Дыхательная система для детей: Органы дыхания — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Особенности органов дыхания детей и их дисфункции

Как и любой орган, бронхолегочная система детей значительно отличается от взрослой, имеет свои характерологические и функциональные особенности.

Ткани, слизистые оболочки органов дыхания детей очень нежные и чувствительные. Отдельные составляющие бронхолегочной детской системы полностью формируются и развиваются только к подростковому возрасту (15 — 16 годам). Эти факторы очень важно учитывать при лечении и некоторых медицинских манипуляциях.

Носовая полость образована костями лицевой части черепа, внутренняя ее часть состоит из слизистой оболочки, покрытой волосками, которые задерживают загрязнения и некоторые микробы. Через нос проходит воздух, который увлажняется и нагревается там. Также данный орган помогает ощущать запахи. 

У детей носовая полость маленькая, носовые проходы узкие, на слизистой оболочке располагается большое количество кровеносных сосудов, а слизь достаточно густая и часто перекрывает носовые проходы, вследствие чего возникает

насморк. Поэтому любое воспаление в сочетании с такими особенностями может вызвать отёк, затрудненное дыхание и дыхание через рот, которое в свою очередь опасно проникновением дополнительной инфекции или переохлаждением.

У грудничков и новорожденных детей нарушение дыхания через нос может привести к отказу от груди, потере в весе, общему ухудшению состояния, отставанию в развитии из-за недостаточного снабжения кислородом. Дети с затрудненным дыханием носом часто страдают головными болями, повышением внутричерепного давления, нарушениями сна.

Глотка — это часть полости рта, которая соединяет носовую и ротовую полости с гортанью и пищеводом.

У новорожденных детей глотка достаточно узкая и развивается по мере роста малыша. Лимфоидные образования (миндалины) формируются к году. Их основная функция — защита организма от вирусов, инфекций и бактерий. Поэтому дети раннего возраста чаще болеют простудными заболеваниями в связи с недостаточной защищенностью глотки, и очень редко – в связи с ангиной.

Одним из распространенных заболеваний у детей являются аденоиды – изменения в глоточной миндалине и разрастания аденоидной ткани. Одной из причин их возникновения могут стать перенесенные инфекции —

грипп, корь, скарлатина и другие, чаще всего бывающие у детей 4 — 10 лет. Самостоятельно увидеть аденоиды сложно, их может обнаружить детский ЛОР врач на осмотре при помощи специального прибора.

Евстахиева труба — это канал, который соединяет носоглотку со средним ухом. Основной функцией этого канала является удаление различных выделений из среднего уха, воздухообмен, защита от бактерий.

У маленьких детей устье евстахиевой трубы достаточно короткое, что дает возможность быстрого проникновения инфекции из глотки в среднее ухо. В результате малыши страдают

отитом гораздо чаще, чем взрослые. При возникновении симптомов воспаления необходимо обратиться к детскому отоларингологу или педиатру, т. к. может потребоваться лечение антибиотиками.

Гортань – это сложное воронкообразное строение, состоящее из хрящей, связок, суставов и слизистой оболочки, образующей голосовые связки. Детские голосовые связки очень тонкие и короткие, а голосовая щель (отверстие в гортани, по которому проходит воздух) узкая, поэтому любая инфекция может вызвать воспаление голосовых связок

ларингит. Им чаще всего болеют дети младшего возраста.

У детей младшего возраста достаточно узкий просвет дыхательных путей, а слизистая оболочка рыхлая и располагает к отеку, поэтому в раннем возрасте может возникнуть такое опасное состояние гортани как стеноз — нарушение дыхания и острая дыхательная недостаточность в результате сужения просвета гортани.

Заболевание начинается как обычное ОРВИ с температурой и кашлем. Но через несколько дней кашель становится «лающим», усиливается ночью и в какой – то момент ребенок резко ощущает нехватку воздуха, бледнеет, начинает задыхается, учащается сердцебиение.

Причиной стеноза могут быть как вирусы, инфекции и бактерии, так и пищевые или бытовые аллергические реакции. В случае возникновения подобных симптомов ребенку необходимо вызвать «Скорую помощь» и постараться самостоятельно облегчить его состояние во время ожидания врачей.

Трахея — это трубчатый орган, который соединяет бронхи и гортань и служит для прохождения воздуха из легких и обратно.

Просвет трахеи и бронхов у новорожденных и малышей узкий, слизистая оболочка нежная и чувствительная, с большим количеством кровеносных сосудов и неэластичной тканью. Любое попадание бактерий и микроорганизмов вызывает у ребенка воспалительные процессы и заболевания. Дети часто страдают

трахеитом (воспаление слизистой оболочки трахеи), сопровождающимся грубым (низким) кашлем, хриплостью голоса, повышением температуры. Трахеит может возникнуть как сопровождающий другое заболевание симптом или как самостоятельная болезнь. В любом случае точный диагноз сможет поставить только детский специалист, который назначит и дальнейшее лечение.

Бронхи – это два ответвления трахеи, образующие отдельную систему, насчитывающую большое количество разных по размерам и функциям бронхов. Одни из них состоят из хрящей, связанных соединительной тканью, другие из гладкомышечных волокон.

У детей бронхи мягкие, эластичные и достаточно узкие. Их слизистая оболочка сухая, состоит из большого количества кровеносных сосудов. Любое раздражение или воспалительный процесс может вызвать сужение просвета бронхов и отек.

Если ребенка мучает сухой кашель, который по мере протекания болезни становится мягче, а дыхание свистящее, температура повышается, присутствует насморк, то, скорее всего, это бронхит — заболевание бронхов. Очень важно своевременно обратиться к врачу и получить правильное лечение, т.к. повторяющиеся бронхиты у детей могут перерасти в астму.

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, развивающееся на основе аллергического воспаления дыхательных путей и сопровождающееся затруднением дыхания и приступами удушья. Астма может возникнуть в любом возрасте. Ее появление связано со сбоями в иммунной системе, с аллергическими реакциями, с дисбалансом нервной системы, с наследственным фактором, с повторяющимися обструктивными бронхитами. Ребенок с диагнозом бронхиальная астма должен наблюдаться у детского пульмонолога, кардиолога, аллерголога и невролога.

Лёгкие – важнейший орган человеческого организма, основной функцией которого является дыхание и газообмен.

У новорожденных детей лёгкие развиты очень слабо, а альвеолы в несколько раз меньше по сравнению со взрослыми. Поэтому для достаточного насыщения лёгких кислородом дети дышат чаще. Новорожденным детям характерно неритмичное дыхание, но если паузы между вдохами слишком длительны, это повод обратиться к детскому специалисту.

Лёгкие развиваются по мере роста ребенка, количество легочных альвеол увеличивается. Особенно активное развитие легочной системы происходит в возрасте 3 — 4 месяцев, а затем в подростковый период – с 12 — 16 лет.

Одним из серьезных заболеваний у детей может быть пневмония (воспаление легких). Болезнь возникает в любом возрасте и связана с различными факторами: осложнения после гриппа, кори и т.д., переохлаждение, неблагоприятные бытовые условия, рахит и д.р.

Воспаление легких у маленьких детей проходит, как правило, в тяжелой форме. Это связано с анатомическими особенностями органов дыхания у малышей, их малым размером, нежной и рыхлой слизистой оболочкой и как следствие быстрым развитием воспалительных процессов.

В многопрофильном центре «Медицентр» ведут приём педиатры, детский кардиолог, невролог. При возникновении малейших сомнений относительно состояния Вашего ребенка, при подозрении на нарушения, патологии и дисфункцию органов дыхания срочно обращайтесь за консультацией к детским специалистам, которые, своевременно поставив диагноз ребенку и назначив лечение, сохранят его здоровье и жизнь.


Структурное подразделение
Поликарпова
Аллея Поликарпова 6к2
Приморский район

  • Пионерская
  • Удельная
  • Комендантский

Структурное подразделение
Жукова

Пр. Маршала Жукова 28к2
Кировский район

  • Автово
  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект

Структурное подразделение
Девяткино
Охтинская аллея 18
Всеволожский район

  • Девяткино
  • Гражданский проспект
  • Академическая

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону +7 (812) 640-55-25

Записаться на прием

Дыхательная система человека (3 класс, окружающий мир)

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 882.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 882.

Обновлено 6 Августа, 2021

Дыхание – жизненно важный процесс, благодаря которому организм удовлетворяет свою главную потребность в насыщении кислородом. Если без пищи или воды человек может какое-то время просуществовать, то без кислорода не продержится больше 5–7 минут. Дыхательная система человека состоит из нескольких органов, тесно взаимодействующих друг с другом.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Акулинкиной Татьяной Николаевной.

Опыт работы преподавателем — более 48 лет.

Процесс дыхания

Дыхание представляет собой сложный процесс, при котором происходит поглощение кислорода из воздуха и выделение углекислого газа. Кислород имеет огромное значение не только для дыхания, но и для очень многих других процессов, происходящих в нашем организме. Чтобы полноценно работали все органы и системы, человек должен беспрерывно поглощать кислород из атмосферы.

При окислительных процессах происходит образование продуктов распада, в частности, углекислого газа, который удаляется из организма. Газообмен происходит при чередовании вдоха и выдоха.

Рис. 1. Процесс дыхания.

Ежедневно человек вдыхает примерно 15 000 л воздуха, поглощая при этом 3 000 л кислорода. Здоровый взрослый человек за одну минуту совершает в среднем 15–17 вдохов и выдохов.

Строение дыхательной системы человека

Дыхательная система человека состоит из носа, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Каждый из этих органов выполняет свою функцию.

Процесс дыхания проходит следующим образом:

  • Первым делом воздух попадает в нос, где он согревается и очищается. Внутри носа находятся маленькие волоски и слизь, благодаря которым происходит задержание мельчайших частичек пыли и грязи.
Рис. 2. Строение носа.
  • Пройдя через нос, воздух оказывается в носоглотке, где он проходит дополнительную стадию очистки и подогрева.
  • Далее воздух поступает через гортань в дыхательное горло – трахею. При глотании гортань закрывается, и тем самым не пропускает пищу в легкие. Трахея выглядит как хрящеватая трубка из плотных колец. От нее отходят бронхи, по которым воздух попадает в правое и левое легкие.
  • Бронхи, в свою очередь, ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых расположены легочные пузырьки – альвеолы. Стенки альвеол оплетены густой сетью тончайших кровеносных сосудов. Кислород из альвеол проникает через сосуды в кровь, а углекислый газ, напротив, транспортируется из крови в альвеолы, затем, минуя все органы дыхания, выходит наружу вместе с выдохом.
Рис. 3. Легкие человека.

Органы дыхания в процессе своей работы эффективно очищают вдыхаемый воздух от различных механических загрязнений (частичек пыли, сажи и т. д.). Однако они не в состоянии защитить организм от проникновения болезнетворных микробов и ядовитых веществ. Именно поэтому для здоровья человека большую опасность представляют автомобильные выхлопы, табачный дым, ядовитые вещества, выбрасываемые заводами в атмосферу.

Что мы узнали?

При изучении темы «Дыхательная система» по программе 3-4 класса окружающего мира мы узнали, какую роль выполняет дыхательный процесс, насколько он важен для человеческого организма. Также мы выяснили, как происходит процесс дыхания, и какие органы при этом участвуют.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мышонок Шерстяной

    5/5

  • Ильдуст Фахретдинов

    5/5

  • Людмила Стоминок

    5/5

  • Мария Мыскина

    5/5

  • Артём Мещеряков

    5/5

  • Шварева Наталья

    5/5

  • Фёдор Шмонин

    5/5

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 882.


А какая ваша оценка?

Ваши легкие и дыхательная система (для детей)

Что такое легкие и дыхательная система?

Легкие и дыхательная система позволяют нам дышать. Они:

  • Приносят кислорода в наши тела (называемые вдохом или вдохом ).
  • Отправить углекислый газ из (называется выдох или выдох ).

Этот обмен кислорода и углекислого газа называется дыхание .

Как работают легкие и дыхательная система?

  • Клетки нашего тела нуждаются в кислороде, чтобы выжить. Углекислый газ вырабатывается в нашем организме, когда клетки выполняют свою работу.
  • Легкие и дыхательная система позволяют кислороду воздуха поступать в организм, а также позволяют организму избавляться от углекислого газа, содержащегося в выдыхаемом воздухе.
  • Когда вы вдыхаете, диафрагма движется вниз к животу, а реберные мышцы тянут ребра вверх и наружу. Это увеличивает грудную полость и втягивает воздух через нос или рот в легкие.
  • При выдохе диафрагма движется вверх, а мышцы грудной клетки расслабляются, в результате чего грудная полость сужается и выталкивает воздух из дыхательной системы через нос или рот.
  • Каждые несколько секунд, с каждым вдохом , воздух заполняет большую часть из миллионов альвеол. В процессе, называемом диффузией, кислород перемещается из альвеол в кровь через капилляры (крошечные кровеносные сосуды), выстилающие альвеолярные стенки. Попадая в кровь, кислород поглощается гемоглобином эритроцитов. Затем эта богатая кислородом кровь течет обратно к сердцу, которое перекачивает ее через артерии к нуждающимся в кислороде тканям по всему телу.
  • В мельчайших капиллярах тканей организма кислород освобождается от гемоглобина и поступает в клетки. Углекислый газ, вырабатываемый клетками при выполнении ими своей работы, выходит из клеток в капилляры, где большая его часть растворяется в плазме крови. Затем кровь, богатая углекислым газом, возвращается к сердцу по венам. От сердца эта кровь перекачивается в легкие, где углекислый газ проходит в альвеолы ​​для выдыхания.

Какие части дыхательной системы?


Дыхательная система включает:

  • нос
  • рот
  • горло (глотка)
  • голосовой аппарат (гортань)
  • трахея (трахея)
  • легкие

Как работает дыхательная система?

Воздух попадает в дыхательную систему через нос или рот. Если он попадает в ноздрей (также называемых ноздрями), воздух нагревается и увлажняется. Крошечные волоски, называемые ресничками (скажем: SIL-ee-uh), защищают носовые проходы и другие части дыхательных путей, отфильтровывая пыль и другие частицы, попадающие в нос с вдыхаемым воздухом.

Что такое глотка?

Два отверстия дыхательных путей (носовая полость и рот) встречаются в глотке ( горло) в задней части носа и рта. Глотка (скажем: FAR-чернила) является частью пищеварительной системы, а также дыхательной системы, потому что она переносит как пищу, так и воздух.

Что такое пищевод? Что такое Надгортанник?

На дне глотки этот путь делится на два:

  • один пищевой — пищевод (скажем: их-САХ-фух-гус), что ведет в желудок
  • один для воздуха — надгортанник . Надгортанник (скажем: eh-pih-GLAH-tus) представляет собой небольшой лоскут ткани, который закрывает проход только для воздуха, когда мы глотаем, не давая пище и жидкости попадать в легкие.

Что такое гортань? Что такое голосовые связки?

Гортань (голосовой аппарат) – это верхняя часть надгортанника (трубка для воздуха). Эта короткая трубка содержит пару голосовых связок , которые вибрируют, издавая звуки.

Что такое трахея?

Трахея (дыхательное горло) является продолжением дыхательных путей ниже гортани. Стенки трахеи (скажем: TRAY-kee-uh) укреплены жесткими кольцами . Трахея, или дыхательное горло, является продолжением дыхательных путей ниже гортани.

Стенки трахеи укреплены жесткими хрящевыми кольцами , чтобы держать ее открытой. Трахея также выстлана ресничками, которые удаляют жидкость и инородные частицы из дыхательных путей, чтобы они не попали в легкие.

Что такое бронхи? И что такое бронхиолы?

На нижнем конце трахея делится на левую и правую воздухоносные трубки, называемые бронхами (произносится: БРАН-кйе), которые соединяются с легкими. В легких бронхи разветвляются на более мелкие бронхи и еще более мелкие трубки, называемые бронхиолами (скажем: BRAHN-kee-olz).

Что такое альвеолы?

Бронхиолы заканчиваются крошечными воздушными мешочками, называемыми альвеолами  (скажем: аль-ВЭЭ-э-э-лэ), где фактически происходит обмен кислорода и углекислого газа. У каждого человека в легких сотни миллионов альвеол. Эта сеть альвеол, бронхиол и бронхов известна как бронхиальное дерево.

Что такое плевра?

Легкие также содержат эластичные ткани, которые позволяют им надуваться и сдуваться, не теряя формы. Они покрыты тонкой оболочкой, называемой плеврой (скажем: PLUR-а).

Что такое грудная клетка?

Грудная полость, или грудная клетка (скажем: ТОР-акс), представляет собой герметичную коробку, в которой находятся бронхиальное дерево, легкие, сердце и другие структуры.

Что такое диафрагма?

Верхняя и боковые стороны грудной клетки образованы ребрами и прикрепленными к ним мышцами, а нижняя часть образована большой мышцей, называемой диафрагма (скажем: КРАС-э-э-э-э-э-э). Стенки грудной клетки образуют защитную клетку вокруг легких и другого содержимого грудной полости.

Легкие и дыхательная система (для подростков)

Что такое легкие и дыхательная система?

Легкие и дыхательная система позволяют нам дышать. Они приносят кислород в наши тела (называемый вдохом или вдохом) и выделяют углекислый газ (называемый выдохом или выдохом).

Этот обмен кислорода и углекислого газа называется дыханием.

Какие части дыхательной системы?


Дыхательная система включает нос, рот, горло, голосовой аппарат, дыхательное горло и легкие.

Воздух попадает в дыхательную систему через нос или рот. Если он попадает в ноздри (также называемые ноздрями), воздух нагревается и увлажняется. Крошечные волоски, называемые ресничками (произносится: SIL-ee-uh), защищают носовые ходы и другие части дыхательных путей, отфильтровывая пыль и другие частицы, попадающие в нос с вдыхаемым воздухом.

Два отверстия дыхательных путей (носовая полость и рот) встречаются в глотке (произносится: FAR-чернила) или горле, в задней части носа и рта. Глотка является частью пищеварительной системы, а также дыхательной системы, потому что она переносит как пищу, так и воздух.

На дне глотки этот путь делится на два: один для пищи — пищевод (произносится: их-САХ-фух-гус), который ведет к желудку, а другой — для воздуха. Надгортанник (произносится: eh-pih-GLAH-tus), небольшой лоскут ткани, закрывает проход только для воздуха, когда мы глотаем, не давая пище и жидкости попадать в легкие.

Гортань, или голосовой ящик, — это верхняя часть воздуховодной трубы. Эта короткая трубка содержит пару голосовых связок, которые вибрируют, издавая звуки.

Трахея, или дыхательное горло, является продолжением дыхательных путей ниже гортани. Стенки трахеи (произносится: TRAY-kee-uh) укреплены жесткими кольцами из

хрящ, чтобы держать его открытым. Трахея также выстлана ресничками, которые удаляют жидкость и инородные частицы из дыхательных путей, чтобы они не попали в легкие.

На нижнем конце трахея делится на левую и правую воздуховоды, называемые бронхами (произносится: БРАН-кье), которые соединяются с легкими. В легких бронхи разветвляются на более мелкие бронхи и еще более мелкие трубки, называемые бронхиолами (произносится: БРАН-ки-олз). Бронхиолы заканчиваются крошечными воздушными мешочками, называемыми альвеолами, где фактически происходит обмен кислорода и углекислого газа. У каждого человека в легких сотни миллионов альвеол. Эта сеть альвеол, бронхиол и бронхов известна как бронхиальное дерево.

Легкие также содержат эластичные ткани, которые позволяют им надуваться и сдуваться, не теряя формы. Они покрыты тонкой оболочкой, называемой плеврой (произносится: PLUR-а).

Полость грудной клетки, или грудная клетка (произносится: ТОР-акс), представляет собой герметичную коробку, в которой находятся бронхиальное дерево, легкие, сердце и другие структуры. Верхняя и боковые стороны грудной клетки образованы ребрами и прикрепленными мышцами, а нижняя часть образована большой мышцей, называемой диафрагмой (произносится: ДИ-э-фрам). Стенки грудной клетки образуют защитную клетку вокруг легких и другого содержимого грудной полости.

Как работают легкие и дыхательная система?

Клетки нашего тела нуждаются в кислороде, чтобы выжить. Углекислый газ вырабатывается в нашем организме, когда клетки выполняют свою работу.

Легкие и дыхательная система позволяют кислороду воздуха поступать в организм, а также позволяют организму избавляться от углекислого газа, содержащегося в выдыхаемом воздухе.

Когда вы вдыхаете, диафрагма движется вниз к животу, а реберные мышцы тянут ребра вверх и наружу. Это увеличивает грудную полость и втягивает воздух через нос или рот в легкие.

При выдохе диафрагма поднимается вверх, а мышцы грудной клетки расслабляются, в результате чего грудная полость сужается и выталкивает воздух из дыхательной системы через нос или рот.

Каждые несколько секунд при каждом вдохе воздух заполняет большую часть из миллионов альвеол. В процессе, называемом диффузией, кислород перемещается из альвеол в кровь через капилляры (крошечные кровеносные сосуды), выстилающие альвеолярные стенки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *