Тонус в мышцах у грудничка: Нарушение мышечного тонуса у детей первого года жизни

Содержание

Нарушение мышечного тонуса

Мышечный тонус — легкое напряжение мышц, необходимое для быстрого включения их в рабочее состояние. Именно уровень тонуса определяет готовность мышечного комплекса к выполнению двигательных функций. Для каждого периода развития ребенка существуют физиологические нормы тонусной активности.

Так, в первые три месяца после рождения ребенка сохраняется повышенное напряжение мышц, отвечающих за сгибание-разгибание конечностей. Тело младенца продолжает сохранять положение эмбриона — кулачки плотно сжаты, ножки согнуты (для распрямления конечностей необходимо приложить определенное усилие).

К трем месяцам, при нормальном развитии малыша, должна быть достигнута нормотония — то есть, уравновешенное состояние мышечных сгибателей и разгибателей. К этому моменту ножки и ручки работают активно, достаточно легко, а ладони все реже сжимаются в кулачок. К 18 месяцам тонус у ребенка сопоставим с показателями мышечного напряжения у взрослого человека.

Отклонения от нормы

К нарушениям мышечного тонуса относятся гипертонус, гипотонус, дистония, асимметрия мышечного тонуса. О повышенном тонусе можно судить по чрезмерной зажатости и скованности движений малыша, напряжении затылочных мышц, плотно сжатым кулачкам, ножки также согнуты во всех суставах, бедра малыша с трудом удаётся развести в сторону.

Признаки гипотноуса — вялые, слабые движения конечностей, запоздалое развитие возрастных навыков. При принудительном сгибании ручек отсутствует ответная реакция на распрямление, которая должна быть у здорового грудничка. Малыш испытывает трудности при удержании головки из-за ослабленных мышц шеи, устает во время кормления (одна из причин отказа младенца от груди).

Асимметрия мышечного тонуса – состояние, при котором на одной половине тела тонус больше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряжения мышц, туловище изгибается дугой, ребенок заваливается на бок.

Мышечная дистония — неравномерный тонус – сочетание гипертонуса (повышенный тонус мышц у ребенка) и гипотонуса.

Асимметрия тонуса и дистония в любом возрасте НЕ является вариантом нормы. Мышечная дистония, лечение которой начато своевременно, приводит к нормализации мышечного тонуса.

Родители могут лишь заподозрить нарушение тонуса по вышеперечисленным признакам, но заключение должен сделать детский врач-невролог после проверки рефлексов и проведения специального диагностического обследования.

Причины и последствия нарушения мышечного тонуса

В большинстве случаев, нарушение тонуса у новорожденных является следствием родовых травм (особенно часто травмируется шейный отдел и головка младенца), или внутриутробных патологий развития. Внешние проявления мышечных нарушений свидетельствует о патологии нервной системы, а это означает, что у детей, если не принять своевременные меры, есть риск возникновения других отклонений в развитии (как физическом, так и интеллектуальном).

Самостоятельно патология не исправляется, и не корректируется с возрастом. Однако применение грамотно составленных схем лечения позволяет восстановить здоровье ребенка.

Диагностика и лечение мышечного тонуса

Метамерный подход в диагностике дает возможность определить уровень поражения нервной системы и провести дифференциальную диагностику.

При исключении серьезных заболеваний ранее начатое лечение приводит к полному выздоровлению. Поэтому не стоит откладывать визит к детскому врачу-неврологу.

Для детей с изменениями мышечного тонуса в Медицинском центре Берсенева разрабатывается индивидуальная программа лечения. Эта программа включает в себя метамерные виды массажа, специальную лечебную физкультуру и, при необходимости, метамерную рефлексотерапию.

Обратившись в Медицинский центр Берсенева, вы гарантировано получите максимально эффективную врачебную помощь. Опытные специалисты сделают все возможное для устранения серьезной патологии и создания условий для нормального развития ребенка.

Мышечный тонус или гипертонус мышц у новорожденного | Мамоведия

Мышечный тонус или гипертонус мышц — диагноз, который не редко ставится каждому второму новорожденному. Это принято считать патологией или нормой?  В чем опасность тонуса мышц для дальнейшего развития ребенка? Как с ним бороться? Давайте попробуем найти ответы на все эти вопросы.

Что означает понятие тонус мышц у малыша?

Само понятие тонус означает состояние длительного напряжения мышечной ткани, что не сопровождается утомлением. Согласно статистике, 9 из 10 малышей рождаются с нарушенным мышечным тонусом, и чаще всего в сторону повышения. Причиной этому является то, что малыш все время находился в утробе матери в позе эмбриона, ручки и ножки были прижаты, у малыша не было возможности активно двигаться внутри. Поэтому, присутствие мышечного тонуса при рождении считается нормой.

Случается и пониженный мышечный тонус, но гораздо реже, чем повышенный, при этом малыш малоподвижен, вялый, при перекладывании на животик не предпринимает попыток поднять голову, когда ножки раздвинуты, малыш ими практически не двигает.

По мере того как растет малыш, тонус мышц приходит в норму, однако если наблюдаются следующие признаки, то стоит незамедлительно показать малыша врачу:

  • ребенок беспокойно себя ведет, мало спит и сон не глубокий
  • во время сна тело малыша не расслабляется полностью, ручки зажаты в кулачки, ножки сомкнуты
  •  постоянное срыгивание после кормления
  •  частая дрожь в подбородке при плаче
  • раздраженная реакция на тихие звуки и не яркий свет  
  •  часто запрокидывает голову назад и выгибается

Малыши с повышенным тонусом с рождения очень зажаты и напряжены. Некоторые родители удивляются, как малыш в месяц уже может некоторое время подержать головку. Причина этому чрезмерный тонус мышц шеи малыша. Повышенный тонус бывает также в ножках, при разведении ножек малыша в стороны, чувствуется сильное сопротивление, требуется усилие, что бы это сделать. Также при проверке рефлексоопоры, ребенок, как правило, опирается на цыпочки, автоматическая ходьба будет с перекрестом стоп.

Чем опасен тонус мышц и как с ним бороться?

Опасностью для малыша при наличии мышечного тонуса (или гипертонуса) является задержка темпов двигательного и физического развития. Если не определить тонус своевременно и не начать лечить его, то в силу скованности своих движений, мылыш не может активно двигаться за игрушкой, не может переворачиваться вовремя, не может сгруппироваться что бы сесть правильно, как результат все двигательные навыки  развиваются с отставанием.  Движения начнут его быстро утомлять, а при ходьбе может возникнуть неправильное распределение центра тяжести (запрокидывание туловища назад). Также возможно нарушение общего состояния: мышцы чрезмерно напряжены, и как результат это приводит к излишнему возбуждению малыша, плохому сну, срыгиванию после 6 мес.

Несмотря на врожденный тонус мышц у малышей, это не столь опасно и порой лечить даже не нужно. Важно, просто следить за ребеночком, делать обычные домашние массажи, заниматься плаванием, делать гимнастические упражнения, успокаивающие травяные ванночки, все это вполне способно решить имеющееся проблемы со здоровьем. Как правило, таких процедур бывает достаточно, что бы понизить повышенный мышечный тонус, повысить пониженный, кроме этого физические упражнения благоприятно влияют на общее состояние малыша.

Но если тонус сильно повышен и домашние процедуры не помогают, то тогда нужны профессиональные массажи, после них в основном, ответ мышц наступает через 2-3 недели и видно улучшение. Очень важно не заканчивать начатого лечения на пол пути и не прерывать его, даже если показалось, что состояние ребенка существенно улучшилось, и признаки тонуса исчезли. Иногда назначают парафинотерапию, согревающие процедуры на стопы, голени, и очень редко медикаментозное лечение.

А если ко всем процедурам добавить мамину любовь и нежные ласковые объятия, то скорейшее снятие мышечного тонуса и выздоровление вам гарантировано.

 

Когда следует обратиться к неврологу?

Даже у самой заботливой мамы, как правило, нет медицинского образования. Поэтому со всеми сомнениями относительно здоровья ребёнка нужно сразу обращаться к врачу. Ребёнок плохо засыпает, трясёт ручкой, теряет сознание – эти симптомы могут быть признаками серьёзных заболеваний. На них обязательно обратит внимание невропатолог – один из главных докторов в жизни малыша.

В компетенции невролога диагностика и лечение болезней, вызванных поражением нервной системы. Среди них: различные невралгии, гидроцефалия, эпилепсия и т.д. Проще говоря, невролог исследует поведение ребёнка и сформированные навыки, на основании которых делает заключение о правильном развитии малыша. Будет ли человек социализирован, сможет ли находить контакт с людьми, и сможет ли вообще говорить и думать. За всё это отвечает именно нервная система, поэтому очень важно любые нарушения заметить и устранить вовремя.

Формирование нервной системы ребёнка происходит постепенно. С каждым месяцем жизни малыш обретает новые навыки: учится говорить, слушать, сидеть, ходить, думать. В силу того, что каждый ребёнок развивается индивидуально (подчас, вне принятых медицинских рамок), отклонения в развитии можно заметить только на повторном приёме невролога. Российский Минздрав определил 4 возрастных этапа: 1, 3, 6 и 12 месяцев. Но даже если до следующего осмотра остается несколько недель, а у ребёнка появилась опасная симптоматика (повышенный тонус мышц, тремор, частое срыгивание, постоянные истерики) – медлить нельзя, следует срочно показаться врачу.

 Итак, какие симптомы должны насторожить родителей и стать поводом для внепланового обращения к врачу.


1. У ребёнка дрожит подбородок.

Дрожание подбородка во время плача у ребёнка до трёх месяцев считается нормой. Это происходит потому, что нервная система ещё не окончательно сформирована. Под действием простых эмоций нервные центры возбуждаются, и появляется легкий тремор. Другое дело, если у ребёнка дрожит подбородок в состоянии покоя, и появился этот симптом не сразу, а спустя несколько месяцев после рождения. Обратите внимание: параллельно с дрожанием подбородка могут быть и другие симптомы (частое срыгивание, повышенный тонус мышц, дрожание всей головки). Это распространенное явление, особенно, если были тяжелые роды, гипоксия, либо ребёнок родился недоношенным. И всё-таки, если вы заметили, что у малыша часто и подолгу дрожит подбородок, стоит рассказать об этом на приеме у невролога.

2. У ребёнка появился тремор (рук, ног).

Дрожание рук или ног – это симптом повышенной возбудимости, он также появляется из-за незрелости нервной системы.

Появление этого признака без физической или эмоциональной активности ребёнка говорит о возможных серьёзных нарушениях. Тремор у ребёнка появляется при очень тяжёлых заболеваниях, таких как: энцефалопатия, гипергликемия и др. Изучить состояние ребёнка, исключить патологию или не дать ей развиться сможет только грамотный невролог на приёме.

Повышенный тонус мышц.

Для новорождённых детей состояние, при котором тонус мышц пониженный или повышенный — абсолютно нормальное, оно бывает больше, чем у половины малышей. Обычно через несколько недель мышечная дистония проходит, и младенец начинает полноценно развиваться. Однако если тонус мышц остаётся повышенным или пониженным, спустя полгода, нужно забить тревогу. Мышечная дистония, если от неё не избавляться, приведёт к задержкам в физическом и психическом развитии. Например, из-за повышенного тонуса мышц в будущем у ребёнка может появиться гипервозбудимость, а из-за пониженного тонуса — искривиться осанка и даже нарушиться речь.

Пониженный тонус мышц.

Подобная картина и с тонусом пониженным, но, в отличие от повышенного (когда ребёнок может ручками бить себя или наблюдается кривошея), здесь, напротив, малыш вялый, неподвижный, часто лежит в позе лягушки. Это состояние также негативно отразится на здоровье ребёнка. Как правило, такие детки развиваются медленнее своих сверстников, позже начинают ползать и садиться, мало интересуются окружающим миром. К тому же этот симптом (наряду с частым скрещиванием ножек) может быть при ДЦП. Даже если это серьёзное заболевание врач не диагностировал, повышенный или пониженный тонус мышц обязательно нужно лечить. Тем более, что он легко поддаётся исправлению (массаж, физиопроцедуры).

Ребёнок часто срыгивает

Первая и основная причина частого срыгивания у детей – переедание. В отличие от рвоты, этот процесс происходит легко, без фонтанирования, через небольшой промежуток времени после кормления, в объёме примерно 1-2 столовые ложки.

Обычно срыгивание никак не отражается на здоровье малыша, просто его неокрепший организм избавляется от избытка пищи. Нужно выстроить правильную схему кормления по возрасту и этот симптом уйдёт. Но если срыгивания продолжаются долго, происходят в большом объёме, малыш не набирает вес, ведёт себя пассивно – это повод обратиться к специалистам. Частые срыгивания могут быть симптом вздутия живота, различных пороков желудочно-кишечного тракта, у детей с задержкой внутриутробного развития.

Ребёнок теряет сознание

В таких случаях медлить нельзя, нужно сразу вызывать неотложку! В это время постараться оказать помощь малышу, отметить, как быстро он пришёл в себя, нарушилось ли дыхание, изменился ли цвет кожи. Потеря сознания – это очень тревожный симптом, он может сопровождать как вполне безобидные перегрев, обезвоживание, недостаток кислорода, так и крайне тяжелые заболевания: сахарный диабет, эпилепсию, астму, вегето-сосудистая дистонию и пр. В случае, когда ребёнок часто теряет сознание, понадобится консультация не только невролога, но и других специалистов.

У ребёнка расширенные зрачки

У такого состояния причин может быть масса, начиная от плохого освещения в комнате, где ребёнок проводит основное время, заканчивая серьёзными патологиями. На приёме у невролога нужно объяснить, как давно расширились зрачки, меняется ли это состояние и от чего возникло. Предполагают, что у ребёнка могут быть расширенные зрачки после того, как он перенёс сильный испуг или стал свидетелем конфликта. Нервный срыв, стресс, сильная или частая головная боль – вызывают расширение зрачков. Также расширенные зрачки у ребёнка – один из признаков черепно-мозговой травмы. Помимо того, необходимо исключить глазные заболевания и гипоксию, поэтому профессионального обследования не избежать.

Частые истерики у ребёнка

Не стоит списывать это состояние на сложный характер ребёнка. Безусловно, психологический аспект имеет место, особенно у 3-х летних детей, когда наступает первый возрастной кризис. Они ещё не способны чётко сформулировать желания, поэтому добиваются своего при помощи истерики, криков, битья руками. В этом случае помогут советы психолога. Между тем, причиной постоянных истерик у ребёнка (особенно в возрасте до года) могут быть болезненные ощущения на фоне неврологических отклонений. Повышенное внутричерепное давление, гидроцефалия имеют в своих симптомах: истерики у детей, тремор, плохой сон. Не стоит думать, что всё само собой пройдёт, когда ребёнок вырастет. Серьёзные патологии могут обернуться тяжелыми последствиями, вплоть до инвалидности.

Плохой сон у ребёнка

Часто дети плохо засыпают из-за перевозбуждения (сильные эмоции, новая обстановка, много людей вокруг, ссоры в семье). Важно не укладывать ребёнка в таком состоянии, а добиться его полного успокоения с помощью расслабляющей ванны, тёплого питья и тесного контакта с мамой в уютной обстановке. Иначе из-за перевозбуждения будет прерывистый сон, и ребёнок устанет ещё сильнее. Обязательно следует соблюдать режим, включая дневной сон, так нервной системе малыша легче будет справляться с перегрузками. Но если ребёнок плохо засыпает, сон короткий, во сне малыш дёргается, а проснувшись, плачет – следует искать хорошего невролога. На приёме в Центре Педиатрии и Неврологии врач невролог обследует ребёнка амплитудно-частотной диагностикой и выявит причину, из-за которой ребёнок плохо засыпает.

Итак, будущее вашего ребенка сейчас зависит от того, насколько внимательно вы отнесетесь к его здоровью и раннему развитию. Стоит добавить, что любое лечение необходимо проходить под контролем грамотного доктора. Лучше, если малыша будет наблюдать постоянный врач в специализированном центре. В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» ведут прием неврологи и другие детские специалисты: педиатры, логопеды, дефектологи, инструкторы ЛФК, массажисты, психологи и др.

Гипертонус у младенцев

Возникновение гипертонуса у новорожденных

Часто родители интересуются, когда появляется и до какого возраста сохраняется гипертонус у младенцев. В животе мамы конечности ребенка прижаты к телу, ограничены в движениях. На вторую неделю после рождения происходит расслабление мышц. При поражениях ЦНС мозг не контролирует их функционирование и появляется мышечный гипертонус у младенцев.

Как определить нормальный и плохой тонус?

Нижеперечисленные ситуации не являются патологией:
1. Первые 30 дней от рождения. Ребенок спит как эмбрион, сгибая конечности, лежит на животе с повернутой на бок головой, толкается ногами.
2. На третьем месяце голова удерживается в положении лежа на животе. Малыш вертит ею, вытягивает руки, держит в ладошке предметы.
3. На полугоде от рождения малыш может раскрывать ладошки, переворачиваться, поднимать тело с опорой на руки с раскрытыми ладонями, пытается сесть и ползать.
4. Активность на девятый месяц, возможность стоять с посторонней помощью или с опорой.
5. В год малыш делает первые шаги без поддержки, двигается сам.
Как распознать гипертонус мышц у младенцев? Патология проявляется сразу и характеризуется скованностью движений. Развести ноги дети могут не более чем на 46 градусов. Пальцы рук не разжимаются.

Чем опасно подобное состояние?

Недуг ведет к серьезным заболеваниям суставов и связок, останавливается развитие малыша. Длительное подобное состояние приводит к нарушению моторной функции, снижению двигательной активности, заболеваниям позвоночника.

После 30 дней с рождения гипертонус сохраняется. Впоследствии гипертонус мышц у младенца имеет такие признаки:
1. Неусидчивость, плохой сон (ребенок просыпается несколько раз в час), много плачет
2. Выгибает спину, согнутые руки и ноги прижаты, голову во сне запрокидывает
3. Подбородок дергается при истерике, тело напряжено и сильно изгибается
4. Держит вертикально голову с первых минут жизни
5. Сопротивляется разведению ног, кричит
6. Стоит на носках, не опираясь полностью на всю стопу

Что делать, если появился мышечный гипертонус у младенцев и как его лечить?

Мышечный тонус бывает сниженный или повышенный. Также встречается дистония — ассиметрия с сочетаниями двух тонусов. При дисбалансе мышечный гипертонус у младенцев носит односторонний характер. Помните, что это состояние называется кривошеей.

Гипотонусы и мышечные гипертонусы поражают отдельные части тела — ноги, руки. Они связаны с серьезными патологиями ЦНС. Поэтому при обнаружении симптомов требуется всестороннее обследование, УЗИ мозга или томограмма.

Почему возникает гипертонус мышц у новорожденных?

Причинами являются инфекции, травмы, полученные во время беременности или родов, генетические нарушения и несовместимость. При лечении рекомендуется специальная гимнастика при гипертонусе у младенцев, прием лекарств.

Способы устранения

Если вы заметили гипертонус мышц у младенца и его первые симптомы, важно сразу начать адекватное лечение.

Нарушения сначала лечат не медикаментозными способами: массажем, ванночками с настоями трав, гимнастикой, физиопроцедурами, остеопатическими упражнениями. Используют препараты, улучшающие кровоснабжение мозга, налаживающие процессы обмена, снижающие напряжение.

Травяные ванны расслабляют мышцы. Водные процедуры проводятся по определенному графику — четыре дня ванночки с настоем, на следующий день моют в чистой воде. Детям до года добавляют в воду отвары брусники, экстракты хвои, пустырника и т. д.

Эффективным методом устранения гипертонуса у младенцев называют лечение массажем. Массаж можно выполнять с третьей недели рождения. Оптимальный курс — до 10 сеансов. Подойдут занятия на большом надувном мяче.

Внимание! При гипертонусе у младенцев симптомы могут отличаться. Для правильного лечения прочитайте отзывы и обратитесь к специалисту.

Гипертонус ног

Проявляется «пяточными стопами» (ходит на пятках), варусными (стопы «смотрят» внутрь) или вальгусными стопами (стоят наружу). С подобным заболеванием нельзя использовать прыгунки и ходунки. Исправление мышечного гипертонуса у младенцев включает в себя массаж, ЛФК, процедуры теплолечения, электрофореза, прием медикаментов и плавание. Могут назначать В-витамины.

Гипертонус аддукторов бедер у младенца — что это?

Наибольшую опасность представляет гипертонус аддукторов бедер у младенца. Подобным недугом называют устойчивое напряжение мышц бедра и невозможность приведения ноги к середине тела. Гипертонус наблюдается вместе с поражением тазобедренных суставов у младенцев — дисплазии, вывихе, реже при ДЦП. Обнаруживается просто — малыш не может развести ножки. Аддукторный синдром мышечного гипертонуса у младенцев устраняется путем поэтапной коррекции. Что это такое и как выполняют? Корректируют аддукторно-пронационную установку бедер при помощи аппарата «Огонек». Бедра отводят и фиксируют на угол, необходимый для коррекции и выполнения активных движений.

Профилактический, лечебный и коррекционный массаж детям любого возраста

Профилактический массаж

Делают его с целью укрепить детский организм и направить в нужном направлении его развитие. У этого вида массажа есть четыре стадии:

Первый триместр. В течение трех месяцев начиная с рождения мышцы у многих малышей находятся в гипертонусе. Поэтому все манипуляции массажиста направлены на их расслабление. Длительность сеанса продолжается не более 10 минут.

Второй триместр. Уже где-то на четвертом месяце состояние напряжения в мышцах младенца спадает. Массаж в это время носит укрепляющий характер. Массируются в основном ножки, ручки, ладони и пальчики. Это способствует не только укреплению мышц, но и развитию моторики и речевых навыков. Длительность сеанса увеличивается до 20 минут.

Третий триместр. К началу этого периода малыш старается самостоятельно сидеть и переворачиваться. Помогаем ему в этом, пока еще непростом деле, специальными массажными процедурами, помогающими развить необходимую мускулатуру. Теперь участвует в массаже спина и мышцы пресса.

Четвертый триместр. На девятом месяце многие непоседы делают первые шаги. Нужно укрепить все тело. Чтобы малыш не боялся ходить и уверенно стоял на ногах к годовалому возрасту необходимо массировать ягодицы, ноги, спину и ступни.

В 12 месяцев массажные сеансы как правило сочетают со спортивными упражнениями на специальном шаре, сопровождая разными считалками или в игровой форме. Это развивает у ребенка координацию и учит концентрировать внимание.

Лечебный массаж

Назначает его педиатр, хирург, ортопед или невролог при различных установленных патологиях развития. Выполнять его должен только квалифицированный специалист. Заниматься самолечением ребенка в этой ситуации не стоит. Делать такой массаж можно с 2 месяцев.

Основные показания для лечебного массажа:

  • Врожденная косолапость
  • Кривошея
  • Плоскостопие
  • Сколиоз
  • Гипертонус или гипотонус мышц
  • Детский церебральный паралич
  • Различные родовые травмы

Количество и продолжительности детского массажа в лечебных целях будет зависеть от сложности заболевания и общего состояния ребенка. Определить это может только лечащий врач.

Коррекционный или закрепляющий

Позволяет закрепить полученные результаты лечения и предотвратить рецидивы болезни. Как и в случае с лечебным массажем делает его исключительно специалист.

Гипертонус у грудничка. Что делать? – OGOCITY

        Нарушения мышечного тонуса в младенчестве могут быть как нормой, так и патологией. Определить это может только опытный детский невролог.             

        Мышечный гипертонус представляет собой своего рода спонтанное ограничение двигательной активности младенца.

       Молодым родителям нужно знать, что у младенца в возрасте до трех месяцев зачастую наблюдается физиологический гипертонус мышц. Данное явление происходит из-за того, что находясь в утробе матери, ребенок был в положении эмбриона, когда коленки согнуты и прижаты к животу, а ручки прижаты к груди. Поэтому, в течение первых месяцев жизни ребенок рефлекторно пытается вернуться в данную позицию, в результате чего появляется физиологический гипертонус мышц.

      Кроме физиологического мышечного гипертонуса, существует и патологический, который является симптомом различных неврологических заболеваний.

      Как же понять, где норма, а где патология?

      Самостоятельно никак. В данной ситуации нужна консультация детского невролога. Только опытный врач сможет увидеть тонкую грань между нормой и патологией. Патологический мышечный гипертонус чаще всего бывает у младенцев, которые пострадали во время родов, в процессе прохождения по родовым путям могли произойти различные родовые травмы и т.д.

        Многие молодые родители задаются вопросом: что такое мышечный гипертонус, как определить есть ли он у ребенка?

      Повышенный тонус мышц у грудничка, это перенапряжение мышц. У абсолютно здорового ребенка может возникать гипертонус мышц, которые перенапрягаются. Если насильно ставить на ножки не умеющего ходить ребенка, если поднимать за ручки малыша который еще не умеет сидеть, вследствие таких манипуляций обязательно возникнет гипертонус мышц ножек и ручек. Если у грудного ребенка наблюдается повышенный мышечный гипертонус, но ручки сжатые в кулачки можно легко разжать, и так же легко разогнуть конечности, то данное состояние физиологическое, и не представляет опасности. При физиологическом гипертонусе полезен легкий расслабляющий массаж и ванночки.

        Тревожным же сигналом для родителей являются: дрожащий подбородок ребенка при плаче, частое запрокидывание головы, скованные движения, неестественное положение конечностей, частые срыгивания, беспокойный сон. Все вышеперечисленное является признаками патологического гипертонуса. Если Вы заметили нечто подобное у своего малыша, то вам в срочном порядке необходима консультация опытного врача. Мышечный гипертонус в раннем возрасте может стать причиной физического недоразвития ребенка, а так же являться симптомом таких заболеваний как детский церебральный паралич (ДЦП), врожденные патологии и др. Своевременно поставленный диагноз и правильная терапия избавят ребенка от столь неприятного состояния.

      Для восстановления тонуса мышц грудничка необходимо пройти курс профессионального массажа, специальных упражнений, а также различных физиотерапевтических процедур:  электрофорез, парафиновые аппликации и пр. Также возможна медикаментозная коррекция. Родителям важно понимать, что все вышеперечисленные процедуры самостоятельно делать ни в коем случае нельзя. Самолечением с применением народных методов, неправильным массажем и другими сомнительными манипуляциями можно нанести ребенку непоправимый вред.

 

  Желаю  здоровья и благополучия Вам и  Вашим малышам!

 

 

Автор статьи: врач-невролог

Самостян Елена Петровна

Мышечный тонус имеет решающее значение для обучения и развития. Как поддержать мышечный тонус вашего ребенка

Присоединяйтесь к тысячам родителей, которые уже воспитывают более умных и счастливых детей, с нашими онлайн-классами для детей: Серия Active Babies Smart Kids. Кликните сюда.

Дети GymbaROO-KindyROO преуспевают в учебе, эмоциональном отношении, на руководящих должностях и в спорте. Найдите нас по адресу: GymbaROO-KindyROO

У многих детей с задержкой развития и / или трудностями в обучении также наблюдается снижение мышечного тонуса.

Что такое мышечный тонус?

Мышечный тонус — это сопротивление мышцы растяжению. Каждое выполняемое мышечное действие является результатом сокращения сотен или тысяч мышечных волокон. Многие эксперты считают, что в основе всех движений тела лежат сокращающиеся мышцы.

Откуда берется мышечный тонус?

Мышечный тонус создается мельчайшими органами чувств, называемыми мышечными веретенами . Они находятся в мышечных волокнах.Они поддерживают медленное, ритмичное, непрерывное «мерцание», которое позволяет мышцам мгновенно реагировать на изменения силы тяжести, положения и скорости. Когда младенцы рождаются, мы сразу видим, есть ли у них приятное сильное «мерцание». Чендлер Элиот (1970) был одним из первых ученых-медиков, которые отметили важность наблюдения за силой мерцания, что проявляется у маленьких детей в их шевелении и извивающихся движениях. Он утверждал, что извивающиеся движения в младенчестве являются основой всего высшего моторного развития, поскольку они задают основной тонус мускулов.Дети в возрасте от 6 до 20 недель, которые не демонстрировали извивающихся или «суетливых» движений, подвергались риску возможного дальнейшего движения и трудностей в обучении. Этих младенцев иногда называют «гибкими младенцами».

Почему некоторые дети рождаются с низким мышечным тонусом?

Мы действительно не знаем ответа на этот вопрос, но похоже, что некоторые дети просто так рождаются. Это может быть генетическое заболевание, оно может быть связано с условиями во время беременности или с последствиями тяжелых родов.Мы мало знаем о том, что мы можем сделать, чтобы остановить это, но мы можем сделать МНОГОЕ ПОСЛЕ рождения. Прочтите здесь историю о том, как GymbaROO помог ребенку с «низким мышечным тонусом».

Что влияет на развитие мышечного тонуса?

Всем младенцам необходимы правильные движения для развития хорошего мышечного тонуса. Ребенок, рожденный с нормальным тонусом, может быть подвержен риску потери хорошего мышечного тонуса в результате воздействия окружающей среды. Наши онлайн-классы для детей расскажут, как помочь вашему ребенку развить хороший тонус, сделав так, чтобы следующие движения стали частью его повседневной жизни.

Движение: Движение чрезвычайно важно для развития мышечного тонуса. Когда вы перемещаете ребенка, вы стимулируете чувство равновесия (вестибулярную систему) во внутреннем ухе. У детей с плохим мышечным тонусом часто также нарушается функция вестибулярной системы. Вестибулярная система фактически контролирует мышечный тонус. Непрерывный поток импульсов из вестибулярной системы помогает генерировать мышечный тонус, особенно в тех мышцах, которые выпрямляют тело и удерживают его в вертикальном положении.Если вестибулярный аппарат дезорганизован, мышцы имеют низкий тонус и ребенок быстро утомляется. Это влияет на осанку и равновесие. Видео GymbaROO проведет вас через вестибулярную деятельность, связанную с вашим ребенком. Доступ здесь.

Прикосновение: Чувство осязания или тактильная система , оказывает огромное влияние на мышечный тонус через его взаимосвязь со всеми другими сенсорными сообщениями, получаемыми мозгом. Младенцы и дети с плохим мышечным тонусом обычно плохо распознают прикосновения, плохо осознают свое тело и обладают способностью «интегрировать» сенсорные сообщения, получаемые их мозгом, чтобы понять свое тело и свое окружение.Здесь вы можете посмотреть видео GymbaROO с упражнениями по развитию осознания тела вашего ребенка.

Как я могу помочь своему ребенку развить хороший мышечный тонус?

Время живота — одно из самых важных положений, в которых можно лежать малыша во время бодрствования. Это положение помогает развить мышечный тонус в шее, плечах, руках и верхней части спины ребенка. Если ваш ребенок недоволен своим животиком, старайтесь регулярно проводить короткие промежутки времени, постепенно увеличивая, пока это не станет для ребенка предпочтительным образом жизни. Поставьте перед ребенком зеркало или яркий предмет, чтобы он побуждал его поднять голову. Вы можете подложить небольшое свернутое полотенце под руки и грудь, чтобы поддержать верхнюю часть тела, когда ребенок научится контролировать голову. Посмотрите бесплатное видео GymbaROO с множеством увлекательных занятий на животике здесь.

Массаж. Поглаживая тело ребенка, вы стимулируете рецепторные клетки в мышечных волокнах, что, в свою очередь, стимулирует «мерцание» в мышечном веретене. Вы также можете осторожно сжимать, разминать и катать руки по телу ребенка, чтобы стимулировать мышцы по-другому.Смотрите онлайн-видео GymbaROO-KindyROO о том, «как» и «почему» детского массажа, здесь.

Упражнение и движение. Перемещение тела вашего ребенка в пространстве по-разному стимулирует органы равновесия и посылает в мозг и тело сообщения, которые стимулируют развитие мышечного тонуса. Медленно вращайте, перекатывайте и переворачивайте ребенка во время танца или пения. Упражнения, которые двигают суставы конечностей, также отлично подходят для тонуса мышц — поэтому сгибайте и вытягивайте ноги и руки, когда поете детский стишок.Присоединяйтесь к большому количеству детских упражнений. Наши онлайн-видео расскажут, как тренировать вашего ребенка.

Д-р Джейн Уильямс (доктор философии, BMgt, RN (Paeds)) — генеральный менеджер по исследованиям и образованию в GymbaROO и KindyROO. Д-р Уильямс — один из ведущих австралийских экспертов по вопросам развития младенцев и детей. Подробнее о докторе Вильямсе здесь .

GymbaROO Изображения от Studio Z Photography

GymbaROO-KindyROO

Тысячи родителей, младенцев и детей в настоящее время участвуют в наших программах и создают восходящих звезд.Дети GymbaROO-KindyROO преуспевают в учебе, эмоционально, на руководящих должностях и в спорте. Присоединяйтесь к веселью и обучению! «GymbaROO — лучшее решение, которое я когда-либо принимал для своего ребенка». Классы от 6 недель до 7 лет GymbaROO KindyROO

Active Babies Smart Kids — Детские классы онлайн

Серия онлайн-уроков для детей

GymbaROO-KindyROO покоряет мир родителей! Настоятельно рекомендуется врачами, педиатрами, экспертами по раннему детству и Ассоциацией медсестер по охране материнства и детства. .Эта серия называется «Основное руководство для родителей». Присоединяйтесь к тысячам родителей, которые уже с самого рождения играют со своими младенцами, наилучшим образом для развития мозга и тела и закладывая важнейшие основы для обучения в будущем. То, что происходит в первый год, не только важно, но и очень важно!

Active Babies Интернет-классы для детей Smart Kids — Нажмите здесь.

Попробуйте первый класс БЕСПЛАТНО! Нажмите здесь, чтобы посмотреть наш «Активные младенцы, умные дети», эпизод 1 — Время живота

Наслаждайтесь следующими статьями GymbaROO-KindyROO

GymbaROO-KindyROO: Кто, что, где, почему и как

Почему дети GymbaROO-KindyROO преуспевают — в учебе, эмоциональном, социальном плане, на руководящих должностях и в спорте

Все о детских онлайн-классах GymbaROO-KindyROO для родителей и малышей: Active Babies Smart Kids

Как вырастить более умного и счастливого ребенка

Почему активные дети делают детей умными

Станьте франчайзи GymbaROO-KindyROO

Во время беременности требуется всего один час, чтобы существенно повлиять на будущий интеллект и счастье вашего ребенка

«Детское автокресло», поддерживающее ребенка, чтобы он мог сесть.Пожалуйста, избегайте.

Важное предупреждение для всех родителей младенцев.

Пойте, говорите и танцуйте во время беременности: это способствует развитию мозга вашего ребенка.

Как диета влияет на развитие мозга.

Рисование пальцами — блестящее занятие для младенцев и малышей.

Прыжки в обучении детей 2 года с 25-минутной программой движений GymbaROO 3 раза в неделю.

Результаты NAPLAN улучшаются при МЕНЬШЕ чтении и математике и БОЛЬШЕМ GymbaROO.

В выбранный мной детский сад, дошкольное учреждение или школу: Пожалуйста, включите сенсомоторную программу GymbaROO.

Недавнее исследование демонстрирует важность раннего двигательного опыта для академической успеваемости.

Нажмите здесь, чтобы увидеть подробнее Выбор артикула GymbaROO-KindyROO

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Видео и описания педиатрического неврологического осмотра: Новорожденный> Нормальный


Поведение
Этот 5-дневный младенец находится в состоянии готовности и покоя. У него есть спонтанные движения, которые имеют плавное плавное движение и не являются чрезмерными, отрывистыми или асимметричными. Он, кажется, внимателен к среда. Он пытается устроиться и успокоиться, сосая на кулаках, что является благоприятной поведенческой реакцией. Когда яркий свет направлен к его глазам, у него есть определенная реакция, которая состоит из мигания и избегания света. С повторяющимся стимулом там это привыкание, ослабленная реакция на раздражитель.Он отвечает на звук, успокаиваясь и даже поворачиваясь, — это голова и глаза к звуку. Приведенные выше наблюдения соответствуют психическому статусу ребенка и взрослому. экзамен.



Черепные нервы
Исследование функции черепных нервов ребенка часто достигается наблюдением за спонтанной активностью. Во время плача движение лица (Cranial Nerve 7) наблюдается на предмет полноты или асимметрии. Качество и сила крика — это взгляд на черепные нервы. 9 и 10 функционируют. При сосании и глотании оцениваются черепные нервы 5, 7, 9, 10 и 12, потому что все эти черепные нервы участвуют в это сложный акт. Движение глаз (черепные нервы 3, 4 и 6) можно оценить с помощью вестибулоокулярного рефлекса (маневр кукольного глаза). Когда голова повернута, наблюдается сопряженное движение глаз в противоположную сторону.Проверка реакции ребенка на свет (черепной нерв 2) и звук (Черепной нерв 8) также помогает при обследовании черепных нервов. Зрачок световой рефлекс, роговичный рефлекс, рвотный рефлекс и глазное дно обследование так же, как экзамен для взрослых.



Тонус — поза покоя
Для доношенных новорожденных поза покоя — сгибание. конечностей, при этом конечности плотно приведены к туловищу.После первых нескольких дней жизни конечности все еще преимущественно в согнутом положении, но они не так сильно приведены, как в первые 48 часов жизни.



Тон — тон верхних конечностей
Оценка двигательной функции верхних конечностей начинается с пассивного диапазона движений.Это делается путем вращения каждой конечности. в плече, локте и запястье, чувствуя сопротивление и диапазон движения. Слишком низкое или слишком большое сопротивление отражает гипотонию или гипертония. Дальнейшее тестирование помогает лучше определить тон и любой тон аномалии.



Тонус — вытяжение за руку
Растяжение за руку выполняется, когда ребенок лежит на спине должность. Обхватывают запястье и вытягивают руку до тех пор, пока плечо немного не по коврику. Должно быть сохранено некоторое сгибание в локоть. Полное разгибание в локтевом суставе наблюдается при гипотонии.



Тон — отдача руки
Отдача руки проверяет тонус и действие бицепса.В руки согнуты на груди в течение нескольких секунд, затем быстро расширили и выпустили. Руки должны вернуться в согнутые должность. У младенца с гипотонией будет медленная неполная отдача. Асимметрия на эту реакцию с отсутствием отдачи можно было бы увидеть с помощью винтов Эрба или паралич плечевого сплетения.



Тон — знак шарфа
Тонус плечевого пояса оценивается по руку ребенка и потянув руку к противоположному плечу, как шарф. Рука не должна проходить мимо плеча, а локоть должен не пересекайте среднюю линию груди.



Тон — положение руки
Новорожденный рука ребенка зажата в кулак с согнутыми пальцами над большим пальцем. Рука должна открываться периодически и не всегда держаться в сжатом положении.Потирание локтевой части руки или прикосновение к тыльной стороне руки часто приводит к разгибанию пальцев. В течение первых 1-2 месяцев жизни рука ребенка становится более открыто. Сохранение сжатой руки — признак поражения верхнего мотонейрона. у младенца.



Тон — тон нижних конечностей
Оценка двигательной функции нижних конечностей начинается с пассивного диапазона движений.Это делается путем сгибания бедер, затем отведение и приведение бедер. Затем согните и разогните бедра, колени и щиколотки. Дальнейшее тестирование помогает лучше определить тон и любые отклонения тона.



Тонус — вытяжение за ногу
Потяжение за ногу осуществляется удерживанием ноги за лодыжку.Нога тянется вверх до тех пор, пока ягодица не начнет отрываться от мат. Колено должно оставаться согнутым под углом. Полное разгибание колена при небольшом сопротивлении натягиванию за ногу — признак гипотонии.



Тон — отдача ноги
Для проверки отдачи ноги ноги полностью согнуты на живот на несколько секунд, затем ноги быстро разгибаются и расслабляются.Ноги должны вернуться в согнутое положение. Ноги, которые остались расширенный может быть вызван либо гипотонией, либо аномальным тонусом разгибателей.



Тон — подколенный угол
Подколенный угол — это оценка тонуса мышц подколенного сухожилия.Это делается по одной ноге за раз. Бедро сгибается на животе одной рукой, а затем другой рукой выпрямляется ногу, надавливая на заднюю часть лодыжки, пока не почувствуете твердое сопротивление к движению. Угол между бедром и ногой обычно составляет около 90 градусов. Разгибание ноги более чем на 90–120 градусов приведет к быть замеченным при гипотонии.



Тон — от пятки до уха
Держа ножку ребенка в одной руке, нарисуйте ногу к уху, чтобы увидеть, какое сопротивление есть при маневре.Стопа должна доходить примерно до уровня груди или плеча, но не на уровне плеч. полностью до уха. Если ступню можно подвести к уху, то там это гипотония.



Тон — оттенок шеи
Тон шеи можно оценить пассивным вращением голова к плечу.Подбородок должен поворачиваться к плечо, но не дальше плеча. Если подбородок выходит за пределы плеча затем возникает гипотония мышц шеи, связанная с плохой контроль головы.



Тонус — отставание головы
Начиная с положения лежа на спине, ребенка тянет за руки в положение сидя.Наблюдаются голова и руки. во время маневра. Руки должны оставаться частично согнутыми в локтях. и голова может отставать от туловища, но не должна сгибаться полностью назад. Когда малыш находится в сидячем положении, голова должна быть в состоянии прийти в вертикальное положение хотя бы на несколько секунд перед падение вперед или назад.



Тон — контроль головы
Сила и тонус разгибателей шеи могут быть испытание: ребенок сидел и согнул шею таким образом, чтобы подбородок ребенка на груди.Ребенок должен уметь приносить голову в вертикальное положение. Сгибатели шеи можно проверить, выполнив голова в вытянутом положении в положении сидя. Ребенок должен уметь приводить голову в вертикальное положение. Эти тесты продление теста на отставание головы и делаются одновременно.



Положение — лежа
В положении лежа ребенок должен иметь возможность вытягиваться шею до точки, где голова может поворачиваться из стороны в сторону.Когда руки вытянуты по бокам туловища, ребенок должен уметь чтобы вывести их вперед в согнутом положении. Ягодицы должны быть несколько приподнят, потому что бедра согнуты и сведены. Ребенок, который плоский на коврике и не может поворачивать голову вперед-назад — низкий тон и слабость.



Положения — вентральная подвеска
Ребенка кладут в положение лежа, подвешен в воздухе за руку, расположенную под грудью.Ребенка наблюдается положение головы, спины и конечностей. Голова должна оставаться в той же плоскости, что и спина. Спина должна оказывать некоторое сопротивление сила тяжести, а не просто накинуть руку на грудь. Конечности должен поддерживать некоторый тонус сгибания и не свисать при разгибании. Брюшной подвеска — очень хороший способ оценить шею и туловище ребенка тон.



Позиции — вертикальное подвешивание
Экзаменатор держит ребенка в вертикальном положении положение, ноги оторванные от земли, положив руки под руки и вокруг груди.В этом положении ребенка следует подвешивать без ускользает из рук экзаменатора. Если есть плечевой пояс слабость руки будут вытянуты вверх, и экзаменатору придется изменить положение их хватка за ребенка, чтобы ребенок не выскользнул из их рук. Это похоже на попытку удержать скользкую рыбу.



Рефлексы — глубокие сухожильные рефлексы
Тестирование глубоких сухожильных рефлексов очень важно. часть неврологического осмотра новорожденного.Они могут быть технически сложными делать. Во-первых, используйте рефлекторный молоток, а не палец или стетоскоп. В идеале ребенок находится в состоянии спокойной настороженности, голова находится посередине. Голова, повернутая набок, может усилить тон и рефлексы на этом. боковая сторона. Я обычно начинаю с коленного рефлекса, потому что его легче всего получить. Возьмите ногу рукой под колено, а ногу примерно на угол в колене 90 градусов. Затем ударьте по сухожилию надколенника рефлекторный молоток, использующий маятниковое действие, а не рубящее действие.

Перестановка ногу и попробуйте несколько раз, если у вас возникли проблемы с коленным рефлексом. Далее я перехожу к рывку голеностопного сустава. Если я не могу толкнуть лодыжку обычным способом я кладу кончики пальцев на подошвенную поверхность из стопу, слегка согните стопу, затем ударьте тыльной стороной пальцев. Для двуглавого рывка согните руку в локте, сухожилие двуглавой мышцы плеча, затем ударьте большим пальцем маятниковым движением. Из-за преимущественно сгибательный тонус новорожденного, редко можно получить трицепс толчок.

Гораздо важнее отсутствие глубоких сухожильных рефлексов. обнаружение, чем гиперрефлексия у новорожденного. Нормальный новорожденный может иметь гиперрефлексия и все равно будет в норме, если тон в норме, но отсутствует рефлексы, связанные с низким тонусом и слабостью, соответствуют расстройство нижних мотонейронов. Сохраненные или усиленные рефлексы, связанные с участием низкий тонус — признак того, что называется центральной или церебральной гипотонией Причина — поражение верхнего мотонейрона.



Рефлексы — подошвенный рефлекс
Нормальный ответ на поглаживание латерального аспект подошвенной поверхности стопы — продолжение большого пальца стопы и другие пальцы ног обмахиваются веером. Если стимул переносится через подушечка стопы, тогда возникнет хватательный рефлекс и пальцы ног будут подошвенное сгибание.Поднимающиеся пальцы ног или «знак Бабинского» — это нормально. у младенца и может присутствовать в течение первого года жизни из-за неполная миелинизация кортикоспинальных трактов.



Примитивные рефлексы — сосание, корень
У ребенка должна быть сильная скоординированная сосательный рефлекс с хорошим очищающим действием языка.Там должен быть сопротивление вытаскиванию соски. Корневой рефлекс получается нежно поглаживая щека к губам. Ребенку следует открыть рот в сторону раздражитель и поверните голову, чтобы зацепиться за объект.



Примитивные рефлексы — Моро
Рефлекс Моро получают, удерживая голова и плечи ребенка оторваны от коврика, руки удерживаются сгибание на груди.Экзаменатор внезапно позволяет голове и плечам откиньтесь на несколько дюймов, отпуская руки. Оружие должно полностью отвести и разогнуть, затем вернуться к средней линии с открытой рукой а большой и указательный пальцы образуют С-образную форму. An отсутствует или неполный Моро наблюдается в поражениях верхних мотонейронов. Асимметричный Моро чаще всего встречается при поражении плечевого сплетения. Плечевое сплетение паралич на стороне плохо отведенной руки.



Примитивные рефлексы — Галант
Рефлекс Галанта (изгиб туловища) получается путем помещения ребенка в брюшную подвеску, а затем поглаживания кожа с одной стороны спины. Туловище и бедра ребенка должны качнуться в сторону раздражителя.



Примитивные рефлексы — шагание
Достигается шаговый или ходячий рефлекс удерживая ребенка вертикально над ковриком так, чтобы подошва ступни касалась коврик. Это инициирует реципрокное сгибание и разгибание ног. и похоже, что ребенок ходит.



Примитивные рефлексы — захват
Размещение пальца экзаменатора в ладонь руки или подошва стопы вызовут сгибание и хватание пальцев рук или ног. Следует избегать прикосновения к спине. руки, вызывая хватательный рефлекс из-за стимуляции назад руки вызывает рефлекс раскрытия руки.С двумя конкурирующими рефлексы, хватательная реакция будет неполной или непоследовательной. Вы действительно можете увидеть, как это происходит с ребенком, которого обследуют. В Хватательный рефлекс можно усилить, прикладывая тягу к руке.



Форма головы и швы
Головка должна быть тщательно осмотрена как деталь неврологического осмотра.Возможна лепка головы, которая ожидаемое открытие у новорожденного. Пальпируйте швы и контуры передний и задний роднички.



Окружность головы
Очень важно измерить окружность головы, который иногда называют OFC (затылочно-лобная окружность) потому что измерение получается путем размещения рулетки вокруг наиболее заметный аспект лобной и затылочной костей.Большинство точные измерения получаются с помощью пластиковой рулетки, а чем бумажная рулетка, потому что бумага может растягиваться. Окружность головы измерение должно быть нанесено на стандартизированную диаграмму роста головы для соответствующий пол.


Гипертония — Фонд детской неврологии

Описание

Гипертония — это состояние, при котором мышечный тонус слишком высок, поэтому руки или ноги, например, становятся жесткими и трудно двигаться.Мышечный тонус регулируется сигналами, которые проходят от мозга к нервам и приказывают мышцам сокращаться. Гипертония возникает, когда участки головного или спинного мозга, контролирующие эти сигналы, повреждены. Это может произойти по многим причинам, таким как удар по голове, инсульт, опухоли головного мозга, токсины, влияющие на мозг, нейродегенеративные процессы, такие как рассеянный склероз или болезнь Паркинсона, или нарушения развития нервной системы, такие как церебральный паралич.

Гипертония часто ограничивает подвижность суставов.Если это повлияет на ноги, ходьба может стать скованной, и люди могут упасть, потому что организму трудно реагировать достаточно быстро, чтобы восстановить равновесие. Если гипертония серьезная, это может привести к «замораживанию» сустава, что врачи называют контрактурой сустава.

Спастичность — это термин, который часто используют как синонимы гипертонии. Однако спастичность — это особый тип гипертонии, при котором мышечные спазмы усиливаются при движении. Пациенты этого типа обычно имеют преувеличенные рефлекторные реакции.

Ригидность — это еще один тип гипертонии, при котором мышцы имеют одинаковую жесткость независимо от степени движения. Ригидность обычно возникает при таких заболеваниях, как болезнь Паркинсона, которые затрагивают базальные ганглии (глубокие области мозга). Чтобы различать эти типы гипертонии, врач расслабит пациента, а затем будет двигать рукой или ногой с разной скоростью и в разных направлениях.

Лечение

Для уменьшения спастичности могут быть назначены расслабляющие мышцы препараты, такие как баклофен, диазепам и дантролен.Все эти препараты можно принимать внутрь, но баклофен также можно вводить непосредственно в спинномозговую жидкость с помощью имплантированной помпы. Ботулинический токсин часто используется для снятия гипертонуса в определенной области тела, поскольку его воздействие является локальным, а не общим. Людям с гипертонией следует стараться сохранять как можно больше движений, выполняя упражнения в пределах своих возможностей и используя физиотерапию. Для лечения ригидности, связанной с болезнью Паркинсона, часто используются препараты, влияющие на дофаминовую систему (дофамин — это химическое вещество мозга), такие как леводопа / карбидопа или энтакапон.

Прогноз

Прогноз зависит от тяжести гипертонии и ее причины. В некоторых случаях, например при церебральном параличе, гипертония может не измениться в течение всей жизни. в других случаях гипертония может усиливаться вместе с основным заболеванием. Если гипертония легкая, она практически не влияет на здоровье человека. Если есть умеренный гипертонус, падения или контрактуры суставов могут повлиять на здоровье и безопасность человека.Если гипертония настолько серьезна, что вызывает неподвижность, потенциальные последствия включают повышенную хрупкость и переломы костей, инфекции, пролежни и пневмонию.

Исследования

NINDS поддерживает исследования заболеваний головного и спинного мозга, которые могут вызывать гипертонус. Цели этого исследования — узнать больше о том, как нервная система адаптируется после травмы или болезни, и найти способы предотвращения и лечения этих расстройств.Информация из MedlinePlus Национальной медицинской библиотеки

Раннее развитие тонуса основных мышц у младенцев

Среда, 28 марта 2018 г.

Автор: Кейтлин Бентли
Эрготерапевт
Kids OT PTY LTD

Основные мышцы находятся в брюшной полости, спине и тазу и являются основными мышцами, которые способствуют укреплению всех мышц тела.Ключ к развитию и укреплению этих мышц начинается еще в младенчестве. Вехи развития могут дать нам представление о том, чего, как ожидается, ребенок сможет достичь в каждом возрасте. По мере взросления ребенка каждая веха строится на предыдущем навыке, закладывая основу для контроля осанки.

Ниже приведена временная шкала того, как младенцы развивают контроль осанки и достигают вех.

Без постурального контроля двигательные движения невозможны. Контроль осанки — это основа, на которой развиваются и развиваются другие навыки.Поза должна быть стабильной и «включенной», чтобы обеспечивать движения конечностей, таких как руки и ноги, что позволяет ребенку выполнять сложные действия, такие как осмотр, манипуляции с предметами и движения тела.

Ребенку важно уделять как можно больше времени животу, так как именно здесь он начинает развивать и укреплять мышцы кора и осанку. Когда ребенок лежит на животе и поднимает голову от земли в ответ на звуки и движения, он использует эти мышцы, чтобы держать голову высоко и развивать мышцы шеи и спины.Затем ожидается, что они начнут тянуться к предметам, развитие их основных мышц помогает им использовать руки, чтобы дотянуться и схватиться. Следующим шагом в развитии является перекатывание от спины к животу с использованием мышц кора и постуральных мышц. Затем им нужно использовать эти мышцы, чтобы сидеть независимо и удерживать свой вес и голову против силы тяжести, стабилизируя эти мышцы. Затем идет ползание, которое является еще одной важной вехой для детей, поскольку оно развивает все мышцы живота, шеи, спины и ног, которые необходимы для всех видов деятельности, которые требуются детям по мере их роста.

Поскольку осанка важна для участия во всех аспектах жизни, таких как развитие у ребенка внимания, концентрации, дыхания и расширенных моделей движений, ее необходимо развивать. Осанка также является показателем увеличения продолжительности жизни. Поскольку в руководствах SID в настоящее время также указано, что младенцы больше не могут спать на животе, поэтому у них гораздо меньше случайного времени на животик.

Новоиспеченные родители могут воспользоваться случайным временем на животике, например, держать ребенка на предплечье при ношении, укладывая его на грудь, а не в кроватку или переноску.Как и в современном обществе, удобство лишает нас основной активации с раннего возраста, когда это наиболее важно! Мы склонны носить наших детей в колясках, переносках, капсулах, люльках и кроватках, вместо того, чтобы носить их на руках или на бедре, чтобы поддержать развитие основных сил.

Чтобы помочь вашему младенцу и младенцу в развитии и укреплении их ядра, вы можете сделать следующее:

  • Завершить упражнения в положении живота во времени
  • Завершение занятий в положении высокого коленопреклонения
  • Ползать по полу, пролезать по туннелям и т. Д.
  • Ползание с сопротивлением (представьте, что вы поезд, и держитесь за бедра ребенка, чтобы оказать ему сопротивление, пока он ползет, а вы ползете за ним)
  • Прыгающий мяч для упражнений
  • Досягаемость и приседания — лягте спиной на гимнастический мяч.Вытяните руки, чтобы дотянуться до игрушки / предмета позади, а затем сядьте до упора и бросьте игрушку / предмет партнеру перед мячом. Аналогичное упражнение можно выполнить для «привет 5» партнеру перед мячом.
  • Дотянуться и собрать предметы — лягте ребенка животом на гимнастический мяч. Поместите объект ниже. Попросите ребенка катиться вперед и собирать предметы, а затем подниматься и помещать их в контейнер. Обеспечьте поддержку, взявшись за туловище или бедра (при необходимости).
  • Вождение машины на гимнастическом мяче — сидеть наверху мяча.Держите объект как штурвал по средней линии (середина тела). Партнер держит лодыжки и перемещает ребенка. Можно регулировать скорость и включать светофоры (зеленый — быстро, желтый — замедлить, красный — стоп).

Важно, чтобы все занятия были увлекательными и веселыми, чтобы ребенок мотивировал их выполнять эти укрепляющие действия.

При выполнении основных упражнений очень важно, чтобы ребенок дышал на протяжении всего упражнения — чтобы это было весело, заставьте ребенка шуметь, смеяться, считать вслух, петь песню и т. Д.

Чтобы еще больше помочь вашему ребенку в развитии этих мышц, которые необходимы для удерживания головы в сидячем, лежачем и стоячем положениях, а также при выполнении задач, связанных с движением, вы можете выполнить следующие действия:

  1. Счастливый ребенок: лягте на спину на землю и прижмите колени к груди; младенцы засовывают ножки в рот или играют с предметами; развивает мышцы шеи. Убедитесь, что они подбирают подбородок, так как это важно для зрительного контакта и движений глаз
  2. Пощекотите чудовище: лягте на спину на землю и пощекочите ребенка под подбородком и на ступнях, чтобы он подтянул подбородок и приложил колени к груди

Время живота — ТРУДНО! Ребенок дает вам понять, что это сложно, обычно плачем или извиваясь, поскольку он использует эти основные и постуральные мышцы, чтобы удержать его в этом положении и оторвать тяжелую голову от земли.Если вашему ребенку трудно оставаться на животике, положите небольшой мешок с пшеницей на изгиб его спины, чтобы помочь ему держать бедра на одном уровне с полом.

Время для живота подходит для принятия позы разгибания лежа, что является фундаментальным положением для развития. Это также важно для соединения глаз, поскольку ребенок учится поворачивать голову из стороны в сторону и связывать движения глаз во время визуального сканирования. Он также обеспечивает основу для развития силы плеч, что в дальнейшем способствует развитию мелкой моторики.

Мероприятия, чтобы развлечься животиком:

  1. Смешные рожи: встаньте лицом к лицу с малышом и корчите рожи друг другу; переворачивание вверх ногами и т. д.
  2. Решение несложных пазлов в позе времени животик

Представьте себе, каково это ребенку, у которого так и не разовьются постуральные рефлексы на движение головы или у него задержка. У них может не быть мышечных движений, чтобы поднять голову, чтобы посмотреть на учителя, или двигать головой вперед и назад для чтения и письма

После того, как эти этапы достигнуты и основные и постуральные мышцы начинают укрепляться, они помогают детям формировать основы таких навыков, как мелкая моторика, кормление, настольные упражнения, общая моторика, внимание, концентрация, забота о себе. такие навыки, как одевание.

Шарма А., Кокерилл Х., Окава Н. и Шеридан М. Д. (2014). Мэри Шеридан от рождения до пяти лет: развитие детей (четвертый). Лондон: Рутледж.

Адольф, К. Э., и Франчак, Дж. М. (2017). Развитие двигательного поведения. Междисциплинарные обзоры Wiley: когнитивная наука , 8 (1–2), e1430 – n / a. https://doi.org/10.1002/wcs.1430

Красный нос.(2018). Образование, брошюры скачать. Получено с веб-сайта Red Nose: https://rednose.com.au/resources/education

.


Как помочь в снижении мышечного тонуса у младенцев

Низкий мышечный тонус у младенцев, известный как гипотония, может иногда вызывать у вашего ребенка чувство тряпичной куклы. Даже старшего ребенка с низким мышечным тонусом может быть трудно удержать, поскольку его руки и ноги поднимаются без сопротивления. Неуклюжая голова и шея, резкие движения или расслабление с вытянутыми конечностями — все это указывает на возможную проблему, которая, если ее не остановить, может стать серьезной проблемой для будущего моторного развития и координации вашего ребенка.Вместе со своим врачом вы можете выбрать план лечения, который поможет улучшить мышечный тонус вашего ребенка для увеличения силы.

Поговорите со своим педиатром о глубине низкого мышечного тонуса вашего ребенка. Для некоторых это симптом серьезного состояния, такого как инфекция, синдром Дауна, гипотиреоз или неврологические проблемы. Недоношенные дети также имеют более высокий риск гипотонии, поскольку они менее развиты при рождении.

Пеленайте ребенка, когда это возможно. Пеленание может помочь с мышечным тонусом, отмечает Св.Mary’s Hospital в Мэдисоне, штат Висконсин, так как вашему ребенку есть чему сопротивляться. Убедитесь, что когда вы пеленаете ребенка, его нос и рот не закрыты одеялом, чтобы избежать риска удушья.

Положите ребенка животиком на одеяло на полу, склонив голову набок, и соблазните его приподнять голову с помощью игрушек и шума. Это может помочь вашему ребенку повысить тонус мышц головы и шеи. Посоветуйтесь со своим врачом, прежде чем вводить «время живота», как это.

Обеспечьте ребенку возможность самостоятельно сидеть, ползать и другие занятия.Гипотония может повлиять на двигательное развитие вашего ребенка, которое затем может повлиять на его развитие, когда он станет малышом, дошкольником и старше. Если гипотония вашего ребенка легкая и не связана с серьезным заболеванием, ежедневные упражнения могут помочь повысить его общий мышечный тонус.

Запланируйте регулярные встречи с педиатром, чтобы следить за прогрессом вашего ребенка. Ваш врач может предложить встречу с физиотерапевтом, который поможет вам выучить новые упражнения, которые вы сможете попробовать дома. Ему также необходимо будет контролировать основные условия, вызывающие гипотонию вашего ребенка, поэтому важно посещать все приемы.

Низкий мышечный тонус (гипотония) | Нортон Детский Луисвилл, штат Кентукки,

Сертифицированные и прошедшие стажировку неврологи из Детского неврологического института Нортона, входящего в медицинскую школу UofL, являются ведущим поставщиком неврологической помощи детям из Луисвилля, Кентукки и Южной Индианы. Наши неврологи, сертифицированные советом и прошедшие стажировку, имеют самые современные инструменты и обучение для оценки состояния вашего ребенка. У них есть навыки и опыт диагностики и лечения гипотонии, чтобы знать, нужно ли вашему ребенку лечение или состояние исчезнет по мере роста вашего ребенка.

Точный диагноз позволяет составить индивидуальный план для вашего ребенка, который сводит к минимуму риск побочных эффектов, чтобы ваш ребенок мог снова стать ребенком.

Гипотония, также называемая низким мышечным тонусом или вялостью, может быть временным состоянием или врожденной проблемой, затрагивающей центральную нервную систему или мышцы.

Диагноз гипотонии

После неврологического обследования для оценки низкого мышечного тонуса наши врачи-неврологи могут провести дополнительные тесты, которые могут включать оценку того, как ваш ребенок усваивает сахар, жиры и белки.Мы также можем выполнить МРТ для исследования головного и / или спинного мозга вашего ребенка. Генетическое тестирование также может быть полезным.

Некоторые тесты, такие как МРТ, могут быть пугающими для детей, и при необходимости мы можем предоставить седативный эффект.

В некоторых случаях нам может потребоваться измерить электрическую активность нервов и мышц с помощью электромиографии (ЭМГ). Нам также может потребоваться удалить небольшое количество мышечной ткани для тестирования.

Постановка точного диагноза помогает нашим неврологам составить план, который может включать работу с физиотерапевтами и эрготерапевтами нашей команды, чтобы помочь нарастить мышечный тонус и силу.При необходимости мы также предоставляем логопед.

У некоторых детей низкий мышечный тонус может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Им может потребоваться посещение отделения детской ортопедии Norton Children’s Orthopaedics в Луисвилле — единственной детской ортопедической клиники в этом районе — для лечения сколиоза, дисплазии бедра или вывиха бедра или для использования вспомогательных средств для ходьбы. На протяжении всего курса лечения вашего ребенка наша команда физиотерапевтов и реабилитологов помогает обеспечить его всем необходимым для благополучия.

Гипотония у детей: физиотерапевтическое лечение

Гиптония — это распространенный диагноз, который часто неправильно понимают.В этом посте я надеюсь осветить значение Врожденная гипотония , предоставляя полезную информацию семьям и лицам, ухаживающим за детьми с гипотонией, а также медицинским работникам, которые работают с ними.

Диагноз Гипотония или низкий мышечный тонус часто используется как «уловка всего». Гипотония может быть признаком как доброкачественных, так и серьезных состояний, влияющих на моторику. Распознать гипотонию даже в раннем младенчестве обычно относительно просто, но диагностика основной причины может быть довольно сложной.

Долгосрочные эффекты гипотонии на развитие ребенка зависят в первую очередь от тяжести гипотонии , а также от характера основной этиологии . Некоторые из этих расстройств требуют специального лечения, но для большинства детей с врожденной гипотонией основным лечением фактически является физиотерапия и профессиональная терапия.

Признаки и симптомы гипотонии

  • Затруднения с поддержанием контроля головы
  • Трудно сидеть прямо без значительного наклона или поддержки
  • Двигательные вехи достигаются медленно
  • Затруднения при переходе в положение и выходе из него
  • Неуклюжие или неэффективные модели движений
  • Глобальная задержка развития
  • Нарушение координации движений рук и глаз
  • Предпочитаю наблюдать, а не участвовать
  • Низкая терпимость к разочарованию при выполнении физически сложных задач

Дифференциальная диагностика

Важно исключить любую потенциальную основную этиологию, которая может проявляться как гипотония. Некоторые из этих состояний могут потребовать более немедленного медицинского вмешательства.

  • Подробный анамнез пациента и семьи: Подробная информация о беременности, родах и послеродовом периоде очень полезна. Любой семейный анамнез состояний, которые проявляются как гипотония, также важны.
  • Оценка развития: Чтобы понять, как усваиваются двигательные вехи и как они влияют на физическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка.
  • Физический осмотр: Включает в себя мышечный тонус, неврологические рефлексы, силу мышц, контроль осанки, расслабленность суставов, защитные реакции и реакции равновесия / выпрямления.

Сила мышц в сравнении с тонусом мышц

Каждая мускулатура нашего тела имеет мышечный тонус покоя. Тонус мышцы определяется как потенциальная способность мышцы реагировать или противодействовать внешней силе, растяжению или изменению направления. Правильный мышечный тонус позволяет ребенку быстро реагировать на внешнюю силу посредством реакции равновесия, реакции восстановления или защитной реакции.Это также позволяет мышцам ребенка быстро расслабиться после того, как воспринимаемое изменение исчезло. У ребенка с гипотонией есть мышцы, которые медленно начинают сокращаться против внешней силы и не могут выдерживать длительное сокращение мышц.

Сила мышц относится к способности мышцы активно сокращаться и создавать силу для ответа на сопротивление (тянущее, толкание, подъем и т. Д.). Хотя сила и тонус различаются, когда мышца находится не в идеальном положении, чтобы быть готовой к сокращению, ее сила будет снижена.

Для получения дополнительной информации вот полезная ссылка относительно мышечного тонуса и мышечной силы.

Гипотония может проявляться в виде дефицита в:

  • Сенсорная обработка , при которой вестибулярная, проприоцептивная и / или тактильная системы не могут предупреждать мозг об изменениях положения тела.
  • Praxis или Motor Planning , при котором тело не может сформировать правильную двигательную реакцию.
  • Balance , при котором тело не может поддерживать совместную активацию групп мышц, работающих против силы тяжести как статически, так и динамически.
  • Координация, с трудностями в координации движений верхней и нижней частей тела или зрительной системы для создания плавных и эффективных движений.

Гипотония на протяжении многих лет

Новорожденные и младенцы могут плохо контролировать голову. Может показаться, что младенцы «выскальзывают из ваших рук», и им трудно удерживать тело в вертикальном положении, когда вы их носите. Лежа на спине, дети с гипотонией часто отдыхают с вытянутыми наружу руками и ногами и иногда сопротивляются переносу веса, когда их кладут на живот, держат в сидячем положении или в стоячем положении.

Маленькие дети с гипотонией могут чрезмерно наклоняться вперед, когда они сидят, не имея возможности активировать мускулатуру туловища, чтобы поддерживать их в вертикальном положении. Они могут предпочесть положение «W-сидение», чтобы зафиксироваться в сидячем положении без задействования основных и постуральных мышц. У детей с низким мышечным тонусом может наблюдаться задержка в достижении основных моторных вех, и им трудно научиться самостоятельно кататься, сидеть, ползать и ходить.

Дети старшего возраста с гипотонией могут отдавать предпочтение пассивному, а не пассивному.активное участие в школьных и внеклассных мероприятиях, демонстрируя низкую терпимость к фрустрации во время выполнения физически сложных задач. Они могут легко утомляться, а из-за утомления движения становятся более трудными и неуклюжими. Дети с гипотонией могут испытывать трудности в классе, несмотря на свои познавательные способности. Сидеть в течение длительного времени за столом или во время настольных занятий может оказаться трудным, и дети могут потерять концентрацию просто из-за физического стресса. По мере взросления детей гипотония может влиять на походку и бег.Дети могут вывернуть ступни и присутствовать без опоры свода стопы.

Цели лечения

  • Адресация проксимальной силы и поддержки для улучшения дистальной силы и функции
  • Улучшение контроля осанки
  • Содействие развитию моторики и основы планирования моторики
  • Улучшение постуральных реакций и защитных реакций
  • Обращайте внимание на плавность и эффективность движений
  • Повышение функциональной силы

Стратегии лечения

1.Будьте терпеливы: Поскольку дети с гипотонией часто не проявляют двигательную реакцию сразу, как терапевты, так и лица, осуществляющие уход, имеют тенденцию отказываться от того, что они делают, и переходить к другой деятельности. Терпение важно, так как при наличии достаточного времени и надлежащих подсказок ребенок сможет достичь цели в некоторой степени. Ожидание этого ответа является ключевым моментом. Поддерживая ту же активность и изменяя ее для достижения успеха, вы можете способствовать активации мышц и плавности движений.

2. Следуйте последовательности развития: Дети с гипотонией часто борются с приобретением двигательных вех. Позвольте ребенку испытать каждую последовательность этапов развития независимо от возраста, в котором проводится терапия. Поощряйте переходы между каждым важным положением тела: лежа на спине, лежа, сидя, на высоких коленях, на полуколенях и стоя.

3. Содействуйте правильному выравниванию: Создайте силу на правильно выровненной симметричной опоре на всех этапах развития.Если вы работаете сидя, перед началом работы убедитесь, что таз находится в нейтральном положении. Если вы работаете стоя, убедитесь, что ступни правильно выровнены и выдержите вес через опорную поверхность, чтобы способствовать функциональному развитию мышц и исключить потенциальную компенсацию.

4. Оценка: Старайтесь не пугать ребенка резкими движениями, не толкайте и не тяните, позволяйте ребенку активироваться самостоятельно, чтобы максимизировать работу и свести к минимуму коллапс.

5.Уменьшение поддержки с течением времени: Начните с более высокого или более проксимального основания поддержки во время манипуляции и медленно снижайте, когда ребенок обретает контроль. Когда речь идет о контроле позы, начните с поддержки верхней части спины / плечевого пояса и медленно опускайте, когда ребенок начнет активироваться и укрепляться, позволяя ребенку достичь большей функциональной независимости.

6. Сделайте задачи функциональными: Сосредоточьтесь на функции. Поговорите с семьей и опекунами о повседневных потребностях. Будь то помощь в повседневных делах (ADL), например, одевание или вставание и вставание со стула в школе, помогите с двигательным планированием как практическим, так и полезным образом.

7. Настройтесь на успех : Разбейте задачи на управляемые компоненты. Дайте ребенку необходимое время и энергию для выполнения каждой задачи. И не забывайте о положительной поддержке!

Идеи действий

Используйте Therapy Ball для:

  • Повышение требований к ребенку и предотвращение пассивного обрушения под действием силы тяжести
  • Облегчить моторный контроль
  • Повышение мышечной силы
  • Облегчить переходы
  • Обеспечить вестибулярный ввод
  • Практикуйте корректирующие реакции и защитные реакции

Перенос веса лежа на терапевтическом мяче

Перемещение веса сидя на терапевтическом мяче

Содействие развитию позиций

В положении лежа на животе : Используйте движение, чтобы ребенок мог смещать вес и симметрично переносить вес через верхние конечности.

У четвероногих: Прямая градуированная сила через таз для удлинения позвоночника и получения симметричной опоры веса через верхние и нижние конечности (для облегчения можно использовать валик из вспененного материала ).

В высоких коленях: Используйте поддержку в области таза, чтобы помочь ребенку перенести вес над более низким центром тяжести, стимулировать активацию туловища и помочь в переходе от высокого колена к полуколену к стоянию без использования верхних конечностей.

Используйте совместное сжатие

  • Сжатия суставов, если они выполняются надлежащим образом, могут способствовать усилению совместной активации мышц вокруг сустава и помочь ребенку поддерживать сустав в равновесии против силы тяжести.
  • Выполните сжатие хорошо выровненных суставов (начиная от проксимальнее к дистальному).
  • Используйте градуированное усилие, чтобы приблизить суставы без перегрузки, и градуированное отвлечение суставов, чтобы выровнять суставы без чрезмерной нагрузки на них.

Используйте тактильные подсказки

  • Укрепляя соответствующие мышцы во время терапевтического вмешательства, мы можем помочь ребенку повысить осведомленность и способствовать инициированию выработки силы.
  • Тактильное воздействие может способствовать совместной активации мышц, поддерживающих сустав.
  • Легкий массаж давлением также способствует активации мышц, увеличению роста и минерализации костей у детей с гипотонией.

Поощрять активную игру

  • Облегчение двусторонней игры (поощрение использования обеих сторон тела и движений, пересекающих среднюю линию)
  • Музыка — отличный мотиватор, эти шейкер для яиц — большой успех в нашем доме!

  • Преодоление препятствий, таких как игровые туннели — это всегда увлекательный способ развить силу, двигательное планирование и выносливость!

  • Лазание вверх и вниз (для активации концентрических и эксцентрических мышц)
  • Найдите занятия, которые интересуют, увлекают и мотивируют! Будь то плавание, верховая езда, езда на велосипеде, танцы… активные игры должны быть ежедневной частью жизни всех наших детей!

Список литературы

  1. Bodensteiner JB; Оценка гипотонического младенца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *