Комаровский тонус у грудничков: почему гипертонус мышц должен насторожить маму

Содержание

Доктор Комаровский. Что «умеет» новорожденный?

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.

Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.

Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.

Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Осязание. Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Мышцы. Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.

Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:

Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Автор: Е. О. Комаровский
Источник:  www.komarovskiy.net

Гипотонус у грудничка (Комаровский): признаки, массаж, лечение ребенка

Не так редко молодые родители, посетив невролога, слышат постановку такого диагноза, как гипотонус. Синдром мышечной дистонии – так ли он страшен, на сколько устрашающее он звучит, или тревожится не о чем? Быть подкованными в этом вопросе – значит избавить себя от ненужных и необоснованных волнений. Мы расскажем, откуда берется гипотонус мышц, какие последствия он может иметь в организме малютки, а также поделимся эффективными методами лечения данного синдрома.

Гипотонус мышц у грудного ребенка волнует многих мам

Содержание

  • 1. Определение гипотонуса
  • 2. Диагностика гипотонуса
    • 2.1. Самостоятельная диагностика
  • 3. Причины возникновения
  • 4. Опасности гипотонуса
  • 5. Рекомендации по лечению
    • 5.1. Массаж
  • 6. Профилактика
  • 7. Видео по теме статьи
  • 8. Вопросы читателей и ответы эксперта

Определение гипотонуса

Отсутствие необходимого мышечного тонуса – вот, что такое гипотонус. Мышцы сильно ослаблены, и врач не получает ответной их реакции на стимулирующие действия со своей стороны. Невролог сгибает ножки младенца и в ответ должен увидеть желание их выпрямить, т.е. они возвращаются в привычное для них состояние. Гипотонус не позволит этого сделать или сильно замедлит эту реакцию. Ребенок не в состоянии самостоятельно производить необходимые сокращения мышц – в этом и состоит причина слабости.

Диагностика гипотонуса

Специалист с легкостью диагностирует наличие у ребенка данного синдрома, стоит ему провести некоторые манипуляции. Главная задача врачебных действий – выявить наличие каких-либо отклонений в функционировании врожденных рефлексов у новорожденного:

  1. Шаговый рефлекс. Малыша приподнимают над твердой поверхностью так, чтобы его ножки касались стола полной стопой. Почувствовав опору, ребенок должен проявить врожденный рефлекс и совершить небольшие шажочки. При гипотонусе ребенок будет не в состоянии распрямить ножки и не сможет сделать шаги или же постарается присесть. Такой врожденный рефлекс свойственен детям до 2-месячного возраста, впоследствии он угасает. Для проверки рефлекса проводиться обследование должно до указанного срока.
  2. Присаживание из положения лежа. Карапуз лежит на твердой ровной поверхности в положении на спине. Взрослый берет обе ручки малыша и приподнимает ребенка до положения сидя. Новорожденный при этом помогает себе руками, подтягиваясь, напрягая при этом мышцы. Взрослому, напротив, будет казаться, что ребенок тянет в обратную сторону. В случае ослабленных мышц ребенок просто виснет на руках, выпячивая животик вперед. Мышцы шеи держат головку еле-еле, а спина заметно округляется.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в возрасте 11 месяцев?

Диагностику гипотонуса можно провести у врача или самостоятельно

Самостоятельная диагностика

Можно ли сделать заключения самостоятельно? Педиатр Комаровский считает, что для этого необходимо внимательно наблюдать за малюткой в течение дня:

  1. Мышечная слабость – это не единственный, хотя и показательный, признак гипотонуса. Синдром сказывается на общем состоянии организма. Детки с данной особенностью более спокойные и сложно приходят в состояние возбуждения. Вялые и медлительные в периоды бодрствования, они много спят.
  2. Ручки и ножки во время сна полностью расслаблены и выпрямлены. Характерное сжатие рук в кулачок, свойственное всем новорожденным, при данном синдроме отсутствует. Ладошки раскрыты полностью. Непривычное и неудобное положение для других детей с разведением ножек до угла в 180˚, будет абсолютно комфортным для грудничка с пониженным тонусом. Малыши с нормальной мышечной активностью во время сна сохраняют ноги и руки слегка согнутыми, а ладошки частично сомкнуты.
  3. Еще одним признаком данного синдрома у детей является то, что малыши плохо едят, о чем часто жалуются их мамы на приеме у врача. Карапуз вяло и неинициативно сосет грудь или полностью отказывается от грудного вскармливания.
  4. Отсутствие необходимого тонуса мышц не позволяет младенцам держать головку. Такая особенность затрудняет обучение ползанию, а также усложняет и другие процессы: брать предметы, переворачиваться или присаживаться до положения сидя (рекомендуем прочитать: пояснения о том, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину с помощью упражнений).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные симптомы тонуса мышц у грудничка

При обнаружении некоторых симптомов, все же не стоит спешить делать выводы и ставить ребенку диагноз самостоятельно. Развеять сомнения поможет педиатр, к которому стоит обратиться за консультацией. Чем раньше этот вопрос будет поднят, тем проще и быстрее пойдет лечение или будут исключены возможные патологии.

Прежде чем самостоятельно ставить ребенку диагноз, обратитесь за консультацией к педиатру

Причины возникновения

Гипотонус у младенцев не такой распространенный, как гипертонус, встречающийся намного чаще. Для слабости мышц существует ряд причин. Циркуляция крови в организме нарушена и присутствуют сбои в работе центральной нервной системы. Перечислим следующие основные факторы, влияющие на появление синдрома:

  1. Проблемы во время родов: асфиксия, гипоксия, родовые травмы.
  2. Экстренное родоразрешение.
  3. Во время беременности мама перенесла ряд заболеваний, а также имело место тяжелое протекание беременности.
  4. Вредные привычки матери.
  5. Питание новорожденного было организовано не должным образом.
  6. Ребенок родился недоношенным или с малым весом.
  7. Последствия перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, характеризующиеся общим истощением организма.
  8. Пороки и патологии в развитии.
  9. Генетически обусловленные заболевания.
  10. Избыточное потребление витамина D.

ИНТЕРЕСНО: что должен уметь ребенок в 3,5 месяца?

Опасности гипотонуса

Каковы последствия гипотонуса? Снижение мышечной активности приводит к более позднему овладению умением удерживать голову, держать игрушки (рекомендуем прочитать: как в норме должен держать голову ребенок в 2 месяца?). Отсутствие достаточной мышечной силы отдаляет процесс освоения ходьбы и сидения. Внутренние органы испытывают сильное напряжение в связи с тем, что грудничок не может удержать себя в вертикальном положении. Нет сил – нет движения, а значит рост костей будет замедляться, а также мышцы не получат необходимой для развития нагрузки. Физическое развитие такого малыша отстает от среднестатистических данных. Все выше перечисленное способствует возникновению сколиозов или иных деформаций скелета. Детки могут получить неправильную походку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда грудничок начинает сам ползать?

Чтобы предотвратить опасные последствия гипотонуса, необходимо проводить своевременное лечение заболевания

Своевременное лечение в состоянии предотвратить развитие более серьезных нарушений. Формирование детского организма в целом будет замедлено из-за данного синдрома. Страдает осанка, искривляется позвоночник. Дети, перенесшие гипотонию в детстве, во взрослом возрасте чрезвычайно пластичны и гибки. Прогрессирование заболевания приводит к полному расслаблению опорно-двигательного аппарата. Одним из самых опасных последствий может быть полная дистрофия мышц.

Рекомендации по лечению

Первое, что обычно прописывают при гипотонусе – это специальные упражнения и массаж. Для начала будет уместно обратиться к профессионалам в этой области. Получив некоторые знания и навыки, мамы смогут проводить все процедуры самостоятельно в домашних условиях.

Хорошей гимнастикой станут занятия в воде. При плавании задействовано большинство мышц организма, а значит оно прекрасно подходит для лечения данного синдрома. Водные процедуры сочетаются с закаливанием. Происходит это путем постепенного охлаждения температуры воды.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: грудничковое плавание

Массаж всех мышечных групп – важный и чуть ли не основной метод борьбы с недугом. Организм крохи получает отличную нагрузку во время сеанса. Начинать массажные упражнения следует с легких поглаживаний и растираний поочередно всех частей тела. Поглаживания нужны и в начале процедуры для разогревания мышц, и в конце, чтобы снять активность после сеанса. Главной задачей массажиста является разминание всех частей тела грудничка.

Водные процедуры – отличная гимнастика для детей с гипотонусом

Массаж

Ребенок во время массажа получает прекрасную физическую нагрузку. Благодаря оптимальному соотношению кожных покровов и общей массы тела, существует возможность простимулировать работу каждого отдельного органа. Массажные движения направлены на укрепление рук и ног, а в целом вся центральная нервная система ребенка получает огромное развитие (см. также: развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь делать малыш?). Во время сеанса важно периодически менять положение малютки, дабы максимально задействовать все возможно доступные места. Положение ребенка: либо на спине, либо на животе. Выполнять все движения нужно от краев по направлению к центру. Минимальное количество процедур – 10. Это число может быть увеличено при необходимости. Важно учитывать общее настроение малыша во время сеанса. Видя, что ребенок плохо переносит массаж, выражает недовольство и раздражение, рекомендуем попробовать перенести проведение упражнений на другое время.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать и заниматься с ребенком с 6 месяцев?

Что касается гимнастики, то мамы могут проводить дома следующие упражнения, которые весьма эффективны и популярны:

  • сведение и разведение рук в стороны;
  • имитирование бокса;
  • выполнение упражнения «велосипед»;
  • приподнимание верха туловища, держа кроху за ручки.

Невролог может включить в курс терапии не только гимнастические упражнения и массаж, а также прием лекарственных препаратов и прохождение специальных физиотерапевтических процедур. Ослабленные малыши в таком случае освобождаются на время от прививок. Укрепление мышц будет стимулироваться массажем, гимнастикой и другими прописанными процедурами. Всего несколько месяцев упорной и регулярной работы дадут прекрасные результаты. Младенец станет активнее и бодрее. Мама заметит улучшение мозговой деятельности. Движения руками и ногами станут более энергичными. Освоение новых навыков пойдет быстрее и проще.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: упражнения на фитболе для грудничков

Для ребенка в этот период крайне важна поддержка, забота и безмерная любовь близких. Это будет еще одним важным фактором на пути к выздоровлению.

При гипотонусе новорожденному необходимо ежедневно делать массаж

Профилактика

Существуют ли профилактические меры? Разумеется, хотя их не так много. Будущая мама еще до рождения малыша должна пройти полное медицинское обследование и, при необходимости, курс лечения. В период беременности следует регулярно посещать врача-гинеколога, а также делать своевременные УЗИ. Важно следить не только за своим здоровьем, но и за благоприятным развитием малыша в материнской утробе.

Уже со второй недели после рождения карапуза, следует начать выполнение профилактического массажа, а также рекомендуемые упражнения для общего развития всех групп мышц. Не избегайте регулярных осмотров у педиатра.

Заметив неладное и предполагая у ребенка наличие гипотонуса, не стоит паниковать. Всегда нужно помнить, что если своевременно начать лечить малыша, то можно избежать усугубления проблемы, а также решить ее в кратчайшие сроки.

Сомневаясь в правильности проведения процедуры массажа и гимнастических упражнений, рекомендуем посмотреть ряд видео материалов. Они помогут освоить новое дело, чтобы принести максимальную пользу ребенку.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Детское неврологическое обследование Видео и описания: Новорожденные > Аномалии

Индекс сайта

ВВЕДЕНИЕ
• Вехи развития

АНАТОМИЯ РАЗВИТИЯ
• Основные события и рост

НОВОРОЖДЕННЫЙ
• Обычный осмотр
• Обычный осмотр

3 МЕСЯЦА
• Обычный осмотр

6 МЕСЯЦЕВ
• Обычный осмотр

12 МЕСЯЦЕВ
• Стандартный экзамен

18 МЕСЯЦЕВ
• Стандартный экзамен

2½ ГОДА
• Стандартный экзамен

ВИКТОРИНА
• Для всех 6 возрастных групп

6

6

6

СОДЕРЖАНИЕ САЙТА
• …Список по темам

ДРУГИЕ ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ
• Авторы
• Авторские права
• Контакты и обратная связь
• Как использовать этот сайт
• Страница загрузки фильмов
• Инструкции по загрузке фильмов

• Пароль для разблокировки заархивированных фильмов
• Лицензия Creative Commons: Использование в фильмах
• Как исправить грязные шрифты
• Как показать скрытые титры
• Как добавить QuickTime в PowerPoint
• Отказ от ответственности за контент для здоровья
• Примечания к созданию сайта
• Домашняя страница


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Веб-сайт неврологического обследования взрослых
Неврологические случаи
Видеолаборатория: Рассечение головного мозга
Онлайн-учебник: HyperBrain
Учебник по люмбальной пункции:
Процедура и анализ спинномозговой жидкости

Copyright
Университет штата Юта 2003
Обновлен в феврале 2007 г.
Обновленные сентябрь 2007 г. 2016
Обновлено в марте 2019 года
Обновлено в мае 2020 года

 
Новорожденный > Аномальный  

СЕКЦИИ
Поведение видео
Черепные нервы видео
Тон — поза покоя видео
Тон — Верхняя конечность Тон видео
Тон – вытяжение рук видео
Звук — отдача руки видео
Тон — Шарф Знак видео
Звук — положение рук видео
Тон — нижняя конечность Тон видео
Тон – вытяжение ног видео
Тон — Отдача ноги видео
Тон — подколенный угол видео
Тон — от пятки до уха видео
Тон — тон шеи видео
Тон — задержка головы видео
Тон — управление головой видео
Положения — лежа видео
Позиции — брюшная подвеска видео
Положения — вертикальная подвеска видео
Рефлексы — глубокие сухожильные рефлексы видео
Рефлексы — Подошвенный рефлекс видео
Примитивные рефлексы — всасывание, корень
видео
Примитивные рефлексы — Моро видео
Примитивные рефлексы — Галант видео
Примитивные рефлексы — шагание видео
Примитивные рефлексы — хватка видео
Форма головы и швы видео
Окружность головы видео


ФИЛЬМЫ МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ ОНЛАЙН ИЛИ СКАЧАТЬ ДЛЯ ПОЗДНЕГО ПРОСМОТРА.
см. » Как пользоваться этим сайтом »
см. » Инструкции по загрузке фильмов »

 


Поведение

Ребенку 3 недели. Когда начинается экзамен, у него глаза закрыты и, кажется, находятся в сонном состоянии. В течение нескольких секунд он переходит в бодрствующее состояние и продолжает открывать глаза, но его движения не бодры. Он реагирует на свет и звук и имеет некоторое привыкание. Нужно решить, является ли это просто сонным ребенком или это ребенок психическое состояние ненормальное. Его отсутствие спонтанных лицевых и конечностей движение ненормальное, хотя у него гримаса на свет, поэтому у него рефлекторный движения.


 


Черепные нервы
У ребенка полностью сопряженные движения глаз. Лицо имеет безобидный вид, но щекотка ступней вызывает полную гримасу и мышцы лица в норме. Крик ребенка не пронзительный, а более мягкий и не такой устойчивый, как можно было бы ожидать. (У ребенка плохой сосать, что демонстрируется в разделе экзамена, посвященном примитивным рефлексам.)


 


Тон — Поза покоя
Хотя поза этого ребенка в состоянии покоя показывает некоторое сгибание нижних конечностей, верхних и нижних конечностей находятся в большем разгибании, чем в сгибании. Бедра полностью отведены и там небольшое спонтанное движение. Есть некоторые гравитационные противоположные движения но они нечастые. Этот ребенок выглядит «плашмя на коврике». отражая низкий тонус и возможную слабость.


 


Тон верхних конечностей Тон
При пассивной амплитуде движений верхних конечностей есть некоторый тон, но тон значительно меньше, чем ожидалось. Встряхивание руки вперед и назад свидетельствует о снижении тонуса в рука.


 


Тонус — вытяжение руки
При маневре вытягивания руки меньше сопротивление и рука вытянута больше, чем обычно. должно быть больше изгибов в локте.


 


Тон — отдача рукоятки
При проверке отдачи рукоятки отдача очень мала. Это свидетельствует о снижении тонуса двуглавой мышцы.


 


Тон — Знак шарфа
Маневр шарфа демонстрирует низкий плечевой пояс тон. Руку на самом деле можно вытянуть за противоположное плечо и локоть выходит за среднюю линию.


 


Тон — Положение рук
Детский рука не находится в типичном сжатом или сжатом в кулак положении. Он открыт с более разгибание пальцев и большого пальца, чем обычно наблюдается в этом возрасте. Этот соответствует гипотонии.


 


Тон нижних конечностей Тон
Увеличен радиус действия и меньше сопротивление на пассивный диапазон движений в бедрах, коленях и лодыжках. бедра могут быть похищенным почти до мата. Нога может быть вытянута слишком далеко в бедро и колено. Тонус голеностопного сустава снижен, что может быть продемонстрировано сгибание и разгибание голеностопного сустава и тряска стопы.


 


Тонус — вытяжение ног
меньше, чем обычно. Нога не должна быть выпрямлена до такой степени, это. Колено должно быть больше согнуто.


 


Тон — Отдача ноги
У этого ребенка есть некоторая отдача ноги, но это не так. так сильно, как должно быть из-за низкого тона.


 


Тонус — подколенный угол
Подколенный угол составляет около 160 градусов и должен быть около 90 градусов. Это свидетельствует о низком тонусе мышц задней поверхности бедра.


 


Тон — от пятки к уху
Тон этого ребенка достаточно низкий, чтобы может быть подтянут почти до уровня уха. Каблук в норме ребенок доходит только до середины груди.


 


Тон — Шея Тон
При пассивном вращении головы от плеча к плечу, подбородок проходит мимо плеча с каждой стороны. Это подтверждает низкий тон в мышцах шеи.


 


Тон – отставание головы
Перетягивание ребенка из положения лежа на спине в положение сидя демонстрирует значительное отставание головы. Также руки полностью вытянуты, поэтому нет натяжения или сопротивления при тяге. Ребенок не может принести голову в вертикальное положение, когда он находится в сидячем положении.


 


Тон — управление головой
У ребенка серьезные проблемы с контролем головы. При согнутой шее ребенок не может поднять голову, что свидетельствует о слабость разгибателей шеи. С вытянутой шеей ребенок не может поднять голову, что свидетельствует о слабости сгибателей шеи.


 


Положения — лежа
При размещении в положении лежа лицом на коврик, он может поворачивать голову в одну сторону, но не поворачивать голову из стороны в сторону, что он должен уметь делать. Его бедра слишком похищены, поэтому его таз лежит на коврике, и он не поднимите руки вперед. В целом у него меньше спонтанных движений, чем у он должен был.


 


Положения — вентральное подвешивание
В вентральном подвешивании ребенок находится в драпировке над поддерживающей рукой. Его голова находится на груди и не удерживается той же плоскости, что и ствол. Туловище слишком округлое, а конечности расширены. Ребенок делает усилие, чтобы выпрямить спину. есть некоторая сила, но усилие меньше, чем должно быть.


 


Положения — вертикальная подвеска
Вертикальная подвеска создает ощущение что ребенок ускользает из рук исследователя, потому что снижение тонуса мышц плечевого пояса.


 


Рефлексы — Глубокие сухожильные рефлексы
Проверка глубоких сухожильных рефлексов на этом ребенок демонстрирует, что они присутствуют. Это важно при попытке выяснить, есть ли у ребенка низкий тонус из-за поражения верхнего двигательного нейрона или если у него заболевание нижних двигательных нейронов или мышц.

У детей старшего возраста и у взрослых поражение верхних отделов моторики вызывает спастичность, а у младенцев поражение верхних двигательных нейронов может вызвать гипотонию. Болезнь нижних двигательный нейрон маловероятен при наличии глубоких сухожильных рефлексов.

у ребенка все еще может быть мышечное заболевание, но осмотр мышц не показывает уменьшенную массу и поведение ребенка и все остальное неврологического осмотра указывает на проблемы с верхним мотонейроном.


 


Рефлексы — Подошвенный рефлекс
При поглаживании латеральной поверхности подошвенной поверхность стопы, пальцы ног направлены вверх, что является нормальным признаком для ребенок.


 


Примитивные рефлексы — Сосание, Корень
Сосание есть, но его нет настолько энергичным или устойчивым, насколько это должно быть. Соску можно легко вытащил изо рта. Отсутствует корневой рефлекс, что является определенной аномалией. и у этого ребенка были проблемы с кормлением.


 


Примитивные рефлексы — Моро
У ребенка рефлекс Моро с руками полностью похищены и вытянуты, но он не возвращает руки к средняя линия. Так что Моро присутствует, но не так полно, как должно быть.


 


Примитивные рефлексы — Галант
У ребенка нормальный Галант или искривление туловища рефлекс. Туловище и бедра двигаются в сторону раздражителя.


 


Примитивные рефлексы — Шагание
С ребенком, удерживаемым в вертикальном подвешенном состоянии и его ноги касаются коврика, он не имеет ожидаемого ответного сгибание и разгибание ног. Шагательный или ходячий рефлекс отсутствует у этого ребенка.


 


Примитивные рефлексы — Хватание
У ребенка есть хватательный рефлекс обеих рук и стопа, но обе они слабее и не так выражены, как должны быть.


 


Форма головы и швы
Отмечается форма головы ребенка и швы пальпируются. Единственная отмеченная аномалия состоит в том, что бифронтальный диаметр меньше бипариетального диаметра. У нормального младенца они обычно одинаковый.


 


Окружность головы
Окружность головы ребенка составляет 34,6 см, что составляет 25-й процентиль. Измерение окружности головы у этого ребенка очень важен из-за его обнаружений центральной или церебральной гипотонии, что отражает то, что гипотония связана с проблемой верхнего двигательного нейрона. Если бы у ребенка была микроцефалия, то это указывало бы на процесс, который повлияло на рост мозга в утробе матери. Основные диагностические соображения для этого ребенка врожденный порок развития головного мозга, хромосомная аномалия или врожденная ошибка метаболизма.


 


 


Нейро/рефлексы | Детский сад для новорожденных | Стэнфорд Медицина

  • Гипотония

  • Рефлекс укоренения

  • Сосательный рефлекс

  • Защитный рефлекс

  • Моро Рефлекс

  • Хватательный рефлекс стопы

  • Галант Рефлекс

  • Асимметричный тонический шейный рефлекс

  • Шаговый рефлекс

  • Нервные движения

  • Изъятие деятельности

  • Паралич лицевого нерва

  • Асимметричное плачущее лицо

  • Паралич Эрба

  • Менингомиелоцеле

Гипотония

Оценку тонуса можно проводить как по наблюдению за позой, активностью младенца, когда его не беспокоят, так и по прикосновению к ребенку. Младенцы с нормальным тонусом не будут чувствовать себя «вялыми», когда их держит экзаменатор. У младенца на фото выше гипотонус. Когда этого ребенка подняли, исследователю пришлось приложить гораздо больше поддержки к голове и плечам, чем обычно, чтобы ребенок не выскользнул из ее рук. Обратите внимание, как обе руки откидываются назад (вместо того, чтобы оставаться согнутыми), а грудная клетка ребенка как бы нависает над рукой врача.


фото Джанель Аби, MD

Гипотония

Вот тот же младенец в брюшной подвеске. В норме новорожденные имеют выпуклое искривление позвоночника в этом положении, но не до такой степени. Здесь голова опускается намного ниже, чем можно было бы ожидать, и у исследователя возникает ощущение, что младенец может легко выскользнуть из ее руки без дополнительной поддержки. В данном случае гипотония была вызвана трисомией 21.0299

Рефлекс поиска

Рефлекс поиска можно вызвать, поглаживая щеку пальцем. Новорожденный отвечает поворотом головы в сторону, которую гладят, и открыванием рта, как будто он готов к еде. Хотя иногда может показаться, что его трудно вызвать в первые несколько дней, он становится сильнее в течение первой или двух недель.


видео Деб Стил

Рефлекс укоренения

Здесь еще один новорожденный демонстрирует рефлекс укоренения.


видео Деб Стил

Сосательный рефлекс

В этом ролике младенец показывает, как легко можно вызвать сосательный рефлекс. Как только малыш почувствует большой палец на своих губах, он начинает сосать. Сосание — успокаивающий маневр для младенцев; Исследователь может воспользоваться этим рефлексом (и его способностью успокаивать беспокойного ребенка), позволив ребенку сосать палец или соску во время осмотра.


видео Жанель Аби, MD

Сосательный рефлекс

При оценке сосательного рефлекса у новорожденного врач должен отметить качество и силу сосания. У недоношенных детей сосательный рефлекс чаще всего проявляется нескоординированным или слабым. Другие младенцы вначале больше кусают (что затрудняет грудное вскармливание!). Растирание нёба младенца подушечкой пальца исследователя или сильное поглаживание в передне-заднем направлении под подбородком может помочь стимулировать сосательный рефлекс у младенца, который медленно запускается.


видео Жанель Аби, MD

Защитный рефлекс

Даже при рождении новорожденный обладает защитным рефлексом. Когда глаза и нос аккуратно прикрыты тканью, младенец выгибается и пытается оттолкнуть мешающий ему предмет руками. Точно так же младенцы реагируют на предметы, которые мешают носовому дыханию. Иногда молодые матери обеспокоены тем, что их младенцы не могут дышать во время кормления грудью, потому что нос кажется заблокированным самой грудью, но этот рефлекс предотвращает это. Младенец, который не может дышать, оторвется от груди.


видео Деб Стил

Рефлекс Моро


Рефлекс Моро (также известный как «рефлекс испуга») легко вызывается у новорожденного, когда он осторожно потягивает руки вверх, а затем резко отпускает. Младенец будет вытягивать пальцы и руки в стороны, а затем часто плакать. Нет необходимости поднимать младенца с кровати, хотя иногда плечи могут быть слегка приподняты. Рефлекс вызывается внезапностью раздражителя, а не расстоянием падения. Беспокойство вызывает асимметричный или отсутствующий Моро. В этих случаях следует учитывать повреждение плечевого сплетения или верхней конечности или сопутствующую патологию ЦНС.


видео Жанель Аби, доктора медицины

Хватательный рефлекс стопы

Хватательный рефлекс также выражен в стопах новорожденных. Поглаживание середины стопы вызовет рефлекс — пальцы ног подгибаются и, кажется, цепляются за большой палец исследователя. Это не то же самое, что отрицательный рефлекс Бабинского. Этот же младенец развернул бы пальцы ног веером и поднял большой палец вверх, если ступню погладить сбоку. Хватательный рефлекс присутствует до 2-3-месячного возраста.


видео Джанель Аби, доктора медицины

Рефлекс Галанта

Рефлекс Галанта вызывается подвешиванием младенца в положении лежа — ноги не должны касаться кровати. Затем боковую сторону спины поглаживают в цефалокаудальном направлении. Младенец отреагирует, двигая бедрами в сторону, которая была стимулирована.


видео Janelle Aby, MD

Асимметричный тонический шейный рефлекс

Когда голова младенца повернута в одну сторону, руки на короткое время принимают положение «фехтовальщика», при этом рука находится на той же стороне, что и рука лицо прямо в сторону, а рука за головой согнута в локте. Этот рефлекс присутствует примерно до 6-7 месяцев. Обязательный тонический шейный рефлекс, при котором младенец «запирается» в положении фехтовальщика при повороте головы, является ненормальной находкой.


видео Деб Стил

Шаговый рефлекс

Одним из наиболее интересных примитивных рефлексов является шаговый рефлекс. Когда младенца подвешивают в вертикальном положении, а ступни касаются стола, а затем переводят в положение с наклоном вперед, одна ступня поднимается, а затем шагает вперед, как при ходьбе.


видео от Janelle Aby, MD

Нервные движения

Этот младенец нервничает. Тревожность чаще всего возникает у внешне хорошо выглядящего младенца в первый день жизни. Наиболее частой причиной является гипогликемия, поэтому у любого ребенка с такой активностью при осмотре следует проверить уровень глюкозы. В некоторых случаях уровень глюкозы будет нормальным, а нервозность будет временным, идиопатическим признаком. Однако важно помнить и о других медицинских причинах нервозности. К ним относятся, среди прочего, гипокальциемия и отмена наркотиков.


видео Джанель Аби, доктор медицины

Нервные движения

Этот младенец страдал сильным постоянным нервным возбуждением во время осмотра. В этом случае нервозность была связана с раздражительностью, субфебрилитетом и затрудненным кормлением. Основной этиологией был неонатальный абстинентный синдром, возникший в результате приема лекарств, отпускаемых по рецепту матери. Через двенадцать часов после начала лечения младенца все эти симптомы исчезли.


видео Жанель Аби, MD

Судорожная активность

Это видео демонстрирует появление судорожной активности у новорожденного. В отличие от нервозности, судорожную активность нельзя остановить, удерживая пораженную область. Любой новорожденный с судорогами требует наблюдения и оценки — это патологический физикальный признак.


видео Генри Ли, доктора медицины

Судорожная активность

Здесь показан тот же новорожденный. Наряду с движением рук также наблюдается активность в ногах. Это часто называют «велосипедным» движением. Это одно из проявлений приступа.


видео Генри Ли, доктора медицины

Судорожная активность

Сосательные движения в первой части этого видео являются третьим проявлением судорожной активности. Судороги могут быть вызваны целым рядом проблем в период новорожденности, включая ишемическую травму, метаболические нарушения, анатомические аномалии ЦНС или неонатальный абстинентный синдром.


видео Генри Ли, MD

Паралич лицевого нерва

Этот новорожденный был рожден с помощью щипцов через естественные родовые пути. Хотя это и не видно на этой фотографии, на левом латеральном веке и перед правым ухом были небольшие ссадины. Здесь поражен правый лицевой нерв. У плачущего младенца нижняя губа должна быть опущена под действием лицевого нерва, но у этого ребенка губа опущена только слева, что приводит к асимметрии. Ожидается спонтанное разрешение.


фото Джанель Аби, MD

Паралич лицевого нерва

Это тот же младенец, что и на предыдущем фото. Когда ребенок спокоен, легче заметить асимметрию закрытия век. При этом малыш отдыхал, поэтому обе крышки должны были быть закрыты. Вместо этого крышка на пораженной стороне частично открыта. Вовлечение как глаз, так и губ помогает отличить паралич лицевого нерва от других диагнозов, таких как асимметричное кричащее лицо.


фото Джанель Аби, MD

Паралич лицевого нерва

У этого ребенка паралич лицевого нерва слева. Здесь можно увидеть ненормальное положение губ и век. Когда веко не закрывается полностью, важно защитить глаз смазкой, такой как Lacri-Lube, чтобы предотвратить ссадины роговицы.


фото Джанель Аби, MD

Асимметричное плачущее лицо

У этого младенца асимметричное плачущее лицо. Это состояние можно отличить от паралича лицевого нерва тем, что глаза и мышцы лба не поражаются. Этиология — врожденный дефицит или отсутствие мышцы, опускающей угол рта, которая контролирует движение губы вниз. У этого пациента поражена левая сторона. В редких случаях эта аномалия была связана с сердечными или почечными аномалиями или делецией 22q11, поэтому требуется тщательное обследование.


фото Джанель Аби, MD

Паралич Эрба

Если дистоция плеча возникает во время родов, может произойти повреждение плечевого сплетения. На этом фото видно, что положение рук асимметрично: левая рука сбоку, кисть повернута медиально, в то время как другая рука согнута во время плача. Тестирование рефлекса Моро (вздрагивания) у этого младенца дает аналогичный результат, поскольку левая рука не поднимается так высоко, как правая. Большинство повреждений плечевого сплетения такого типа разрешаются спонтанно. Улучшение подвижности часто можно отметить в течение первых 24 часов. Если улучшения не наступает, необходимо направление к детскому неврологу и, возможно, к физиотерапевту.


фото Джанель Аби, MD

Паралич Эрба

Это еще один пример паралича Эрба. В этом случае поражается правая рука младенца. При оценке движения конечности обратите внимание на подвижность, функцию и силу всех трех основных суставов (плечевого, локтевого и лучезапястного), а также на хват кисти.


фото Juin Kong, MD

Менингомиелоцеле


Менингомиелоцеле — это тип дефекта нервной трубки, возникающий в результате неполного закрытия заднего отдела позвоночника на раннем этапе развития.

Видимая масса содержит диспластический спинной мозг, а также мозговые оболочки, нервные корешки и спинномозговую жидкость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *