Как проявляется дцп у новорожденных малышей: Симптомы детского церебрального паралича — Метод Козявкина

Содержание

Детский церебральный паралич (ДЦП) | Медицинская клиника «Центр Речи» в Зеленограде

Что это?

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения.

Медицинская клиника «Центр Речи» в Зеленограде имеет многолетний опыт в развитии детей с ДЦП.

Как проявляется ДЦП?

Ранние признаки формирования ДЦП можно наблюдать с рождения. По мере созревания и роста ребёнка они могут модифицироваться и проявляться по-разному. К ранним признакам относятся:

  • Задержка редукции врожденных рефлексов
    — когда врожденные рефлексы (асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс и лабиринтный рефлекс) не угасают своевременно к 3 месяцам, а сохраняются. Это неблагоприятно, так как их сохранность приводит к формированию патологических поз. Например, при повороте головы в сторону происходит выпрямлении руки той стороны, в которую повернулась голова, и сгибание ноги с той же стороны. Это не даст ребёнку осуществлять переворот со спины на живот и не позволяет развивать навыки. Как правило, родителям сложно увидеть эти симптомы: их яркое проявление встречается реже, чем небольшие остаточные явления. Заметить их способен врач-невролог на плановом приёме во время динамического наблюдения за ребёнком в первый год жизни;
  • Задержка или отсутствие развития установочных рефлексов (лабиринтный установочный, цепные шейные установочные). Эти рефлексы помогают ребёнку бороться с гравитационными силами и вертикализироваться — удерживать голову, подниматься на предплечья, садиться, вставать и ходить;
  • Нарушение мышечного тонуса — тонус очень сниженный, ребеночек лежит в позе «лягушки», как «кисель»; либо мышцы очень напряжены — ручки чаще в кулаках, согнуты в локтевых суставах, ножки напряжены;
  • Задержка двигательного развития;
  • Задержка психического и речевого развития;
  • Повышение сухожильных рефлексов — этот симптом определяет невролог на приёме, когда стучит молоточком в области локтевого сгиба и под коленкой;
  • Появление патологических синкинезий — содружественных движений, сопутствующих активному двигательному акту, например, сжимание ладони в кулак правой руки приводят к такому же движению в левой руке;
  • Формирование патологических установок — сгибательно-пронаторная установка рук (рука согнута в локтевом суставе и предплечье завернуто внутрь, ребёнок не может выпрямить руку и развернуть ладонью вверх), приводящая установка бедра (когда ноги сведены в тазобедренных суставах или перекрещены как «ножницы»).

Диагностика ДЦП

Пока не существует специальных диагностических критериев детского церебрального паралича. Однако некоторые типичные для ДЦП симптомы сразу обращают на себя внимание педиатра. К ним относятся: низкий бал, выставляемый по шкале апгар сразу же после рождения ребенка, аномальная двигательная активность, нарушения мышечного тонуса, отставание ребенка в психофизическом развитии, отсутствие контакта с матерью. Подобные признаки всегда настораживают врачей в отношении ДЦП и являются показанием к обязательной консультации ребенка детским неврологом.

При подозрении на детский церебральный паралич необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике ДЦП также используются электрофизиологические методы обследования.

Какие методы используются в лечении детей с ДЦП

После прохождения комплексной диагностики, специалисты медицинской клиники «Центр Речи» подбирают необходимый курс реабилитации.

В курс реабилитации входят следующие методики:

  • Массаж при ДЦП.
  • ЛФК.
  • Гидрореабилитация.
  • Массаж логопедический.
  • Занятия с логопедом-дефектологом.
  • Музыко-терапия.
  • Наблюдение педиатром.
  • Наблюдение врачом ЛФК- реабилитологом.

Для лечения ДЦП важно раннее начало, индивидуальный подход, непрерывность и преемственность на разных этапах.

Не смотря на значительные двигательные нарушения, многие имеющие детский церебральный паралич дети могут быть успешно адаптированы в обществе. Огромную роль в этом играют родители и родные ребенка с ДЦП. Но для эффективного решения этой задачи им необходима помощь специалистов: реабилитологов, психологов, и коррекционных педагогов, непосредственно занимающихся детьми с ДЦП. Они работают над тем, чтобы ребенок с ДЦП максимально освоил доступные для него навыки самообслуживания, приобрел соответствующие его возможностям знания и умения, постоянно получал психологическую поддержку.

Запишите ребенка на диагностику и курс реабилитации в медицинскую клинику «Центр Речи» в Зеленограде прямо сейчас!

Детский церебральный паралич – не упустите время!

Передача в очередной раз подняла очень серьезные вопросы о проблемах семей, в которых воспитываются дети, с рождения проявлявшие признаки отклонения от норм развития. Не так важно, что стало причиной тяжелой болезни: врожденная патология или редкая генетическая аномалия, тяжелая травма в родах или инфекционное заболевание. Родители должны сделать выбор и всю жизнь нести ответственность за свое решение. Оставить ли ребенка, который заведомо будет отставать от своих сверстников в развитии, и, быть может, даже никогда не улыбнется в ответ? Это решение должна принять семья – врач здесь не поможет.

Не дело врача – решать человеческие судьбы, его дело дать как можно более полную информацию о состоянии ребенка. Самое главное, определить прогноз – насколько возможно точно – каковы, хотя бы, примерные перспективы у малыша – позволят ли его особенности ему в будущем научиться узнавать родителей, а значит любить.   Сможет ли он  ходить и говорить. Именно от прогноза зависит решение родителей – оставить ребенка в семье или передать на попечение государству. Это очень трудный выбор. Врач должен дать родителям как можно более точный прогноз и с сочувствием принять любое решение. Ибо при любом раскладе жизнь семьи может превратиться в ад.

Эти двое мужчин двое мужчин держались обособленно и не общались с веселой тусовкой экспертов, пивших чай в ожидании эфира. Их лица показались мне очень знакомыми – это были известный российский певец и актер Данко и телеведущий Сергей Белоголовцев.

Серге́й Генна́дьевич Белоголо́вцев — российский телеведущий, актёр, юморист, телережиссёр, шоумен, радиоведущий откровенно поделился трудностями воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Его сын Евгений – один из двойни – вскоре после рождения перенес тяжелую операцию на сердце, и после полугода у него был установлен диагноз ДЦП. Жизнь семьи, в которой воспитывается такой малыш, Сергей сравнил с ежедневной каторгой.

И действительно, огромна цена, которую приходится заплатить, чтобы адаптировать к полноценной жизни ребенка, который до 6-ти лет не мог даже ходить, и помочь ему достичь успеха. Сейчас Евгений живет полноценной жизнью и работает ведущим программ на центральном телевидении.

Другой мужчина… Александр Фадеев — Данко. Говорящий псевдоним –  Данко готов вырвать из своей груди сердце, чтобы осветить путь другим. Он рассказал о том, как после рождения дочери с тяжелыми повреждениями мозга, семья приняла решение не отдавать малышку в дом малютки, а воспитывать самим. Прогноз врачей с самого начала звучал неутешительно – девочка не только не сможет узнавать родителей, но даже самостоятельно глотать. Несмотря на страшный прогноз, ребенок остался в семье. Данко рассказывал о титанических усилиях, приложенных к реабилитации ребенка — несколько месяцев почти без сна, жизнь в постоянном напряжении,  новейшие реабилитационные разработки, в том числе и космические. Родители приложили огромные усилия и вложили значительные материальные средства, что дало свои результаты.

Спустя два года Агата смогла даже самостоятельно держать бутылочку в руках.

Этот путь длиною в жизнь… Дай бог сил и средств!

Что же это за болезнь, которая определяет и ограничивает не только жизнь маленького человека, но и всего его окружения – мать, отца, сестер, братьев, близких и друзей семьи.  Что же такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это не отдельное заболевание, а комплекс проявлений (синдром), который возникает при гибели клеток головного мозга вследствие кислородного голодания и других причин. Среди них родовые травмы, врожденные аномалии развития головного мозга, хронические инфекционные заболевания матери или инфекция в перинатальном периоде, токсическое влияние на плод,  ядерная желтуха, возникающая при высоком уровне билирубина у новорожденного, имеет значение эндокринная патология. Особое место среди причин развития ДЦП занимает недоношенность.

Сколь многообразны причины, ведущие к поражению головного мозга, столь многообразны и клинические проявления. Детский церебральный паралич проявляется в нарушении мышечного тонуса ребенка, двигательных функций и  функций удержания равновесия, расстройствами со стороны органов зрения, слуха, а также нарушениями речи и снижением эмоционального интеллекта. У многих детей развиваются судороги.

Клинические проявления детского церебрального паралича зависят от локализации и степени повреждения головного мозга. Они могут быть от самых незначительных, до крайне тяжелых.

  1. Спастическая диплегия– эта форма встречается достаточно часто, примерно в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный  спастический паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются оба большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (сильному спазму) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическая форма, при которой поражается одно из полушарий мозга, приводит к развитию парезов и параличей конечностей на противоположной стороне тела.
  4. Гиперкинетическая форма проявляется непроизвольными движениями – гиперкинезами. При ней страдают подкорковые структуры головного мозга. Гиперкинезы часто сопровождают другие формы ДЦП.
  5. Атонически-астатическая формаявляется следствием поражения мозжечка. При этом наблюдается атония мышц и нарушение баланса и координации движений.

 

Классификация описывает клинические проявления поражений головного мозга, но не учитывают причины повреждения. И, как правило, все силы врачей направлены именно на лечение последствий. В то же время, знание причины намного улучшает прогноз. Так, к примеру, родовая травма мобилизует на борьбу с последствиями с первых минут и  часов жизни ребенка.

Вместе с тем,  у большинства детей ДЦП развивается не сразу. Симптомы поражения мозга нарастают постепенно и проявляются более отчетливо к 5-7 месяцу жизни. Поэтому, очень многое зависит от квалифицированного наблюдения в первом полугодии жизни, когда микросимптомы на уровне интуиции позволяют опытному педиатру заподозрить неладное, проследить развитие в динамике, провести дополнительное обследование, выявить причину и направить все силы на то, чтобы остановить развитие заболевания и предотвратить настоящую трагедию. Во многих случаях, когда появляются первые признаки нарушения психомоторного развития, причина еще продолжает действовать –  часто это внутриутробная или приобретенная инфекция. Справиться с этим можно только совместными усилиями педиатров и неврологов. И если усилия невролога работают в основном на устранение последствий, то усилия педиатра направлены  на устранение причины, и тем самым останавливают прогрессирование болезни. Вот почему так важно квалифицированное наблюдение за ребенком в первом полугодии жизни, когда еще можно остановить повреждение мозга и не допустить развития детского церебрального паралича.

На что ориентируется педиатр?  В первую очередь, врач собирает анамнез и составляет общее впечатление. Как протекала беременность, есть ли желтуха, какова поза младенца, видимые деформации головы, стигмы дисэмбриогенеза и множество других маленьких знаков.

Огромное значение имеет взаимодействие с малышом.  Здоровый ребенок способен со второй недели жизни пусть на недлительный, но отчетливый глазной контакт. Он должен проявлять адекватные эмоции при осмотре: крик от прикосновения холодной трубочки, улыбка в ответ на улыбку, адекватная реакция на громкий звук. А затем идет сопоставление объективных показателей психо-моторного развития.

ТОНУС

Одним из ранних признаков формирующегося ДЦП является нарушение мышечного тонуса. Мышцы у детей с повреждением головного мозга могут быть чрезмерно напряженными, или наоборот слишком расслабленными. В результате конечности принимают неестественное положение.

У здоровых новорожденных преобладает тонус мышц сгибателей конечностей, который обеспечивает характерную позу  ребенка первых месяцев жизни. Это физиологический гипертонус, и он сохраняется примерно до 4-х месяцев, затем малыш постепенно расслабляется, конечности его постепенно распрямляются. Если гипертонус мышц сохраняется дольше четырех месяцев, или поза ассиметрична, то это может быть ранним признаком поражения ЦНС.

РЕФЛЕКСЫ

Несмотря на очевидную беспомощность,  новорожденный ребенок обладает целым арсеналом средств, помогающих ему выжить. Кроме основных рефлексов, таких как дыхательный, сосательный и глотательный, у новорожденного ребенка  имеются некоторые автоматизмы, которые позволяют ему искать и получать пищу. К примеру, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, – при надавливании на ладошки ребенок новорожденный открывает рот, или поисковый – при касании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения — ищет сосок. Рефлекс Моро – при резком звуке широко раскидывает руки – опасность! – и сводит их, как бы стараясь за что-нибудь схватится.

Для этого же служит хватательный рефлекс – ребенок захватывает пальцы, вложенные ему в ладошки так сильно, что некоторых можно приподнять – рефлекс Робинсона. В доисторические времена этот рефлекс позволял человекообразному детенышу крепко схватиться за шерсть матери и ускакать вместе со стадом – спастись от опасности.

Эти рефлексы постепенно угасают в течение второго-третьего-четвертого месяца жизни. Параллельно формируются так называемые, установочные или выпрямляющие рефлексы, которые обеспечивают равновесие. Благодаря слаженной работе мышц ребенок сначала учится удерживать головку, затем сидеть, затем ползать, затем стоять и ходить. Угасание одних рефлексов и формирование других имеет строгую последовательность, которую отслеживает наблюдающий врач. Нарушение этой последовательности –  тревожный сигнал, который может говорить о повреждении головного мозга

При повреждении головного мозга замедляется угасание рефлексов новорожденных и задерживается формирование рефлексов равновесия. В сочетании с нарушением мышечного тонуса это приводит к развитию «позного стериотипа». Ребенок как бы застывает в привычной позе,  он ограничен в произвольных движениях. Нарушается рисунок нормальной двигательной активности.

И на этом этапе уже что-то кардинально изменить нельзя. Только уменьшить степень выраженности проявлений.

НЕДОНОШЕННОСТЬ

Примерно половина детей с ДЦП рождается недоношенными. У глубоко 
недоношенных мышечный тонус  может быть снижен. Из-за диффузной мышечной гипотонии такие детки лежат в позе «распластанной лягушки». У них есть определенный риск развития атонически-астатической формы ДЦП. Если недоношенный ребенок здоров, то в через 2-3 недели у него проявляется физиологический гипертонус. Для правильной оценки психо-моторного развития недоношенных  используются корригирующие коэффициенты, так до 1 года – добавляется срок недоношенности в месяцах. Профессиональная оценка мышечного тонуса имеет огромное значение для ранней диагностики формирующегося ДЦП.

У недоношенных особенно часто страдает зрение. Это может быть патология сетчатки и/или зрительного нерва. Больше половины случаев косоглазия отмечается у детей, родившихся преждевременно. У многих развиваются речевые расстройства. Эти дети с первых дней жизни особенно нуждаются в квалифицированном наблюдении, так как причины, приведшие к преждевременным родам, могут впоследствии привести к развитию ДЦП.

ДЦП не поддается полному излечению, и методы специальной реабилитации позволяют лишь улучшить качество жизни детей с повреждением головного мозга. Лечение ДЦП направлено на восстановление функций, пострадавших в результате повреждения. Одними из самых доступных и эффективных методов являются массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия. Большое значение имеет также медикаментозная терапия, улучшающая деятельность головного мозга. Эти методы не являются панацеей и применяются на протяжении всей жизни.

К повреждению клеток головного мозга вследствие кислородного голодания могут привести самые разные причины, и некоторые из них поддаются коррекции. Поэтому важно обратить внимание педиатра на минимальные проявления, если Вас что-то обеспокоило или насторожило в поведении ребенка. В течение первого года жизни можно добиться максимального эффекта. Иногда можно остановить развитие процесса. Мозг ребёнка пластичен и поддается реабилитации – важно не упустить время.

признаков церебрального паралича | Симптомы церебрального паралича

Достижение ожидаемых ориентиров развития в младенчестве и детстве — сидение, переворачивание, ползание, стояние и ходьба — доставляет большую радость родителям, но что, если график развития ребенка кажется задержанным? Есть много контрольных признаков того, что у ребенка может быть церебральный паралич, но эти факторы могут указывать на многие состояния.

Признаки и симптомы церебрального паралича

Признаки церебрального паралича отличаются от симптомов церебрального паралича.

Признаки — это клинически идентифицируемые последствия травмы или порока развития головного мозга, которые вызывают церебральный паралич. Во время осмотра и тестирования врач обнаружит признаки проблем со здоровьем.

Симптомы, с другой стороны, являются эффектами, которые ребенок чувствует или выражает; симптомы не обязательно видны.

Нарушения, возникающие в результате церебрального паралича, различаются по степени тяжести, обычно в зависимости от степени повреждения головного мозга. Поскольку церебральный паралич представляет собой группу состояний, признаки и симптомы варьируются от одного человека к другому.

Основным эффектом церебрального паралича является нарушение мышечного тонуса, общей и мелкой моторики, равновесия, контроля, координации, рефлексов и осанки. Орально-моторная дисфункция, такая как трудности с глотанием и кормлением, нарушение речи и плохой тонус мышц лица, также может указывать на церебральный паралич.

Ассоциативные состояния, такие как сенсорные нарушения, судороги и трудности в обучении, которые не являются результатом одной и той же травмы головного мозга, часто возникают при церебральном параличе. При наличии эти ассоциативные состояния могут способствовать клиническому диагнозу церебрального паралича.

Многие признаки и симптомы не сразу видны при рождении, за исключением некоторых тяжелых случаев, и могут проявиться в течение первых трех-пяти лет жизни по мере развития мозга и ребенка.

В этих случаях наиболее очевидным ранним признаком церебрального паралича является задержка развития. Задержки в достижении ключевых вех роста, таких как переворачивание, сидение, ползание и ходьба, вызывают беспокойство. Практикующие также обращают внимание на такие признаки, как аномальный мышечный тонус, необычная поза, стойкие младенческие рефлексы и раннее развитие предпочтения рук.

Если роды были травматичными или если во время беременности или родов возникли значительные факторы риска, врачи могут сразу заподозрить церебральный паралич. В умеренных и легких случаях церебрального паралича родители часто первыми замечают, если ребенок не развивается по графику. Если родители начинают подозревать церебральный паралич, они, вероятно, захотят попросить своего врача оценить их ребенка на наличие церебрального паралича.

Большинство экспертов согласны; чем раньше будет поставлен диагноз церебрального паралича, тем лучше.

Однако некоторые предостерегают от слишком ранней постановки диагноза и предупреждают, что сначала необходимо исключить другие состояния. Поскольку церебральный паралич является результатом травмы головного мозга и поскольку мозг продолжает развиваться в течение первых лет жизни, ранние тесты могут не выявить это состояние. Однако позже тот же тест может действительно выявить проблему.

Чем раньше будет поставлен диагноз, тем раньше ребенок сможет быть включен в программы раннего вмешательства и протоколы лечения. Доказано, что раннее вмешательство и терапия помогают ребенку максимально раскрыть свой будущий потенциал. Ранняя диагностика также помогает семьям претендовать на участие в государственных программах пособий для оплаты таких мер.

Восемь клинических признаков церебрального паралича

Поскольку церебральный паралич чаще всего диагностируется в первые несколько лет жизни, когда ребенок слишком мал, чтобы эффективно сообщать о своих симптомах, признаки являются основным методом распознавания вероятности церебрального паралича. Паралич.

Детский церебральный паралич — это неврологическое заболевание, которое в первую очередь вызывает ортопедические нарушения. Церебральный паралич вызывается черепно-мозговой травмой или аномалией головного мозга, которая влияет на клетки головного мозга, отвечающие за контроль мышечного тонуса, силы и координации. По мере роста ребенка эти изменения влияют на развитие скелета и суставов, что может привести к нарушениям и, возможно, деформациям.

Восемь клинических признаков включают мышечный тонус, координацию и контроль движений, рефлексы, осанку, равновесие, общую моторику, мелкую моторику и оральную моторику. Они подробно описаны ниже.

 


Мышечный тонус
Наиболее заметным признаком церебрального паралича является нарушение мышечного тонуса – способность мышц работать вместе, поддерживая надлежащее сопротивление. Мышцы координируются с другими мышцами, часто попарно. Когда одни мышцы сокращаются, другие должны расслабляться. Даже такая простая вещь, как сидение, требует координации многих мышц; одни сгибаются, а другие расслабляются. Травма головного мозга или порок развития, вызвавшие церебральный паралич, нарушают способность центральной нервной системы координировать движения мышц.

Мышечный тонус

Правильный мышечный тонус позволяет конечностям без труда сгибаться и сокращаться, что позволяет человеку сидеть, стоять и сохранять осанку без посторонней помощи. Неправильный мышечный тонус возникает, когда мышцы не координируются друг с другом.

Когда это происходит, те мышцы, которые работают в паре, например, бицепс и трицепс, могут одновременно сокращаться или расслабляться, что затрудняет движение и координацию. Мышцы туловища могут слишком сильно расслабиться, из-за чего будет трудно поддерживать напряженный корпус; это может привести к нарушению осанки и неспособности сидеть или переходить из положения сидя в положение стоя.

У ребенка с церебральным параличом может быть любая комбинация этих признаков. Различные конечности могут быть поражены различными нарушениями. Двумя наиболее распространенными признаками аномального мышечного тонуса являются гипотония и гипертония, но тонус можно определить и другими способами:

  • Гипотония – снижение мышечного тонуса или напряжения (вялые, расслабленные или вялые конечности)
  • Гипертония – повышенный мышечный тонус или напряжение (скованность или ригидность конечностей)
  • Дистония – колеблющийся мышечный тонус или напряжение (иногда слишком расслабленный, а иногда слишком напряженный)
  • Смешанный – туловище может быть гипотоническим, а руки и ноги гипертоническими
  • Мышечные спазмы – иногда болезненные, непроизвольные мышечные сокращения
  • Неподвижные соединения – соединения, которые эффективно слиты друг с другом, препятствуя правильному движению
  • Аномальный тонус шеи или туловища – сниженный гипотонический или повышенный гипертонический, в зависимости от возраста и ДЦП 9 типа0061
  • Clonus – мышечные спазмы с регулярными сокращениями
    • Клонус голеностопного сустава/стопы – спастическое аномальное движение стопы
    • Клонус запястья – спастическое движение кисти

 

 


Движение, координация и контроль
Нарушение мышечного тонуса влияет на конечности и тело ребенка по-разному, хотя все дети с церебральным параличом, вероятно, почувствуют некоторое влияние на мышечный контроль и координацию. Различные нарушения мышечного контроля могут сочетаться, вызывая постоянное выпрямление, сокращение конечностей, постоянное ритмичное движение или спастические подергивания.

Движение, координация и контроль

Некоторые признаки становятся более очевидными, когда ребенок находится в состоянии стресса. Некоторые из них могут быть связаны с задачей, например, с достижением объекта. Иногда кажется, что признаки исчезают, когда ребенок спит и мышцы расслаблены.

У ребенка часто наблюдаются различные типы нарушения мышечного контроля в противоположных конечностях. Координация и контроль также могут быть затронуты по-разному в каждой конечности.

Нарушения координации и контроля подразделяются на следующие виды:

  • Спастические движения s – гипертонические движения, при которых мышцы слишком напряжены, что приводит к мышечным спазмам, ножницам в ногах, клонусу, контрактуре, неподвижным суставам и чрезмерному сгибанию конечностей
  • Атетоидные или дискинетические движения – колебания мышечного тонуса, вызывающие неконтролируемые, иногда медленные корчащиеся движения, которые могут усиливаться при стрессе
  • Атаксические движения – плохая координация и равновесие. Выполнение задач – таких как письмо, чистка зубов, застегивание рубашек, завязывание шнурков на обуви и вставление ключей в прорези – затруднено
  • Смешанные движения – сочетание двигательных нарушений, чаще всего сочетание спастического и атетоидного типов, поражающее разные конечности
  • Нарушения походки – нарушения контроля, влияющие на походку ребенка

Нарушения походки включают:

  • Схождение внутрь – пальцы ног наклонены или ротированы внутрь
  • Схождение наружу – пальцы наклонены или развернуты наружу
  • Хромота – на одну ногу приходится больше веса, чем на другую, что приводит к провисанию или волнообразному шагу
  • Ходьба на носочках – вес неравномерно распределяется на пальцы ног
  • Пропульсивная походка – ребенок ходит сгорбившись в неподвижной позе с наклоненными вперед головой и плечами
  • Спастическая и ножницеобразная походка – бедра слегка сгибаются, создавая впечатление, что ребенок приседает, а колени и бедра скользят относительно друг друга, как ножницы
  • Спастическая походка – волочение одной ноги из-за мышечной спастичности
  • Походка со степпажем – волочение пальцев ног из-за волочения стопы
  • Переваливающаяся походка – утиная походка, которая может появиться в более позднем возрасте

 

Рефлекс

Некоторые аномальные рефлексы также могут указывать на церебральный паралич. Гиперрефлексия — это чрезмерные рефлекторные реакции, вызывающие подергивания и спастичность. Слаборазвитые или отсутствующие постуральные и защитные рефлексы являются предупреждающими признаками аномального развития, включая церебральный паралич.


Рефлекс
Рефлексы — это непроизвольные движения тела в ответ на раздражитель. Некоторые примитивные рефлексы присутствуют при рождении или вскоре после него, но исчезают на предсказуемых стадиях развития по мере роста ребенка. Определенные рефлексы, которые не исчезают или не развиваются по мере роста ребенка, могут быть признаком церебрального паралича.

Аномальные примитивные рефлексы могут не функционировать должным образом у детей с церебральным параличом или не исчезать в определенные моменты развития, как у детей без нарушений.

Общие примитивные рефлексы, которые могут неправильно функционировать или сохраняться, включают, но не ограничиваются:

  • Асимметричный тонический рефлекс в позе фехтования. Асимметричный тонический рефлекс должен исчезнуть примерно в шестимесячном возрасте.
  • Симметричный тонический шейный рефлекс – младенец принимает положение ползания, когда голова вытянута. Симметричный тонический шейный рефлекс должен исчезнуть между 8 и 11 месяцами.
  • Спинномозговые галантные рефлексы – когда младенец лежит на животе, его бедра поворачиваются к той стороне тела, к которой прикасаются. Спинальные галантные рефлексы должны исчезнуть между тремя и девятью месяцами.
  • Тонический лабиринтный рефлекс – при запрокидывании головы назад спина выгибается, ноги выпрямляются, руки сгибаются. Тонический лабиринтный рефлекс должен исчезнуть к трем с половиной годам.
  • Хватательный рефлекс Палмера – при раздражении ладони кисть сгибается в хватательном движении. Хватательный рефлекс Палмера должен исчезнуть примерно через четыре-шесть месяцев.
  • Посадочный рефлекс – когда младенца держат вертикально и тыльная сторона стопы касается поверхности, ноги сгибаются. Размещающий рефлекс должен исчезнуть к пяти месяцам.
  • Рефлекс Моро (вздрагивания) – когда младенца наклоняют так, что его или ее ноги находятся над головой, ручки вытягиваются. Рефлекс Моро должен исчезнуть к шести месяцам.

Раннее предпочтение рук также может указывать на возможные нарушения. Ребенок обычно развивает предпочтение рук на втором году жизни. Поскольку это широкий таймфрейм и приблизительное среднее значение, развитие предпочтения руки, особенно если это раннее предпочтение, вызывает беспокойство. Различные источники утверждают, что ранние руки предпочтительны между 6-18 месяцами.

 


Осанка

Осанка

ДЦП влияет на осанку и равновесие. Признаки могут появиться, когда младенец начинает сидеть и учиться двигаться. Как правило, осанка должна быть симметричной. Например, ребенок в сидячем положении обычно имеет обе ноги впереди. При сгибании они становятся зеркальным отражением друг друга.

Асимметричная осанка означает, что правая и левая конечности не будут зеркально отражать друг друга. Тазобедренные суставы являются одной из областей, где это часто заметно в случаях церебрального паралича. Одна нога сгибается внутрь в тазобедренном суставе, а другая выгибается наружу.

Подобно рефлексам, постуральные реакции являются ожидаемыми реакциями, когда ребенка помещают в определенное положение. Обычно они появляются по мере развития ребенка. Нарушение может быть возможным, если ответы не развиваются или если они асимметричны.

Подобно рефлексам, постуральные реакции являются ожидаемыми реакциями, когда ребенка помещают в определенное положение. Обычно они появляются по мере развития ребенка. Нарушение может быть возможным, если ответы не развиваются или если они асимметричны.

Общие постуральные реакции:

  • Тракция
  • Рефлекс Ландау – когда младенца поддерживают в лежачем положении, при нажатии головы вниз ноги опускаются, а при поднятии головы они поднимаются. Эта реакция появляется примерно в возрасте четырех или пяти месяцев.
  • Реакция парашюта — когда младенец расположен головой к земле, младенец должен инстинктивно тянуться, как будто готовясь к удару. Эта реакция появляется в возрасте от восьми до десяти месяцев.
  • Выпрямление головы – при покачивании ребенка вперед-назад его голова остается прямой. Эта реакция появляется примерно в возрасте четырех месяцев.
  • Выпрямление туловища – когда сидящего младенца быстро толкают в сторону, младенец будет сопротивляться силе и использовать противоположную руку и руку для защиты от удара. Эта реакция появляется примерно в восьмимесячном возрасте.

 


Остаток

Остаток

Нарушение общей моторики может повлиять на способность ребенка балансировать. Признаки становятся узнаваемыми, когда ребенок учится сидеть, вставать из сидячего положения и начинает ползать или ходить. Младенцы должны часто использовать свои руки, когда они осваивают эти навыки. Они развивают силу, координацию и баланс для выполнения задачи, осваивая ее без использования рук.

Неспособность ребенка сидеть без поддержки может быть признаком церебрального паралича. Система классификации функций крупной моторики, или GMFCS, пятиуровневая система, обычно используемая для классификации уровней функций, использует равновесие в положении сидя как часть своей системы уровней серьезности.

Признаки, на которые следует обратить внимание, когда ребенок сидит, включают:

  • Требование обеими руками для поддержки
  • Проблемы с балансировкой, когда не опираются на руки
  • Не может сидеть без поддержки руками

Другие признаки, на которые следует обращать внимание, включают, но не ограничиваются:

  • Покачивание при стоянии
  • Неустойчивость при ходьбе
  • Трудности при выполнении быстрых движений
  • Нужны руки для действий, требующих равновесия
  • Ходьба с нарушением походки

Равновесие часто одинаково независимо от того, открыты глаза ребенка или закрыты. Нарушение равновесия чаще всего связано с атаксическим и в меньшей степени спастическим церебральным параличом.

 


Общая моторика
По мере развития ребенка могут быть заметны признаки нарушения или задержки крупной моторики. Способность совершать большие координированные движения с использованием нескольких конечностей и групп мышц считается функцией крупной моторики.

Функция общей моторики

Функция общей моторики может нарушаться при аномальном мышечном тонусе, особенно при гипертонусе или гипотонии.

Например, при гипертонусе конечности могут быть слишком тугими или негибкими, что не позволяет правильно сгибаться и двигаться; тогда как гипотонические конечности могут быть слишком свободными, чтобы должным образом поддерживать движения ребенка.

Ожидается, что по мере развития мозга и тела ребенка они достигнут определенных этапов развития. Достижение вехи позже, чем ожидалось, или достижение ее, но с низким качеством движения (например, предпочтение одной стороны при ползании) являются возможными признаками церебрального паралича.

  • Нарушение крупной моторики – ограниченная способность выполнять обычные физические навыки, такие как ходьба, бег, прыжки и сохранение равновесия.
  • Задержка крупной моторики – физические навыки развиваются позже ожидаемого; часто используется в сочетании с вехами развития для предсказуемых стадий развития.

Основные вехи крупной моторики включают:

  • Катание
  • Сидя
  • Ползание
  • Стоя
  • Ходьба
  • Балансировка

За ними следует следить, чтобы отметить, когда ребенок достигает вехи, и качество движений.

 


Функция мелкой моторики

Функция мелкой моторики

Выполнение точных движений определяет категорию функции мелкой моторики. Мелкая моторика включает в себя множество действий, которым можно научиться, и включает в себя сочетание умственных (планирование и рассуждение) и физических (координация и ощущение) навыков, которые необходимо освоить.

Нарушение или задержка мелкой моторики являются индикатором возможного церебрального паралича. Одним из таких признаков является интенционный тремор, когда задача усложняется по мере приближения к ее завершению.

Примеры развития мелкой моторики:

  • Хватание мелких предметов
  • Удержание предметов между большим и указательным пальцами
  • Мягкая установка предметов
  • Использование мелков
  • Перелистывание страниц в книге

 


Орально-моторная функция

Орально-моторная функция

Затруднения при использовании губ, языка и челюсти указывают на нарушение орально-моторной функции; это признак, который может присутствовать у 90% детей дошкольного возраста с диагнозом церебральный паралич. Признаки нарушения двигательной функции рта включают, помимо прочего, трудности с:

  • Речь
  • Проглатывание
  • Кормление/жевание
  • Слюни

Речь требует должного интеллектуального и физического развития. Церебральный паралич ухудшает физические аспекты речи из-за неправильного контроля мышц, необходимых для речи. Орально-моторные нарушения могут поражать:

  • Дыхание – легкие, а именно мышцы, контролирующие вдох и выдох, необходимые для правильной речи. Диафрагма и мышцы живота важны для правильного потока воздуха и осанки.
  • Артикуляция – мышцы, контролирующие лицо, горло, рот, язык, челюсть и небо, должны работать вместе, чтобы сформировать правильную форму, необходимую для произношения слов и слогов.
  • Голосообразование – голосовые связки контролируются мышцами, которые растягивают голосовые связки между двумя участками хрящей.

Апраксия, неспособность мозга эффективно передавать надлежащие сигналы мышцам, используемым при разговоре, является одним из типов нарушения речи, характерным для церебрального паралича. Делится на два типа:

  • Вербальная апраксия – влияет на артикуляционные мышцы, особенно в отношении определенной последовательности движений, необходимых для правильного произношения. Часто встречается у детей с гипотонией.
  • Оральная апраксия – влияет на способность совершать неговорящие движения ртом, но не связана исключительно с речью. Примерами оральной апраксии может быть неспособность облизать губы или надуть щеки.

Дизартрия — еще одно нарушение речи, характерное для церебрального паралича. Подобно апраксии, это неврологическое нарушение, а не мышечное заболевание. Это часто встречается при церебральном параличе, что приводит к гипертонии и гипотонии. Дизартрии разбиты на следующие подгруппы:

  • Атактическая дизартрия – медленная, беспорядочная, нечленораздельная речь, вызванная нарушением дыхания и мышечной координации
  • Вялая дизартрия – гнусавая, плаксивая, с придыханием речь, вызванная неспособностью голосовых связок правильно открываться и закрываться. Возможны трудности с согласными.
  • Спастическая дизартрия – медленная, напряженная, монотонная речь и трудности с произнесением согласных
  • Смешанная дизартрия – могут присутствовать все три.

Слюнотечение — еще один признак церебрального паралича, возникающий из-за того, что мышцы лица и рта не могут должным образом контролировать координацию. Некоторыми специфическими факторами, которые могут способствовать слюнотечению, являются нарушения:

  • Глотания
  • Закрытие рта
  • Позиционирование зубов
  • Неспособность вывести слюну в заднюю часть рта
  • Высовывание языка

Проблемы с кормлением могут присутствовать при церебральном параличе. Обычно они проявляются снижением способности жевать и глотать, а также могут включать удушье, кашель, рвотные позывы и рвоту.

РЕСУРСЫ

Признаки церебрального паралича

Для получения других источников общей информации о признаках и симптомах церебрального паралича MyChild рекомендует следующее:

Центры по контролю и профилактике заболеваний:

900 57
  • Контрольные списки основных этапов развития CDC
  • График роста
  • Изучите знаки — действуйте рано
  • Американская академия педиатрии Детский церебральный паралич

    March of Dimes:

    • Вехи развития младенцев
    • Скрининговые тесты новорожденных

    Национальный диссеминационный центр для детей с нарушениями развития

    Подробнее

    Диагностика детского церебрального паралича

    Факторы риска

    Задержка развития

    Ожидание диагноза

    Симптомы церебрального паралича у младенцев, младенцев и новорожденных |

    Симптомы церебрального паралича у младенцев, младенцев и новорожденных

    Симптомы церебрального паралича у младенцев и младенцев

    Церебральный паралич, как следует из названия, представляет собой паралич, вызванный повреждением головного мозга. Но симптомы детского церебрального паралича могут сильно различаться в зависимости от типа и тяжести поражения головного мозга. Это не всегда полноценный паралич. Повреждение головного мозга, хотя и не прогрессирует, но клинические симптомы у детей с церебральным параличом могут прогрессировать со временем. Но при раннем лечении жизнь более 80% детей может быть самостоятельной и продуктивной.

    Последние достижения значительно увеличили выживаемость маловесных и недоношенных детей. Недоношенные дети более восприимчивы к травмам головного мозга, поэтому у нас больше детей с задержкой неврологического развития, и у них развивается полномасштабный церебральный паралич. Поэтому очень важно обнаружить его как можно раньше и лечить с помощью правильной комбинации лечения церебрального паралича.

    Детский церебральный паралич высокого риска:

    Новорожденный ребенок с церебральным параличом с любыми нежелательными явлениями в пренатальной, перинатальной и постнатальной жизни, такими как внутриутробная инфекция, дистресс плода, врожденные аномалии головного мозга, асфиксия при рождении, низкий вес при рождении, недоношенность, тяжелая желтуха и др. приводит к высокому риску проявления симптомов детского церебрального паралича.

    Ключевое значение имеет раннее выявление: 

    Ведение пациентов с высоким риском развития церебрального паралича должно начинаться, как только травма диагностируется в родильном доме новорожденных с церебральным параличом в течение первой недели жизни, и должна продолжаться до 1 года. Симптомы развития церебрального паралича могут включать вялость, отказ от еды (еды, сосания, глотания), низкий мышечный тонус, судороги, вздутие живота или отсутствие бдительности, это может быть признаком. Мы также должны проверить нормальные рефлексы в соответствии с возрастом и другим нормальным этапом развития. Аномальные рефлексы могут дать раннее указание на аномалию. Задержку в развитии вех можно очень легко идентифицировать, и ее нельзя игнорировать.

    Что такое раннее вмешательство?

    Раннее вмешательство может не только предотвратить ухудшение состояния, но и сделать ребенка самостоятельным в будущем. Для этого необходимо как можно раньше выявлять детей с церебральным параличом из группы высокого риска, и им должны быть предоставлены корректирующие меры для уменьшения недостатков. Эффективна простая домашняя программа стимуляции. Неврологическое лечение нормализует мышечный тонус за счет подавления патологической тонической рефлекторной активности и повторного облегчения нормальных постуральных рефлексов.

    Цель состоит в том, чтобы обучить мать обращению с ребенком, правильному положению тела, повседневной активности, поддержанию мышечной силы, улучшению чувствительности для достижения вехи. Мать — лучший терапевт, поскольку она целый день работает с ребенком, единственное, чему она должна быть обучена, чтобы справляться с проблемами собственного ребенка у квалифицированного терапевта.

    Роль терапевта заключается в оценке настоящего неврологического статуса и предполагаемой будущей инвалидности, обеспечении общей сенсомоторной стимуляции, последующем обследовании, программе терапии церебрального паралича на дому и консультировании родителей. Лучше, если выявление и ведение детей с церебральным параличом высокого риска начнется непосредственно в отделении интенсивной терапии.

    Вмешательство: Правильное положение очень важно для исхода развития нервной системы, ребенок должен находиться с матерью в соответствии с принципом кенгуру, любой процесс, связанный с прикосновениями, должен быть нежным, а управление тонусом должно осуществляться в соответствии с типом, а именно. Гипотония, гипертония, дистония вместе с общим уходом в отделении интенсивной терапии. Сенсорная стимуляция, такая как проприоцептивная, вестибулярная, визуальная стимуляция, слуховая стимуляция, стимуляция грудной клетки и дыхания, оромоторная функция, должна проводиться по требованию. Последующее наблюдение должно быть сделано через два месяца и через 6 месяцев.

    Мы должны помнить » Мать — лучший терапевт для ребенка, и ее участие и приверженность делу имеют первостепенное значение.

    Нажмите, чтобы узнать больше о:

    • Детский церебральный паралич Определение
    • Типы церебрального паралича
    • Хирургия церебрального паралича
    • Диагностика детского церебрального паралича
    • Истории успеха при церебральном параличе
    • Церебральный паралич Ожидаемая продолжительность жизни
    • Лечение детской инвалидности

    Не стесняйтесь делать запросы, связанные с церебральным параличом, деформациями конечностей, ортопедическими и физическими недостатками.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *