустин Руис.
Подробнее о: Как мы чувствуем прикосновения?
Коснуться или почувствовать?
Крейг Шривс
В чем разница между «прикосновением» и «чувствованием»?
«Прикоснуться» и «почувствовать» легко спутать, особенно для изучающих английский язык.
- «Прикосновение» означает физический контакт с чем-либо. Например:
- Если вы коснетесь провода, вы проиграете.
- «Почувствовать» означает прикоснуться к чему-то, чтобы узнать об этом. Например:
- Ощупать кожу акулы. Это грубее, чем кажется.
Подробнее о «Touch» и «Feel»
«Прикоснуться» и «ощутить» имеют схожие значения, но между ними есть тонкая разница.
Сенсорный экран
Глагол «трогать» означает физический контакт с чем-либо (обычно рукой или пальцем).
Примеры предложений со словом «прикосновение»:
- Краска мокрая. Не прикасайтесь к нему.
- На мгновение наши пальцы соприкоснулись. (В этих двух примерах «прикоснуться» означает установить физический контакт. Это наиболее распространенное значение слова «прикасаться».)
«Прикосновение» также может использоваться в переносном значении, чтобы вызвать чувство привязанности, благодарности или сочувствия. Например:
- Ваша картина тронула меня. (Здесь «прикосновение» означает вызвать чувство эмоции.)
Как существительное, «прикосновение» — это небольшое количество чего-то. Например:
(Здесь «прикосновение» — существительное. Оно означает небольшое количество.)
На ощупь
Глагол «чувствовать» означает осознавать что-то (или узнавать о чем-то), касаясь этого. Это также означает испытывать эмоции или ощущения.
Примеры предложений со словом «чувствовать»:
- Почувствуйте мягкость этого материала. (Здесь «чувствовать» означает узнавать о чем-то, прикасаясь к нему.)
- Я в предвкушении праздника. (Здесь «чувствовать» означает испытывать эмоцию.)
Еще больше о «Touch» и «Feel»
Вот, для полноты, все пять форм глагола «трогать»:
№ | Форма глагола | Пример |
---|---|---|
1 | Основная форма | касание | touches |
3 | Past Form | touched |
4 | Форма -ING (также называемая формой Present Participle ) 60 | |
5 | Форма причастия прошедшего времени | коснулся |
Вот все пять форм глагола «чувствовать»:
№ | Форма глагола | Пример | |
---|---|---|---|
1 | Базовая форма | feel | |
2 | Форма -S (также называемая формой настоящего времени единственного числа от третьего лица) | feel | 9057 9015 0159 Past Formфетр |
4 | Форма причастия прошедшего времени (также называемая формой причастия настоящего времени) | чувство | |
5 | Форма причастия прошедшего времени | войлок | 9015y