Боскис классификация – ..

Причины возникновения и классификации недостатков слуха у детей

Причины возникновения и классификации недостатков слуха у детей

Знание причин нарушений слуха необходимо для составления характеристики и оценки особенностей психического и речевого развития детей, для определения методов психолого-педагогической помощи и прогнозирования эффективности коррекционной работы.

1. Наследственные факторы.

В семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. Часто такая тугоухость в составе синдрома сочетается с заболеваниями других органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).

2. Эндогенные факторы
  • Инфекционные заболевания матери( краснуха!, грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз.)
  • Интоксикация матери (антибиотики, алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Среди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы.Причиной врожденной патологии слуха может служить также несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической болезни новорожденных.
  • Врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва
  • 3. Экзогенный факторы
  • Инфекционные заболевания детей: менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.
  • Заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.). Возникает риск поражения наружнего, среднего или внутреннего уха,слухового нерва. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха.
  • Чрезмерное длительное воздействие звуковых раздражителей (громкая музыка через наушники, бытовые шумы, свистки, гудки,взрывы и т.п.)
  • Механические травмы (родовая деформация головы ребенка при наложении щипцов, удары,ушибы в старшем возрасте)
  • Интоксикация отоксичискими препаратами, в частности антибиотиками (стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др. около 50% приобретенной тугоухости у детей (Тарасов Д. И. и др., 1984)).
  • Людмила Адамовна Головчиц отмечает, что определение причин возникновения снижения слуха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.(2001).

    Классификации нарушений слуха.

    Знание классификации слуховых нарушений необходимо для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания, в частности для определения типа учреждения, в котором должен учиться ребенок.
    Классификация Неймана

    В России популярна классификация Льва Владимировача Неймана (1961). Слух детей исследуется с помощью речи и метода тональной аудио-метрии. В результате о разделил нарушения слуха на два вида: тугоухость и глухоту.

  • Тугоухость — снижение слуха, при котором восприятие речи и самостоятельное овладение ей затруднено, но возможно. Степень тугоухости зависят от снижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).
  • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ – ребёнок воспринимает разговорную речь на расстоянии 1-2 метра.

    2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ — ребёнок слышит речь на расстоянии до 1 м,общение затруднено.

    3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ – речевое общение практически невозможно, ребёнок плохо воспринимает речь у самого уха.

    Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

  • Глухота — степень снижения слуха, при которой самостоятельное формирование речи происходить не может. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:
  • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т. е. 125-250 Гц ( гудок паровоза).

    2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц (громкий крик).

    3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц (музыкальные инструменты,бытовые шумы).

    4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше (громкие короткие слова).

    Мецицинская классификация

    Сегодня в медицинских учреждениях используют Международную классификацию нарушений слуха.

    1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

    2-я степень — от 40 до 55 дБ;

    3-я степень — от 55 до 70 дБ;

    4-я степень — от 70 до 90 дБ.

    Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

    Педагогическая классификация Боскис

    Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха. В России популярна классификация Рахиль Марковны Боскис. Ее основу составляют положения теории компенсации психических функций Льва Семёновича Выготского.

    Критерии:

  • степень потери слуха
  • время возникновения нарушения слуха
  • уровень развития речи
  • Типы нарушений слуха:

    1. Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. С такой степенью потери слуха дети не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно овладеть ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

    2. Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» (Р. М. Боскис, 1971) – Потерявшие слух после того, как научились говорить. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку без специальной помощи речь начинает распадаться. Они учатся воспринимать речь зрительно или слухозрительно.

    3. Дети с частичной потерей слуха — слабослышащие (тугоухие). В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.

    Список литературы:

    1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002.

    2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    3. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

    4. Конигсмарк Б. В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. — М, 1980.

    5. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., 1977.

    6. Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. — М; 1984

    www.nezhnova.nl

    Боскис Рахиль Марковна. Биография (1902 — 1976)

    Рахиль Марковна Боскис

    Рахиль Марковна Боскис родилась на Украине в г. Бердичеве в 1902 г. Свою трудовую деятельность Р.М. Боскис начала в 1920 г. в качестве учителя Киевской школы для глухих детей. В 1926 г. P.M. Боскис заканчивает медицинский институт, совмещая работу в школе глухих с учебой. Сочетание профессий педагога и врача, природный талант, несомненно, явились предпосылками для формирования P.M. Боскис как дефектолога с широким кругом интересов.

    Первые шаги Р.М. Боскис на поприще науки относятся к 1923 г. (врачебно-педагогический кабинет при Киевском отделе народного образования). Последующая работа в методической секции по вопросам обучения и воспитания глухих детей и в Киевском психо-неврологическом институте явились очередными вехами на пути в большую науку. В 1931 г. P.M. Боскис становится научным сотрудником экспериментально-дефектологического института в Москве, преобразованного в дальнейшем в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук.

    В эти годы Р.М. Боскис начинает углубленное исследование речи и мышления глухих, разрабатывает оригинальную программу курса психологии глухого ребенка, читает лекции в педагогическом институте для студентов дефектологов.

    Р.М. Боскис разрабатывает научно-обоснованные принципы формирования словесной речи у детей с недостатками слуха.

    Научные труды Р.М. Боскис явились ценным вкладом в дефектологическую науку и практику того времени, выдвинули ее в ряды ведущих деятелей специальной педагогики.

    В годы Великой Отечественный войны P.M. Боскис занимается восстановлением речи у раненных и контуженных воинов.

    Основные творческие идеи Р.М. Боскис нашли свое отражение в монографии «Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей» (М., 1953). Ей принадлежит свыше ста печатных работ по различным вопросам специальной педагогики и психологии. Научная деятельность Р.М. Боскис получала широкое признание, она была избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук, а ее труды неоднократно отмечались премиями Академии. Особое место среди них занимает капитальный труд «Глухие и слабослышащие дети» (М., 1963).

    Сочетание педагогической, психологической и медицинской подготовки позволяло P.M. Боскис глубоко проникать в структуру нарушений психического развития, выявлять закономерности и специфические особенности развития глухих и слабослышащих детей и находить эффективные пути коррекционной работы и развивающего обучения.

    Теоретическая разработка проблем развития детей с нарушениями слуха и речи сочеталась с научно-организационной деятельностью P.M. Боскис, направленной на практическое применение создаваемых ею методов обучения и воспитания слабослышащих детей в специальной школе.

    Исследования Р.М. Боскис позволили создать психолого-педагогическую классификацию, положенную в основу дифференцированного обучения детей с недостатками слуха.

    Вклад P.M. Боскис в специальную психологию и коррекционную педагогику не ограничивается областью обучения детей с недостатками слуха. Ею разработан целый ряд общих проблем дефектологии.

    Большой опыт практической работы в специальной школе, педагогическая деятельность по подготовке кадров учителей-дефектологов, научных кадров, обогащение педагогической практики качественно новыми подходами к обучению – таков диапазон работы ученого-дефектолога, профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии педагогических наук Pахиль Mарковны Боскис.

    / Д-р пед. наук. Зикеев А.Г.
    / Д-р псих. наук. Тигранова Л.И.

    museum.ikprao.ru

    КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. — Студопедия.Нет

    Проблема классификации детей по степени сохранности слуха и его утрате издавна интересовала врачей и практических работников.

    Одной из первых попыток классифицировать неслышащих детей было разделение ( в 1821г.) Итаром, врачом Института глухонемых в Париже, своих воспитанников на 5 групп:

    1 группа – дети, воспринимающие громкую речь около уха;

    2 группа – дети, различающие гласные и согласные;

    3 группа – дети, воспринимающие лишь отдельные гласные и согласные;

    4 группа — дети, не воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные

                    звуки ( стук в дверь, гром и т.д.)

    5 группа – полностью глухие дети.

    Ценность этой классификации заключается в том, что в ней основным критерием при разделении глухих детей было восприятие на слух речи и неречевых звуков.

    Заслуживает особого внимания классификация Ф.Рау. В основу его классификации лежат 2 принципа – сохранность слуха для восприятия речи и для восприятия чистых тонов. Ф.Рау выделил 2 большие группы среди исследуемых: группу с остатками слуха и группу без остатков слуха.

    Группу с остатками слуха он разделил на подгруппы по степени чистых тонов и речи, причем отмечал как восприятие звуков речи, так и восприятие целых слов. Такое исследование имело практическое значение для использования сохранной слуховой функции в обучении речи.

    Продолжительное время в классификациях не выделялась категория слабослышащих, хотя почти в каждой классификации выделялись группы с более высоким слуховым восприятием тонов и речи, что могло соответствовать категории слабослышащих. В этом отношении представляет интерес классификация слабослышащих Б.С.Преображенского. В основу его классификации был положен принцип восприятия речи на слух в условиях, соответствующих обычной обстановке, не имеющей звукоизоляции от посторонних шумов. Слух испытуемых исследовался на восприятие шепотной и разговорной речи.

     Б.С. Преображенский выделил 4 группы слабослышащих :

     1 группа – легкое снижение слуха: испытуемые воспринимали шепотную речь на  

                  расстоянии от 3 до 6 м., разговорную речь- на расстоянии 6м.

     2 группа – умеренное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную

                 речь на расстоянии от 1до3м, разговорную речь – от 4 до 6м.

     3 группа – значительное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную  

                 речь в пределах уха до 1м, разговорную речь – от 2 до 4м;

     4 группа – тяжелое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь

                не более чем на 0,5м или совсем не различали шепотную речь,

               разговорную речь воспринимали у уха и на расстоянии не более чем 2м.

    Данная классификация имеет практическое значение и в настоящее время. В ней точно определены параметры восприятия речи на слух (шепотная и разговорная), уровень восприятия, исчисляемый в метрах. Классификация позволяет без спец. аппаратуры определить состояние слуха ребенка и в зависимости от полученных результатов сделать обоснованный выбор методики для развития слухового восприятия.

           В конце 70х гг. международная конференция аудиологов в Париже приняла за основу следующую классификацию нарушения слуха:

     1 степень – 26 – 40 дб.

     2 степень — 41 — 55 дб.

     3 степень – 56 – 70дб.              В дб. измеряется сила звука.

     4 степень — 71 – 90 дб.

     Глухота более 91дб.

     Наиболее полное представление о состоянии слуха уч-ся и практическом использовании слуха в обучении дают классификации Л.Неймана, Р. Боскис, которые носят медико-педагогический характер.

    Основной целью медико-педагогической классификации является определение уровня сохранности слуха у уч-ся с нарушением слуховой функции, выделение соответствующих групп, выяснение возможности использования слухового восприятия в педагогическом процессе и развитие его с помощью специальных   упражнений.

    В зависимости от уровня снижения слуха Р.Боскис выделяет 2 категории детей: категорию глухих и категорию слабослышащих. Каждая категория имеет различную степень снижения слуха и различный уровень развития речи.

    Р.Боскис выделила 4 фактора, от которых зависит уровень развития речи:

    — степень снижения слуха

    — время возникновения поражения слуховой функции

    — условия, в которых находится ребенок до школы

    — индивидуальные особенности детей.

    Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни ребенка, в зависимости от чего будет находиться и уровень развития речи. По наблюдениям Р.Боскис, можно выделить следующие периоды:

    — потеря слуха до 1,5-2 лет, т.е. до периода формирования речи, ведет к полному отсутствию речи. Речь ребенка еще не успела сформироваться ко времени потери слуха (условно период формирования речи определяется возрастом от 2-3лет до 7 лет.)

    — потеря слуха от 2-3 лет влечет за собой утрату той речи, которая уже сформировалась, когда слух ребенка соответствовал норме,

    — потеря слуха в 4-5 лет ведет к почти полной утрате речи, если не принимаются меры для ее сохранения,

    — потеря слуха к 7 годам, когда в основном закончилось формирование речи, увеличивает вероятность ее сохранения, но без специальной работы речь распадается,

    — потеря слуха после 7 лет, когда дети уже овладели грамотой, может создать условия для сохранения речи при систематической работе над нею.

    Классификация Р.М.Боскис :

    1. Глухие без речи.

    2. Глухие дети с сохранившейся речью (позднооглохшие).

    3. Слабослышащие (тугоухие).

     К категории г л у х и х или н е с л ы ш а щ и х относятся дети, слух которых не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса, а развитие речи осуществляется только в ходе специально организованного педагогического обучения.

    Лишь у небольшого числа глухих детей может быть отмечено полное отсутствие реакции на громкий голос. Остатки слуха, характеризующиеся лишь наличием реакции на громкий голос около самого уха, не дают возможности различать речевые звуки, слова и фразы. Наличие реакции на голос разговорной силы, хотя бы у самого уха, значительно расширяют возможность различения элементов речи.

    К категории с л а б о с л ы ш а щ и х относятся дети, у которых ограничены возможности восприятия речи на слух. Ограничение может быть различным: от восприятия шепотной речи до резкого снижения слуха на восприятие речи. Слабослышащие дети в состоянии самостоятельно дополнять свой речевой запас хотя бы в минимальной степени при помощи слуха, без специально организованной работы.

     У слабослышащих детей отмечается понижение слуха на оба уха. Каждое ухо может иметь различную степень сохранности слуха. Понижение же слуха на одно ухо при полной сохранности слуха на другое, как правило, не ведет к аномалии в восприятии и развитии речи. 

    Особое место занимает категория п о з д н о о г л о х ш и х . Р.Боскис их называет глухими с сохранной речью. Для этой категории характерен ряд особенностей:

    — сложность установки границы потери слуха из-за различных условий их развития;

    — сохранность речи, несмотря на раннюю потерю слуха;

    — создание условий для специального обучения.

    Эти дети обладают навыками словесного общения, значит, и определенным уровнем развития языкового мышления, у них существует словарный запас, приобретенный до времени потери слуха, может быть сформирована произносительная сторона речи, отсутствует навык чтения с губ и др.

    Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

     По данным Л.Неймана (1961г), у уч-ся с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития наблюдаются существенным различия в восприятии речи.              

      Таким образом, четко выявляется тенденция: чем лучше слух, тем лучше воспринимается речь элементы речи, а также увеличивается расстояние, с которого различается речевая информация. Наряду с этим даже в пределах одной степени тугоухости различении зависит от уровня развития речи, особенно при различении согласных и слов.

        Становление классификации детей с нарушением слухам продолжается и в настоящее время, т.е. проблема классификации не решена и находится в постоянном развитии.

     

     

    studopedia.net

    Нарушение слуха у детей: этиология, классификация, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер

    Государственное бюджетное  учреждение города Москвы

    «Городской психолого-педагогический центр

    Департамента образования города Москвы»

     Нарушение слуха у детей: этиология, классификации, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер.

                                                                                           Подготовил: учитель-логопед

                                                                                            Пятчиц М.В.

    Москва 2015

         Категории детей с нарушениями функций слухового анализатора

         К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.

         Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.

         Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).

         Слабослышащие —  лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.

    Этиология нарушений слуха

         Этиология  нарушений  слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.

         В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит, а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз. Среди постнатальных инфекций —  это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит. Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считаеся отит.

         Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.

         О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками  при наличии наследственной предрасположенности. Также неблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин.

         Особуя роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору. При ядерной желтухе возникает билирубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, характеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.

         

    Строение слухового анализатора

         Периферический отдел слухового анализатора состоит из 3 отделов:

    1. Звукоулавливающий отдел: ушная раковина, наружный слуховой проход.
    2. Звукопроводящий отдел: барабанная полость, слуховые косточки.
    3. Звуковоспринимающий отдел: кортиев орган и улитка.

         При повреждениях звукопроводящего отдела слухового анализатора возникает тугоухость. При повреждении воспринмающего отдела — возникает глухота.

     

    Классификации детей с нарушениями слуха

         В настоящее время используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификация  Льва Владимировича Неймана (1961 г.), основанная на степени выраженности дефекта,  и педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис (1948-50 г.г.), учитывающая степень понижения слуха, уровень развития речи, временной период поражения слуха.

    Клиническая классификация Л.В.Неймана

     3 степени тугоухости:

    1 степень — снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра.

    2 степень — снижение слуховой функции не более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 метра.

    3 степень — снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной раковины.

     

     4 группы глухоты

    1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.

    2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные.

    3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О,У.

    4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.

    Педагогическая классификация Р.М.Боскис

    1 группа — глухие:

    1. Ранооглохшие;
    2. Позднооглохшие:

      2.1. Дети, овладевшие речью;

      2.2. Дети, не овладевшие речью.

    2 группа — слабослышащие:

    1. С легким нарушением речи;
    2. С тяжелым нарушением речи.

    Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.

    Состояние моторики

         Двигательная сфера у глухих с приобретенным дефектом в 70-90% случаев характеризуется нарушением функции вестибулярного аппарата, что влияет на координацию движений и препятствует усвоению навыков пространственной ориентировки. Характерная походка глухих — это сильное шарканье ногами, недостаточная устойчивость походки. Движения у глухих замедлены, неловки, напряжены, отмечаются трудности переключения на новое движение, потеря равновесия.

    Состояние психических процессов

        Специфические особенности психических процессов у детей с нарушениями слуха и речи проявляются в целом ряде функций. В процессах мышления (анализ и синтез) резко выступают дефекты в области отвлеченного мышления, освоения обобщающих понятий:

    • дети с нарушениями слуха испытывают большие трудности при анализе образца при выполнении задания «конструирование по чертежу» ;
    • методика «Матрицы Ровена» также показывает более низкий уровень развития наглядного мышления;
    • отставание в овладении счетными операциями.

         У детей с недостатками слуха недостаточно развито осмысление последовательности событий, причинно-следственных зависимостей. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие чего страдает формирование предметных представлений, возникают трудности их актуализации. Но важно отметить, что развитие мышления проходит те же стадии, что и мышление слышащего! У детей с нарушениями слуха отмечается низкая память в отношении абстрактных чисел и понятий. Запоминание же конкретных образов находится на высоком уровне. При сравнении моторной и зрительной памяти можно отметить, что лучше развита моторная. Это объясняется тем, что она базируется на подражательности.

         При отсутствии специальных занятий обычно наблюдается отставание впсихическом развитии: задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, возникают специфические трудности формирования логического мышления. Но даже при условии спецобучения, все равно остается некоторое своеобразие мышления: определенная наивность, неумение выделить существенные признаки социальных явлений.

    Нарушение речевого развития

         В первые месяцы жизни у детей с нарушением слуха отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, проявляющийся во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок с нарушением слуха  не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок. Также  не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. Гуление у детей с нарушением слуха появляется как и в норме  в 2-3 месяца. Ребенок на положительные стимулы издает несложные звуковые комплексы. Но в отличие от нормы гуление не усложняется и не переходит  в лепет. Ребенок с нарушением слуха к 6 месяцам употребляет только задненебные и горловые звуки, тогда как у слышащих детей появляются слоги. Развитие речи останавливается на этапе гуления, если не будет проводиться специальная работа.

         

    Формирование компонентов речи у неслышащих детей

    Фонетико-фонематическая сторона речи.

          При коррекции звукопроизношения у неслышащих детей осуществляется опора на сохранные функции:  зрением он улавливает движения речевых органов, при помощи осязания оценивает присутствие и степень интенсивности вибрации голосовых связок. Контроль правильности собственного произношения осуществляется теми же анализаторными системами, а также кинестетическими речевыми ощущениями.  Подобная замена слуха зрением, осязанием и кинестетическими ощущениями не является полным  эквивалентом слуха. Речь ребенка с нарушением функций слухового анализатора отличается от речи слышащего прежде всего недостатком голосовых модуляций и значительным количеством дефектов звукопроизношения. Практически не поддается формированию эмоциональная выразительность речи, так как сохранные анализаторы не могут воспринять эту характеристику речи. Отсюда монотонность и скандированность речи.  При разговоре неслышащие постепенно повышают голос или понижают его. Вследствие неумелого пользования голосом происходит быстрое утомление, возникают парезы гортанных мышц, хрипота, узелки на связках. Также формируется неправильный тип дыхания: речь прерывается частыми вздохами.

    Лексико-грамматический строй речи.

         Формирование лексико-граммтического строя речи идет очень медленно. Словарный запас у неслышащих ограничен, отмечаются неточности употребления слов, идет расширение значения слов. Особую сложность вызывает употребление слов с отвлеченным значением. Происходит грубое искажение  звуко-слоговой  структуры слов.

         Степень выраженности речевого дефекта зависит от степени снижения слуховой функции. При небольшом снижении слуха есть возможность самостоятельно овладеть речью. Но в речи такого ребенка будут отмечаться грубые отклонения:

    • смазанность артикуляции;
    • слабая модулированность;
    • смешение глухих звуков со звонкими;
    • смешение шипящих и свистящих звуков;
    • смешение твердых и мягких звуков;
    • бедность словарного запаса;
    • ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию;
    • аграмматизмы.

    Полное отсутствие слуха без специального обучения приводит  к немоте.

         Для неслышащих детей характерно более раннее овладение исьменной речью по сравнению со слышащими. Это происходит потому, что овладеть письменной речью и пользоваться ею неслышащему легче, чем устным общением. Дактильная речь, которую быстро усваивают глухие, имеет черты как устной так и письменной речи. Но дактильная речь имеет свои недостатки: замедление речевого процесса, отсутствие видимых следов дактильных знаков.

    Эмоционально-волевая сфера

         Уже с ранних этапов развития у неслышащих детей  отмечаются характерные особенности:

    • отсутствие «комплекса оживления»;
    • позднее отличие близких от чужих.

          В более старшем возрасте появляется «дефект эмоциональной дифференцировки», то есть неумение понять эмоциональный характер ситуации, что связано с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

         Для многих неслышащих детей характерны следующие особенности:

    • повышенная психическая истощаемость;
    •  эмоциональная возбудимость;
    • склонность к негативизму;
    • двигательная расторможенность;
    • в подростковом возрасте возможно появление фрустрации, связанное с осознанием своего отличия от сверстников.

    Личностная сфера

          Развитие личности у неслышащих детей происходит специфическим образом. При неправильном воспитании происходит формирование личности по дефицитарному типу, что связано с реакцией личности на хроническую психотравмирующую ситуацию. Эта ситуация  обусловлена тем, что дети осознают свою несостоятельность и ограничение контактов вследствие сенсорной депривации. Отсюда у  неслышащих детей можно выделить ряд характерных признаков:

    • пониженный фон настроения;
    • астенические черты;
    • явление ипохондричности;
    • тенденция к аутизации, как следствие объективных затруднений; контактов вследствие сенсорной депривации;
    • гиперкомпесаторный уход во внутренний мир, нередко в мир фантазий.

    Используемая литература:

    1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание , обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. — М.: Просвещение, 1983.
    2.   Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. И др. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989.
    3. Хватцев М.Е. Логопедия. — М.:Аквариум, С-Пб.: Дельта, 1996.

         

    nsportal.ru

    Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей

    § 1. Причины нарушений слуха

    Представление о причинах нарушений слуха имеет большое значение для характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, выявления степени негативного влияния снижения слуха на психическое развитие, оценки состояния речи. Учет причин снижения слуха также необходим при определении педагогических мероприятий и прогнозировании эффективности коррекционной работы.

    Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха. В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию (Тарасов Д. И. и др., 1984; М. Я. Козлов, А. Л. Ленин, 1989).

    К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменениям в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы играют существенную роль в возникновении детской тугоухости. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. При этом авторы подчеркивают, что в двух третях случаев наследственно обусловленной тугоухости отмечается наличие синдромальной тугоухости в сочетании с заболеваниями почти всех органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).

    Наследственный фактор приобретает значение, если слух снижен у кого-то из родителей. Вероятность рождения глухого ребенка у глухих родителей достаточно высока. Наследственное нарушение слуха может быть как доминирующим, так и рецессивным признаком. Рецессивное нарушение слуха проявляется обычно не в каждом поколении.

    Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающие появление врожденной тугоухости. Среди причин, вызывающих врожденную тугоухость, прежде всего выделяются инфекционные заболевания матери в первой половине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие органа слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз.

    Одним из факторов, способствующих появлению врожденного снижения слуха, может быть интоксикация матери, в частности ототоксическое воздействие некоторых антибиотиков. К другим видам интоксикаций, которые могут вызвать патологию слуха, относят алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Среди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы.

    Причиной врожденной патологии слуха может служить также несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической болезни новорожденных.

    К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Причины приобретенных нарушений слуха многообразны. Наиболее часто такой при чиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острого среднего отита). Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха может быть различной: чаще встречаются легкая и средняя степени снижения слуха. Однако в некоторых случаях возникают и тяжелые нарушения слуха. Обычно это происходит вследствие перехода воспалительного процесса во внутреннее ухо.

    Стойкие приобретенные нарушения слуха чаще всего связаны с поражением внутреннего уха и ствола слухового нерва. В ряде случаев внутреннее ухо страдает при переходе воспалительного процесса из среднего уха.

    В этиологии стойких нарушений слуха у детей особенно велика роль инфекционных заболеваний. Из инфекционных заболеваний, вызывающих тяжелую патологию органа слуха, наиболее опасны менингит, корь, скарлатина, грипп, эпидемический паротит. Менингит вызывает не только нарушение слуха, но и расстройство функции вестибулярного аппарата, что в свою очередь в дальнейшем обуславливает ряд отклонений в развитии ребенка.

    Значительный процент стойких нарушений слуха связан с применением высоких доз ототоксических антибиотиков, к которым относятся стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др. но некоторым данным, поражения слуха у детей под действием ототоксических антибиотиков составляют около 50% приобретен ной тугоухости у детей (Тарасов Д. И. и др., 1984). Факторами, способствующими поражению слуха у детей при использовании ототоксических антибиотиков, являются повышенная индивидуальная чувствительность к этим препаратам, недоношенность, общая ослабленность. Особенно неблагоприятно воздействие этих антибиотиков при наличии воспалительного процесса в органе слуха и имеющихся нарушениях слуховой функции.

    Одной из причин возникновения нарушений слуха являются раз личные травмы. Слуховой орган может пострадать вследствие родовой травмы в связи со сдавлением головки ребенка, в результате наложения акушерских щипцов. Серьезные нарушения слуха могут возникнуть при травмах внутреннего уха, возникающих вследствие падений ребенка с большой высоты, при дорожно-транспортных происшествиях.

    Среди причин нарушений слуха большое значение имеют заболевания полости носа и носоглотки, особенно аденоидные разращения. Чаще всего при этих заболеваниях у детей появляется нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость), которое при правильном лечении исчезает.

    Вместе с тем определение причин возникновения снижения слуха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.

    * 2. Классификации нарушений слуха

    В основу ряда классификаций нарушений слуха положены раз личные факторы.

    Одной из наиболее распространенных в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями слуха является классификация Л. В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха. В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудио метрии и речью. Применительно к детям раннего и дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия. Применение этой методики в работе с маленькими детьми (двух-трех лет) требует предварительной подготовки в виде выработки у них условно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э. И. Леонгард, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. Д. Шматко и др.).

    Различаются два вида слуховой не достаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

    В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

    1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;

    2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

    З-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

    В процессе определения степени тугоухости выявляются возможности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м. При второй степени тугоухости, т. е. снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости, т. е. потере слуха более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха.

    Затруднения в овладении речью могут возникнуть у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние слуха Л. В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой по классификации Л. В. Неймана находится на уровне 85 дБ.

    Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

    1-я группа — дети, воспринимающие звуки самой низкой часто ты, т. е. 125—250 Гц;

    2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

    З-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

    4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т. е. 2000 Гц и выше.

    Между группой глухоты и возможностями восприятия звуков существует определенная зависимость. Дети с минимальными остатка ми слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан). Глухие дети с лучшими остатками слуха (третья и четвертая группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, гром кие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др. Глухие дети, отнесенные к третьей и четвертой группе, в состоянии различать речевые звучания — несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

    Таким образом, все глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы но развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важную роль в процессе формирования устной речи.

    В настоящее время при оценке состояния слуха детей в медицинских учреждениях используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с этой классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.

    1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

    2-я степень — от 40 до 55 дБ;

    3-я степень — от 55 до 70 дБ;

    4-я степень — от 70 до 90 дБ.

    Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

    Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным со стоянием слуха оказала педагогическая классифшсация Р. М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л. С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха, Р. М. Боскис определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития.

    1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рас сматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых, У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам речевого общения с помощью слуха. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

    2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатками слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие слухового анализатора состоит в его решающей роли для формирования речи. Невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письмен ной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

    3. Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, на рушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Чем лучше речь ребенка, тем больше возможностей использования своего слуха.

    4. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна не только по степени слухового дефекта, но и по уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) степенью нарушения слуха; 2) временем возникновения слухового дефекта; 3) педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения; 4) индивидуальными особенностями ребенка.

    Каждый из этих факторов имеет принципиальное значение при оценке речи детей. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

    Время потери слуха может быть определяющим фактором в раз витии речи при прочих равных условиях. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на формировании речи. Потеря слуха в том возрасте, когда речь еще не сформировалась (примерно до двух лет), приводит к полному ее отсутствию. Потеря слуха в возрасте от двух-трех до четырех-пяти лет вызывает распад речи, если не были предприняты специальные педагогические меры. У детей старшего дошкольного возраста в случае потери слуха речь может частично сохраниться. Однако без специальной педагогической помощи она будет постепенно ухудшаться.

    Педагогические условия, в которых находился ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития. Чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии. К условиям, определяющим успешное развитие ребенка со сниженным слухом, можно отнести раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих занятий, организацию специальной работы по развитию слухового восприятия и речи. Для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно замедляют процесс формирования речи. Для речевого развития имеют значение и личностные особенности ребенка с пониженным слухом: активные, общительные дети лучше овладевают речью, чем вялые, пассивные.

    Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии, Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

    К первой группе отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения).

    В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория — дети без речи, родившиеся глухи ми или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) — это ранооглохшие дети. Вторая категория — дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, — это позднооглохшие дети.

    К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей ха рактеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

    С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей. Первая категория — слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (от дельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа — слабослышащие дети, владеющие развер нутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

    На основании выделения различных групп детей с нарушения ми речи Р. М. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ:

    1) специальная школа для глухих детей; 2) специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким речевым недоразвитием.

    Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис имеет важное значение также для правильного комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, их подготовки к обучению в разных типах специальных школ.

    Задания и вопросы для самостоятельной работы

    1. Каковы основные причины снижения слуха у детей?

    2. Во время посещения детского сада для глухих или слабослышащих детей проанализируйте данные о развитии детей одной из групп; выясните причины снижения слуха. Определите соотношение различных причин снижения слуха (наследственные, врожденные, приобретенные) у детей этого возраста.

    3. Каковы основные теоретические положения педагогической классификации Р. М. Боскис?

    4. Чем принципиально отличается развитие глухого ребенка от слабослышащего?

    5. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей выясните, есть ли в старших возрастных группах позднооглохшие дети, уточните время снижения или потери слуха, охарактеризуйте их речевое развитие.

    6. Во время посещения детского сада для глухих или для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм детей по классификации Л. В. Неймана. Определите возможности восприятия речи в соответствии с данными аудиологического исследования.

    7. Во время педагогической практики в детском саду для слабослышащих детей проанализируйте данные аудиограмм, определите степени тугоухости у всех детей группы. Сделайте выводы о разнообразии состава детей по состоянию слуха в группах для слабослышащих.

    Литература

    Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

    Конигсмарк Б. В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. — М., 1980.

    Козлов М. Я., Ленин А. Л. детская сурдоаудиология. — л., 1989.

    Лях Г. С., Марусева А. М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. — Л., 1979.

    Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., 1977.

    Тарасов Д. И., Наседкин А. К, Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. — М., 1984.

    studfile.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *