Не может сходить в туалет младенец: Запоры у новорожденных — Здоровье Детей

Содержание

Профилактика запоров у детей | Медицинский Центр Диагностики и Лечения в Жуковском

Запором в детском возрасте называют патологическое состояние, выражающееся в длительной (более 24-36 часов) задержке дефекации или ее отсутствии, вызванное различными этиологическими факторами функционального или органического характера. В раннем возрасте запор характеризуется не физиологической работой кишечника, затрудненным актом дефекации, малым количеством потного кала.

Ведущей причиной формирования запоров в грудном и раннем детском возрасте признается алиментарная причина. Нерациональное вскармливание грудного ребенка и питание малыша старше года – наиболее важные факторы для формирования нарушений толстой кишки. Исключая органическую патологию пищеварительного тракта, в течение первого года жизни ребенка наиболее важными моментами для возникновения запора является дефицит грудного молока у матери, ранний и неправильный перевод на искусственное вскармливание, использование в качестве заменителей грудного молока не сбалансированных или частично сбалансированных детских смесей, ранее и нерациональное введение прикормов.

Особую роль имеет фактор раннего перевода малыша на твердую пищу.

При вскармливании грудью особую актуальность приобретает питание матери. Если рацион ее скуден, содержит недостаточное количество грубой растительной клетчатки и жидкости, богат закрепляющими по действию продуктами (кофе, какао, крепкий черный чай, гранаты, груши, айва, макаронные и мучные изделия).

У детей раннего возраста особую роль в возникновении запоров занимают стрессовые факторы. Когда ребенок начинает посещать детское дошкольное учреждение запор часто провоцируется необходимостью усилием воли подавлять позывы на дефекацию из-за боязни сходить в туалет «по большому» в присутствии других детей или взрослых в силу повышенной стеснительности и чувства ложного стыда. Нервные окончания в прямой кишке теряют чувствительность из-за регулярного переполнения ее каловыми массами, кал скапливается преимущественно в прямой кишке.

Актуальным является такой фактор, как злоупотребление клизмами, механическими средствами стимуляции акта дефекации и слабительными. При длительном и бесконтрольном применении таких способов активации дефекации угнетается собственный рефлекс опорожнения.

В более редких случаях функциональные расстройства кишечника могут являться одним из симптомов эндокринных заболеваний (сахарный диабет, гипер- и гипотиреоз, гиперпаратиреоз и др.), но на первый план все же выходит картина основного заболевания.

Хронические запоры у детей раннего возраста являются причиной хронической интоксикации организма, ухудшается самочувствие больного, появляется слабость, раздражительность, агрессивность, плаксивость. Кроме этого симптоматика проявляется сухостью кожи, ее шелушением, заедами, обложенностью языка, наличием неприятного запаха изо рта.

Лечение функциональных запоров – сложная и длительная задача. Важным является устранение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки.

Одной из самых важных составляющих в лечении запоров является диетотерапия. Практически всегда изначальная нормализация рациона питания приводит к улучшению состояния пациента, порой даже без всякого медикаментозного лечения.

В грудном возрасте следует сохранять кормление материнским молоком, при искусственном типе вскармливания следует корректировать запоры путем введения в рацион кисломолочных смесей (НАН кисломолочный, Агуша 2, Нутрилон 2 и др.), детского суточного кефира, овощные и фруктовые пюре, после годовалого возраста – суточную простоквашу.

В рационе питания ребенка старше 2-3 лет следует увеличить на 20-70% суточную норму продуктов, содержащих значительное количество пищевых волокон (грубоволокнистой растительной клетчатки — целлюлозы), которые в кишечнике не перевариваются, а только набухают и увеличивают общую массу кишечного содержимого. К подобным продуктам относятся пшеничные отруби, хорошо пропеченый серый, отрубной хлеб, печенье из грубой муки, приготовленное с солодом. Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60% ежедневного рациона и употребляться преимущественно в термически обработанном виде. Показаны свекла, морковь, тыква, кабачки, ревень, ягоды рябины и др. Овощи рекомендуется использовать в виде салатов, винегретов, пюре, заправляя их для повышения вкусовых качеств кефиром, натуральным йогуртом или 5% сметаной.

Наиболее эффективным способом восполнения дефицита пищевых волокон является использование пшеничных отрубей. Они могут применяться в натуральном виде и широко производятся пищевой промышленностью. Натуральные отруби целесообразнее использовать в виде добавки к первым блюдам, овощным гарнирам, кашам в первоначальной дозе 2 — 5 столовых ложек в день. Постепенно доля отрубей (пшеничных, овсяных) доводят до 3 – 10 стол. ложек в сутки в зависимости от степени задержки стула.

При использовании в рационе питания пшеничных отрубей большое значение приобретает употребление достаточного количества жидкости. Ребенок раннего возраста должен выпивать не менее 2-4 стаканов жидкости в день в виде кипяченой воды, компотов, морсов. Для нормализации работы кишечника необходимо ввести в питание печеного картофеля, сухофруктов, кураги, чернослива, инжира, бананов, компота из сухофруктов.

Несмотря на значительную роль диеты, она может не дать эффекта, если у ребенка не выработана привычка опорожнять кишечник в определенное время. Для восстановления рефлекса рекомендуется следующая методика: утром натощак следует дать выпить ребенку 1 стакан прохладной воды. Если позыв на стул есть, то максимально опорожняется кишечник. Если позыва на дефекацию нет, следует вначале прибегнуть к массажу живота, завтраку и через некоторое время направить малыша в туалет. Некоторые авторы рекомендуют при запорах акт дефекации совершать сидя на корточках с поджатыми к животу ногами. Подобное положение тела способствует активному сокращению брюшных мышц и диафрагмы, мускулатуры анальной области. Ребенку должны быть созданы соответствующие условия: если ребенок первых лет жизни, то его надо высаживать не на унитаз, а на горшок, предварительно нагретый несколько выше температуры тела.

Особая роль отводится лечебной физкультуре и массажу, которые направлены на повышение тонуса мышц передней брюшной стенки, поскольку последняя оказывает непосредственное влияние на перистальтическую деятельность кишечника. Это специально разработанные упражнения, которые развивают силу мышц передней брюшной стенки и промежности: наклоны из положения «стоя», подтягивание ног на шведской стенке, поднимание нижних конечностей под углом не более 45° при горизонтальном положении тела, отжимание и др.

Необходим ежедневный массаж живота по направлению естественного хода толстой кишки.

Профилактика запоров должна начинаться уже в грудном возрасте, когда необходимо придерживаться основных правил вскармливания:

  1. Необходимо установить определенный ритм кормлений по потребности;
  2. В первые дни после рождения по 10-15, через 2 недели обычно около 6-8 раз в сутки;
  3. Следует, как можно дольше сохранять грудное вскармливание;
  4. Ребенку не надо никакой другой пищи до 5-6 месяцев, не следует вводить прикормы ранее этого срока детям, которых кормит мать своим молоком;
  5. Первым прикормом должно быть овощное пюре, а не каша.

После годовалого возраста, по мере перевода ребенка на твердую пищу ребенок должен получать продукты (по возрасту), содержащие достаточное количество пищевых волокон. Важно место в профилактических мероприятиях занимает выработка с раннего возраста привычки к опорожнению кишечника в определенное время дня. Часто подавление дефекации (опорожнение кишечника) неизбежно приводит к запорам.

Рекомендуется высаживать детей раннего возраста на теплый горшок в определенное время по утрам, сохранять в режиме дня определенное, достаточное время для дефекации время для детей старшего возраста. Воспитательные меры должны вестись не в направлении немедленной дефекации при появлении позыва, а путем выработки условных рефлексов на дефекацию в определенное время дня, например, после завтрака.

При всем комплексе профилактических мероприятий, как-то: гигиенический режим, правильное питание, массаж, лечебная физкультура – можно успешно бороться с возникновением запоров у детей.

Подробные детали можно уточнить у нашего гастроэнтеролога

о самом трудном для освоения туалетном навыке

Этап 3. Учим ребенка сидеть на горшке или унитазе в туалетной комнате

Помните об эффективных подходах, которые помогают ребенку освоить навыки самообслуживания (расписание, таймер, визуальные алгоритмы, поощрение, организованная среда). Если у вашего малыша регулярный стул и позывы и вы знаете примерное время, когда он испражняется, начинайте высаживать его на горшок немного заранее. Начинать учить ребенка сидеть на унитазе или горшке необходимо, даже если он не испытывает позывов. Привыкнув регулярно сидеть в туалете, со временем ребенок сможет расслабить мышцы кишечника и будет реже испытывать трудности с задержкой стула. Когда проблема запора решится, толстая кишка начнет постепенно возвращаться к своему нормальному размеру, и чувствительность в кишечнике восстановится.

Помимо обучения эффективным стратегиям помощи родителям нужно запастись терпением. Навык испражнения сложен и для типично развивающегося ребенка, а для ребенка с аутизмом — в силу дефицитов РАС — тем более.

Этап 4. Учим ребенка сидеть на горшке или унитазе в туалетной комнате с результатом

Для начала важно убедиться, что ребенок спокойно сидит на унитазе или горшке 1–2 раза в день. Желательно, чтобы время ежедневных туалетных процедур совпадало с биоритмами ребенка, когда он испытывает позывы сходить в туалет. Важно обращать внимание на сигналы, которые подает ребенок (звуки, повторяющиеся фразы, измененное выражение лица, уединение, напряжение). Это может быть признаком того, что у малыша начинаются позывы, и это удачный момент, чтобы отвести его в туалет. Перед посещением туалета можно предложить ребенку теплое питье или легкий перекус, чтобы стимулировать рефлекс. Если ребенок сходил по-большому не в туалете, то есть в не предназначенном для этого месте, желательно вместе с ним отнести кал в туалет, выбросить в унитаз и смыть. Можно дать короткий комментарий, например: «В следующий раз ты будешь какать сюда». Многие родители успешно используют социальные истории, с помощью которых ребенку будет легче понять все составляющие процесса.

Пример социальной истории для обучения навыку дефекации:

  • Все люди ходят в туалет. Я тоже хожу в туалет.
  • Когда я приду в туалет, то сниму штаны.
  • Я сяду на горшок / унитаз. Мне не надо торопиться, у меня есть время, чтобы спокойно сделать свои дела.
  • Когда я покакаю, то воспользуюсь туалетной бумагой.
  • Затем я встану, надену штаны и смою за собой.
  • После этого я вымою руки с мылом и вытру их полотенцем.
  • Мама и папа счастливы. Я молодец!

История Вити (3 года 5 месяцев)

Витя умел пользоваться туалетом дома, однако в детском саду у него возникли проблемы. Мальчик отказывался выходить из своего любимого уголка, где он играл, чтобы сходить в уборную. Он плакал и убегал обратно. Стратегии, которые помогли Вите научиться пользоваться туалетом не только дома, но и в саду, были следующие.

Мальчику стали читать социальную историю о том, что всем людям необходимо ходить в туалет. Горшок сначала ставили недалеко от места, которое Витя не хотел покидать. Сначала ребенка высаживали на горшок по таймеру на 1 минуту, затем давали ценное подкрепление — сырный шарик. Постепенно горшок отодвигали в сторону туалета, и также постепенно увеличивали время сидения на горшке. Со временем Витя стал спокойно доходить до туалета и садиться на горшок там. Походы в туалет в детском саду больше не вызывали у мальчика сложностей.

История Насти (4 года)

Настя научилась пользоваться туалетом, но иногда в ответ на вопрос «Хочешь в уборную?» она начинала кричать и кидать предметы. Для взрослых это было сигналом того, что в данный момент у девочки нет позывов. Еще одной проблемой для воспитателей стали ее частые посещения туалета с целью избежать занятий и посидеть с книгой или пообщаться с тьютором. Воспитателями было решено исключить чтение и разговоры во время нахождения в туалетной комнате.

Для Насти была организована визуальная поддержка в виде трех карточек с изображением туалета («билетики»), что лимитировало ее выходы в уборную. Каждый раз перед походом в туалет Настя брала карточку и передавала взрослому. Когда количество «билетиков» заканчивалось, девочка понимала, что лимит исчерпан. Со временем она перестала использовать туалет как способ ухода от нежелательной деятельности.

Параллельно с этим Настю учили адекватно отвечать на вопрос о желании пойти в туалет. Ей дали социальную историю, скрипт (в данном случае это была визуальная подсказка, содержащая фразу «Нет, спасибо»). Если Насте задавали вопрос про уборную, а она в данный момент туда не хотела, скрипт помогал ей ответить социально приемлемым способом вместо криков и разбрасывания предметов.

Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.

перейти в глоссарий

Малыш отказывается приучать к горшку? Попробуйте…

Если вы чувствуете, что ваш 3-летний ребенок — последний ребенок в своем классе, который освоил горшок, вы не одиноки. В то время как многие дети начинают проявлять интерес к горшку в 2 года, недавние исследования показывают, что только от 40 до 60 процентов детей полностью приучены к горшку к 36 месяцам. Путь приучения вашего ребенка к горшку, скорее всего, будет зависеть от темперамента, готовности к развитию, интереса и даже пола, объясняет Эбигейл Клемс, доктор медицинских наук, педиатр в Riley Children’s Health. «Время, необходимое для приучения к горшку, зависит от ребенка. Каждый из моих шести детей делал это по-своему», — отмечает доктор Клемс. Чтобы помочь вам определить наилучшую тактику, ознакомьтесь с советами доктора Клемса ниже.

Ищите ключевые признаки

«Остерегайтесь признаков того, что ваш ребенок готов», — говорит д-р Клемсз. Если вы попытаетесь ускорить процесс слишком рано, вы можете затянуться на долгое время. Рассмотрите такие вопросы, как:

  • Ваш ребенок спрашивает о туалете?
  • Дает ли он вам знать, когда собирается пописать или покакать?
  • Способен ли он оставаться сухим пару часов подряд?
  • Может ли он следовать простым указаниям?
  • Может ли он подтянуть штаны (если ему нужна помощь, то ничего страшного)?

Если вы ответили «да» на большинство из этих вопросов, ваш ребенок, скорее всего, в своем развитии способен начать процесс приучения к горшку.

Сохраняйте позитивный настрой

«Независимо от того, какой метод вы используете, ваш ребенок в основном будет диктовать, как быстро будет проходить приучение к горшку», — говорит доктор Клемс. «Поэтому ваша главная задача — вести себя позитивно, а не делать опыт негативным». Это означает, что вы захотите дать много положительного подкрепления за успехи, такие как объятия, похвала и игрушечные безделушки. «Превратите пребывание на горшке в развлечение», — добавляет доктор Клемс. «Я всегда давал своим детям читать на горшке или читал им, потому что чем больше родителей вовлечены и поддерживают, тем лучше». Когда случаются несчастные случаи, держите свою реакцию нейтральной. Вы можете сказать: «Ну что ж, в этот раз мы не добрались до горшка. Мы продолжим попытки!» Сохраняйте спокойствие, чтобы не выключать ребенка из всего начинания.

Держите курс

Что делать, если, несмотря на готовность вашего 3-летнего ребенка к развитию, он не хочет иметь ничего общего с горшком? «Выполняйте смену подгузников по-деловому, — говорит доктор Клемс. В то время как раньше смена подгузника могла быть возможностью пообщаться и обняться, пришло время изменить свое поведение, чтобы ходить в ванную. «Выбрасывайте какашки в унитаз, чтобы дать вашему ребенку сигнал, что туда идут моча и какашки», — добавляет доктор Клемс. И если вы еще этого не сделали, отпустите ребенка в ванную вместе с вами, чтобы туалет (не подгузники) ассоциировался у него с походом в ванную.

Работа со страхами

Какать на горшок может быть пугающей концепцией для детей. Чтобы побороть страх, покажите ребенку, что опасности нет, вместо того, чтобы просто рассказать ему об этом. «Вы не можете объяснить это трехлетнему ребенку», — говорит доктор Клемс. Вместо этого посадите куклу вашего ребенка на горшок и продемонстрируйте, как она справляется с этой деятельностью. Или пусть ваш ребенок увидит вас на горшке и скажет, что с вами все в порядке.

Сохраняйте спокойствие

Помимо общего страха перед тем, как какать на горшок, дети просто не привыкли к дефекации в сидячем положении, поэтому им может быть трудно привыкнуть к этому. Помогите поддерживать поток веществ в организме вашего ребенка, давая ему много жидкости и фруктов и овощей, богатых клетчаткой. Это должно облегчить поход в туалет. Если вы заметили значительное изменение в нормальном образе жизни вашего ребенка (скажем, раньше он какал один раз в день, а теперь вообще не какает), поговорите со своим педиатром о средствах от запоров. Ваш врач может также захотеть увидеть вашего ребенка, чтобы убедиться, что нет другой основной проблемы. «Иногда достаточно просто отказаться от тренировок на пару дней, чтобы вернуть ребенка в нужное русло», — говорит доктор Клемс. В конце концов, стресс из-за приучения к горшку может привести к тому, что ребенок будет сдерживать его, что может вызвать запор и, в конечном итоге, боль при опорожнении.

Дайте ему время

«Вы должны обеспечить конструкцию, горшок или унитаз и поощрение, но ваш ребенок должен хотеть это делать», — говорит доктор Клемс. И помните, что если в жизни вашего ребенка много стрессовых факторов (например, недавний переезд или новый брат или сестра), это может затруднить приучение к горшку. Но если приучать к горшку правильно, «большинство детей начинают ходить в возрасте от 3 до 4 лет», — говорит доктор Клемс. А пока она дает мудрый совет: «Вместо того, чтобы смотреть на приучение к горшку как на рутинную работу, смотрите на это как на возможность лучше узнать своего ребенка — как он учится и как приспосабливается к стрессу. Вы многое узнаете о личности своего ребенка, а уроки, которые вы усвоите о своем ребенке во время приучения к горшку, покажут, как вы с этого момента будете направлять его в решении других проблем».

Проблемы приучения к горшку и решения: научно обоснованное руководство

© 2006-2021 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

избегать дефекации. Кроме того, дети часто попадают в дневные аварии и мочатся в постель. Дети также могут испытывать нежелание пользоваться туалетом, когда они находятся вдали от дома.

Что мы можем сделать с этими проблемами? Если мы планируем заранее, мы можем предотвратить возникновение многих из них в первую очередь. В конце этой статьи я предлагаю советы, как избежать неприятностей.

Но сначала давайте подумаем, что можно сделать, если вы уже наткнулись на камень преткновения. Вот научно обоснованное руководство по решению распространенных проблем приучения к горшку.

1. Решение проблем с приучением к горшку, вызванных беспокойством

Когда дети отказываются сотрудничать, может показаться, что они ленивы или неразумны. Но некоторые дети испытывают вполне понятные опасения по поводу приучения к туалету (Baird et al 2019).

Иногда это просто страх чего-то нового. Горшок незнаком; так и рутина. Иногда у детей есть определенные опасения по поводу туалетов. Они могут быть напуганы звуками, издаваемыми туалетами, или загадочным образом, которым исчезают смытые предметы. Они могут бояться упасть в унитаз или опасаться, что что-то — существо или монстр — прячется внутри.

Многие дети сталкивались с запорами, инфекциями мочевыводящих путей или другими проблемами со здоровьем, из-за которых посещение туалета ассоциировалось у них с  болью.

Какой бы ни была причина беспокойства ребенка, приучение его к туалету не помогает. Никому не нравится, когда его принуждают и манипулируют таинственной процедурой! Маленькие дети должны знать, чего ожидать. Им нужно понять, что бояться нечего.

Итак, если ваш ребенок проявляет признаки беспокойства по поводу приучения к туалету, в первую очередь нужно уменьшить это беспокойство.

Прежде чем делать что-либо еще, убедитесь, что у вашего ребенка нет запоров, твердого стула или любого другого болезненного состояния. И даже если вы не видите никаких признаков проблем со здоровьем, полезно пересмотреть диету вашего ребенка и потребление жидкости. Убедитесь, что ваш ребенок пьет достаточно воды и употребляет пищу с высоким содержанием клетчатки.

Тогда найдите время, чтобы помочь своему ребенку учиться: научите своего ребенка тому, чего ожидать, и дайте ему возможность исследовать и задавать вопросы.

Дайте ребенку привыкнуть к горшку, оставив его там, где он играет. Развейте потенциальные страхи, объяснив, как все устроено. Например, покажите ребенку, как работает туалет, и заверите его, что бояться нечего.

По мере того, как ваш ребенок станет более расслабленным, попробуйте ввести серию упражнений «сидение на горшке», когда ваш ребенок остается сидеть на горшке в течение короткого времени.

В течение первых нескольких тренировочных сидений ваш ребенок может оставаться полностью одетым и сидеть всего 30 секунд или около того. Похвалите ребенка за сотрудничество. По мере того, как ваш ребенок будет все больше принимать этот процесс, вы можете позволить ему практиковаться с голой попой и постепенно удлинять сеансы.

Как только вы преодолеете страхи вашего ребенка, ваш ребенок будет готов возобновить приучение к туалету. См. эту статью для обсуждения различных методов приучения к горшку.

2. Что делать, если дети отказываются сидеть 

Иногда дети наотрез отказываются сидеть на горшке или в туалете. Что тогда?

Во-первых, убедитесь, что ваш ребенок имеет устойчивость и опору, когда он или она сидит.

Когда детские ноги свисают, детям не просто становится менее комфортно. У них также больше проблем с контролем мышц мочеиспускания (Christophersen 19).91). По этой причине исследователи советуют приучать детей к туалету лучше всего с помощью горшка детского размера. Чтобы воспользоваться туалетом, поместите сверху детское сиденье для обучения и поставьте под ноги ребенка короткую табуретку.

Во-вторых, учитывайте психологическую готовность вашего ребенка. Есть ли что-то еще, что ваш ребенок должен узнать, прежде чем двигаться вперед?

Педиатры, в том числе представители Канадского педиатрического общества, утверждают, что отказ является признаком того, что ваш ребенок не готов к обучению. Они рекомендуют вам сделать перерыв в приучении к горшку на месяц или два и попробовать снова.

Это разумный совет. Попытка приучить к туалету сопротивляющегося ребенка — плохая идея. В ответ дети могут пытаться удерживать мочу или стул, что увеличивает риск инфекции мочевыводящих путей или запоров. Принудительный подход также может усилить тревогу и страхи вашего ребенка, что вызовет еще больше проблем с приучением к горшку (Schmidt 2004b).

Как узнать, готов ли ваш ребенок психологически к обучению? Эксперты предложили множество различных признаков. Тройка может быть особенно полезна для прогнозирования того, обладает ли ваш ребенок навыками, необходимыми для успешного завершения обучения (Wyndaele et al 2020):

  • Ребенок осознает потребность в мочеиспускании или дефекации и сообщает о ней;
  • Ребенок может натянуть штаны вверх и вниз;
  • Ребенок хочет делать что-то для себя и гордится новыми навыками.

Подробнее об этом можно прочитать в моей статье «Признаки готовности к приучению к туалету». Но, как я там заметил, вам не нужно просто ждать, если вы решите, что ваш ребенок готов. Вместо этого используйте время, чтобы познакомить ребенка с шагами, которые делают люди, когда им нужно в туалет.

Обратитесь к любым страхам или тревогам, которые могут возникнуть у вашего ребенка (см. № 1). Читайте книжки с картинками о процессе, устраивайте демонстрации и моделируйте позитивное отношение. Затем, когда сопротивление вашего ребенка исчезнет, ​​вы можете ввести в практику приседания, упомянутые выше (№ 1). И не оставляйте детей одних, скучающих, без дела. Обеспечьте им общение и развлечения.

Чтобы узнать больше о том, как подготовить ребенка к приучению к туалету, прочтите эти научно обоснованные советы.

3. Как справляться с детьми, которые не испражняются

Ваш ребенок хочет помочиться в горшок или унитаз, но отказывается от дефекации. Что происходит?

Эксперты называют это «отказом от туалета со стулом», и исследования показывают, что это связано с запорами и болезненными дефекациями (Blum et al 2004; Kimball 2016; Baird et al 2019). Например, в исследовании, в котором приняли участие 380 американских малышей, у каждого четвертого ребенка развился отказ от туалета со стулом, и в большинстве случаев этой проблеме предшествовал запор. На самом деле детям, у которых были частые, твердые испражнения, было больше 9 лет.0121 в два раза чаще страдают от отказа от туалета со стулом (Blum et al 2004).

Поэтому, если вы справляетесь с отказом стула от туалета, имеет смысл уделить особое внимание диете вашего ребенка и потреблению жидкости, а также обсудить эту проблему со своим педиатром.

Если вы облегчите опорожнение кишечника вашего ребенка, его проблемы с приучением к горшку вскоре решатся (Kuhn et al 1999). И есть свидетельства того, что оптимистичная, ободряющая манера поведения тоже может помочь.

При исследовании более 400 детей младшего возраста половина родителей была случайным образом выбрана для использования этого подхода — хвалить детей за дефекацию и избегать использования отрицательных терминов для обозначения фекалий.

Такой подход не предотвратил отказ от туалета со стулом, но сократил время, необходимое детям, чтобы от него избавиться (Taubman et al 2003). Поэтому кажется хорошей идеей следить за тем, как вы общаетесь со своим ребенком, и не посылать сообщения о том, что дефекация отвратительна или постыдна.

4. Преодоление сопротивления пользованию туалетом, когда вашего ребенка нет дома

Даже взрослые могут неохотно пользоваться общественным туалетом, так что сопереживать ему нетрудно. Самое простое решение — использовать переносное детское сиденье для унитаза — такое, которое можно установить поверх стандартного унитаза. Практикуйтесь с ним дома и берите с собой в путешествия.

5. Понимание несчастных случаев в дневное время и мочеиспускания в постель

Важно быть реалистом. В процессе приучения к туалету очень часто случаются несчастные случаи! На самом деле, даже после того, как вы закончили приучение к туалету, вы должны ожидать случайных неудач.

В исследовании американских детей исследователи определили приучение к горшку как завершенных , когда родители сообщали о «менее 4 случаях мочеиспускания в неделю и о 2 или менее случаях испражнений в месяц» (Blum et al 2003).

Это прогресс, но он далек от совершенства. И чем младше ваш ребенок, тем сложнее будет избежать несчастных случаев.

В исследовании, отслеживающем развитие примерно 60 шведских детей, исследователи обнаружили, что только 31% двухлетних детей имеют хорошую чувствительность мочевого пузыря. Напротив, ощущение мочевого пузыря было зарегистрировано в 79 случаях.% трехлетних детей (Янссен и др., 2005 г.).

Эти исследователи также обнаружили намеки на то, что объем мочевого пузыря имеет значение. У детей, у которых в более раннем возрасте развилась большая емкость мочевого пузыря, дневная сухость обычно наступала раньше (Janssen et al 2005).

Таким образом, количество несчастных случаев с вашим ребенком будет зависеть от его или ее возраста, а также от индивидуальных факторов развития. Чтобы свести к минимуму несчастные случаи, лучший подход — следить за потреблением жидкости вашим ребенком и добавить в расписание вашего ребенка несколько своевременных сидений на горшке.

Как насчет ночи? Чтобы оставаться сухим ночью, мочевой пузырь должен получать гормональный сигнал, чтобы производить меньше мочи. Спящие также должны иметь хорошее ощущение мочевого пузыря, а затем просыпаться, когда они чувствуют, что их мочевой пузырь наполнен.

Маленькие дети могут столкнуться с особыми проблемами на всех этих фронтах: эти способности все еще развиваются в раннем детстве. В результате многие дети не достигают вехи ночной сухости, пока им не исполнится 4 или 5 лет (Fergusson et al 1986).

Например, в только что упомянутом шведском исследовании только половина детей к 4 годам достигла ощущения сухости в ночное время (Janssen et al 2005).

Таким образом, для маленьких детей ночное недержание мочи является не столько проблемой приучения к горшку, сколько этапом развития. Уменьшение количества жидкости перед сном может помочь, но это не устранит ночные несчастные случаи, если только у вашего ребенка не развилась зрелая функция мочевого пузыря. Если ваш ребенок все еще мочится в постель в возрасте 5 лет, врачи, скорее всего, расценят это как свидетельство проблемы (Kessel et al 2017). Подробнее о ночном недержании мочи читайте здесь.

Проактивность: 10 советов по предотвращению будущих проблем с приучением к горшку

Чтобы предотвратить будущие неудачи и проблемы со здоровьем, вот несколько дополнительных советов.

1. Активно подготовьте ребенка к приучению к горшку. Прочтите эту научно обоснованную статью, чтобы узнать, как облегчить ребенку адаптацию.

2. Избегайте прямых столкновений. Не заставляйте ребенка сидеть и не сдерживайте его, когда он или она хочет встать.

Ваш ребенок вчера сотрудничал, но вдруг сопротивляется вашей просьбе воспользоваться горшком. Что вы должны сделать? Эксперты говорят, что лучше отступить и повторить попытку позже. Принуждение может привести к всевозможным проблемам, включая запоры, расстройства мочевыводящих путей и фобии (Schmidt 2004b).

3. Не позволяйте детям чувствовать себя одинокими или скучать.

Постарайтесь сделать времяпровождение на горшке более интересным, разговаривая с ребенком, читая сказки или предлагая ему игры и игрушки.

4. Не наказывайте и не ругайте ребенка за несчастные случаи.

Когда детей наказывают или ругают, они могут начать сдерживать мочеиспускание или стул, что подвергает их повышенному риску инфекций мочевыводящих путей, запоров и отказа от туалета (Schmidt 2004b).

5. Избегайте горшков с брызговиками.

Мальчики могут зацепиться за них гениталиями, когда они ходят на горшок или с него. Если вы учите сына мочиться сидя, покажите ему, как держать пенис внизу, чтобы моча попала в горшок. Если ваш сын предпочитает стоять, дайте ему пописать в ведро (Schmidt 2004a).

6. Примите меры для предотвращения запоров.

Мы уже упоминали об этом, но стоит повторить: запор увеличивает риск развития у ребенка проблем с приучением к горшку (Taubman 1997; Blum et al 2004). Убедитесь, что ваш ребенок пьет много жидкости (не менее четырех чашек в день) и потребляет много клетчатки (Sears et al 2002). Если у вашего ребенка хронические запоры, проконсультируйтесь с врачом.

7. Остерегайтесь ванн с пеной и мыльной водой.

Мыло может вызвать воспаление уретры, что делает мочеиспускание болезненным. Девочки более склонны к развитию этой проблемы, чем мальчики.

8. Не поощряйте ребенка напрягаться

Натуживание может вызвать нарушения работы мочевого пузыря и мышц сфинктера (Weiner et al 2000). Если ваш ребенок не может мочиться без напряжения, сообщите об этом своему педиатру.

9. Подумайте о том, чтобы запланировать несколько плановых посещений горшка в течение дня

Некоторые педиатры (Brazelton and Sparrow 2004) рекомендуют, чтобы все занятия с горшком начинались по инициативе ребенка (без подсказок родителей).

Однако этот подход зависит от личных предпочтений. Другой подход предполагает регулярное посещение горшка по расписанию, например, сразу после пробуждения, после еды и перед сном. Когда занятия горшком рассматриваются как часть ежедневной рутины, дети учатся ожидать их без придирок (Lekovic 2006). Посещение горшка по расписанию также может быть полезным для здоровья, включая профилактику инфекций мочевыводящих путей (Баккер, 2002).

10. Помогите ребенку подтираться

Большинство детей не овладевают навыками подтирания, пока им не исполнится 45 месяцев (Schum et al 2002). Хорошее вытирание особенно важно для девочек. Поскольку женский мочеиспускательный канал короче мужского, бактериям легче проникнуть в женские мочевыводящие пути и вызвать инфекцию. Научите девочек подтираться спереди назад.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка инфекция мочевыводящих путей (ИМП), немедленно обратитесь за медицинской помощью. ЛЮБОЙ из следующих признаков может указывать на ИМП:

  • болезненное мочеиспускание
  • позывы к мочеиспусканию (даже когда мочи мало или совсем нет)
  • запах
  • розовая моча или кровь в моче

ИМП могут вызвать проблемы с приучением к горшку. Но, что более важно, они могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Невылеченные ИМП могут повредить почки.


Ссылки: Предотвращение проблем с приучением к горшку

Подробнее о том, как справиться с проблемами приучения к горшку, см. в статье доктора Бартона Шмидта в журнале Contemporary Pediatrics (Schmidt 2004b). Эта и другие цитируемые статьи перечислены ниже.

Baird DC, Bybel M, Kowalski AW. 2019. Приучение к туалету: общие вопросы и ответы. Ам семейный врач. 100(8):468-474.

Bakker W. 2002. Исследование влияния приучения к горшку на дисфункцию нижних мочевыводящих путей. Неопубликованная диссертация доктора медицины, кафедра урологии, Университет Антверпена, Бельгия.

Blum NJ, Taubman B, and Nemeth N. 2003. Во время приучения к туалету перед отказом от туалета со стулом возникает запор. Педиатрия, 113: 520-522.

Бразелтон Т.Б. и Воробей Д.Д. 2004. Приучение к туалету по методу Бразелтона. Кембридж, Массачусетс: deCapo Press.

Кристоферсон ER. 1991. Проблемы с туалетом у детей. Педиатрические анналы, 20: 240-244.

Фергюссон Д.М., Хорвуд Л.Дж., Шеннон Ф.Т. 1986. Факторы, связанные с возрастом достижения контроля над мочевым пузырем в ночное время: 8-летнее продольное исследование. Педиатрия. 78:884–890

Янссон У.Б., Хэнсон М., Силлен У., Хеллстрем А.Л. 2005. Характер мочеиспускания и приобретение контроля над мочевым пузырем от рождения до 6 лет — лонгитюдное исследование. Дж Урол. 2005 г., июль; 174 (1): 289–93.

Кессель Э.М., Аллманн А.Е., Гольдштейн Б.Л., Финсаас М., Догерти Л.Р., Бафферд С.Дж., Карлсон Г.А., Кляйн Д.Н. 2017. Предикторы и исходы первичного энуреза у детей. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 56(3):250-257.

Кимбалл В. 2016. Опасности и ловушки приучения к горшку. Педиатр Энн. 45(6):e199-201.

Кун Б.Р., Маркус Б.А., Питнер С.Л. 1999. Руководство по лечению первичного неретенционного энкопреза и отказа от туалета стула. Ам семейный врач. 59(8):2171-8, 2184-6.

Лекович Ю.М. 2006. Без подгузников до 3 лет: более здоровый способ приучить ребенка к туалету и помочь ребенку быстрее снять подгузники. Три реки Пресс.

Шмидт Б.А. 2004а. Приучение к туалету: правильно с первого раза. Современная педиатрия, 21: 105-119..

Шмидт Б.А. 2004б. Проблемы приучения к туалету: неуспевающие, отказники и табуреточники. Современная педиатрия, 21: 71-82.

Шум Т.Р., Колб Т.М., МакОлифф Т.Л., Симмс, М. Д., Андерхилл, Р.Л. и Льюис М. 2002. Последовательное приобретение навыков приучения к туалету: Описательное исследование гендерных и возрастных различий у нормальных детей. Педиатрия 109: 48-54.

Sears W, Sears M и Watts Kelly C. 2002. Вы можете ходить на горшок. Бостон, Массачусетс, Литтл, Браун и компания.

Taubman B. 1997. Приучение к туалету и отказ от туалета только для стула: проспективное исследование. Педиатрия, 99: 54-58.

Weiner JS, Scales MT, Hamptom J, King LR, Edwards CL. 2000. Долгосрочная эффективность обучения простому поведению детей с дневным мочеиспусканием. Журнал урологии, 164: 786-90.

Wyndaele JJ, Kaerts N, Wyndaele M, Vermandel A. 2020. Признаки развития здоровых малышей на разных этапах приучения к туалету: могут ли они помочь определить готовность и вероятность успеха? Глоб Педиатр Здоровье.

Части этого текста появлялись в предыдущей версии этой статьи, озаглавленной «Проблемы приучения к горшку: научно обоснованные советы по профилактике» (Dewar 2006).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *