Как помочь младенцу сходить в туалет. Высаживание. — 29 ответов
То о чем знали наши бабушки — прабабки, а мы уже не знаем, не помним. Привожу эту статью, не потому что я против подгузников. Я наоборот «за» в разумных пределах. А просто потому что мне кажется этот метод удобным и полезным для психофизиологии малышей.
Высаживание — это просто
Мысль о том, что в природе все устроено мудро, ни для кого не нова. И те мамы, которые приняли решение кормить грудью, носить детку на руках и спать вместе, на собственном опыте убедились в том, что у каждой женщины есть все необходимое для выращивания здорового и довольного ребенка. Мама в состоянии удовлетворить любую потребность ребенка, если она обладает необходимыми знаниями и навыками. А как же иначе? Ведь люди перестали бы размножаться, если бы выращивание детей было столь сложным и затратным делом.
Отправление естественных нужд — очень важная потребность новорожденного ребенка, и ее он пока не может удовлетворить самостоятельно.
В последнее время многие мамы стали сомневаться в безопасности одноразовых подгузников и в то же время не хотят погрязнуть в бесконечных стирках. Для них высаживание — это лучшее решение. Но как это делать?
На самом деле природа и здесь все учла. Просто мы об этом забыли. Если мама понаблюдает за своим новорожденным малышом, она может заметить, что перед тем, как пописать или покакать, ребенок беспокоится: начинает возиться, кряхтеть, иногда плакать. С чем это связано? Новорожденный пока не знает своего тела, и если у него что-то болит или беспокоит, он не знает где это и что с этим можно сделать. И когда малыш хочет писать, он только чувствует, что его всего распирает. От этого становится страшно. Вот тут мама может прийти ему на помощь. Чтобы спокойно сделать свои делишки, малышу нужно расслабиться в удобной позе и понять, каким местом это сделать.
Давайте разберем по пунктам, что делает мама.
1. Расслабление. Многие замечают, что малыши писают во время кормления. Все потому, что мамина грудь — лучший источник расслабления и успокоения для малыша. А сфинктеры, как и прочие мышцы, тоже расслабляются при сосании. Дать малышу грудь во время высаживания — очень важно.
3. Выхлапывание. Одной рукой мама прижимает малыша к себе и держит одну ножку под коленку. Большим пальцем второй руки она придерживает другую его ножку под коленку, а остальными пальцами слегка похлапывает по половым органам. Это помогает малышу понять, где находится источник беспокойства. А для того, чтобы ребенок успел расслабиться, похлапывания следует делать с перерывами: хлоп-хлоп-хлоп — подождали — хлоп-хлоп-хлоп — опять подождали.
4. Продолжительность и ритмы. Первые несколько дней, пока малыш учится высаживаться и соображает, что нужно сделать, сидение над тазиком может продолжаться минут по пять. Со временем, когда он с этим разберется, двух минут вполне хватит.
Очень помогает маме знание следующих особенностей:
- В глубоком сне детки не писают и не какают, а чаще всего делают это сразу после пробуждения.
- В утренние часы, как правило, пописов больше, чем во второй половине дня. А ночью пописы, в основном, совпадают с периодами сосания.
- В среднем девочки писают реже, чем мальчики.
Наиболее подходящее время для обучения высаживанию — первые три месяца жизни ребенка. Но если мама запасется терпением и получит необходимые знания, то сможет обучить и годовалого.
С чего начать? В течение нескольких дней мама наблюдает, какие сигналы малыш подает перед тем, как пописать или покакать, и с какой частотой это происходит. Затем в ответ на эти сигналы мама начинает его высаживать. А через какое-то время она настолько привыкнет к ритмам ребенка, что ей уже не понадобятся никакие сигналы.
Что касается положения для высаживания — будет проще, если его покажет мама, умеющая высаживать.
В первую беременность (я тогда еще не была инструктором по уходу за малышом) мне попалась статья про высаживание. Идея мне понравилась, и я решила, что буду это делать. Когда сын родился, все вроде получалось. Но когда он стал больше и тяжелее, у меня начали сильно болеть запястья, а ребенок начал капризничать. Видимо, ему тоже стало неудобно. Мы с мужем тогда весь Интернет перекопали, ничего не помогло. И только в три ребенкиных месяца мне удалось пообщаться с мамой, которая умеет высаживать. Она мне все показала и — ура! — опять стало удобно. Высаживались до самого горшка, при этом продолжали расти и хорошо набирать вес.
Поэтому критерий того, что все получается — это то, что удобно и вам, и малышу. Если неудобно — найдите того, кто сможет вам показать.
В заключение хочется сказать, что высаживание — это самый простой и естественный способ помочь малышу «сходить в туалет», который основан на его прирожденной способности чувствовать напряжение перед пописом или покаком. Умение высаживать решает для мамы много проблем. Не нужно тратить много средств на подгузники и думать, насколько они вредны для ребенка. Значительно реже придется стирать пеленки и одежду малыша.
Но все это не так важно, по сравнению с тем, что получит ребенок. Начиная с отсутствия банальных опрелостей и заканчивая ни много, ни мало физическим и психическим здоровьем. Ведь грамотно организованное высаживание дает малышу возможность изучать и учиться контролировать работу своего тела. У него гораздо меньше причин плакать. Малыш чувствует себя более защищенным, поскольку мама его понимает и знает, как ему помочь. Ради этого стоит научиться высаживать.
Наталья Рогова,
Елена Черемушкина
Центр «Культура Материнства»
08.
источник
Еще на схожие темы:
Высаживание младенца.
Семь основных ошибок при высаживании.
ГВ и быт, будни новоявленной мамы.
Жизнь после родов. Мысли о послеродовой депрессии.
Туалетная тема, или как детские эмоции живут в ЖКТ Ірина Порецька
Анна Покровская, детский психолог, о самых частых вопросах родителей по туалетной теме, как связан процесс приучения к горшку с эмоциональным здоровьем ребенка на протяжении всей жизни. И как решать проблемы туалетной темы, если уже возникли.
Однажды ко мне обратилась семья с проблемой – девочка, около трех лет, перестала какать. К тому времени она отучилась от подгузников, ходила на горшок, но резко перестала. Когда родители предлагали горшок, отказывалась и сильно плакала. Так продолжалось неделю, животик болел, но девочка не могла сходить по большому. За это время организму может грозить интоксикация, потому семья обратилась к медикам для исследования прямой кишки и пришлось делать клизму.
Ситуация длилась несколько месяцев. В результате медики назначили финальное исследование, после которого – операция под общим наркозом. К счастью, хирург посоветовал семье перед этой опасной процедурой обраться к детскому психологу. А я попробовала восстановить в памяти у мамы ход событий, которые привели к такой реакции организма.
Однажды девочка заигралась и укакалась. Физиологически все нормально – ее мозг расслабился в игре, она не отследила позыв вовремя. Рядом была бабушка, которая сильно испугалась за новенький светлый костюмчик, и выдала такую реакцию ужаса, паники и страха на лице, что девочка ее моментально считала и пережила то же самое – ужас, панику и страх, когда она какает. Тело отключило позыв в туалет.
Сперва я попробовала вернуть маме власть и опору. Она плакала, винила себя и боялась. «Да, вам сложно, но вы большая молодец, что с этим справляетесь, как можете». Мы вернули ей понимание, что лучше ее никто не знает своего ребенка.
Потом общалась с бабушкой, жесткой волевой женщиной, не особо воспринимающей психологов как специалистов. Я донесла, что в семье главные папа и мама, даже несмотря на то, что они на работе, а ребенок остается с няней или бабушкой. Родители – самые значимые люди для ребенка. Мы забрали власть у бабушки и вернули ее родителям.
А потом, к счастью, перед работой с девочкой мама повела ее в туалет, и говорит: «Давай посмотрим, какой здесь унитаз. Ой, какой красивый!» Я поняла, что вся жизнь семьи вертится вокруг туалета. А когда взрослые говорят о проблеме, которая их волнует, дрожащим голосом, они акцентируют внимание, что тут есть проблема.
Я спросила маму: «Если бы у вашего ребенка не было такой проблемы, столько времени вы уделяли бы разговору об унитазе?». Ребенку с нервным тиком скажи «не моргай», он будет моргать вдвойне. Так мы только подогреваем симптом.
Тогда родители уезжали с ребенком на отдых, и я попросила их отпустить тему туалета на эту неделю. Вместо сватанья девочке унитаза, расслабиться, насладиться морем и погодой, жить так, будто этого симптома не было или он ушел. Просто поиграть вот в такую игру.
Вернулись, перезванивают: «А нам сегодня приезжать? У нас вторую неделю все хорошо. Ребенок просто идет в туалет. Если нужна помощь надеть штанишки, предлагаем. Если ребенок закрывает дверь, не расспрашиваем. И вообще на эту тему не говорим. Мы попробовали жить без симптома и нам понравилось». Конечно, это счастье. Они не вернулись ко мне, это означает, что у них все наладилось.
А я поняла вот что. Приучая ребенка к горшку, мы закладываем в нем много взрослой нервозности: «Ну что, ты уже?», «Сходи в туалет сейчас, потом будет невозможно», «Не встанешь, пока не пописаешь» и так далее.
Родительский вопрос: «Мы хотим снять памперс, но ребенок вообще не ходит по большому на унитаз или горшок, прячется и стоя ходит в памперс по большому. Что не так с ребенком?».
Я проходила курсы для психологов, где занятия вели детские психиатры. Один специалист предложила рассмотреть интересный нюанс: «Давайте вспомним период – анамнез до года ребенка. Как ребенок ходил в туалет «по большому»? Лежа. Детки покушали, поиграли, их кладут в кровать, и ребенок ходит в туалет. Лежа, когда ножки прямые и тело расправлено».
Ходить в туалет в прямом положении – телесная память. Тело помнит этот физиологический процесс, и когда он садится на горшок и появляются другие ощущения, не может расслабиться. Родители думают, что что-то не так. Но все так. Надо просто терпение подождать, когда ребенок «созреет».
Родительский вопрос: Однажды ко мне обратилась мама, которая очень надеялась, что в ясельной группе, видя других детей на горшках, ее ребенок тоже научится проситься на горшок. Но не складывалось.
Это вопрос не горшка, а привязанности между ребенком и его надежным взрослым. Попадая в садик, ребенок поначалу перестает контактировать со своим телом, потому что проходит сложный этап сепарации с родителями. И все это проживает на уровне тела. То же и у первоклассников.
Они не могут расслабиться в новых обстоятельствах, потому теряют контакт с телом, и как следствие – возникают вопросы с туалетом. Да и взрослые, когда в стрессе или встревожены, ощущают дискомфорт в теле, но иногда не понимают, что это просто жажда.
Сложно распознать сигнал, когда психика напряжена.
Эмоциональная система ребенка еще не зрелая, потому тело принимает на себя такой сильный удар от переживаний, от тревоги при привыкании к садику или школе. Часто дети начинают делать навязчивые движения, например, раскачиваться на стульчике, волосы закручивать, заламывать пальцы, кусать ногти. Это – аутоагрессия. Дети снимают напряжение, даже причиняя себе боль.
Когда я работаю с детьми, мы играем игрушками в песке. Они погружают в него руки, делают массажные движения, тактильные ощущения на пальцах, расслабляются, углубляются в процесс, и ребенок входит в контакт с телом, чувствительность дает сигнал в мозг и уже через 5 минут он спрашивает: «А где у вас туалет?» И так в половине случаев. Ребенку надо расслабиться, чтобы уловить сигнал «хочу в туалет».
Родительский вопрос: В семье появился младший ребенок, и поведение старшего видоизменилось, регрессировало – может уписаться, или сходить в трусики «по большому», и пугается этого. Или энурез, даже когда процесс был налажен.
Появление второго ребенка – это ситуация на разделение ребенка с родителями, включает сильные эмоции у ребенка и потому тело может давать сбой. Это просто компенсация какого-то напряжения в жизни, которое выходит, проживается через тело, через физиологические реакции.
В детском коллективе может быть огромное количество ситуаций, которые вызвали у ребенка тревогу, напряжение, где он застрял в эмоциях, потому что рядом не было мамы и папы, и ночью через физиологический процесс нервная система сбрасывает это напряжение. Это нормально.
Но важно, чтобы не было систематичности. Если система освобождается – это разовый случай. Так часто бывает в садике, и хвала воспитателю, который незаметно для других детей и очень заботливо для ребенка переоденет его и скажет: «Я тебе сейчас помогу, ничего страшного». Ребенок очень хорошо считывает реакцию взрослого в таких ситуациях: «это стыдно» или «это нормально», «ситуация под контролем». Потому всегда у детей в детсаду и начальной школе должен быть сменный комплект одежды, даже несколько.
Как правильно приучать к горшку?
Появление подгузников изменило взгляд родителей на туалетную тему. Нам удобно, что ребенок спит всю ночь и у него сухая простынка. Соответственно, не отлавливаем момент, когда он ходит в туалет. Но в какой-то момент нас озаряет идея: «Самостоятельность!», что значит «ребенок снимает памперс и ходит без него». Тут начинаются разные методы приучения ребенка к горшку, и последующие истории.
Как психолог говорю: родителям надо успокоиться. Нормы — нет. Мы должны понять и привыкнуть, что это – индивидуальный процесс.
Перед моей консультацией родители должны заполнить анкету, где есть графа «самостоятельные навыки – когда начал разговаривать, когда пошел и когда начал сам ходить на горшок». Некоторые родители пишут: «В 1,5 года. Мы не настаивали, решили попробовать без подгузников, заинтересовался горшком, купили музыкальный горшок – и все сложилось». А кто-то пишет: «В 9 месяцев уже самостоятельно просился на горшок». Вспомним ребенка в 9 месяцев, на что он способен САМ? Я предполагаю, что его несколько раз в день высаживали на горшок, и он привык. Родители вроде бы ловят этот момент, но одновременно дают ребенку послание: «Сейчас надо сходить в туалет».
Для меня, как для психолога, самостоятельность – это когда ребенок чувствует свои физиологические потребности, что ему некомфортно ходить в подгузнике, понимает, что ему что-то не так и просит родителей поменять подгузник или снять его.
Отучение от подгузника – это процесс, в котором дети застревают из-за потребности взрослых в самостоятельности детей, которую те не могут обслужить моментально. А взрослые в своих потребностях бывают сильно настойчивы из-за своих страхов: «Как выйти на улицу в трусиках, а он не пописал?». Или семья едет в длительную поездку на автобусе или самолете, мама приговаривает: «Так, нужно перед этим сходить в туалет». Это про заботу, окей. Но когда ребенок не сходил перед дорогой в туалет, у мамы на лице тревога: «Как же так, ты не сходил в туалет!» Ребенок считывает это послание как «надо взрослого удовлетворять и сходить в туалет, когда он говорит». И мозг путается: так нужно слушать себя и идти в туалет, когда я хочу, или важно сейчас моего взрослого не расстроить? Вот тут сбивается механизм «слушать свое тело».
Посмотрите фильм «Блеф, или С Новым годом!». Там показан дом малютки и видно, что у детей-сирот нет понятия «своя потребность», потому что не было заботливого взрослого, который поддержит их потребность. Они не знают, когда голодны, когда хотят в туалет, потому что даже на горшок ходят по расписанию.
У нас, взрослых, очень много страхов, часто надуманных о том, что ребенок не станет самостоятельным. Но он станет, когда придет его время.
Мне нравится аналогия с деревьями в парке. Их там очень много и разных – каштанов, берез, дубов. Все они деревья, но все – разные. Нет двух одинаковых дубов, с одинаковыми веточками и листиками. И с детьми также. У каждого своя потребность и своя готовность к самостоятельности. В том числе, самостоятельно ходить в туалет. Им нужно только терпение и поддержка заботливого надежного взрослого.
Что делать, если уже есть какие-то проблемы или тревога родителей
У детей, отучившихся от подгузника, недержание может быть абсолютно естественным. Не зря есть фраза «уписаться от смеха». Когда ребенок в игре, увлечен и возбужден процессом, вся его эмоциональная система направлена на этот интерес, и тело расслабляется. Он забывается и может уписаться, а потом подбежать к маме по запросу. В этот момент ребенку нужен заботливый взрослый, чтобы сказать: «Ничего страшного, вот новые штанишки, пойдем переоденемся, чтобы ты не замерз».
Но если это регулярно повторяющаяся проблема, мешающий ребенку процесс, энурез – надо обращаться к докторам и исследовать здоровье ребенка.
Но что мы можем сделать в домашних условиях, чтобы либо не привести к проблемам, либо очень просто их проработать.
Следить за своими реакциями и восприятием любой «туалетной» ситуации.
Бывает, ребенок уписался, а взрослый в ответ: «Как же ты мог, ты же взрослый, почему же ты не попросился?» Так теряется контакт с ребенком, навязывается тема стыда: «я делаю что-то плохое, как я могу». Взрослый дает негативный посыл ребенку, психика может сработать по-разному. Вспомните первую историю статьи.
Многие страхи и даже некая нервозность ребенка в туалетной теме – это только реакции взрослых.
Так работает природная иерархия взрослый-ребенок. Ребенок не анализирует происходящее, а считывает отношение взрослого к этому миру: что сейчас делают взрослые, как реагирует вожак стаи? Потому, когда воспитатель аккуратно с улыбкой вечером говорит родителю: «Все хорошо, вот вам кулечек. До завтра», у ребенка не повторится ситуация. А если воспитатель раздувает на всю группу послание стыда: «Ну Вы знаете, сегодня такое было!», а ребенок стоит рядом и считывает, у него поднимается тревога, зацикливается, чтобы этого больше не случилось. Но зацикливание – это напряжение в теле, зажим «чтобы этого не повторилось, чтобы этого не повторилось». Отловить позыв становится сложнее, и ситуация повторяется. Это превращается в невротическую динамику. Но запустили процесс реакции взрослых.
Чем сильнее привязанность ребенка к своему надежному взрослому, эмоциональная близость, когда он понимает, что может доверить взрослому разное – и улыбку, и красивый цветочек, и рассказать «случилась так, что я не удержался и случайно в трусики накакал», и реакция стабильная, спокойная и принимающая, тем меньше вероятность возникновения каких-то проблем вообще, и тем стабильнее психики человека на всю жизнь.
К сожалению, часто замечаю эмоциональную незрелость родителей в таких ситуациях, абсолютно негативные, иногда неадекватные реакции. Они точно не понимают последствия. Они думают, что работать надо с проблемой ребенка, а мое лицо и моя реакция вообще не причем. Важно осознать, что именно мы являемся вектором для восприятия ребенком своего тела и всего, что с ним происходит. Например, он еще не видит сыпь на теле, его ничего не беспокоит, до зеркала не дошел. Но у мамы, обнаружившей ветрянку, уже на лице такой ужас, и ребенок ощущает, что сыпь – это ужас и кошмар, хотя она его не беспокоила. Точно так же с туалетной темой.
Понять, что туалетная тема – это про границы и про «меня не беспокоить».
Хождение в туалет – это процесс, когда тело должно расслабиться.
К сожалению, туалеты в садиках и школах не предусматривают удерживание границ ребенка. С открытыми дверьми, зайти может любой, а иногда воспитатели вслух озвучивают процесс. А еще и по расписанию. Например, группа собралась на прогулку, оделась, и вдруг ребенок почувствовал позыв в туалет, ему спокойней в штаны наделать, чем разозлить Марь Ивановну.
Попроситься на уроке в туалет бывает стыдно, дети терпят. А большинство первоклассников вообще не какают в школе.
Ребенок делает все, чтобы избежать этого процесса в школе и получают проблемы с желудком. Они абсолютно вылетают из тела от тревоги, от переживания, от вот этого понятия стыда своего тела. Но все это – вопросы к организации туалетов в садах и школах.
Что сделать? Когда ко мне приходят детки после школы, и там не сходили в туалет, уже спустя 5 минут игры в песке, они расслабляются, погружаются, появляются новые ощущения в теле, эмоциональный фон меняется, и они просятся в туалет, как будто надо вот-вот добежать прямо сейчас.
Родители могут, как и я, поиграть с ребенком или просто сформировать новый тактильный контакт.
Задавать правильные вопросы после садика и школы.
О чем спрашивают многие родители после школы? «Учебники собрал? Домашнее задание сделал?» Мы не спрашиваем о физиологических потребностях – как животик, хочешь ли пить или в туалет. Если домой далеко ехать: «Хочешь, мы зайдем сейчас по пути в ближайшее кафе в туалет, там закрытая дверь?».
Такие ненавязчивые вопросы – рука помощи ребенку, «я тебя понимаю и помогу, если в школе это не получается сделать».
Формируем тактильный контакт с телом.
Объятия в семье, игры с ладошками, пощекотать, погладить, пощипать спинку. Нужно, чтобы у ребенка был опыт разных ощущений, контакт с телом. Если ребенок не ходил в туалет, но его питание было обычным, без паники, терпеливо наблюдая и пребывая рядом с ребенком, делаем массаж, расслабляем тело. Показываем, что бывают разные ощущения, разные реакции и процессы в теле. Так мы прививаем позитивное отношение к своему телу.
Игры на безопасность.
Дети в школе и садике не какают, потому что не чувствуют себя в безопасности в туалете без двери. Потому нужно играть с детьми на безопасность и границы.
Например, при проблеме запоров мы накрываемся с ребенком одеялом, сидим там с фонариком, будто в палатке, и обозначаем, что это – наш домик, мы здесь, это наши границы. И ребенок может начать настраивать свои границы в жизни. Простая игра на восстановление безопасности своих границ. Убеждаем мозг, как это здорово иметь свои границы, в том числе – границы тела. И они включатся в жизни.
Игры на ощущения в теле после возвращения из садика и школы. Бесполезно об этом говорить с детьми, но вот задействовать играючи на их органы чувств – можно всегда. Например, дуть в дудочки или стучать в бубен – задействуем ладошки, дыхание, слух – будто из нашего тела выходит дыхание, а получается новый звук. Так мы показываем, что наше тело может приносить удовольствие, причем по-разному.
Собственно, это метафора туалета – наше тело что-то делает, и что-то случается, и нам легче.
Через музыкальные инструменты, без слов, сидя под одеялом, дуя в дудочки, стуча в бубен и создавая какие-то звуки, мы простраиваем границы и ребенок вдруг ощутил: «У меня есть мое тело, оно приносит удовольствие».
Игры на туалетную тему.
Через игру дети лучше всего получают опыт, а какие-то взрослые серьезные разговоры ребенка не впечатляют. Конечно, в таких играх делаем акцент на туалетной теме.
Например, у нас есть игрушечный домик со всеми комнатами, а мы показываем назначение этих комнат и задаем смежные вопросы вроде: «Как твой животик?» Внимание не заостряем, играем дальше.
Можно брать сказочных героев, которых в жизни ребенок не встречает и понимает это, и играть с ними в домике, в обычную жизнь.
Можно строить дом из конструктора и планировать там туалетную комнату. Без акцента на унитаз, а как необходимый элемент в доме как кухня или спальня.
При запорах играем с песком или водичкой, переливание, контроль жидкости в емкостях. Мы контролируем жидкость в теле. Рисуем дождик, воду. Делаем колбасообразные из пластилина, сосиски, режем, крутим их ручками. Так мы настраиваем мозг и знакомим с тем, что в жизни есть. Как арт-терапия.
Очень хорошо играть кинетическим песком. Детям нравится этот тактильный контакт. Мы можем сделать твердую фигуру, потом этот песок рассыпается, ребенок расслабляется. Он может и контролировать процесс, и следить за ним, получать импульсы.
Во всех играх преувеличивать функцию туалета не нужно. В игре он должен получить опыт: захотел в туалет — сходил и вышел, играем дальше.
Книги про наш организм.
Сейчас отличный выбор книг для детей разного возраста, где показано, как работает организм. Люблю книгу «Кто накакал на кротика?», где показаны экскременты разных животных. Это тоже про природный процесс.
Если говорить по Фрейду, то первая стадия развития ребенка оральная — он получает удовольствие через мамину грудь, через рот, а вторая стадия — анальная, когда он понимает, что его тело еще и такие ощущения может получать. И если в этой стадии, например, запрещать говорить «неприличное слово какашки», у ребенка возникает еще большее возбуждение, его сильно фрустриурет, выбивает почву из-под ног.
«Мама, собачка какает!», — говорили мои дети в 3-4 года. «Да, собачки тоже какают», — отвечала я. Если ребенок об этом говорит, замечательно! Как раз сейчас отличный шанс признать природность этого процесса.
Договориться с воспитателем и учителем
Важно, чтобы ребенок осознавал, что ходить в туалет – не стыдно. И тема эта не постыдная. А сформировать это ребенок может только через отношения своего доверительного взрослого с учителем или воспитателем.
Подходите к учителю, будьте такой мамой-квочкой: «Людмила Николаевна, мне очень важно физиологическое и психологическое здоровье моего ребенка. Он учиться будет лучше. Утром я сказала сыну, если он хочет в туалет, может встать и пойти, в любое время. Пожалуйста, я вас очень прошу, можете еще сегодня утром подтвердить слова? Что ребенок, когда бы он ни захотел в туалет, может поднять руку и Вы его отпустите, и никакого порицания на вашем лице не будет?».
Психологически на уроке детям сходить в туалет проще, потому что там пусто и никто не зайдет. Но «мы ведь не прерываем учебные процесс», говорят учителя.
И родителю нужно понимать, что его взаимодействие с учителем расслабит ребенка и поможет.
Учителя должны быть слышащими, понимающими и поддерживающими. Любая проблема у ребенка в школе, особенно младшей, легко решаема в связке учитель-родитель, когда ребенок чувствует заботу и ему комфортно. Это вопрос на уровне здоровья.
Позитивная режиссура
Надо давать ребенку возможность получать разный опыт: не попросился в туалет – у меня вот такие ощущения в теле и одежда мокрая, а когда попросился – вот такие, и такая поощрительная реакция родителей. Детям очень важно радовать своего взрослого. И тут можно режиссировать его поведение: «Следующий раз, когда ты это почувствуешь, чтобы штанишки не обмочить, можешь мне сказать, я помогу».
К сожалению, мы тратим много эмоций и сил на негатив: «Опять», «Ну что же ты», «Ты же уже взрослый», «Пол намочил, себя намочил, у нас новых штанов нет, как мы домой поедем?». Прямо трагедия! А на практике помогает лишь позитивная режиссура.
Посещать места, дружественные для детских потребностей
Во многих заведениях Киева есть детские колечки или унитазы, ступеньки, чтобы до раковины дотянуться или низкие раковины. Когда ребенок видит этот внешний антураж, он чувствует: «я здесь могу себе это позволить, этот туалет и для меня тоже». И это подтверждение из внешнего мира, что его потребности – природны, их учитывают, а границы уважают.
Приучение к туалету (для родителей) — Nemours KidsHealth
en español: Aprender a usar el inodoro
Отзыв: Мэри Л. Гэвин, MD
Когда дети готовы к туалету?
Многие родители не знают, когда начинать приучение к туалету или «приучение к горшку». Не все дети готовы в одном и том же возрасте, поэтому важно наблюдать за своим ребенком на наличие признаков готовности, таких как остановка деятельности на несколько секунд или сжимание подгузника.
Вместо того, чтобы использовать возраст, ищите признаки того, что ваш ребенок может быть готов начать ходить на горшок, например, способность:
- следовать простым инструкциям
- понимать и использовать слова об использовании горшка
- установить связь между желанием пописать или покакать и использованием горшка
- оставлять подгузник сухим в течение 2 часов и более
- добраться до горшка, посидеть на нем достаточное количество времени, а затем слезть с горшка
- подгузники, одноразовые тренировочные штаны или трусы
- проявить интерес к использованию горшка или ношению трусов
У большинства детей эти признаки начинают проявляться в возрасте от 18 до 24 месяцев, хотя некоторые могут быть готовы к этому позже. И мальчики часто начинают позже, и им требуется больше времени, чтобы научиться пользоваться горшком, чем девочкам.
В некоторых случаях вы можете захотеть отложить начало приучения к туалету, например:
- во время путешествия
- вокруг рождения брата или сестры
- переодевание из кроватки в кровать
- переезд в новый дом
- если ваш ребенок болен (особенно если причиной является диарея)
Сколько времени занимает приучение к туалету?
Научить малыша пользоваться горшком — задача не за одну ночь. Часто это занимает от 3 до 6 месяцев, но у некоторых детей может занять больше или меньше времени. Если вы начнете слишком рано, процесс займет больше времени. И могут потребоваться месяцы и даже годы, чтобы научиться оставаться сухим ночью.
Типы горшков
Два основных варианта горшков:
- автономный горшок для малышей с чашей, опорожняемой в унитаз
- сиденье для малышей, которое можно разместить поверх сиденья унитаза, чтобы ребенок чувствовал себя в большей безопасности и не боялся упасть. Если вы выберете это, приобретите табурет-ступеньку, чтобы ваш ребенок мог удобно дотянуться до сиденья и чувствовать поддержку. во время дефекации.
Обычно мальчикам лучше сначала научиться пользоваться туалетом сидя, а затем научиться мочиться стоя. Для мальчиков, которые чувствуют себя неловко или боятся стоять на стуле, чтобы пописать в туалете, горшок может быть лучшим вариантом.
Возможно, вы захотите приобрести тренировочный горшок или сиденье для каждой ванной комнаты в вашем доме. Возможно, вы даже захотите держать горшок в багажнике автомобиля на случай непредвиденных обстоятельств. Путешествуя на большие расстояния, обязательно берите с собой горшок и останавливайтесь каждые 1–2 часа. В противном случае поиск туалета может занять слишком много времени.
Информация о тренировочных штанах
Одноразовые тренировочные штаны — это удобная альтернатива подгузникам и нижнему белью. Поскольку ночной контроль мочевого пузыря и кишечника у детей часто отстает от их дневного контроля, некоторым родителям нравится носить тренировочные штаны ночью. Другие предпочитают, чтобы их ребенок носил тренировочные штаны, когда они на улице. Когда тренировочные штаны остаются сухими в течение нескольких дней, дети могут перейти на нижнее белье.
Но некоторые люди думают, что одноразовые тренировочные штаны могут заставить детей думать, что можно использовать их как подгузники, тем самым замедляя процесс приучения к туалету.
Спросите своего врача, полезно ли вашему ребенку использование одноразовых тренировочных штанов в качестве переходного шага.
Советы по приучению к туалету
Еще до того, как ваш ребенок будет готов попробовать ходить на горшок, вы можете подготовить его, научив его этому процессу: какашки» и «горшок»).
Если вы решили, что ваш ребенок готов начать учиться пользоваться горшком, вам могут помочь следующие советы:
- Посвятите некоторое время процессу приучения к горшку.
- Не заставляйте ребенка сидеть на унитазе против его воли.
- Покажите своему ребенку, как вы сидите на унитазе, и объясните, что вы делаете (потому что ваш ребенок учится, наблюдая за вами). Вы также можете попросить ребенка сесть на горшок и смотреть, как вы (или ваш брат или сестра) пользуетесь туалетом.
- Установите режим. Например, вы можете начать с того, что ваш ребенок сядет на горшок после пробуждения с сухим подгузником или через 45-10 минут после того, как выпьет много жидкости. Ставьте ребенка на горшок всего на несколько минут пару раз в день и позволяйте ему вставать, если он или она хочет.
- Посадите ребенка на горшок через 15–30 минут после еды, чтобы воспользоваться естественной склонностью организма к дефекации после еды (это называется желудочно-колическим рефлексом). Кроме того, у многих детей есть время суток, когда они склонны к дефекации.
- Попросите ребенка сесть на горшок, если вы видите явные признаки того, что ему нужно в туалет, например, скрещивание ног, кряхтение или приседание.
- Опорожнить испражнения (какала) из подгузника вашего ребенка в унитаз и сказать ребенку, что фекалии отправляются в горшок.
- Избегайте одежды, которую трудно снять, например комбинезонов и рубашек, которые застегиваются в промежности. Дети, которых приучают к горшку, должны уметь раздеваться самостоятельно.
- Предлагайте вашему ребенку небольшие вознаграждения, такие как наклейки или время чтения, каждый раз, когда ваш ребенок ходит на горшок. Ведите диаграмму, чтобы отслеживать успехи. Как только ваш малыш освоит пользование туалетом, позвольте ему или ей выбрать несколько новых пар нижнего белья для больших детей.
- Убедитесь, что все лица, осуществляющие уход, включая нянь, бабушек и дедушек и работников по уходу за детьми, следуют одному и тому же распорядку и используют одни и те же имена для частей тела и действий в туалете. Сообщите им, как вы справляетесь с приучением к туалету, и попросите их использовать те же подходы, чтобы ваш ребенок не путался.
- Хвалите все попытки воспользоваться туалетом, даже если ничего не происходит. И помните, что несчастные случаи случаются. Важно не наказывать детей, приучающих к горшку, и не выказывать разочарования, когда они мочится или пачкают себя или постель. Вместо этого скажите ребенку, что это был несчастный случай, и предложите свою поддержку. Убедите вашего ребенка, что он или она на пути к тому, чтобы пользоваться горшком, как большой ребенок.
Общие проблемы приучения к туалету
У многих детей, которые пользуются горшком, возникают проблемы во время стресса. Например, двух- или трехлетний ребенок, имеющий дело с новым братом или сестрой, может попасть в аварию.
Но если ваш ребенок приучен к горшку и у него регулярно возникают проблемы, поговорите со своим врачом.
Поговорите со своим врачом, если у вас есть какие-либо вопросы о приучении к туалету, или если ваш ребенок старше 4 лет и еще не приучен к горшку.
Проверил: Mary L. Gavin, MD
Дата проверки: март 2019 г.
Поделиться:
/content/kidshealth/misc/medicalcodes/parents/articles/туалет-обучение
Приучение к туалету | Медицина Джона Хопкинса
Что такое приучение к туалету?
Приучение к туалету учит вашего ребенка распознавать сигналы своего тела для мочеиспускания и опорожнения кишечника, а также правильно и в соответствующее время пользоваться горшком или туалетом.
Когда следует начинать приучение к туалету?
Приучение к туалету следует начинать, когда ребенок показывает признаки того, что он или она готов. Нет подходящего возраста для начала. Если вы попытаетесь приучить ребенка к туалету до того, как он будет к этому готов, это может стать проблемой как для вас, так и для вашего ребенка. Способность контролировать мышцы кишечника и мочевого пузыря приходит с правильным ростом и развитием.
Дети развиваются с разной скоростью. Ребенок младше 12 месяцев не может контролировать мочевой пузырь или дефекацию. Между 12 и 18 месяцами очень мало контроля. Большинство детей не могут добиться контроля над кишечником и мочевым пузырем до 24-30 месяцев. Средний возраст приучения к туалету составляет 27 месяцев.
Обучение, когда мой ребенок готов начать приучение к туалету
Следующие признаки могут свидетельствовать о готовности вашего ребенка к приучению к туалету. Ваш ребенок должен уметь:
Хорошо идите, чтобы добраться до горшка.
Сообщить вам, когда нужно сходить на горшок.
Контролируйте мышцы, используемые для хождения на горшок.
Признаки того, что ваш ребенок может быть готов к приучению к туалету, включают следующее:
Просит сменить подгузник или говорит, что идет дефекация или моча
Проявляет дискомфорт, когда подгузник мокрый или грязный
Любит копировать то, что делают родители или дети постарше
Следует за вами в ванную, чтобы посмотреть, как пользуются туалетом
Хочет делать что-то (например, ходить на горшок), чтобы порадовать родителей или получить похвалу
Подгузники сухие не менее 2 часов в течение дня или сухие после сна или ночью
Начало приучения к туалету
Следующие советы могут помочь родителям начать приучение к туалету:
Если есть братья и сестры, попросите их показать младшему ребенку, как вы хвалите его за пользование туалетом.
Лучше использовать горшок на полу, чем сажать ребенка на унитаз для приучения. Горшок более безопасен для большинства детей, потому что их ноги достают до пола и нет страха упасть. Если вы решили использовать сиденье над унитазом, используйте подставку для ног вашего ребенка.
Детям следует разрешать играть с горшком: сидеть на нем в одежде, а затем без подгузников. Таким образом, они могут привыкнуть к этому.
Никогда не привязывайте ребенка к горшку. Дети должны иметь возможность слезть с горшка, когда захотят.
Ваш ребенок не должен сидеть на горшке более 5 минут. Иногда у детей происходит опорожнение кишечника сразу после того, как снова надет подгузник, потому что подгузник кажется нормальным. Не расстраивайтесь и не наказывайте ребенка. Вы можете попробовать снять грязный подгузник и положить испражнение в горшок, пока ваш ребенок наблюдает за вами. Это может помочь вашему ребенку понять, что вы хотите опорожнить горшок.
Если у вашего ребенка обычное время для опорожнения кишечника (например, после еды), вы можете водить ребенка на горшок в это время дня. Если ваш ребенок ведет себя определенным образом во время дефекации (например, наклоняется, замолкает, уходит в угол), вы можете попробовать отвести ребенка на горшок, когда он или она покажет, что пора.
Если ваш ребенок хочет сесть на горшок, вы можете остаться рядом с ним и поговорить или почитать книгу.
Хорошо использовать слова для обозначения того, что делает ваш ребенок («горшок», «писает» или «какает»). Тогда ваш ребенок выучит слова, чтобы сказать вам. Помните, что другие люди услышат эти слова. Лучше не использовать слова, которые оскорбят, смутят или смутят других или вашего ребенка.
Избегайте использования таких слов, как «грязный», «непослушный» или «вонючий» для описания дефекации и мочи. Используйте простой, деловой тон.
Если ваш ребенок встает с горшка до того, как помочится или испражняется, будьте спокойны. Не ругайте. Попробуйте позже. Если ваш ребенок успешно пользуется горшком, похвалите его (улыбнитесь, похлопайте в ладоши или обнимите).
Дети учатся, копируя взрослых и других детей. Это может помочь, если ваш ребенок сидит на горшке, пока вы пользуетесь туалетом.
Дети часто идут в туалет за родителями. Это может быть один раз, когда они хотят использовать горшок.
Вначале научите мальчиков садиться для мочеиспускания. Поначалу трудно контролировать запуск и остановку стоя. Мальчики будут пытаться встать, чтобы помочиться, когда увидят, что другие мальчики стоят.
Некоторые дети учатся, притворяясь, что учат куклу ходить на горшок. Приобретите куклу с дыркой во рту и в области подгузника, и ваш ребенок сможет кормить и «учить» куклу стягивать штаны и пользоваться горшком. Сделайте это обучение интересным для вашего ребенка.
Сделайте походы на горшок частью ежедневного распорядка вашего ребенка, например, первым делом утром, после еды и сна, а также перед сном.
После начала обучения
Следующие советы могут помочь родителям после начала обучения:
Как только дети начинают пользоваться горшком и могут сказать вам, что им нужно идти, водить их на горшок в обычное время или напоминать им слишком много раз, чтобы они сходили на горшок, нет необходимости.
Вы можете начать использовать тренировочные штаны. Ношение трусов является признаком взросления, и большинству детей нравится быть «большими девочками или большими мальчиками». Ношение подгузников после начала приучения к горшку может сбить ребенка с толку.
Если ваш ребенок попал в аварию в тренировочных штанах, не наказывайте. Будьте спокойны и убирайтесь, не поднимая по этому поводу суеты.
Продолжайте хвалить или вознаграждать своего ребенка за каждый шаг: за то, что он спустил штаны, за то, что он сел на горшок, и за то, что он пользовался горшком. Если родители показывают, что им нравится, когда дети мочатся или испражняются на горшок, дети с большей вероятностью будут пользоваться горшком в следующий раз.
По мере взросления дети учатся вытираться и мыть руки после посещения туалета. Девочек следует учить подтираться спереди назад, чтобы микробы из кишечника не попадали в область мочеиспускания.
Помните, что все дети разные и приучаются к туалету в своем собственном темпе. Если дела с приучением к туалету идут плохо, лучше на несколько недель снова надеть подгузники и повторить попытку позже. В общем, относитесь к приучению к туалету спокойно, неторопливо.
Большинство детей контролируют работу кишечника и дневное мочеиспускание к 3 или 4 годам. Вопрос о загрязнении или дневном мочеиспускании после этого возраста следует обсудить с лечащим врачом вашего ребенка.
Ночное управление обычно происходит намного позже, чем дневное. Полного ночного контроля может не произойти, пока вашему ребенку не исполнится 4 или 5 лет или даже больше. Если вашему ребенку 5 лет или больше, и он не остается сухим ночью, вам следует обсудить это с лечащим врачом вашего ребенка.
Даже когда дети приучены к туалету, с ними могут происходить некоторые обычные несчастные случаи (когда они возбуждены или много играют) или неудачи из-за болезни или эмоциональных ситуаций. Если случаются несчастные случаи или неудачи, будьте терпеливы. Примеры эмоциональных ситуаций включают переезд в новый дом, болезнь или смерть в семье или появление в доме нового ребенка. На самом деле, если вы знаете, что скоро произойдет эмоциональная ситуация, не начинайте приучать ребенка к туалету. Дождитесь более спокойного времени.