Почему грудничок не может сходить в туалет: Запоры у новорожденных — Здоровье Детей

Содержание

Что делать, если у ребенка запоры?

Родители часто спрашивают: ежедневный, но твердый стул — это запор? А редкий, но не приносящий дискомфорт — вариант нормы? Многие родители сталкиваются с этой проблемой: до 30% [1] детей знакомы с запорами.

Нормальная частота стула

Нет единой нормы для всех детей: частота стула зависит от возраста, режима питания и наличия заболеваний или непереносимостей. Например, до двух лет дефекация может происходить от трех раз в день до одного раза в несколько дней, а дети старше двух ходят в туалет, в среднем, раз в день.

Частота стула — не единственный показатель для диагностики. Ребенок может регулярно ходить в туалет раз в день, при этом стул будет твердым: это тоже считается запором.

Классификация запоров

Запор — нарушение дефекации, при котором невозможно полностью опорожнить кишечник.

В зависимости от причин они бывают:

  • первичными — из-за врожденных или приобретенных аномалий толстой кишки;
  • вторичными — в результате заболеваний, например, болезни Крона, или побочных действий от лекарств;
  • идиопатическими — из-за нарушений моторики толстой кишки, которые возникли по невыясненным причинам.

По характеру течения запоры делят на:

  • острые, когда дефекация отсутствует несколько дней; 
  • хронические, когда симптомы наблюдаются несколько месяцев.

Причины

В 95% случаев запоры не связаны [2] с заболеваниями или пороками развития. Самые частые причины запора у детей — неправильное питание, пищевые непереносимости и психологические факторы. Подробнее о причинах — от частых к редким.

Нет навыка дефекации

Не все малыши с рождения умеют опорожнять кишечник. Поначалу может не быть координации между мышцами тазового дна и анальными сфинктерами. Поэтому когда в мозг поступают сигналы, что пора опорожниться, малыш краснеет, кричит и плачет. Когда малышу все-таки удается сходить в туалет, он успокаивается.  

Это состояние называется младенческой дисхезией. Оно встречается у детей в первые месяцы жизни и обычно проходит к шести месяцам. Повлиять на дисхезию невозможно, но важно исключить другие заболевания, поэтому лучше обратиться к врачу при первых симптомах.

Адаптация к прикорму

Когда вводят прикорм, желудочно-кишечный тракт вынужден адаптироваться к новым видам пищи. Из-за этого могут возникнуть запоры, но, как правило, они проходят уже через несколько дней.

Пищевая непереносимость 

В первый год жизни у малыша может проявиться аллергия на белок коровьего молока или целиакия — непереносимость глютена. Запор — один из симптомов непереносимости. 

Погрешности в питании 

Часть запоров возникает из-за неправильного питания, например, в рационе много углеводов и мало клетчатки или почти нет воды. В этом случае достаточно добавить в меню больше овощей и фруктов и стул нормализуется.

К нам в клинику однажды обратилась мама с девятимесячной девочкой. Ребенок три дня не мог сходить в туалет. Мы выяснили, что в рационе мало клетчатки и дали рекомендации. Сразу после визита в клинику мама накормила малышку большим количеством овощей, и в тот же день удалось сходить в туалет.

Психологический фактор

Стресс может выступить триггером и нарушить стул. К примеру, однажды ребенок почувствовал боль во время дефекации и теперь боится, что это повторится. Из страха он сдерживает стул и запускает порочный круг: чем дольше терпит, тем тверже становится кал, а значит, тем больнее дефекация.

Еще один распространенный пример. Первое время ребенку некомфортно ходить в туалет в детском саду, поэтому он терпит до дома. Каловые массы уплотняются, дефекация становится болезненной и детсадовец начинает сознательно ее избегать.

Лечить такой запор необходимо не только у гастроэнтеролога или педиатра, но и у психолога.


Приведу пример из практики. Мальчик пошел в первый класс и примерно в это время у него начались боли в животе и жидкий стул по пять-семь раз в день.

Несколько месяцев ребенка пытались лечить педиатр и гастроэнтеролог по месту жительства, а потом направили в больницу с диагнозом колит. Это затяжное воспаление толстой или прямой кишки.

Мы осмотрели мальчика: левая половина живота оказалась плотной, как газовый баллон. Сигмовидная кишка была забита каловыми камнями — скоплением затвердевших фекалий. А жидкий стул возник из-за того, что каловые массы не могли свободно проходить по кишечнику и пытались просочиться по краям. Это и смутило врачей, потому что было похоже на симптомы колита. 

Пациенту смогли помочь консервативно: сифонными клизмами — многократно вводили много жидкости, и ректальными стимуляторами, такими как микроклизмы или глицерин.

Постинфекционный запор

После перенесенного вирусного заболевания может начаться синдром раздраженного кишечника с диареей или, наоборот, запорами. Это состояние пройдет самостоятельно, но важно придерживаться режима и принципов здорового питания:

  • включать в рацион большое количество клетчатки: бобовые, овощи, фрукты, цельнозерновые злаки и отруби;
  • есть меньше полуфабрикатов, молочных и мясных продуктов;
  • пить много жидкости;
  • регулярно заниматься спортом;
  • не игнорировать позывы к дефекации;
  • постараться ходить в туалет регулярно и по графику.

Заболевания и аномалии развития

В 5% случаев запоры у детей происходят [3] из-за заболеваний или патологий строения кишечника. Например, из-за болезни Гиршпрунга — врожденного недостатка нервных сплетений стенки толстой кишки. У детей с этим заболеванием ослаблена или отсутствует перистальтика, поэтому кал проходит по кишечнику с задержкой, а пораженные отделы кишечника расширяются. Заболевание поддается только оперативному лечению — резекции пораженного участка кишки.


Еще одна причина запора — удлинение сигмовидной кишки. У некоторых эта особенность строения не влияет на функцию кишечника, а у других вызывает проблемы с дефекацией. В такой ситуации добавляйте в рацион продукты с послабляющим эффектом и клетчаткой и занимайтесь физическими упражнениями.

Реже встречаются аномалии развития ануса или анального канала, например, атрезия — отсутствие анального отверстия и заращение прямой кишки.  

Иногда запоры возникают из-за спаек после оперативных вмешательств на прямой кишке и анальном канале. А иногда из-за осложнения другого заболевания.

В московскую больницу поступил мальчик 13 лет, который по росту и весу выглядел, как младший школьник. 8 лет жизни он мучился от запоров: ходил в туалет раз в три-четыре дня. В поликлинике его лечили свечами и слабительными, но ни разу не направили к проктологу. Наша коллега из больницы была первой, кто осмотрел прямую кишку подростка. Оказалось, у мальчика болезнь Крона — тяжелая болезнь, которая провоцирует воспалительный процесс, появление язв и рубцов на слизистой кишечника и приводит к задержке физического и полового развития. При болезни Крона может развиться осложнение — стеноз (сужение) анального канала, из-за которого и возникают запоры. Мальчику удалось помочь: ему назначили лечение и добились ремиссии. Теперь его, к счастью, ничего не беспокоит.

Симптомы

У запоров есть несколько диагностических критериев [4]. Основные симптомы запора у детей:

  • сокращение частоты дефекаций;
  • неполное опорожнение кишечника;
  • плотный «овечий» кал отдельными фрагментами;
  • болезненность при дефекации.

Но чтобы поставить диагноз, врачу недостаточно узнать о симптомах. Он должен осмотреть пациента и расспросить его и родителей. Это помогает собрать полную картину.

Ошибки при лечении запора

Мы не будем приводить примеры всех абсурдных методов диагностики и лечения, предупредим только о самых популярных.

Не сдавайте кал на копрограмму 

Это малоинформативное и субъективное исследование: что съели, то и получили. К тому же, в копрограмму входит много исследований, например, на наличие слизи, лейкоцитов и паразитов. Когда врач назначает анализы на все сразу, скорее всего, он не знает, что именно ищет. По современным клиническим рекомендациям врач должен назначать прицельные исследования.

Кал на дисбактериоз тоже не нужен

Проверяя кал на дисбактериоз, лаборанты анализируют всего 20 видов бактерий, а в кишечнике их около 1000. Более того, они уникальны: у каждого человека отличается микробиота кишечника — состав всех микроорганизмов, которые в нем живут. Она зависит от типа питания, от способа рождения, от типа вскармливания и других факторов. Поэтому нет общей для популяции нормы — идеального количества лактобактерий и стафилококков в кишечнике.

Вместо пребиотиков купите фрукты

Продолжая тему дисбактериоза, дадим вам совет: не тратьте деньги на пребиотики и пробиотики. Исследования по их влиянию на запоры еще не завершены. И пока лучшим пребиотиком считается клетчатка — овощи и фрукты.

В последние годы стали часто назначать лактобактерии при проблемах со стулом. Есть некоторые исследования, подтверждающие эффективность этого лечения, но делать выводы пока рано: метод еще изучают.

Не давайте ребенку прокинетики, антациды и ферменты

Зачастую врачи назначают прокинетики, антациды и ферменты. Однако польза от их приема весьма сомнительна. Например, назначение антацида алюминия фосфата из-за особенностей состава препарата может усугубить запор, а магний-содержащие антациды можно принимать только с 6 лет.

Назначая прокинетики — препараты, которые усиливают моторику желудочно-кишечного тракта, нужно четко понимать природу запора. Если проблемы возникли на фоне спаечной болезни после оперативного вмешательства, назначение прокинетика «Тримебутина» может быть оправдано. 

Ферментотерапия также имеет четкие показания для назначения, в некоторых случаях бесконтрольный и необоснованный прием ферментов может усилить запор.

Когда обращаться к врачу

Острый запор, который не лечат в течение трех месяцев, перерастает в хронический и может рецидивировать всю оставшуюся жизни. Поэтому если заметили тревожные симптомы, ведите ребенка к врачу.

Вот красные флаги, при которых обязательна консультация специалиста:

  • Запор произошел не один раз, а периодически рецидивирует.
  • Наравне с затруднением дефекации замечаете отставание в физическом развитии.
  • Параллельно запору возникает тошнота и рвота или боль в животе.
  • Кровь в стуле. Может говорить об анальной трещине, полипе или разрыве сосудов.
  • Страшно и больно ходить в туалет.
  • На попе появились новообразования, например, фурункулы или свищи.

Если не получается быстро записаться к врачу, а ребенок не может самостоятельно сходить в туалет, можете поставить ему микроклизму. Но только если нет крови.

Помните, что микроклизма — не лечение, и если эпизоды с запорами повторяются, обратитесь к врачу.

Методы диагностики

Помимо сбора анамнеза, врач может использовать и другие методы диагностики:

  • осмотр пациента;
  • пальпация живота, чтобы обнаружить или исключить вздутие, спазмы, увеличение сигмовидной кишки;
  • пальцевое ректальное исследование. Врач оценивает состояние и наполнение прямой кишки, тонус сфинктера и целостность слизистой;
  • УЗИ брюшной полости. Показывает признаки воспалительных процессов, аномалии строения пищеварительного тракта, подозрительные новообразования;
  • рентгенография. Показывает признаки кишечной непроходимости.
  • анализы. Например, биохимия крови;
  • ректороманоскопия или колоноскопия: для исключения органической патологии и опухолей кишечника.

Методы лечения

Лечение запоров у детей врач назначает после того, как нашел причину. В первую очередь нужно убрать этот триггер. Если это стресс — отвести ребенка к психотерапевту, если пищевая непереносимость — убрать из рациона раздражающую пищу. 

Помощь ребенку при запоре могут оказать: 

  • слабительные средства — усиливают перистальтику кишечника;
  • спазмолитики, которые расслабляют гладкие мышцы и облегчают дефекацию. Также снимают боль в кишечнике;
  • ректальные свечи с глицерином смягчают каловые массы;
  • микроклизмы размягчают каловые массы и выводят их из прямой кишки.

Профилактика

Мы с коллегами замечаем нездоровую тенденцию: пациенты готовы лечиться, но не профилактировать. Многим проще пропить курс таблеток, чем менять образ жизни. Но медикаменты — временный инструмент, который дает возможность изменить режим дня и питания. Большинство проблем со стулом, если они не связаны с аномалиями развития или другими заболеваниями, можно победить без медикаментов. Расскажем, как именно.

Наладить режим питания

Первое правило — пить много жидкости, желательно — чистой питьевой воды или минеральной [5]. Обычно назначают воду Donat Mg с высоким содержанием магния или «Зайечицкую горькую» из расчета 8 мл на 1 кг в сутки. Пьют три раза в день за 20 минут до приема пищи.

Второе правило — употреблять много клетчатки — 50% от дневного рациона. Диета при запорах у детей должна базироваться на овощах, фруктах и зелени.

Третье — ограничить продукты, которые крепят стул. Например, рис и манную кашу.

Регулярно делать упражнения

Физическая активность в течение, как минимум, четырех недель, помогает в 50% случаев запоров [6]. Выберите занятия, которые будете делать вместе с ребенком. Например, простые упражнения для мышц тазового дна: перекатывания, гусиный шаг. Или любые подвижные игры, которые нравятся ребенку. Главное — регулярность.

Ходить в туалет в одно время

Важно тренировать кишечник, чтобы опорожнять его в одно и то же время. Лучше всего — через 15-45 минут после завтрака.

Желательно приучать малыша к режиму с самого раннего возраста. Но если не получилось раньше, попробуйте сейчас. Приучайте его в игровой форме: читайте сказки, например, про путешествия какашек или дайте игру на развитие мелкой моторики на 10-15 минут.

Поставьте рядом с горшком или унитазом маленький столик с игрушками. Важно, чтобы эти игрушки находились только в туалете. Тогда у малыша сформируется связь: 

чтобы поиграть с этими игрушками, я должен сходить в туалет и покакать. Так у него появится интерес к туалету, а со временем может закрепиться привычка посещать его в одно и то же время.


Не давить на ребенка

При этом не нужно сидеть на унитазе до победного. Не получилось за 15 минут — попытайтесь снова после обеда. Не заставляйте ребенка тужиться и во что бы то ни стало опорожнить кишечник. Из-за перенапряжения анального сфинктера может возникнуть трещина, а психологическое давление вызовет стресс и страх перед туалетом.

Если малыш привык к подгузнику и боится ходить в горшок, посадите его на горшок в подгузнике: так привыкание будет постепенным. Или купите музыкальный горшок: он включает мелодию, когда что-то попадает на дно.

Приучать к правильной позе

Самое удобное положение для дефекации — сидя на корточках [7]. Так каловым массам легче спуститься к анальному отверстию. На унитазе нужную позу можно принять с помощью подставки для ног.

Важно, чтобы ребенку было удобно сидеть и не приходилось поджимать под себя ноги или держаться руками за ободок унитаза.


Провести БОС-терапию 

Используйте механизм биологической обратной связи (БОС) — современная методика, которая обучает пациента управлять мышцами тазового дна [8]. В прямую кишку помещают сенсорный датчик, соединенный с компьютером. На экране транслируется игра и чтобы совершить в ней действие, например, перепрыгнуть через забор, ребенок должен напрячь мышцы.

БОС-терапия хорошо снимает спазм прямой или сигмовидной кишки и помогает укрепить мышцы тазового дна. К сожалению, пока метод не широко распространен. Чтобы им воспользоваться, обратитесь к врачу.

Выводы

  • При правильной профилактике можно справиться с большинством запоров. Но профилактика — длительный, скрупулезный, методичный процесс, который не терпит слабины. Должна быть система.
  • Не ищите волшебных таблеток, которые помогут за несколько дней. Без включения родителей в проблему проблема не решится.
  • Делайте рацион вашего ребенка разнообразным. Диета с небольшим количеством разрешенных продуктов — временная мера с четкими показаниями. На постоянной основе, наоборот, нужно питаться максимально разнообразно.
  • Не бойтесь делать микроклизмы в качестве срочной помощи. Главное, чтобы они не стали частью ежедневной рутины. Если врач прописал курс слабительных, соблюдайте дозировку: она подбирается индивидуально и на первых порах может быть выше, чем рекомендуется в инструкции.
  • Не воспринимайте запор у ребенка, как временную проблему. Функциональные расстройства сопровождают нас по жизни.
  • Постоянные запоры у ребенка могут быть симптомом другого заболевания, поэтому обязательно обратитесь к врачу.

Источники:

  1. S. Rajindrajith, Constipation in Children: Novel Insight Into Epidemiology, Pathophysiology and Management, 2011

  2. MR Sood, Patient education: Constipation in infants and children (Beyond the Basics), 2021

  3. Constipation // Mayo Clinic

  4. Rome IV criteria for the diagnosis of functional constipation in children, UpToDate

  5. Eating, Diet, & Nutrition for Constipation // NIDDK, 2018

  6. Th. Weiser, Meta-analysis on the role of exercise in the treatment of constipation, 2021

  7. S. Takano, D. R. Sands, Influence of body posture on defecation: a prospective study of «The Thinker» position, 2016

  8. S. Woodward, Ch. Norton, P. Chiarelli, Биологическая обратная связь для лечения хронических идиопатических запоров у взрослых // Cochrane Database of Systematic Reviews, 2014

    Почему ребенок какает стоя и прячется, чтобы сходить в туалет?

    Натуральные товары
    для детей и мам

    28.03.2023

    автор Александра Ермакова

    Сейчас такая проблема не нова и многие детки просят надеть подгузник, чтобы покакать.


    Почему так происходит?

    Причина в том, что ребёнок не может расслабить сфинктер в положении сидя.

    Он привык это делать стоя.

    Положение сидя, где коленки поднимаются выше попы является физиологичной и правильной с точки зрения опорожнения кишечника от кала.

    Прогресс предложил нам одноразовые подгузники, поэтому чаще всего мама меняет его на новый, после того, как ребёнок сделал свои «дела». Ребёнок привыкает и делает свои дела лёжа.

    Если вы попробуете покакать, когда лежите – сразу поймёте каково это!? Вы просто попробуйте.

    У малыша нет других вариантов, он привыкает делать это лёжа, а потом стоя.

    У меня часто спрашивают: Евгения, как же так! Мы мало пользовались одноразовыми подгузниками, все равно мой ребёнок какает стоя.

    Первая причина тут не в подгузниках, а в том что мама не помогает ребёнку принять физиологичную позу сидя с самого рождения.

    Подгузники лишь следствие.

    Одноразовые подгузники лишь помогают не увидеть всех этих процессов, которые происходят с малышом.

    Если мамы не высаживают, ребёнка, не предлагают ему физиологичную позу он привыкает какать стоя.

    Что необходимо сделать?
    Прежде всего, понять малыша и принять, что ему нужно время для адаптации, ему вновь нужно научиться какать и расслаблять сфинктер в позе сидя так, как это делает взрослый человек. Наберитесь терпения, любви, заботы и обучайте малыша.

    Ведь это мы не высаживали, когда это было ему необходимо, поэтому мы просто не имеем права требовать от ребёнка того, что он не может сделать.

    Поэтому, терпения, любви ещё раз терпения.

    Сколько потребуется времени – я не знаю, никто не знает. Кому-то достаточно недели, а кому-то нужна и два месяца.

    Еще одна причина — это запор. Хотя многие мамы это отрицают, но на 99 % это так.
    Такое положение он выбирает потому, что ему так легче сдерживать дефекацию. Даже единожды получив болезненный и травмирующий опыт, психологический стресс или давление со стороны взрослых, малыш начинает сдерживать позывы.

    Каловый комок становится все более твердым и объемным, вода из него всасывается обратно в кишечник и эта субстанция уплотняется. Каждый раз образуется все больше испражнений, растягивая стенки прямой кишки от поступающих порций.

    Недавние статьи

    Недавнее Недавнее

    • Почему не стоит бояться мокрых подгузников?
    • Почему ребенок срыгивает после кормления? Нормально ли это?
    • Выделения из груди после завершения ГВ — это нормально?
    • Три причины перейти на многоразовые прокладки
    • Можно ли перекормить ребенка на ГВ?
    • Можно ли пить кофе на ГВ? Попадает ли кофеин в грудное молоко?
    • Асимметрия груди. Как сравнять размер груди при грудном вскармливании?
    • ​Что делать, если к горшку приучить не получается?
    • Первый горшок для малыша. Как правильно выбрать удобный горшок для ребенка?
    • Молочные корочки или гнейс у новорожденного. Что делать?
    • Почему ребенок какает стоя и прячется, чтобы сходить в туалет?
    • Когда созревает мозг до горшка? В каком возрасте начинать приучение к горшку?
    • Зачем нужна подушка для кормления?
    • Как набирают вес груднички? Что есть норма для ребенка на ГВ?
    • Этапы завершения грудного вскармливания. С чего начать?
    • Как правильно завершить грудное вскармливание?
    • ​В чем вред одноразовых подгузников?
    • Ребенок не ест прикорм! Грудное вскармливание виновато?
    • Специальные вкладыши в многоразовые подгузники. Для чего они нужны и как пользоваться?
    • Малыш кусает грудь при кормлении! Пора завершать ГВ?
    • Маме нужно экстренно завершить ГВ! Как действовать?
    • Когда начинать приучать ребенка к горшку?
    • Чем полезно грудное вскармливание для мамы?
    • Как спит новорожденный? Особенности сна ребенка до 3-х месяцев.
    • Как купать новорожденного?
    • Почему многоразовый подгузник протекает?
    • Ребенок не может присосаться к груди. Почему так происходит?
    • Как облегчить состояние малыша при физиологической лактазной недостаточности и повышенном газообразовании?
    • Лактазная недостаточность — страшный диагноз или все-таки возрастная норма?
    • Почему с точки зрения физиологии полезно и важно носить ребёнка на руках?
    • Малыши на искусственном вскармливании лучше спят? Миф или реальность?
    • ГРУДНОЕ МОЛОКО ПОСЛЕ ГОДА — ЭТО НЕ ВОДА, как принято считать.
    • Кариес у детей. Виновато ли грудное вскармливание?
    • Что купить, если вы новичок в мире многоразовых подгузников?
    • Нужно ли заранее приобретать молокоотсос и брать его в роддом?
    • Приход молока в роддоме. Что делать с грудью?
    • Как создавать условия для правильной термоадаптации новорожденного?
    • Ребенок отказывается от груди. Что делать маме?
    • Когда готовить пеленки, подгузники и одежду для новорожденного малыша?
    • Как сэкономить на подгузниках?
    • Почему важно использовать в уходе за ребенком разные ткани?
    • Как обрабатывать пупок новорожденному?
    • 8 причин, чтобы высаживать малыша
    • Одноразовые подгузники. Польза или вред?
    • Спокойная мама — спокойный малыш!
    • Допаивать ли грудничка водой до 6 месяцев?
    • ​Что взять с собой на отдых для малыша?
    • ​Многоразовые подгузники — что это?
    • ​Причины беспокойства у груди
    • ​Я мало сцеживаю молока?
    • ​Как выбрать подгузники для занятий в бассейне?
    • Высаживание в общественных местах
    • Высаживание ночью. Практические советы. Как высаживать ночью?
    • Хлопковые подгузники. Ждать ли чуда?
    • Приучение к горшку и высаживание. Различия
    • Купила многоразовые подгузники, как стирать?
    • Как помочь ребенку расслабиться сидя?
    • Откат в высаживании (приучении к горшку) после болезни
    • Как приучить ребенка к горшку?
    • Вкладыш stay-dry
    • Многоразовые прокладки. Мнение врача акушера-гинеколога
    • Основные позы для высаживания. Естественная гигиена младенца
    • Как отказаться от ночных подгузников?
    • ​Консультант по естественной гигиене. Зачем он нужен?
    • ​Когда начинать высаживать малыша?
    • Сумка в роддом. Список вещей и документов
    • Деликатная проблема после родов.
    • Многоразовые прокладки из хлопка
    • Марлевый подгузник и подгузник из хлопка.
    • Лайфхак с шерстяным вкладышем
    • 3 ПРИЧИНЫ, по которым вкладыш и подгузник существуют отдельно друг от друга
    • ТОП-3 многоразовых подгузников из хлопка Mamalino
    • Многоразовые подгузники для новорожденного. Сколько необходимо и каких?
    • Многоразовые подгузники для ребенка трех-шести месяцев. Сколько подгузников нужно?
    • Оптимальный комплект многоразовых подгузников для ребенка 6 — 12 месяцев
    • Комплект для малыша 1 -2 лет. Многоразовые подгузники и трусики для приучения к горшку Mamalino.
    • Ночные многоразовые подгузники — отличная альтернатива одноразовым
    • Многоразовые подгузники на прогулку, в гости, в поликлинику
    • Причины возникновения покраснений и опрелостей под подгузником. Забота о чувствительной коже младенца
    • Многоразовый подгузник способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка
    • Многоразовые подгузники для подросшего малыша (от 4-6 месяцев)
    • Многоразовый подгузник и непромокаемая обложка-трусики.
    • Инструкция по предварительной стирке цветных тренировочных трусиков Mamalino
    • Система естественного пеленания — мой путь к использованию многоразовых подгузников
    • Почему я использую многоразовые подгузники для своих детей
    • Задумайтесь об экологии Планеты — используйте многоразовые подгузники для своего ребенка
    • Мифы о приучении к горшку. Статья консультанта по естественной гигиене младенцев.
    • Приучение к горшку. Факторы готовности ребенка и возрастные ориентиры
    • Часто задаваемые вопросы о многоразовых подгузниках и системе естественного пеленания Mamalino
    • Многоразовые подгузники Mamalino — выбор заботливых мам!
    • Штанишки из шерсти мериноса — важный элемент системы естественного пеленания Mamalino
    • ​10 способов сделать тканевые подгузники мягкими после стирки
    • Как обработать шерстяные штанишки безводным ланолином после стирки
    • Вкладыши в многоразовые подгузники Mamalino. Сколько вкладышей для многоразовых подгузников нужно? Разновидности вкладышей.
    • Виды многоразовых подгузников Mamalino. Основные особенности многоразовых подгузников каждого вида.
    • Как надеть на малыша многоразовый подгузник ТМ Mamalino. Подробная инструкция
    • Почему мамы выбирают многоразовые подгузники? Цитаты мам, сделавших выбор в пользу многоразовых подгузников для своих малышей
    • Евгения Mamalino: Как всё начиналось… История бренда, рассказанная создательницей
    • Новорожденный хочет быть рядом с вами… Статья консультанта по лактации Эммы Пикетт
    • Почему родители боятся многоразовых подгузников? Опровержение распространенных мифов о многоразовых подгузниках.

    Что делать, если у вашего ребенка запор

    • Здоровье детей
    • Справочная информация

    Меню

    Автор: WebMD Editorial Con tributors

    В этой статье

    • Знать признаки
    • Причины
    • Средства правовой защиты попробовать дома
    • Когда обратиться к врачу

    Если у вашего ребенка проблемы с дефекацией, это, вероятно, обычный случай запора.

    Не существует простого определения нормальной деятельности кишечника у детей, но есть три стадии, когда у них наиболее вероятны проблемы с запорами:

    • У младенцев, когда вы впервые начинаете переходить со смеси на твердую пищу
    • У малышей , когда начинается приучение к туалету
    • У детей старшего возраста примерно в то время, когда они идут в школу

    Как родитель, есть признаки запора, на которые следует обратить внимание, и что вы можете сделать, чтобы помочь вашему малышу избавиться от запора.

    У вашего ребенка может быть запор, если у него есть любой из следующих симптомов:

    • Боль в животе
    • Менее трех дефекаций в неделю для детей, а для младенцев отсутствие дефекации в течение 2 или 3 дней больше, чем обычно
    • Ваш ребенок пытается сдержать свой стул — признаки включают в себя корчание рожи, скрещивание ног или скручивание тела.
    • Твердый, сухой стул, который не выходит легко
    • Пятна и небольшие следы стула на нижнем белье вашего ребенка

    Существует множество факторов, которые могут вызвать запор у вашего ребенка. Некоторые из наиболее распространенных:

    • Удержание. Ваш ребенок может игнорировать позывы к дефекации, потому что он слишком занят игрой, чтобы остановиться и уйти, или ему неудобно пользоваться общественным туалетом. Они могут бояться болезненного стула или иметь проблемы с приучением к горшку.
    • Низкое пищевое волокно . Клетчатка поддерживает работу кишечника, но многие дети не едят достаточно фруктов, овощей и злаков.
    • Недостаточно жидкости. Вода и другие жидкости помогают волокнам выполнять свою работу.
    • Лекарства . Некоторые лекарства, в том числе обезболивающие и антациды, могут вызывать запор у детей.

    Есть несколько средств, которые вы можете попробовать дома, чтобы справиться с запорами у вашего ребенка:

    • Убедитесь, что ваш ребенок получает достаточно жидкости. Большинству детей нужно около 50-60 унций воды каждый день.
    • Добавьте больше клетчатки в рацион вашего ребенка. Убедитесь, что они едят достаточно фруктов, злаков и овощей. Волокно заставляет вещи двигаться.
    • Убедитесь, что ваш ребенок не злоупотребляет фаст-фудом и нездоровой пищей. Они замедляют пищеварение.
    • Ограничьте газированные напитки и чай. В них много кофеина.
    • Приучите ребенка к регулярному опорожнению кишечника. Не торопите их. Пусть они попробуют хотя бы по 10 минут два раза в день. После еды хорошее время.

    Если кажется, что эти средства не помогают, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка об использовании мягкого, безопасного для детей слабительного или размягчителя стула.

    Запор у детей обычно не является поводом для беспокойства, но иногда он может быть признаком более серьезного заболевания. Если запор у вашего ребенка длится более 2 недель, возможно, что-то еще происходит. Запишитесь на прием к педиатру, если вы видите:

    • Вздутие живота
    • Потеря веса
    • Стул с кровью
    • Лихорадка
    • Рвота
    • Разрывы на коже вокруг заднего прохода

    Если у вашего ребенка запор тяжелая, ваш педиатр может захотеть провести некоторые тесты, чтобы выяснить, что вызывает проблему. Возможно, они захотят попробовать:

    • Рентген брюшной полости. Это обычный рентген для проверки закупорки. Чаще всего используется для диагностики запоров.
    • Бариевая клизма Рентген. Кишечник покрыт красителем, поэтому любые проблемы в прямой кишке, толстой кишке или тонком кишечнике будут четко видны на рентгеновском снимке. Обычно это не выполняется.
    • Ректальная Биопсия . Берется очень маленький образец ткани для проверки наличия аномальных нервных клеток в прямой кишке. Необходимость в этой процедуре возникает редко.

    Помните, что у вашего ребенка могут возникать запоры по многим причинам. Обычно не о чем беспокоиться. С помощью нескольких корректировок ваш ребенок должен вернуться к нормальной жизни в кратчайшие сроки.

    Top Picks

    Приучение младенцев к туалету: научные данные 900 01

    © 2006 – 2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены


    Широко Практикуемое в традиционных культурах, приучение младенцев к туалету становится все более популярным в западных странах. Но каковы плюсы и минусы раннего обучения? Как вы на самом деле это делаете? И что наука говорит нам о развитии контроля над мочевым пузырем?


    Если вы выросли в культуре, где используются подгузники, приучение ребенка к туалету может показаться нетрадиционным и экзотическим. Но в традиционных обществах по всему миру — в Азии, Африке, Восточной Европе, Латинской Америке и Арктике — обучение младенцев является нормой.

    Когда младенцам необходимо помочиться или испражняться, родители держат их с голым задом над предпочтительной целью (например, мусорным баком или уличным туалетом). Родители сигнализируют младенцам, чтобы они продолжали, и младенцы отвечают (Boucke 2003; Duong et al 2013a; Sonna 2006; deVries and de Vries 19).77).

    Как родители узнают , когда их дети нуждаются в испражнении?

    Здесь нет никакой магии. Родители уделяют пристальное внимание. Они учатся читать сигналы своих детей. И в конце концов, после многочисленных попыток, младенцы учатся сдерживаться до тех пор, пока родители не дадут им сигнал — обычно особую вокализацию, например «ши-ши-и-и» или «шуууу» (Bouke 2003; deVries and deVries 1977).

    Другими словами, все дело в общении, которое некоторые люди называют «общением на устранение». И это становится все более популярным в западных странах, таких как Соединенные Штаты (Bender and She, 2017).

    Но действительно ли эти дети «приучены к туалету»?

    Это зависит от того, что вы имеете в виду. Маленькие дети не могут ходить, подтираться или одеваться самостоятельно. Таким образом, они не «обучены» в том смысле, что способны самостоятельно ходить в туалет. Но сеансы туалета становятся более скоординированными, организованными, предсказуемыми. И семьи могут обходиться без подгузников.

    Стоит ли преследовать эту цель? Когда родители должны начинать приучать ребенка к туалету? Какой процедуре(ам) они должны следовать? И что исследования говорят нам о развитии контроля над мочевым пузырем и кишечником? Является ли раннее обучение хорошим выбором для вашего ребенка?

    Вот подробная информация, которая поможет вам принять решение. Я рассказываю о потенциальных преимуществах приучения младенцев к туалету и описываю общую процедуру, связанную с элиминационной коммуникацией. Кроме того, я даю ссылку на альтернативный метод приучения младенцев к горшку и рассматриваю некоторые факторы развития (и культурные факторы), которые могут затруднить приучение младенцев.

    Каковы преимущества приучения ребенка к туалету?

    Приучение ребенка к туалету зависит от налаживания тесного общения о частых потребностях ребенка в дефекации. Это отнимает много времени, но потенциально полезно так же, как общение о кормлении может быть полезным.

    Кроме того, приучение младенцев к туалету позволяет семьям сократить или исключить использование подгузников. Это означает

    • экономию денег на подгузниках и принадлежностях для подгузников;
    • производство меньшего количества небиоразлагаемых одноразовых подгузников; и
    • с меньшим потреблением энергии для стирки и сушки тканевых подгузников.

    Это также означает предотвращение опрелостей и инфекций, связанных с подгузниками.

    А в долгосрочной перспективе? Родители, которые тренируются рано, могут избежать определенных ловушек, по крайней мере, по сравнению с родителями, которые откладывают обучение до тех пор, пока детям не исполнится два или три года.

    Когда дети годами носят подгузники, родители часто сталкиваются со следующими трудностями:

    • Дети старшего возраста научились игнорировать сигналы собственного тела и вынуждены заново учиться им.
    • Дети старшего возраста привыкли носить грязные подгузники и могут сопротивляться их смене.
    • Дети более старшего возраста чаще проверяют ваш авторитет, когда вы просите их приучить их к горшку.

    Наконец, есть некоторые свидетельства того, что приучение младенцев к туалету помогает детям научиться полностью опорожнять мочевой пузырь при мочеиспускании (Duong et al 2013b). Это потенциально важно, потому что остаточная моча в мочевом пузыре может привести к инфекциям мочевыводящих путей.

    Итак, когда ребенка следует приучать к туалету?

    На самом деле это не вопрос «должен». Некоторые родители начинают заниматься сразу после рождения (Duong et al 2013a; Boucke 2003). Другие ждут до 3-6 месяцев (Schaefer и DiGeronimo, 1997; Smeets и др., 1985).

    Какова процедура? Как происходит приучение ребенка к туалету?

    Как правило, родители выполняют следующие шаги:


    1. Ознакомьтесь с моделями опорожнения кишечника вашего ребенка.


    Как ваш ребенок ведет себя непосредственно перед мочеиспусканием? Некоторые младенцы могут извиваться или дрожать непосредственно перед тем, как им нужно идти. Другие могут изменить свое дыхание, начать плакать или принять определенное выражение лица.

    Кроме того, обратите внимание на время. Младенцы могут иметь тенденцию к мочеиспусканию вскоре после кормления. Они могут опорожняться непосредственно перед сном или сразу после него. Некоторые дети могут мочиться довольно регулярно, примерно раз в час.

    Следите за этими моделями и научитесь предвидеть, когда ваш ребенок вот-вот пойдет.

    2. Когда у вашего ребенка появляются признаки потребности в мочеиспускании, предоставьте ему возможность: Подержите голую попку вашего ребенка над подходящей емкостью.


    Это не обязательно должен быть туалет. Для маленьких детей некоторые родители используют пластиковые ванночки или миски (Boucke 2003; Sonna 2006). В традиционных культурах младенцы часто мочатся на открытом воздухе, на землю.

    3. Научите ребенка ассоциировать процесс опорожнения с выбранным вами сигналом.

    Во многих частях мира родители издают характерный звук или жест, когда ребенок мочится. Младенцы учатся ассоциировать звук с действием.

    4. Как только ваш ребенок выучит сигнал, используйте его, чтобы побудить вашего ребенка устранить по сигналу.

    Теперь у вас есть возможность влиять на время посещения туалета. Например, прежде чем взять ребенка на прогулку, вы можете попросить его помочиться. Предоставьте возможность и дайте ребенку сигнал. Точно так же вы можете предложить своему малышу испражняться после еды или перед сном.

    Есть ли альтернативы этому методу?

    Да. Если ваш ребенок уже научился самостоятельно сидеть, не удерживаясь на месте и не опираясь на какие-либо предметы, вы можете попробовать другую технику, которая превращает нас в детский горшок.

    Этот подход был изучен западными исследователями (Smeets et al 1985) и с успехом испытан на небольшом количестве детей. Если вам интересно, обязательно ознакомьтесь с моим руководством Parenting Science по этому альтернативному методу приучения младенцев к туалету,

    . Сколько времени нужно, чтобы ребенок «приучил» себя?

    В культурах, практикующих традиционное обучение младенцев, младенцы завершают обучение в возрасте от 6 до 12 месяцев (Duong et al 2013a; Boucke 2003; deVries and deVries 19).77).

    А в исследовании, проверяющем альтернативный метод (горшок), участвовавшие младенцы завершили обучение до того, как им исполнилось 12 месяцев (Smeets et al 1985).

    Но подождите… как это возможно? Разве дети не должны быть неспособны контролировать мочевой пузырь и кишечник?

    Конечно, дети — это не миниатюрные взрослые . Они не могут контролировать ликвидацию в той мере, в какой можем мы. Например, в одном исследовании исследователи обнаружили, что только 20% детей достигли «полного» контроля над мочевым пузырем и кишечником к 2-летнему возрасту (Largo et al. 19).78).

    Но приучение ребенка к горшку требует , а не «полного» контроля. Чтобы обучение было успешным, младенцам достаточно лишь следовать некоторым предсказуемым схемам и быть способными к частичному контролю.

    Эти требования довольно легко выполняются для опорожнения кишечника. После периода новорожденности испражнения относительно редки, и предупреждающие признаки надвигающейся дефекации довольно легко читаются. Родители и малыши успевают среагировать.

    А для мочеиспускания?

    Конечно, тренировать мочевой пузырь сложнее. Младенцы имеют небольшой объем мочевого пузыря и перерабатывают большие объемы жидкости. Они часто мочатся, и бывает трудно сказать, когда они собираются помочиться.

    Кроме того, у некоторых младенцев могут быть проблемы с координацией мышц.

    Они могут сокращать стенку мочевого пузыря (что увеличивает давление внутри мочевого пузыря) и расслаблять мочевой сфинктер (который открывает уретру и позволяет моче вытекать из тела). Но у них могут возникнуть проблемы с выполнением обоих одновременно. В результате они могут не полностью опорожнять мочевой пузырь при каждом мочеиспускании (Yeung et al. 19).95; Силлен и др., 1996 г.; Башляр 1998).

    Но это не означает, что дети мочатся случайным образом. Напротив.

    Как отмечалось выше, дети чаще мочатся в определенное время в течение дня.

    Они более склонны к мочеиспусканию после кормления. Они также с большей вероятностью будут мочиться, когда полностью проснутся или переходят к бодрствованию. Младенцы склонны , а не к мочеиспусканию, когда они находятся в «тихом сне» — стадии младенческого сна, аналогичной нашей взрослой стадии «глубокого» сна (Yeung et al. 19).95; Вен и Тонг, 1998).

    И, что не менее важно, детские мочевые пузыри не безнадежно слабы или неустойчивы.

    Мышцы стенки мочевого пузыря обычно стабильны и сокращаются только во время мочеиспускания (Yeung et al., 1995; Wen and Tong, 1998). И когда исследователи пытались спровоцировать мочеиспускание здоровых новорожденных, нажимая на их мочевой пузырь вручную, это не сработало. Мочевые пузыри не подтекали (Gladh et al 2000).

    Таким образом, исследования опровергают представление о том, что детский мочевой пузырь полностью свободен (Sillén 2001; Yeung et al 1995).

    Детское мочеиспускание — это , а не просто автоматический рефлекс (Sillén 2001; Yeung et al 1995). Вот почему возможно приучение младенцев к горшку — относительная сухость, достигаемая под родительским надзором.

    А как насчет нагрузки на родителей? Разве приучение ребенка к туалету не отнимает много времени и не является грязным?

    Краткий ответ: Да.

    Приучение ребенка к туалету зависит от близости и бдительности опекуна. Это, несомненно, отнимает много времени.

    При рождении младенец в среднем писает примерно 20 раз в день (Geoller et al 1981). Частота со временем снижается, поэтому некоторые авторы рекомендуют родителям откладывать обучение младенцев до третьего месяца (Schaefer and diGeronimo, 1997).

    Однако вместимость мочевого пузыря различается, и некоторые младенцы очень часто опорожняются в течение всего периода дошкольного возраста. У других младенцев в течение дня стул мягкий по каплям. Родители должны взвесить эти факторы соответствующим образом.

    Далее рассмотрим бардак.

    Хотя детские отходы менее вонючие, чем детские отходы (Sonna 2006), они все же грязные. Некоторые сторонники утверждают, что приучение ребенка к туалету менее грязно, чем пеленание, потому что пеленание заставляет родителя убирать каждый раз, когда ребенок какает (DiaperFreeBaby.org, 2006).

    Но я думаю, что это упускает из виду то, что беспокоит большинство жителей Запада, а именно то, что дети без подгузников могут испачкать мебель, коврики и другие предметы, которые довольно трудно чистить.

    Родители могут минимизировать беспорядок, держа детей подальше от таких предметов.

    В качестве альтернативы они могут использовать метод приучения ребенка к туалету на основе горшка.

    Или просто держите своих детей в подгузниках на ранних этапах обучения.

    Тем не менее, миллионы людей приучают младенцев к туалету, вообще не используя подгузники. Как они это делают?


    Я думаю, что это, скорее всего, связано с разницей в отношении и социальной поддержкой.

    От Кении (deVries and deVries 1977) до Бали (Diener 2000) родители не считают случайные аварии чем-то большим. Никто не возражает, если немного детской мочи попадет на их одежду или пол. Аварии случаются. Уборка — часть воспитания.

    Кроме того, традиционные, «без подгузников» общества часто более терпимы к тому, что маленькие дети испражняются в общественных местах. Местные обычаи облегчают обучение родителей.

    Например, в Китае маленькие дети носят брюки с открытым швом сзади, чтобы дети могли сесть на корточки и пойти, когда возникнет необходимость.

    А у ифалуков в Океании малыши могут писать практически где угодно, лишь бы они были на улице (Le 2000).

    Отношение и обычаи на Западе меньше поддерживают приучение младенцев к горшку. Это не должно сдерживать мотивированных западных родителей. Но очевидно, что обучение младенцев подходит не всем.

    Независимо от того, планируете ли вы тренироваться рано или поздно, вам нужно проявить терпение, хорошее настроение и мягкость. Будут аварии и неудачи. Никто не должен пытаться приучать младенцев к туалету, не имея четкого представления о предстоящей работе.

    Уроки для Запада?

    Несмотря на трудности, некоторые родители доказывают, что на Западе можно практиковать приучение младенцев к туалету. Книги, веб-сайты и онлайн-сообщества предлагают советы и психологическую поддержку. Сообразительные родители обмениваются советами о том, где купить тренировочные штаны в китайском стиле или как выжить в поездке на машине.

    Для этих родителей преимущества приучения ребенка к туалету — никаких подгузников, никакой сыпи — оправдывают дополнительную работу.

    Тем не менее, для родителей, которые не планируют обучать своих младенцев, «коммуникация исключения» поучительна.

    Напоминает нам, что подгузники не являются необходимой или естественной частью младенчества. Это также не опрелости или зависимость от подгузников. Детей, которые никогда не носят подгузники, не нужно будет уговаривать снять с них подгузники, когда они станут старше.

    Постскриптум: необоснованные претензии

    Я видел несколько сомнительных заявлений о приучении младенцев к туалету, которые заслуживают обсуждения. Поэтому я хочу обратиться к ним здесь.

    Во-первых, я не могу найти доказательств того, что приучение младенцев к туалету делает из них более чутких родителей.

    Я также не встречал никаких исследований, предполагающих, что приучение к горшку в любом виде — младенца или каким-либо иным образом — улучшает отношения между родителями и детьми.

    Во-вторых, я не нашел ни одного исследования, указывающего на то, что приучение младенцев к туалету — когда оно осуществляется описанным выше способом — оказывает какое-либо значимое, долгосрочное влияние на развитие ребенка.

    Как отмечалось выше, есть данные о том, что это помогает детям развивать здоровые модели мочеиспускания в более раннем возрасте (Duong et al 2013b). И логично предположить, что тренированные младенцы будут менее подвержены риску развития сыпи и инфекций, связанных с подгузником (Bender and She, 2017).

    Но нет причин думать, что приучение ребенка к туалету изменит психологию вашего ребенка в лучшую или худшую сторону. Вы можете прочитать больше об этом в этой статье Parenting Science о сроках приучения к туалету.

    Наконец, стоит повторить, что термин «приучение ребенка к туалету» может ввести в заблуждение.

    Младенцы не обучаются так, как дети старшего возраста. Вместо этого родители учатся предвидеть, когда их дети будут готовы к мочеиспусканию, а дети узнают, что определенный звук означает «давай, помочись сейчас».


    Если не в младенчестве, то когда?

    Когда дело доходит до начала приучения к туалету, у родителей есть много вариантов. Что говорят нам исследования об отсрочке обучения до достижения ребенком возраста 12 месяцев? 18 месяцев? 24 месяца? Или даже старше? Статья My Parenting Science о сроках приучения к туалету поможет вам сравнить плюсы и минусы, связанные с разным возрастом.

    Книги о приучении младенцев к туалету

    Лори Буке дает подробный отчет о приучении младенцев к туалету в своей книге с практическими рекомендациями Приучение младенцев к горшку: нежный и первобытный метод, адаптированный к современной жизни (2002; издательство White-Boucke).

    Ее книга включает фотографии и эскизы, иллюстрирующие техники, а также раздел, посвященный кросс-культурным исследованиям. Сокращенная версия этой книги доступна под названием Приучение младенцев к горшку: с подгузниками и без — естественный способ (2003; издательство White-Boucke).


    Ссылки: Наука о приучении младенцев к туалету

    Bachelard M, Sillen U, Hansson S, Hermansson G, Jodal U, and Jacobsson B. 1998. Уродинамическая картина у младенцев с инфекцией мочевыводящих путей. Журнал урологии, 160: 522-6.

    Бендер JM и She RC. 2017. Сообщение о ликвидации: в Америке без подгузников. Педиатрия. 140(1).

    deVries MW и deVries MR. 1977. Культурная относительность готовности к туалету: взгляд из Восточной Африки. Педиатрия, 60: 170-177.

    Динер М. 2000. «Подарок богов: балийское руководство по воспитанию детей в раннем возрасте», в книге «Мир младенцев: воображаемые руководства по уходу за детьми для семи обществ» (Дж. ДеЛоуч и А. Готлиб, ред.) Нью-Йорк: Кембридж. Университетское издательство, стр. 199-231.

    Duong TH, Jansson UB, Hellström AL. 2013а. Опыт вьетнамских матерей в процедуре приучения к горшку детей от рождения до 2 лет. J Педиатр Урол. 9(6 часть А):808-14.

    Duong TH, Jansson UB, Holmdahl G, Sillén U, Hellström AL. 2013б. Контроль над мочевым пузырем в течение первых 3 лет жизни у здоровых детей во Вьетнаме — сравнительное исследование со шведскими детьми. J Педиатр Урол. 9(6 Пт А): 700-6.

    Геоллнер М.Х., Зиглер Э.Е. и Фомон С.Дж. 1981. Мочеиспускание в первые три года жизни. Нефрон., 28: 174-178.

    Gladh G, Persson D, Mattsson S и Lindstrom S. 2000. Характер мочеиспускания у здоровых новорожденных. Нейроурология и уродинамика, 19: 177-184.

    Largo RH, Gianciaruso M, and Prader A. 1978. Развитие контроля над кишечником и мочевым пузырем от рождения до 18 лет. Длительное обучение. Schweiz Med Wochenschr, 108: 155-160.

    Largo RH and Stutzle 1977. Продольное исследование контроля работы кишечника и мочевого пузыря в дневное и ночное время в первые шесть лет жизни. I: Эпидемиология и взаимосвязь между контролем кишечника и мочевого пузыря. Dev Med Child Neurol, 19: 598-606.

    Ле Х-Н. 2000. «Никогда не оставляйте своего малыша одного: воспитание ребенка-ифалука», в книге «Мир младенцев: воображаемые руководства по уходу за детьми для семи обществ» (Дж. ДеЛоуч и А. Готтлиб, ред.) Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *