Во сколько новорожденный начинает держать головку: Когда малыш научится держать головку?

Содержание

во сколько месяцев, почему не держит, как помочь

Мы собрали информацию об этапах развития умения держать голову и о том, какие упражнения помогут ребенку освоить этот навык быстрее. Простые тесты на соответствие возрастным нормам и описание причин отклонений помогут узнать родителям, когда пора обратиться к врачу.

Содержание

  • 1 Во сколько месяцев ребенок начинает сам держать голову
    • 1.1 Первый месяц
    • 1.2 Второй месяц
    • 1.3 Третий месяц
    • 1.4 Четвертый месяц
    • 1.5 Пятый месяц
    • 1.6 Шестой месяц
    • 1.7 С какого возраста недоношенный ребенок начинает держать голову
    • 1.8 Доктор Комаровский о нормах
  • 2 Отклонения от нормы
    • 2.1 Если малыш приподнимает головку слишком рано
    • 2.2 Почему ребенок запрокидывает голову назад
    • 2.3 Почему ребенок держит голову неровно
    • 2.4 Почему ребенок не держит голову в срок или держит ее плохо
    • 2.5 Тест на наличие гипертонуса
    • 2.6 Тест на соответствие возрастным нормам
    • 2. 7 Когда следует обращаться к врачу
  • 3 Как быстро и без вреда научить ребенка держать голову самостоятельно
    • 3.1 Выкладывание на живот
    • 3.2 Вертикально на руках у родителей
    • 3.3 Игрушки
    • 3.4 Массаж
    • 3.5 Упражнения

Во сколько месяцев ребенок начинает сам держать голову

В медицине выделяют лишь относительные нормы развития навыка по месяцам. Это связано с тем, что у детей, принятых считать здоровыми, есть индивидуальные отличия, такие как рост, вес, генетика. Также влияют особенности течения беременности матери и срок родов.

Первый месяц

Новорожденный ребенок не способен еще контролировать мышцы спины и шеи. К 2-3 неделям жизни большинство детей в положении лежа на животе могут поворачивать голову набок и начинают приподнимать ее на несколько секунд.

Некоторые груднички начинают делать так только на втором месяце жизни, и это тоже вариант нормы. Чем чаще ребенок удерживает голову, тем крепче становятся его мышцы.

Когда младенцы впервые начинают поднимать и держать головку, обязательно нужно поддерживать ее сзади. Это важно делать при любых действиях с малышом (при подъеме, купании, ношении на руках). Такая поддержка поможет избежать повреждения слабых шейных позвонков.

Второй месяц

К 2 месяцам, лежа на животе, ребенок уже может удерживать голову от нескольких секунд до минуты. Самые сильные дети этого возраста даже приподнимаются на руках.

После полутора месяцев малыш уже пытается удержать голову на уровне плеч, если аккуратно потянуть его за ручки из положения лежа на спине. При нормальном развитии навыка родители отмечают, что ребенок делает это все дольше и увереннее с каждым днем.

В вертикальном положении на руках у взрослого некоторые дети уже способны держать голову в течение 1-2 минут и поворачиваться в сторону света или громкого звука. Головка при этом еще болтается. Важно по-прежнему аккуратно подстраховывать малыша, чтобы предотвратить резкие наклоны головы назад.

Третий месяц

К 3 месяцам большинство детей уверенно контролируют положение головы. Этот возраст детские неврологи считают относительной нормой, когда доношенный здоровый ребёнок не менее минуты удерживает голову в положении лежа на животе или вертикально на руках у взрослого.

Лежа на животе, ребенок также приподнимает плечи. Мышцы шеи и спины еще окрепли не полностью. При ношении на руках, если малыш устал держать голову, нужно вовремя ее подстраховать, чтобы избежать запрокидывания назад.

Важно помнить про индивидуальные особенности развития. Одни дети уверенно управляют головой уже в 2.5 месяца, другие только в 4 месяца. И это тоже вариант нормы.

Четвертый месяц

4 месяца — это уже тот возраст, когда ребенок вполне осознанно начинает держать головку самостоятельно. Лежа на животе, он приподнимает верхнюю часть тела, опираясь на локти, и уверенно вращает головой несколько минут. Кроха с удовольствием рассматривает, что происходит вокруг него, начинает гулить и агукать.

Находясь в вертикальной позиции на руках у взрослого, малыш уверенно осматривается по сторонам и удерживает это положение длительное время. Если он устал, важно поддержать кроху за спинку или развернуть лицом к себе.

Пятый месяц

В 5 месяцев ребенок уже овладевает навыком поднимать голову в любом положении. Лежа на животе, он может опираться на ладони вытянутых рук, приподнимать туловище и с легкостью поворачиваться по сторонам. При нормальном развитии навыка подстраховывать головку уже не нужно.

К 5 месяцам мышцы грудничка окрепли настолько, что он не только уверенно осматривается, но и начинает осваивать такие умения, как перевороты со спины на живот и наоборот. А некоторые детки даже пытаются ползать.

Шестой месяц

К 6 месяцам навык удержания головы в любом положении освоен уже полностью. В этом возрасте ребенок учится ползать, сидеть и даже вставать на ножки.

Если к полугоду жизни ребенка родители видят, что он не может удерживать голову слишком долго или держит ее неровно, обязательно нужно обратиться к специалисту для консультации.

С какого возраста недоношенный ребенок начинает держать голову

Временной период, во сколько месяцев недоношенный ребенок начинает первые попытки держать головку, обычно отличается на срок, который он должен был еще провести в утробе матери.

Если роды состоялись на месяц раньше и при этом протекали без особых осложнений, то навык будет освоен не в 4 месяца, а только к 5 месяцам. Обычно к этому возрасту все здоровые малыши, независимо от срока рождения, уже одинаково хорошо держат голову.

Также важно учитывать степень недоношенности младенца. При 1-2 степени большинство детей к 3 месяцам поднимают голову хотя бы на непродолжительное время.

При 3-4 степени навык может развиваться по-разному. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Такие дети находятся под наблюдением специалистов, которые сориентируют родителей, насколько задерживается развитие.

Детям, родившимся раньше срока, требуется больше времени, чтобы мышечный корсет стал крепким. Стоит проявить терпение и не пытаться усиленно ускорить процесс, чтобы не травмировать нежные позвонки и слабые мышцы малыша. Со временем ребенок окрепнет и догонит в своем развитии детей, родившихся в срок.

Доктор Комаровский о нормах

Известный украинский педиатр Комаровский Евгений Олегович говорит о том, что не стоит паниковать, если ребенок в 3 месяца еще не держит голову. Отставание в развитии не всегда говорит о патологиях. Ребенок может быть здоров, просто развивается в индивидуальном темпе.

Большое внимание педиатр рекомендует уделять созданию здоровой окружающей среды. Обязательно нужно много гулять с ребенком, купать его, делать гимнастику и материнский расслабляющий массаж.

Не стоит излишне опекать ребенка, ограничивая возможность для самостоятельной двигательной активности. Помогать малышу можно, а в некоторых случаях и нужно. Но в целом при создании адекватного пространства для двигательной активности, ребенок развивается самостоятельно.

Отклонения от нормы

Не всегда индивидуальные особенности ребенка становятся причиной задержки развития. Некоторые ситуации требуют квалифицированной врачебной помощи.

Если малыш приподнимает головку слишком рано

Бывают исключения, когда ребенок в 1.5-2 месяца уже достаточно хорошо умеет поднимать и удерживать голову по сравнению со своими сверстниками. У таких детей мышцы спины и шеи окрепли быстрее. При нормальном течении процесса навык развивается постепенно.

Если же новорожденный начинает держать головку внезапно, без предварительных тренировок, рекомендовано обратиться за консультацией к врачу-неврологу. Также должен насторожить слишком ранний возраст (до 1.5 месяцев). При этом ребенок часто ведет себя беспокойно и плохо спит.

Самые частые причины этого явления:

  • повышен тонус заднешейных мышц;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • травма шейных мышц из-за отсутствия подстраховки затылочной части, когда ребенка берут на руки.

Почему ребенок запрокидывает голову назад

Детский невролог с 20-летним стажем, кандидат медицинских наук, Краснова Марина Александровна говорит о том, что запрокидывание является вариантом нормы в следующих случаях:

  1. У новорожденных, когда переразгибание головы вызывается особенной позой во время кормления или сна.
  2. При негативных эмоциях, когда малыш недоволен или устал.
  3. У детей старше 4 месяцев, при условии что раньше такого не наблюдалось. Чтобы научиться переворачиваться, ребенок запрокидывает голову назад. Таким образом, нервная система готовится к новым видам двигательной активности.

Насторожиться нужно при стойком запрокидывании головы назад. При этом ребенок поджимает плечи и шея визуально кажется короткой. Такая поза может быть связана с гипертонусом мышц спины и шеи.

Для подтверждения повышенного тонуса невролог может назначить такие обследования как УЗИ шейного отдела и нейросонограмму (УЗИ головного мозга через родничок).

При подтверждении диагноза рекомендованы следующие меры:

  • использование специальной корректирующей подушки для создания удобной позы при лежании на спине;
  • профессиональный массаж;
  • плавание и гидромассаж;
  • гимнастика на фитболе;
  • электрофорез с использованием спазмолитиков;
  • магнитолазерная терапия;
  • медикаментозное лечение (требуется индивидуально в ряде случаев).

Почему ребенок держит голову неровно

Иногда ребенок хорошо освоил навык, но чаще поворачивается в одну сторону или держит голову под углом. Это может быть связано со слабостью мышц шейного отдела и к 3 месяцам ситуация нормализуется. Для профилактики такого состояния нужно:

  • при кормлении грудью каждый раз укладывать малыша на разные стороны;
  • размещать игрушки над кроваткой по центру и с обеих сторон;
  • при ношении на руках держать ребенка одинаково, чтобы не было перекосов в одну сторону;
  • выкладывать на живот перед каждым кормлением и привлекать внимание игрушками или голосом с той стороны, в которую малыш поворачивается реже.

Если ребенок совсем не поворачивает голову в определенную сторону или с каждым днем делает это все реже, то понадобится консультация врача. Возможно у ребенка проблемы со зрением или кривошея, при которой затруднена работа некоторых шейных мышц.

Кривошея может быть следствием родовой травмы шейного отдела или связана с двигательными нарушениями, когда нарушен мышечный тонус на одной стороне. В таком случае понадобится обследование у педиатра, невролога и ортопеда.

При кривошее врачи часто назначают лечебный массаж, специальную гимнастику, физиопроцедуры, электрофорез на шейный отдел. Также рекомендуют использовать ортопедическую подушку и воротник Шанца. При регулярном использовании этих приспособлений спазмированные мышцы шеи постепенно расслабляются и удлиняются.

Иногда дополнительно требуется медикаментозное лечение. В редких случаях проводят хирургическое вмешательство, при котором удлиняют мышцы с помощью пластики. Такие операции делают после того, как ребенку исполнится 1 год.

Почему ребенок не держит голову в срок или держит ее плохо

Среди частых причин, из-за которых ребенок может плохо держать головку в 3 месяца и в более старшем возрасте выделяют:

  1. Общий мышечный гипотонус либо снижение тонуса заднешейных мышц. В таком случае часто назначают лечебный массаж и гимнастику.
  2. Редкое выкладывание на живот. Именно в этой позе отлично укрепляются задние мышцы шеи. Из-за отсутствия регулярных тренировок у ребенка слабо развита мускулатура и держать голову ему сложно.
  3. Гиперопека. Родители постоянно поддерживают малыша, даже когда не требуется. Возможности тренировать навык самостоятельно у таких детей нет.
  4. Проблемы с весом. Ребенок мало ест и плохо набирает вес. Возможно ему не хватает питательных веществ и потребуется смесь. В такой ситуации требуется консультация педиатра или специалиста по грудному вскармливанию. Дети с излишним весом тоже могут иметь проблемы с развитием навыка.
  5. Недоношенность любой степени, родовая травма, последствия тяжелых или длительных родов (например, гипоксия при родах). Обычно такие дети на первом году жизни находятся под наблюдением узких специалистов, которые сориентируют родителей о возможных мерах помощи.
  6. Неврологические проблемы. Может потребоваться специальный массаж и терапия медикаментами.
  7. Частые болезни, слабый иммунитет, врожденные заболевания.

Тест на наличие гипертонуса

О присутствии гипертонуса мышц спины и шеи у ребенка в возрасте 1-2 месяца свидетельствуют следующие признаки:

  1. В положении лежа на животе ребенок резко запрокидывает голову назад и высоко поднимает плечи.
  2. Если потянуть ребенка за ручки из положения лежа на спине при группировке голова запрокидывается назад. При этом положив руку под ягодицы ребенка, можно увидеть, что гипертонус сразу спадает.
  3. Если поставить ребенка на твердую опору, он начинает скрещивать ножки или вставать на носочек.

Тест на соответствие возрастным нормам

Тест актуален для здоровых доношенных детей, достигших возраста 3 месяца. Проводить его нужно, когда ребенок выспался и не капризничает.

Положите младенца на спину и совершите следующие действия:

  1. Аккуратно потяните его за руки до положения сидя. В таком положении ребенок удерживает голову в среднем полминуты. При этом голова может плавно покачиваться.
  2. Через полминуты положите ребенка на спину. Дать ему немного отдохнуть.
  3. Снова бережно поднимите за ручки до положения между сидячим и лежачим. В таком положении ребенок уже может удерживать голову хотя бы несколько секунд.

Дети, родившиеся раньше срока или вследствие патологических родов, обычно учатся поворачивать и удерживать голову позже. Такие дети до года наблюдаются у специалистов, которые могут проинформировать родителей об индивидуальных особенностях развития грудничка.

Когда следует обращаться к врачу

Родителям стоит посетить врача-педиатра, если ребенок:

  • лежа на животе постоянно сильно запрокидывает голову назад, при этом поджимая плечи, особенно если ребенку нет еще месяца;
  • в 1 месяц не пытается поднять головку хотя бы на пару секунд и не интересуется окружающим миром;
  • до 1. 5 месяцев начал держать голову внезапно без предварительных и постепенных тренировок;
  • поворачивает голову только в одну сторону или поворачивает, но плохо, и с течением времени улучшений нет;
  • в 3 месяца и старше навык не развивается или удерживать голову не получается совсем.

Для более детального обследования педиатр может порекомендовать посетить узких специалистов, таких как невролог, ортопед и офтальмолог. Особенно пристальное внимание уделяется детям, родившимся намного раньше срока или вследствие тяжелых родов.

Как быстро и без вреда научить ребенка держать голову самостоятельно

Шейный отдел формируется, когда ребенок напрягает мышцы. Ежедневные несложные действия, направленные на укрепление мышц, помогут грудничку научиться управлять головой.

Выкладывание на живот

Выкладывание на живот — базовая тренировка мышечного корсета новорожденного. Делать это нужно с двух недель жизни, когда зажила пупочная ранка. Именно в это время ребенок уже начинает поворачивать голову.

Выкладывать можно и раньше, при условии что ребенку не мешает прищепка на животе. Важно соблюдать простые правила:

  1. Чтобы ребенок привык к новой позе и не беспокоился, первые выкладывания можно совершать на живот и грудь одному из родителей (поза живот к животу). Взрослый при этом лежит на спине. Если малышу не очень комфортно в новой позе, переключите его внимание на себя разговором, песней или погремушкой.
  2. Когда ребенок привыкнет к новому положению, можно переложить его на ровную твердую поверхность без посторонних предметов. В норме у новорожденного сразу сработает защитный рефлекс: он повернет голову набок, чтобы не задохнуться.
  3. При перевороте ребенка из положения лежа на спине аккуратно поддерживайте его за шею и бедра.
  4. Оптимально делать упражнение перед каждым кормлением. После последнего кормления должно пройти хотя бы полчаса. Не рекомендуется делать упражнение перед ночным кормлением, чтобы малыш не перевозбудился.
  5. Первые выкладывания начинать с 10-15 секунд. Каждый последующий раз можно немного увеличивать длительность тренировки.
  6. Привлеките внимание ребенка на себя голосом или игрушкой.
  7. Если кроха капризничает, попробуйте упражнение позже. Возможно сейчас он хочет спать или его что-то беспокоит. При следующем выкладывании уменьшите время тренировки и не прибавляйте его, пока малыш не освоится.
  8. Не стоит совсем отказываться от выполнения упражнения, если поза не нравится.

В первое время ребенок удерживает голову всего лишь пару секунд. Для него это уже отличное достижение. При ежедневных регулярных тренировках мышцы ребенка окрепнут быстро.

Вертикально на руках у родителей

При регулярном ношении ребенка вертикально «столбиком» на руках у взрослого очень хорошо укрепляются мышцы шеи. Ребенок учится управлять головой, с удовольствием осматривая окружающий мир.

Удерживать ребенка вертикально можно с рождения. Начинать ношение рекомендовано сначала лицом ко взрослому. Улыбка и ласковая интонация помогут малышу быстрее освоиться и привыкнуть к новому положению. Первое время малыш сможет приподнимать голову лишь на несколько секунд.

Важно одной рукой слегка придерживать затылочную часть, чтобы избежать резкого запрокидывания головы назад. Второй рукой можно поддерживать ягодицы. Правильная фиксация позволяет избежать нагрузки на позвоночник.

Игрушки

Игрушки можно использовать для привлечения внимания ребенка и стимулирования поворотов головой.

Если лежа на животе, малыш реагирует на звук погремушки, но не может найти ее глазами, можно аккуратно приподнять головку руками за лоб и поднести игрушку поближе. Затем снова отодвинуть ее и повторить упражнение 2-3 раза.

Когда один родитель держит грудничка на руках, второй, стоя напротив, может привлекать его внимание шумной и яркой погремушкой, перекладывая ее из одной руки в другую. Благодаря этому малыш будет учиться вертеть головой в разные стороны.

В первые месяцы жизни достаточно иметь 4-5 игрушек, разных по форме, цвету и текстуре. Сначала ребенок различает красный и желтый цвета, чуть позже синий и зеленый. Стоит обязательно приобрести яркие погремушки этих цветов.

Чтобы ребенок не переутомился, не нужно одновременно играть больше чем 1-2 игрушками.

Массаж

Важно не только систематически напрягать мышцы, но и расслаблять. Для этой цели детям с рождения нужны ежедневные легкие растирания и поглаживания, так называемый “материнский” массаж.

Профессиональный лечебный массаж нужен далеко не всем детям. Его назначает детский невролог по показаниям. Такой массаж можно делать после полутора месяцев, когда ребенок окреп и набрал мышечную массу.

Основные правила домашнего массажа для ребенка от рождения до 3 месяцев:

  1. Выбирать время, когда ребенок здоров и бодр. После последнего кормления должно пройти не меньше часа.
  2. Температура воздуха в комнате — не ниже 22 градусов.
  3. Использовать твердую и ровную поверхность. Нельзя оставлять ребенка одного на массажном столе, чтобы избежать падения.
  4. Во время процедуры важно держать контакт глаз с ребенком, ласково разговаривать и петь ему.
  5. Все массажные движения направлять снизу вверх, от периферии к центру. Избегать пощипываний, сильного нажима и поколачиваний.
  6. Для облегчения скольжения по коже можно использовать небольшое количество детского масла или крема.
  7. Не нужно через силу разгибать руки и ноги, чтобы не нанести вред.
  8. Все действия повторить 3-4 раза.

Базовые элементы массажа:

  • положить ребенка на спину;
  • начать массаж с растирания и поглаживания ног от кончиков пальцев к паховой складке, избегая область коленных суставов;
  • погладить живот по часовой стрелке, не задевая область пупка;
  • растереть косые мышцы живота от боков к пупку;
  • совершить поглаживания грудной клетки по направлению ребер сверху вниз;
  • растереть руки от кончиков пальцев к плечам, избегая область локтевых суставов;
  • аккуратно перевернуть малыша на живот, растереть ягодицы и погладить спину по направлению от талии к плечам.

Упражнения

Для укрепления мышц шеи можно ежедневно делать простую гимнастику. Заниматься ею лучше, когда малыш в хорошем настроении, за полчаса до кормления или через час после. Упражнения:

  1. Самолетик. Ребенок лежит на руках у взрослого лицом вниз. Покружить ребенка в разные стороны, затем плавно покачать вверх-вниз. Повторить 2-3 раза.
  2. Ползание. Исходное положение — лежа на животе. Согнуть ноги ребенка в коленях и немного развести в стороны. Слегка надавить ладонью на стопы, чтобы малыш смог оттолкнуться ногами и попытался немного продвинуться вперед. Повторить 2-3 раза.
  3. Подтягивание. Исходное положение — лежа на спине. Плавно потянуть за ручки и поднять под углом 45 градусов. Обычно малыш в таком положении пытается удержать голову хотя бы на несколько секунд. Повторить 2-3 раза.
  4. Фитбол. Аккуратные покачивания из стороны в стороны, вперед-назад и по кругу отлично способствуют укреплению мышечного корсета грудничка.

Простые упражнения и полезные видео помогут родителям укрепить мышечный корсет грудничка для того, чтобы он научился уверенно держать голову. Поделитесь в комментариях, когда ваш малыш научился держать голову и помогали ли вы ему в освоении этого важного навыка.

Как научить ребенка сидеть? Рекомендации и примеры упражнений.

Развитие маленького человека – это захватывающий процесс, в котором каждый этап достигается благодаря правильному формированию мышечной, психической, эмоциональной сферы. Ребенок растет, учится управлять своим телом и общаться. Постепенность и последовательность – важные аспекты совершенствования личности. Родителям проще отмечать этапы роста младенца по знаковым моментам: научился держать голову, улыбается, садится, начал ходить. Для определения правильности роста можно ориентироваться на общепринятые педиатрические нормы. Поэтому мамы хотят знать хотя бы приблизительно, когда ребенок начинает сидеть, не является ли низкая подвижность младенца отклонением от нормы.

Нужно ли младенцу учиться сидеть

Человек очень много времени проводит сидя: ест, работает, ездит по делам, отдыхает. Правильная осанка помогает исключить боли в спине, снизить нагрузку на внутренние органы. Формирование осанки начинается уже в раннем возрасте. И практически первое сложное действие, которое выполняет младенец – садится. Чтобы сесть, малышу нужно задействовать огромное количество мышц (спины, шеи, рук и ног), сосредоточить внимание, а затем ещё и сохранить равновесие.

Учиться садиться нужно, чтобы:

  • исключить ранние проблемы с позвоночным столбом;
  • укрепить мышечную системы;
  • тренировать вестибулярный аппарат.

Сфера эмоционального развития также зависит от того, во сколько ребенок начинает сидеть. В сидячем положении малыш видит мир под другим углом. Ему открываются новые предметы, которые не заметны с горизонтальной позиции. Катаясь в коляске сидя, ребенок узнает больше нового, быстрее учится говорить, получает глубокий эмоциональный и интеллектуальный опыт.

В каком возрасте ребенок учится садиться

Большинство специалистов отмечает, что садиться дети начинают в период с 5 до 7 месяцев. Нормальным считается самостоятельное умение сидеть в возрасте 7 месяцев. Но стоит учитывать и то, что каждый человек индивидуален. Есть дети, способные научиться сидеть и в 5 месяцев. А также есть те, что с трудом учатся удерживать равновесие сидя в 8 месяцев. Такие дети не проявляют отклонений от нормы.

Поэтому родителям лучше ориентироваться не на возраст малыша, а на его физическое состояние. Проверить, готов ли ребенок садиться, можно несколькими способами:

  • Уложить малыша в шезлонг или опереть на подушку. Главное, чтобы его тело находилось под наклоном (угол – примерно 45 градусов).
    Подать ему две руки, чтобы ребенок мог ухватиться за пальцы. Если, взяв за руки взрослого, малыш делает усилие приподняться – постепенно можно учиться садиться. Также хорошо, если ребенок свободно тянется вверх, когда его за руки приподнимает взрослый.
  • Маленький человек готов садиться, если он активно старается изменить свое горизонтальное положение в шезлонге или коляске: приподнимается, помогая себе руками, выкручивается и старается нагнуться вперед.
  • Проверить готовность к сидению можно и с помощью игрушек. Несколько новых ярких погремушек развешивается перед лицом ребенка так, чтобы он мог дотянуться до них руками, только приподнявшись. Если малыш приподнимается, хватает игрушки – можно начинать учиться садиться.

Важно! Начинать садиться детям можно не ранее, чем в 4 месяца. Даже самым активным и любознательным. До этого возраста у них совершенно не сформирован грудной изгиб позвоночника. Поэтому, если требуется длительное время переносить младенца, лучше отдать предпочтение слингам или эргорюкзакам, позволяющим принять анатомически правильное положение.

Как правильно учить сидеть

Тренировать мышцы и укреплять скелет малыша можно начинать уже с самого рождения. Родители, заинтересованные в сохранении анатомически правильной осанки у чада, проводят с ним специальные занятия и упражнения, направленные на улучшение работы мышц. Имеет значение питание, которое должно быть полным и сбалансированным, и постоянное эмоциональное и интеллектуальное развитие младенца.

Особенности питания

От питания также может зависеть то, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Недостаток кальция, полезных аминокислот, витаминов и минералов приводит к замедлению роста. Авитаминоз значительно ухудшает психофизическое развитие.

В период до 4-6 месяцев дети в основном питаются грудным молоком или молочной смесью. Кормящим мамам нужно тщательно следить за своим рационом, так как все необходимые вещества малышу поступают из материнского молока. Требуется употреблять достаточное количество молочных, рыбных и мясных продуктов, клетчатки и растительных жиров.

Детям на искусственном вскармливании подбираются смеси с достаточным содержанием минералов и витаминов.

Если у ребенка в полгода наблюдаются проблемы с ростом, снижено мышечное развитие, педиатры могут посоветовать ввести в прикорм:

  • мясные и рыбные консервы;
  • каши с высоким содержанием магния, калия, кальция;
  • молочные продукты;
  • овощные смеси.

Важно! Детское питание должно обязательно соответствовать возрасту. Нельзя давать еду с общего стола, даже если в ней содержится большое количество полезных веществ.

Упражнения

Первые упражнения для младенца направлены на укрепление мышечного скелета. Начинать их делать можно с первых недель жизни, ориентируясь на потребности новорожденного. Все упражнения следует проводить с довольным, спокойным ребенком. Раздраженный, усталый или очень голодный младенец не получит удовольствия от игр. Польза от таких занятий также будет невелика, так как снизится правильность выполнения и повысится мышечный тонус.

Что поможет научиться садиться:

  • Упражнения на мяче. Для занятия используется фитбол диаметром около 65 см. На него кладется пеленка, на которую животиком вниз выкладывается чадо. Выполняются покачивания фитбола из стороны в сторону, вперед/назад. Длительность упражнения – от 1 до 10 минут. Проводится занятие только до еды или длительного перерыва после приема пищи.
  • «Выгибаем спинку». Упражнение выполняется на пеленальном столике или кровати. Младенец на боку, придерживаем его ноги и мягко проводим пальцами от поясницы до шеи. Рефлекторное выгибание дугой помогает укрепить поясничный отдел. Также повторяется занятие и на другом боку.
  • Упражнение «Пальчики». Новорожденный располагается на жесткой горизонтальной поверхности спиной. Манипуляции выполняются со стопами: взрослый берет в ладонь ножку малыша так, чтобы большой палец родителя попадал на основание пальчиков. При легком нажатии пальчики сжимаются.
    После этого следует провести подушечкой пальца к детскому мизинцу от пятки: пальчики рефлекторно раскроются.
  • «Поднимаемся-опускаемся». Упражнение способствует укреплению мышц живота. Ребенок располагается на спине так, чтобы его ножки упирались в живот взрослого. Родитель заводит ладони под спину, шею и голову малыша. Для упражнения медленно поднимается и опускается верхняя часть туловища. Ножки упираются в живот взрослого, могут сгибаться немного в коленях.
  • Упражнение «Лягушонок». Регулярное выполнения этого упражнения помогает снизить тонус мышц ног, стимулировать развитие навыков ходьбы и укреплять позвоночный столб. Ребенок располагается на пеленальном столе на спине. Взрослый захватывает руками каждую голень, прикрывая колени. Руками выполняются сгибательно-разгибательные движения ног, как будто малыш приседает. В конце первого этапа согнутые ножки разводятся в стороны, после чего младенца переворачивают на живот. В этом положении новорожденный может самостоятельно развести и согнуть ноги. Для этого родителю достаточно слегка надавить на стопы ладонями.
  • Упражнение «Ползаем на животике». Малыш выкладывается на живот: ручки подкладываются в согнутом положении под грудью, ближе к подбородку, ножки сгибаются и разводятся в стороны. Нужно обхватить ладонями голени новорожденного и прижать большие пальцы рук к середине стоп. В этом положении ребенок рефлекторно разгибает ноги и отталкивается от ладоней взрослого, имитируя ползанье.
  • «Ходьба». Для реализации упражнения используется рефлекс опоры, благодаря которому дети учатся ходить. Малыша берут под мышки, и, удерживая так, чтобы ноги немного касались опоры, «ведут» над столом. Ребенок перебирает ногами, как будто идет. Упражнение укрепляет мышцы ног и спины, способствует тренировке равновесия.
  • Упражнения для вестибулярного аппарата. Хорошо тренируют вестибулярный аппарат покачивания, движения вперед/назад, круговые перемещения. Их можно выполнять, удерживая ребенка на руках или используя подручные средства: кокон, коляску, шезлонг с различными режимами.

Также используется стратегия активных игр, которые способствуют стимуляции подвижности. Поодаль от малыша располагается игрушка, к которой нужно доползти самостоятельно. Также игрушку можно закрепить на спинке кровати, побуждая ребенка встать к ней, взять и сесть – для игры. Постепенно опускаясь у спинки кровати малыш учится контролировать мышцы ног и спины.

Значительно улучшает физическое развитие массаж. Проводить его может как специалист, если это требуется, так и родители. Регулярное поглаживание не только способствует расслаблению мышц, но и стимулирует психоэмоциональное развитие.

Занятия в воде

Дети очень любят водную среду и в ней с большим удовольствием выполняют различные упражнения. Поэтому, если нужно быстро научить ребенка сидеть, желательно дополнить обычную гимнастику играми в ванной.

Упражнения для младенцев:

  • «Зигзаги и восьмерки». Малыша размещают на животике, немного погрузив в воду и придерживая снизу руками.
    Родитель выполняет движение ребенком вперед, вычерчивая им по поверхности зигзаги, восьмерки и другие фигуры. Упражнение выполняется плавно и аккуратно, чтобы не напугать чадо, не окунуть его случайно лицом в воду.
  • «Плавание». В зоне видимости новорожденного на воду выкладывается яркая крупная игрушка. Ребенок должен к ней подплыть. Для страховки малыша под живот придерживает взрослый, направляющий его движения.
  • «Качели». Упражнение хорошо подходит для первого знакомства с глубиной воды. Поддерживаемый под мышки ребенок опускается аккуратно в воду по грудь. После чего потихоньку покачивается вперед-назад и в стороны. Выполнение «качелей» помогает снять мышечный тонус, снизить эмоциональную тревожность младенца.
  • «Отталкивание». Удерживая ребенка под живот, подводят его на воде к краю ванной. Упираясь ножками в стенку ванной, малыш отталкивается и плывет вперед.

Иногда дети боятся открытых пространств с большим количеством воды. Тогда для получения положительного эффекта от упражнений достаточно использовать и маленькую детскую ванночку, в которую наливается немного жидкости, буквально 5-10 см в высоту.

Что нужно для эмоционального подкрепления

Иногда для того, чтобы ребенок начал сидеть, недостаточно упражнений и занятий. Детям требуется зрительный опыт, развитие сенсорики и тактильных навыков. Малыши, имеющие достаточно знаний об окружающей действительности (зрительных, слуховых, осязательных), стремятся познать новое и с большим интересом учатся.

Психоэмоциональное развитие следует начинать с самого раннего возраста. Упрощает формирование новых нейронных связей использование игровых модулей, бизибордов, развивающих ковриков. Такие игрушки выполняются с учетом разнообразия потребностей младенцев. Предусмотрены тканевые сегменты из материалов, разных по цвету, текстуре, на ощупь. Дополнительные элементы, издающие звуки, помогают совершенствовать слуховое восприятие и расширять кругозор.

Развитие психоэмоциональной сферы способствует более быстрому формированию двигательных навыков. Любознательный и эмоционально развитый ребенок скорее научится садиться, так как ему просто необходимо узнать ещё больше нового и интересного. Такие малыши уже в полгода с удовольствием сидят в стульчиках для кормления, учатся самостоятельно кушать, играть в новом положении.

Меры предосторожности

Не все дети в полгода готовы сидеть. Нормально, если ребенок не садится в 6 месяцев, хотя и проявляет познавательный интерес. Обучать самостоятельному сидению нежелательно малышей, перенесших тяжелые заболевания, подверженных частым простудам. Желательно дождаться полного выздоровления и потом только аккуратно приступать к упражнениям по укреплению позвоночника.

Что делать, если малыш сам не хочет садиться:

  • использовать для переноски кенгуру;
  • возить в прогулочной коляске с регулируемой спинкой, с наклоном около 45 градусов;
  • выкладывать в наклонные шезлонги и стульчики для кормления.

Обычно, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему требуется уже новый опыт: изучение пространства квартиры, постепенно начинается тренировка навыка ходьбы. Поэтому родителям могут понадобиться новые вспомогательные средства: безопасные ходунки для активных детей, модульные манежи.

Приобрести игрушки и детскую мебель можно онлайн. Получайте развернутую консультацию по товарам, необходимым детям, у менеджеров магазина по телефону +375 (29) 652-50-08.

Что нужно знать о времени на животе

Что такое время на животе?

Животик — одно из первых упражнений малыша и самое важное!

Время на животе — это период в течение дня, когда ребенок бодрствует и лежит на животе. Это важное упражнение для двигательного, зрительного и сенсорного развития ребенка.

Ребенок может начать «Время животика» еще будучи новорожденным. Они могут продолжать проводить время на животе в течение первого года жизни. Смотреть руководство по времени на животе:

Время на животе: основные сведения

Зачем моему ребенку нужно время на животе?
  • Для развития основных мышц шеи, спины и плечевых мышц
  • Для достижения вех развития
  • Чтобы, возможно, помочь предотвратить ранние моторные задержки и состояния, такие как синдром плоской головы (позиционная плагиоцефалия) и искривление шеи (позиционная кривошея).

Когда моему ребенку следует начать проводить время на животе?

Как новорожденный ребенок, как только они приходят домой из больницы.

Как долго вы должны делать Tummy Time?

Старайтесь, чтобы к 3-месячному возрасту ребенок проводил время на животе не менее часа в день. Этот час на животике можно разбить на более мелкие части. Начиная с новорожденного, начинайте с нескольких минут и постепенно увеличивайте время занятий.

Как часто нужно проводить время на животе?

Начните с небольших приращений по несколько минут несколько раз в день. В конце концов, попробуйте проводить более длительные сеансы «Время на животе», в конечном итоге доведя их до полного часа.

В каком возрасте ребенку следует прекратить программу Tummy Time?

Как только ребенок начнет ползать, примерно в возрасте 7-9 месяцев, он получит преимущества для развития во время движения на животе, и не так важно, чтобы он выполнял это упражнение. Тем не менее, все же полезно, чтобы ребенок проводил некоторое время в положении «время на животе» (также известном как положение лежа) во время игры.

Всегда помните: снова спать, животик играть!

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует детям всегда спать на спине. Это означает, что время, проведенное на животе во время бодрствования, имеет решающее значение для развития!

И помните: если ребенок заснет во время живота, обязательно положите его на спину и дайте ему продолжить сон.

Узнать больше

Основные упражнения «Время на животе»

Попробуйте различные способы выполнения «Время на животе» с ребенком:

Живот к животу или живот к груди
  • Лечь на пол или лечь на пол кровать, плоская или опирающаяся на подушки. Положите ребенка себе на грудь или живот, чтобы вы и ребенок оказались лицом к лицу. В целях безопасности всегда крепко держите.
Переноска животом вниз или футбольный хват
  • Поместите одну руку под живот и между ног и перенесите ребенка животиком вниз. Другой рукой поддерживайте голову и шею ребенка. Прижмите ребенка к себе, чтобы он привык к этому положению.
Lap Soothe
  • Положите ребенка на колени лицом вниз. Рука на попке ребенка поможет успокоить его. Это движение также можно использовать, чтобы отрыгнуть и успокоить ребенка.
Улыбка на уровне глаз
  • Опуститесь на уровень ребенка, чтобы поддерживать зрительный контакт. Ребёнку нравится видеть твоё лицо!

Хотите стать экспертом по времени на животе? Пройди курс!

В вашем путеводителе по времени на животе есть все, что вы ожидаете, и новые родители должны знать об этом важном упражнении, в том числе варианты и занятия для времени на животе.

Узнать больше

Узнайте, что другие говорят о курсе:

«Если кто-то хочет стать экспертом по времени на животе, экспертный курс Pathways.org по времени на животе является важным курсом, который должен рассмотреть каждый родитель.

Введение «время лежания на животе», его важность, как оно влияет на развитие ребенка, как оно помогает предотвратить заболевания, как обеспечить пребывание ребенка на животе, а также все замечательные способы его осуществления были хорошо объяснены и подсказаны!

Мне очень нравится этот курс, и я определенно рекомендую его всем, кому он может понадобиться»

Способности «Время на животе»

Как «Время на животе» должно выглядеть каждый месяц:

Откуда вы знаете, что ребенок делает успехи во время «Время на животе»? Проверьте эти способности, чтобы убедиться, что ребенок продолжает развиваться.

В возрасте 2 недель ребенок…

  • Использование положений животик-к-животику, переноски на животе и успокоения на коленях
  • Работа на животе Время на полу

Смотрите, как ребенок делает животик Время в 2 недели!

Опытный животик Совет по времени: Многие родители любят животик для своего новорожденного. Это позволяет вам быть лицом к лицу с ребенком и наслаждаться множеством детских объятий!

В 1 месяц ребенок…

  • Поворот головы во время живота
  • Попытка поднять голову – даже если это всего на секунду

Смотрите, как ребенок делает животик Время в 1 месяц!

Expert Tummy Time Совет: Встаньте на пол на уровне глаз ребенка. Малышке нравится твое лицо и голос!

В 2 месяца ребенок…

  • Проводить хотя бы одну минуту в животике несколько раз в день, не расстраиваясь
  • Выполнение большинства упражнений на животе на полу
  • Возможно наклон головы в одну сторону
    • Следите за тем, чтобы они чередовали наклоны в обе стороны вместо того, чтобы всегда отдавать предпочтение одной стороне, что может быть возможным признаком позиционной кривошеи

Посмотрите, как ребенок делает животик Время в 2 месяца!

Подсказка от Expert Tummy Time: Каждую ночь поворачивайте ребенка в разные стороны в кроватке , чтобы помочь развить мышцы шеи, поворачиваясь в разные стороны, чтобы смотреть на вас каждое утро.

В 3 месяца ребенок…

  • Начинает опираться на руки, локти за плечами под углом 45 градусов
  • Обретение контроля над головой и способность поднимать голову между 45 и 90 градусов, без наклона головы в обе стороны
  • Тратить в общей сложности 1 час каждый день на животик
  • Начать визуально отслеживать игрушки или погремушки, которые вы двигаете во время животика

Смотрите, как ребенок делает животик Время в 3 месяца!

Совет эксперта по животу: Положите ребенка животиком вниз на мяч для упражнений, держа его за бока для поддержки. Медленно перемещайте мяч к себе и от себя, позволяя ребенку легче поднимать и удерживать голову.

В 4 месяца ребенок…

  • Поднятие головы на 90 градусов и удержание головы по центру
  • Отжимание предплечий и отрыв груди от пола. Локти будут под плечами под углом 90 градусов или перед плечами.
  • Поднятие головы и движение шеи для отслеживания игрушек, голосов и лиц во время живота

Смотрите, как ребенок делает животик Время в 4 месяца!

Подсказка Expert Tummy Time: Младенцы любят лица — даже свои собственные! Используйте зеркала во время Tummy Time , чтобы помочь им занять себя и весело провести время.

В 5 месяцев ребенок…
  • Начинает отжиматься на руках с прямыми локтями
  • Начало движения руками вперед, чтобы дотянуться до игрушек, находящихся рядом

Смотрите, как ребенок делает животик Время в 5 месяцев!

Опытный животик Совет: Делайте отжимания для младенцев. Поместите руки под грудь и живот ребенка и используйте легкие подсказки, чтобы заставить ребенка отжиматься на руках в течение коротких периодов времени.

В возрасте 6+ месяцев ребенок…

  • Самоуправляемый животик Time
  • Дотягиваться до игрушек разного размера и хватать их, лежа на животе
  • Способность вращаться по кругу на животе
  • Переворачивание со спины на живот и с живота на спину
  • Начинают предпочитать лежать на животе. Находясь на животе, им легче играть, двигаться и исследовать.

Смотрите, как ребенок делает животик Время в 6 месяцев!

Expert Tummy Time Совет: Поощряйте ребенка переворачиваться и двигаться, лежа на животе. Используйте игрушки, чтобы мотивировать их!

Как время на животе помогает развитию ребенка

Время на животе помогает моторному и сенсорному развитию ребенка

Время на животе имеет решающее значение для здорового моторного, сенсорного и визуального развития:

Двигатель
  • Укрепляет спину, шею, плечи, плечи ребенка основные мышцы.
  • Создайте основу для развития двигательных навыков ребенка, включая перекатывание, сидение, ползание и многое другое.
Сенсорный
  • Ощупывание различных текстур (одеяла, ковра и т. д.) руками, кистями и щеками может помочь осязанию ребенка (тактильному ощущению).
  • Когда ребенок двигается и его вес перемещается, у него появляется ощущение осознания тела (проприоцепция).
  • Различное позиционирование ребенка помогает развивать его движения и равновесие (вестибулярный аппарат).
Зрение
  • Помогает развивать зрительно-моторную координацию. Глядя на свои руки, ребенок видит, как они двигаются и что они могут делать.

Знаете ли вы, что время, проведенное на полу, можно использовать для игр вместо того, чтобы ребенок находился в переноске или надувном сиденье?

Помимо доказанных преимуществ для развития, время на животе может помочь предотвратить два состояния: позиционную плагиоцефалию и позиционную кривошею.

Позиционная плагиоцефалия — это развитие плоских пятен на задней и боковой части головы, что может привести к асимметрии головы и лица.

Позиционная кривошея — скованность мышц шеи, из-за чего голова ребенка наклоняется в одну сторону.

Узнать больше

Время на животе Советы для достижения успеха

Если ребенку не нравится время на животе, попробуйте некоторые из этих идей!

Если за ребенком ухаживают разные люди…

Убедитесь, что все лица, осуществляющие уход, знают, что время на животе является нормальной частью распорядка дня ребенка

Если ребенок сопротивляется времени на животе…

Полежите пару минут времени на животе после каждой смены подгузника или после каждого купания, чтобы ребенок ожидал этого

Избегайте времени живота сразу после кормления

, если ребенок плачет во время живота…

Попробуйте упражнения по животу, когда ребенок самый счастливый

.

  • Пойте песни, лежа на животике Время успокоить и успокоить ребенка
  • Используйте погремушки, игрушки и зеркала для визуального отслеживания
  • Опуститесь на пол на уровне глаз ребенка. Малышке нравится твое лицо!

Если ребенок засыпает во время животика…

Положите его на спину — не позволяйте ему спать на животе

 

Помните: каждый момент времени на животе имеет значение!

Не расстраивайтесь. Если вы много времени проводили с ребенком на животе, но обеспокоены тем, что он не достигает своих целей, сообщите о своих опасениях педиатру ребенка или поставщику медицинских услуг.

Узнайте больше о раннем выявлении и вмешательстве

Занятия на животике


Отставание головы у младенцев — StatPearls

Учебная деятельность

Отставание головы у младенцев наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища. В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту 3–4 месяцев. У недоношенных новорожденных чаще наблюдается отставание головы. Исследования также показали, что отставание головы обычно наблюдается у братьев и сестер детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом упражнении описывается оценка и лечение отставания головы у младенцев, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и лечении пациентов с этим заболеванием.

Цели:

  • Определите факторы риска развития отставания головы у младенцев.

  • Опишите результаты медицинского осмотра, связанные с младенцем с отставанием головы.

  • Опишите общую клиническую картину пациента с отставанием головы у младенцев.

  • Узнайте, как межпрофессиональная координация может улучшить уход за младенцами с отставанием головы.

Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Младенцы обычно имеют большую голову по сравнению с остальными частями тела, а шейная группа параспинальных мышц при рождении относительно слаба. Отсюда и причина заметного отставания головы, особенно в первые несколько недель жизни. На этом этапе лица, осуществляющие уход, обычно поддерживают голову ребенка до тех пор, пока не будет достигнут контроль над шеей. Развитие крупной моторики у младенцев обычно следует цефалокаудальной последовательности, и это предвещает приобретение постурального контроля. Постуральный контроль — это способность младенца стабилизировать центр массы тела/туловища с помощью динамического или статического основания. Ожидается, что этот врожденный процесс созревания мышц шеи и туловища будет быстро развиваться на стадии младенчества. Когда младенца тянут за руку из положения лежа в положение сидя, ожидаемой реакцией является активация рефлекса выпрямления головы и поддержание положения головы на одной линии с его/ее плечами. И наоборот, отставание головы младенца наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища назад во время маневра «тянуть, чтобы сесть».

В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту от 3 до 4 месяцев, когда у младенцев обычно повышается способность контролировать мышцы шеи. [1] После достижения контроля над шеей младенцы активно участвуют в обычной процедуре захвата, напрягая мышцы шеи и напрягая туловище, чтобы уменьшить отставание между подбородком и грудью.[2]   Стойкое отставание головы в возрасте старше 4 месяцев связано с плохим исходом развития нервной системы.[3]

Отставание головы встречается чаще среди недоношенных новорожденных и детей с церебральным параличом, что является вероятным предиктором исхода развития. Однако он может быть неточным при прогнозировании нейроповеденческих эффектов при использовании в качестве изолированного показателя. Возможное объяснение может заключаться в том, что оценки одного изолированного ответа недостаточно для точного прогнозирования исходов развития нервной системы. Многие исследования показали, что комбинация неонатальных реакций, таких как рефлекторные реакции, постуральные реакции и тонус, может иметь потенциал для правильного прогнозирования изменений в развитии мозга.  

Исследования также показали, что отставание головы в сочетании с другими нарушениями развития в раннем детстве может быть неразрывно связано с более высоким риском аутизма в определенных группах населения. Отставание головы чаще наблюдалось у братьев и сестер детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чем у младенцев из группы низкого риска.[3] Точно так же проблемы развития, связанные с постуральной нестабильностью и аксиальной гипотонией, были описаны у младенцев с РАС.

Этиология

По сути, отставание головы у младенцев может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое отставание головы связано с ожидаемой задержкой развития нервно-мышечного пути. Напротив, патологическое отставание головы у младенцев может быть вызвано миогенными и/или нейрогенными отклонениями и рядом лежащих в их основе проблем, приводящих к постуральной нестабильности и аксиальной гипотонии.

Отставание головы может быть результатом нарушения сенсорной функции. Неспособность обнаружить изменение положения головы (связанное с аномальной обратной связью от вестибулярно-глазной системы стабилизации и проприоцептивной системы) может привести к невозможности произвести необходимые двигательные корректировки в ожидании изменения положения. [3]   Это объяснение разумно, учитывая предыдущие исследования, указывающие на проблемы с упреждающим моторным и постуральным контролем, а также с добавлением сенсорной информации.[8][9]][8]

Согласно нескольким исследованиям, на контроль головы и шеи влияют различные заболевания, такие как недоношенность, черепно-мозговая травма, низкий вес при рождении и факторы окружающей среды, включая интенсивную искусственную вентиляцию легких в неонатальном периоде.[10][11] ][12]   Отставание головы также дает полезную клиническую информацию о мышечном тонусе недоношенного ребенка. Задержка выпрямления головы в младенчестве может быть связана с плохим развитием мышечного тонуса у недоношенных детей. Здоровые недоношенные дети без какой-либо идентифицируемой неврологической патологии могут иметь плохое двигательное развитие, в отличие от доношенных детей, а длительное отставание головы у недоношенных детей было зарегистрировано даже в доношенном возрасте.[13][14]

Эпидемиология

Отставание головы более распространено у недоношенных детей до возраста, эквивалентного доношенному; напротив, большинство доношенных младенцев могут сохранять положение головы во время теста «тяни, чтобы сесть». [1][13] В статье, опубликованной в Американском журнале профессиональной терапии, исследовались изменения задержки головы в постменструальном возрасте (ПМВ) у младенцев, рожденных до 30 недель беременности. Выяснилось, что у 90% младенцев наблюдалось отставание головы в 30 недель ПМА, около 60,5% в 34 недели ПМВ и 57,8% в доношенном возрасте. Большее отставание головы также наблюдалось у младенцев с перинатальными осложнениями.[1]

Одно проспективное исследование, проведенное в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме, Израиль, показало, что только у 4% доношенных новорожденных при обычном клиническом осмотре наблюдается отставание головы. Тем не менее, у 20% этих новорожденных с отставанием головы были другие факторы риска, включая вакуумное родоразрешение, вероятный сепсис и врожденные пороки развития. В оставшихся 80% (т. е. в группе без факторов риска) у 62,5% наблюдалось легкое отставание головы, а у 37,5% — среднее или сильное отставание головы.[15]

Анамнез и физикальное обследование

Стандартное обследование новорожденных/младенцев включает неврологическую оценку мышечного тонуса. Контроль головы и шеи является важным компонентом этого обследования. Легкое отставание головы является обычным явлением у новорожденных и обычно проходит само по себе; однако наличие тяжелого стойкого отставания головы в возрасте от 3 до 4 месяцев обычно указывает на нарушения, связанные с гипотонией и мышечной слабостью в младенчестве.[15] Таким образом, сбор исчерпывающего анамнеза имеет решающее значение для сокращения длинного списка дифференциальных диагнозов гипотонии.

Особое внимание следует уделять беременности, анамнезу родов, послеродовому периоду, вехам развития и семейному анамнезу. Перинатальные факторы риска включают низкий гестационный возраст, многоводие, тазовое предлежание, возраст родителей, воздействие лекарств или тератогенов, кровное родство, заболевания матери (эпилепсия/диабет), врожденные инфекции (TORCHES) или послеродовые инсульты (сепсис и длительное пребывание в отделении интенсивной терапии).

Необходимо полное физикальное обследование для выявления потенциальных синдромов и других сопутствующих причин детской гипотонии. Дисморфические признаки увеличивают вероятность дисфункции ЦНС как объяснение гипотонии, а обнаружение птоза свидетельствует о нарушениях нервно-мышечного синапса.[16]

При оценке тонуса ребенка помогает держать его расслабленным, не плачущим и бдительным. Исследование туловищного и затылочного тонуса проводится с помощью тестов вертикального и горизонтального подвешивания. В горизонтальном подвешивании младенец должен сохранять прямую спину с вертикальной головой и согнутыми конечностями. При вертикальном подвешивании энергичный младенец должен держать голову прямо в сидячем положении. Степень отставания головы измеряется тем, насколько голова отходит назад от плеч во время теста «тяни, чтобы сесть».[13]  

Отставание головы можно разделить на три категории в зависимости от серьезности. Легкое отставание головы — это когда младенец пытается удержать голову, когда его вытягивают вперед в сидячее положение. Умеренное отставание головы имело место, когда не было предпринято никаких усилий, чтобы удержать голову в вертикальном положении при вытягивании вперед, но он/она мог удерживать положение головы в положении сидя. Сильное отставание головы — это когда младенец не может поднять голову во время маневра «тяни, чтобы сесть» и не может удерживать голову вертикально во время сидения.[15]

Обследование

При обследовании новорожденного с отставанием головы требуется детальный и схематический подход. Этот подход начинается с комплексного клинического обследования и сбора анамнеза. Изолированное отставание головы у младенцев до 3–4 месяцев при отсутствии других признаков гипотонии или синдромального лица может наблюдаться без особого беспокойства для дальнейших исследований. Тем не менее, стойкое отставание головы или сильное отставание головы с другими признаками генерализованной гипотонии или без них требуют обширной работы.

Исследование, проведенное в Израиле, показало, что простой клинический тест, «тест на кормление», может отличить физиологическое отставание головы младенца от патологического. В этом исследовании здоровых новорожденных кормили с последующей повторной оценкой их отставания головы после приема пищи. Через 15 минут после кормления около 92% детей продемонстрировали улучшение или полное исчезновение отставания головы с повышением уровня глюкозы в сыворотке крови, а у остальных младенцев со стойким отставанием головы позже были диагностированы патологические причины (синдром Сото, гипотиреоз и церебральный паралич) [15]. ]

Исследования, которые следует рассмотреть на основании предполагаемого дифференциального диагноза патологического отставания головы, включают ТТГ, свободный Т4, электролиты (включая кальций), септический скрининг и более специфические тесты, такие как КТ/МРТ головы/шеи, ЭЭГ, кариотип, анализ мочи и сыворотки крови. кислоты, органические кислоты в моче, газы крови, аммиак в сыворотке, функциональные пробы печени, альдолаза, креатинкиназа и соответствующее направление к неврологу.[17]

Лечение / Ведение

Физиологическое отставание головы младенца имеет доброкачественную картину, и в большинстве случаев достаточно выжидательного наблюдения, так как большинство случаев разрешается в возрасте до четырех месяцев (и четырех месяцев скорректированного гестационного возраста у недоношенных детей) без каких-либо вмешательство. Однако необходим междисциплинарный подход для оценки и лечения патологического отставания головы (т. е. стойкого отставания головы после четырех месяцев или выраженного отставания головы до четырехмесячного возраста) при одновременном воздействии на лежащую в основе этиологию. Педиатр, детский невролог, медицинский генетик, физиотерапевт и эрготерапевт могут работать вместе для достижения оптимальных результатов.

Систематические обзоры продемонстрировали, что раннее вмешательство с помощью специальных процедур двигательной тренировки и глобальных программ развития, в которых родителей учат тому, как способствовать развитию младенцев, возможно, является наиболее надежным подходом к стимулированию двигательного и когнитивного развития младенцев в группах риска двигательных нарушений развития. [18] Эрготерапевты и физиотерапевты играют важную роль в развитии сенсомоторных навыков для улучшения участия младенцев. Некоторые программы двигательных тренировок включают домашние упражнения, такие как качание в обратном направлении, время на животе, игрушки и укрепление мышц шеи.

Дифференциальный диагноз

Большинство патологических причин отставания головы у младенцев связаны с состояниями, вызывающими неонатальную/детскую гипотонию. Эти состояния составляют список дифференциальных диагнозов, которые следует учитывать при обследовании младенца с постоянным или тяжелым отставанием головы. К ним относятся хромосомные нарушения (например, синдром Прадера-Вилли), гипоксически-ишемические повреждения, церебральная дисгенезия, повреждения спинного мозга, спинальные мышечные атрофии, врожденная гипомиелиновая невропатия, семейная дизавтономия, детская дегенерация нейронов, инфекции ЦНС (например, менингит и энцефалит), детский ботулизм. , врожденная и транзиторная миастения, мышечные дистрофии, метаболические миопатии (например, гипотиреоз), заболевание центрального стержня/миопатии волокон и другие врожденные миопатии.

Прогноз

В остальном здоровые младенцы с физиологическим отставанием головы имеют хороший прогноз; как правило, симптомы исчезают без вмешательства. С другой стороны, патологическое отставание головы зависит от ранней эффективной физиотерапии и лечения основной этиологии.

Осложнения

У младенцев с отставанием головы могут возникнуть проблемы с грудным вскармливанием из-за плохого захвата груди. Другие проблемы специфичны для ассоциированной вторичной причины, например, респираторный дистресс при детской миастении гравис.

Сдерживание и обучение пациентов

Оценка отклонения головы должна быть обычной частью правильного ухода за ребенком в первые шесть месяцев жизни. Крайне важно правильно информировать родителей о сроках основных этапов моторного развития. Эта информация помогает предотвратить ненужное беспокойство и вмешательство родителей, а также держать их в курсе того, чего ожидать и когда обратиться к врачу для дальнейшей оценки патологического отставания головы. Отставание головы более четырех месяцев обычно требует расследования, и было показано, что раннее вмешательство с помощью домашней физиотерапии при активном участии родителей улучшает результаты.

Улучшение результатов работы медицинских бригад

Как и при многих других заболеваниях, раннее выявление имеет решающее значение для лечения отставания головы у младенцев. Во время визитов к врачу педиатры и семейные врачи должны обращать внимание на тревожные сигналы, такие как выраженная гипотония или опасения по поводу задержки развития, на основании перинатальных факторов риска и семейного анамнеза. У младенцев с более высоким риском развития аутизма (положительный семейный анамнез РАС у братьев и сестер) данные свидетельствуют о необходимости наблюдения за развитием, чтобы способствовать более раннему доступу к вмешательству. [Уровень 3]

Также следует заранее проконсультироваться с детскими неврологами и медицинскими генетиками для оценки предполагаемых патологий ЦНС, синдромов и генетических заболеваний, связанных с отставанием головы у младенцев.[19][20] Такой межпрофессиональный командный подход может способствовать более раннему вмешательству, оперативно устраняя проблемы, способствующие отставанию головы, и улучшая результаты лечения пациентов. Эрготерапевты и физиотерапевты также играют решающую роль в раннем выявлении и вмешательстве для улучшения сенсомоторных и социальных навыков, чтобы улучшить участие младенцев с тревожными сигналами РАС [3]. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Получите бесплатный доступ к вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Пинеда Р.Г., Рейнольдс Л.С., Зеефельдт К., Хилтон С.Л., Роджерс С.Л., Индер Т.Е. Отставание головы в младенчестве: о чем это говорит нам? Am J Оккупировать Ther. 2016 янв-февраль;70(1):7001220010p1-8. [Бесплатная статья PMC: PMC46] [PubMed: 26709421]

2.

Фантазия В., Маркова Г., Фасуло А., Костолл А., Редди В. Не просто подъем: младенцы чувствительны к задержке во время захвата Рутина. Фронт Псих. 2015;6:2065. [Бесплатная статья PMC: PMC4718994] [PubMed: 26834674]

3.

Фланаган Дж. Э., Ланда Р., Бхат А., Бауман М. Отставание головы у младенцев с риском развития аутизма: предварительное исследование. Am J Оккупировать Ther. 2012 сен-октябрь;66(5):577-85. [PubMed: 22917124]

4.

Futagi Y, Suzuki Y, Goto M. Клиническое значение реакции подошвенного захвата у младенцев. Педиатр Нейрол. 1999 февраль; 20 (2): 111-5. [PubMed: 10082338]

5.

Futagi Y, Tagawa T, Otani K. Профили примитивных рефлексов у младенцев: различия, основанные на категориях неврологических нарушений. Мозг Дев. 1992 сент.; 14(5):294-8. [PubMed: 1456382]

6.

Брайсон С.Е., Цвайгенбаум Л., Брайан Дж., Робертс В., Сатмари П., Ромбоу В., Макдермотт К. Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. J Аутизм Dev Disord. 2007 Январь; 37 (1): 12-24. [PubMed: 17211728]

7.

Adrien JL, Lenoir P, Martineau J, Perrot A, Hameury L, Larmande C, Sauvage D. Слепые оценки ранних симптомов аутизма на основе семейных домашних фильмов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993 мая; 32(3):617-26. [PubMed: 7684363]

8.

Minshew NJ, Sung K, Jones BL, Furman JM. Недоразвитие системы постурального контроля при аутизме. Неврология. 2004 г., 14 декабря; 63 (11): 2056–61. [PubMed: 15596750]

9.

Martineau J, Schmitz C, Assaiante C, Blanc R, Barthélémy C. Нарушение кортикальной десинхронизации, связанной с событиями, во время двуручного подъема тяжестей у детей с аутистическим расстройством. Нейроски Летт. 2004 Сентябрь 09; 367 (3): 298-303. [PubMed: 15337253]

10.

Jeng SF, Yau KI, Liao HF, Chen LC, Chen PS. Прогностические факторы развития ходьбы у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Ранний Хам Дев. 2000 г., сен; 59 (3): 159–73. [PubMed: 10996272]

11.

Samsom JF, de Groot L, Bezemer PD, Lafeber HN, Fetter WP. Развитие мышечной силы в течение первого года жизни предсказывает нейромоторное поведение в возрасте 7 лет у недоношенных детей из группы высокого риска. Ранний Хам Дев. 2002 г., июль; 68 (2): 103–18. [В паблике: 12113996]

12.

Цай В.Х., Хван Ю.С., Хунг Т.И., Венг С.Ф., Лин С.Дж., Чанг В.Т. Связь между искусственной вентиляцией легких и нарушениями развития нервной системы в общенациональной когорте детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Res Дев Disabil. 2014 июль; 35 (7): 1544-50. [PubMed: 24769371]

13.

Allen MC, Capute AJ. Развитие тонуса и рефлексов до срока. Педиатрия. 1990 март; 85 (3 часть 2): 393-9. [PubMed: 2304800]

14.

Pineda RG, Tjoeng TH, Vavasseur C, Kidokoro H, Neil JJ, Inder T. Паттерны измененного нейроповедения у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии новорожденных. J Педиатр. 2013 март; 162(3):470-476.e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3582758] [PubMed: 23036482]

15.

Линдер Н., Цур М., Куинт Дж., Герман Б., Биренбаум Э., Мазкерет Р., Любин Д., Райхман Б., Барзилай А. Простой клинический тест для дифференциации физиологического от патологического отставания головы у доношенных новорожденных. Eur J Педиатр. 1998 июня; 157 (6): 502-4. [PubMed: 9667409]

16.

Кроуфорд ТО. Клиническая оценка вялого младенца. Педиатр Энн. 1992 июнь; 21(6):348-54. [PubMed: 1620559]

17.

Leyenaar J, Camfield P, Camfield C. Схематический подход к гипотонии в младенчестве. Педиатр Здоровье ребенка. 2005 г., сен; 10 (7): 397–400. [Бесплатная статья PMC: PMC2722561] [PubMed: 19668647]

18.

Blauw-Hospers CH, Dirks T, Hulshof LJ, Bos AF, Hadders-Algra M. Детская физиотерапия в младенчестве: от кошмара к мечте? Двухгрупповое рандомизированное исследование. физ. тер. 2011 Сентябрь; 91(9):1323-38. [PubMed: 21719636]

19.

Ланда Р., Гарретт-Майер Э. Развитие младенцев с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование. J Детская психологическая психиатрия. 2006 г., июнь; 47 (6): 629-38. [PubMed: 16712640]

20.

Johnson CP, Myers SM., Совет Американской академии педиатрии по детям с ограниченными возможностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *