Поведение новорожденного в первые дни: Малыш в роддоме: первые дни жизни

Содержание

Малыш в роддоме: первые дни жизни

сразу после родов
Как только малыш родился, акушерка берет его на руки и сразу же начинает за ним ухаживать. И мелочей здесь нет. Представьте: ребенок рождается влажным, он только что находился в мамином организме, где температура была 36,6 °С, теперь он попадает в родблок, где температура воздуха примерно 24 °С. Это для нас с вами теплая и комфортная среда, а для малыша разница в эти 12 °С достаточно велика. Терморегуляция у маленьких детей еще несовершенна, они плохо удерживают тепло и быстро охлаждаются, а тут еще вдобавок влажная кожа и резкий перепад температуры. Поэтому первое, что делает акушерка, – это вытирает малыша теплой пеленкой и выкладывает его на живот маме. Здесь срабатывает несколько факторов: во-первых, телесный контакт с мамой поддержит температуру тела у ребенка, согреет его. Во-вторых, это укрепит психологическую связь между мамой и малышом. Ну и, в-третьих, стерильный организм ребенка заселится новыми материнскими микроорганизмами, которые будут защищать его от условно патогенной или болезнетворной микрофлоры окружающей среды.

Следующий важный момент – новорожденному перерезают пуповину, малыша осматривает врач-неонатолог и ставит оценку по шкале Апгар. Эта шкала нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца. Во время осмотра за каждый признак (частоту сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи) дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл – выражен слабо, 0 баллов – признак отсутствует. Оценивают ребенка по шкале Апгар на 1-й и на 5-й минутах жизни, поэтому оценки всегда две, например 8/9 баллов или 9/10 баллов. Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко, и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам. Состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов, считается хорошим, и им, как правило, требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленное оказание помощи для спасения жизни необходимо тем, чей результат ниже 4. Оценка по шкале Апгар – независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), – это еще не диагноз. Это – сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку.

Далее врач-неонатолог продолжает осматривать новорожденного. Доктор смотрит, как сформирован малыш, нет ли у него каких-либо аномалий развития или еще каких-то проблем. После этого новорожденного моют, измеряют, взвешивают, прикрепляют на ручки бирочку с фамилией мамы и временем рождения. Затем ребенка заворачивают в пеленку и прикладывают к маминой груди. Практически всегда в это время (в течение 10–20 минут после родов) малыш успокаивается и засыпает. Что будет дальше, зависит от устройства роддома. В одних роддомах следующие два часа мама с новорожденным находятся в родильном отделении, в других ребенка уносят в детское отделение. В любом случае, если есть возможность побыть вместе, надо попросить оставить малыша рядом с собой, если ребенок чувствует себя хорошо, это вполне возможно.

с мамой или в детском отделении


Сейчас практически везде можно находиться с ребенком как вместе, так и раздельно. Но опять же, все это зависит от устройства роддома. Если женщина лежит отдельно от малыша, то она будет забирать его на кормление. Ухаживать за ребенком, мыть, менять памперсы, переодевать его будут сестры детского отделения. Но надо понимать, что делают это по графику, одинаковому для всех детей в отделении, а не по индивидуальным потребностям ребенка.

Если ребенок лежит вместе с мамой, то его режим определяет уже она. Мама может кормить малыша по требованию, а не по часам, как при раздельном пребывании. А еще она меняет памперс или переодевает его тогда, когда это действительно нужно (ребенок пописал и памперс полный), а не по какому-то графику, одинаковому для всех. Получается, что между мамой и ребенком быстрее устанавливается связь, женщине легче понять, что нужно малышу, почему он плачет и что с ним делать. Если мама уже в роддоме научится мыть и переодевать ребенка, менять ему памперс, вернувшись домой, она гораздо легче адаптируется к новой жизни и новому распорядку дня. Второй важный плюс совместного пребывания – быстрее налаживается грудное вскармливание, а при кормлении по требованию быстрее придет молоко.

Некоторые женщины считают, что после родов им надо отдохнуть, побыть отдельно от ребенка, мол, за ним в детском отделении ухаживают, а я пока приду в себя и привыкну к своему новому состоянию. Да, если роды были сложными и мама перенесла их тяжело, то отдохнуть надо. Но так как роды – это все-таки физиологический процесс, то восстанавливается женщина очень быстро и даже после сложных родов уже на вторые сутки вполне может взять ребенка к себе в палату. Ведь судите сами – ничего особенного ей делать не придется: обед она не готовит (еду предоставляет роддом), посуду потом не моет, ничего не убирает и не стирает (даже чистую одежду роддом выдает ежедневно). Практически все новорожденные в первые дни после родов не плачут, а все время спят, и получается, что единственная забота мамы – несколько раз в день дать ребенку грудь и переодеть памперс. Так что времени отдохнуть у женщины будет достаточно, и почему же не использовать его для дела? И еще: те, кто отдавали ребенка в детское отделение, любят попенять потом, что там его докармливали смесью, хотя женщина и просила этого не делать. Но представьте себе ситуацию: ребенок заплакал, сестра его осмотрела – он помыт, переодет, то есть с ним все в порядке, а он, тем не менее, плачет. Что сделает мама – возьмет малыша на руки, покачает, успокоит. Но у сестры детского отделения рядом еще много детей, за ними тоже надо ухаживать. Какой здесь выход – или дать бутылочку со смесью или ждать когда от бесконечного плача ребенка «заведутся» и другие дети.


первые осмотры, анализы, прививки

Пока новорожденный находится в роддоме, его каждый день будет осматривать врач-неонатолог. Доктор или будет приходить в палату к маме и малышу, или ребенка отнесут в детское отделение. Все манипуляции, назначения врач должен согласовывать с мамой, а про все результаты обследования обязательно рассказать. Но сам он не сможет угадать, что именно интересует женщину, поэтому врачи обычно говорят основное, например: «С ребенком все в порядке, он обследован, патологии не выявлено, вес набирает». Если вам нужен более развернутый ответ, сформулируйте свои вопросы заранее, еще раз скажем: врач не знает, что вас интересует – как ухаживать за пупком или почему у ребенка красное пятно на лице. 


Если будет нужно, ребенка посмотрят и другие специалисты: окулист или невролог. Новорожденному обязательно определят группу крови и резус-фактор, а также возьмут анализ крови на тяжелые врожденные заболевания (так называемый скрининг). О том, что эти анализы проведены, обязательно укажут в детской части обменной карты (ее выдадут при выписке). Еще ребенку могут назначить какие-то дополнительные исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи. Также при необходимости новорожденному сделают ультразвуковое исследование органов брюшной полости, головного мозга (нейросонографию), сердца (эхо-кардиографию). 


Что касается прививок – согласно национальному календарю вакцинации, первые прививки делают еще в роддоме. В первые сутки жизни – от гепатита В, на полные вторые сутки – от туберкулеза. Если родители не хотят делать прививки, то надо заранее сообщить об этом врачу и написать отказ от вакцинации. 


При выписке из роддома маме выдадут две части обменной карты. В одной из них будет информация о родах, и ее надо будет отнести в женскую консультацию. Во второй части обменной карты будут данные о ребенке, скрининге, прививках и обследовании – ее отдают в детскую поликлинику. На следующий день после того, как мама и малыш вернуться из роддома домой, их навестит патронажная сестра поликлиники, а на следующий день – педиатр. И теперь наблюдать за новорожденным будут уже специалисты детской поликлиники.
Как видим, ребенок в роддоме все время будет под контролем. Мама, врачи, детские сестры – все они уделят ему нужное внимание. Главное же для женщины в роддоме – быть активной, расспрашивать врачей, сестер, учиться уходу за младенцем, налаживать грудное вскармливание. И тогда домой она вернется уверенной и подкованной мамочкой!


  • Оценка по шкале Апгар – независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), – это еще не диагноз. Это – сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку 
  • Если женщина лежит отдельно от малыша, то она будет забирать его на кормление. Ухаживать за ребенком, мыть, менять памперсы, переодевать его будут сестры детского отделения. Но надо понимать, что делают это по графику, одинаковому для всех детей в отделении, а не по индивидуальным потребностям ребенка 
  • Выкладывание ребенка на живот после родов поддержит температуру его тела, укрепит психологическую связь между мамой и малышом. А еще стерильный организм ребенка заселится новыми материнскими микроорганизмами, которые будут защищать его от условно патогенной или болезнетворной микрофлоры окружающей среды 


Памятка для мам
Пока вы в роддоме

1. Если это возможно – берите ребенка к себе в палату. Так вы быстрее привыкнете к нему, наладите грудное вскармливание и научитесь ухаживать за малышом.
2. Если вы не знаете, как мыть, переодевать или пеленать ребенка, попросите сестру детского отделения показать, как это делать. Хотя бы несколько раз сделайте все самостоятельно.
3. Попросите акушерку послеродового отделения показать вам, как правильно прикладывать ребенка к груди.
4. Спросите врача-неонатолога, какие обследования сделаны ребенку и что ему желательно сделать в будущем.
5. Будьте активны – задавайте врачу и сестрам любые вопросы о малыше.    

Уход за новорожденным в первый месяц: забота в первые дни

Все получится!

Первые день-два новоиспеченные мамы могут испытывать страх перед новорожденным. Только что вы испытали чудо рождения новой жизни, на ваших глазах едва высохли слезы радости, и вот вы остались один на один с крошечным беспомощным малюткой на руках, и он целиком зависит от вас и ждет, что вы облегчите его пребывание в этом мире. Возможно, до сегодняшнего дня вы никогда в жизни не меняли подгузники и не держали младенцев на руках. И вот перед вами стоит задача мгновенно стать экспертом, обучившись всему на практике. К счастью, небольшая помощь и ваши надежные матерински инстинкты быстро сделают заботу о малыше вашей второй натурой. Вы сами удивитесь, как быстро вы начнете всем говорить, что просто не мыслите жизни без ребенка.

Уход за нежной кожей новорожденного

Кожа новорожденного является очень чувствительной и требует тщательного ухода. Чрезвычайно важно, чтобы она постоянно оставалась сухой и чистой. Обязательно меняйте подгузники каждый раз после сна или кормления, либо в том случае, когда считаете это необходимым. Используйте только высококачественные подгузники, хорошо впитывающие влагу, чтобы в сидячем положении попка всегда оставалась сухой. Ваша акушерка наверняка посоветует вам в первые несколько недель чистить попку только при помощи ваты или хлопчатобумажных салфеток и воды (если по какой-либо причине вам надо использовать детские влажные салфетки, они должны иметь пометки «для чувствительной кожи» и «без запаха»). Всегда проверяйте, чтобы все кожные складочки были чистыми и сухими. Акушерка также покажет вам, как ухаживать за пупком новорожденного (к пупку пока прикреплен кусочек пуповины, перерезанной при родах). В первые дни жизни новорожденного не надо купать ежедневно. Все, что нужно, каждые 3-4 дня ненадолго окунать ребенка в воду на 10-15 сантиметров. В остальное время достаточно протирать лицо, ручки и ножки влажной ваткой или хлопчатобумажной салфеткой. Возможно, вам впервые придется выкупать новорожденного, когда вы обнаружите на подгузниках первородный кал – липкое, дегтеобразное вещество с неприятным запахом, выделяющееся вскоре после рождения!

На заметку

Очень важно и хорошо следовать своим материнским инстинктам, однако, есть несколько основных правил, которые молодые родители должны соблюдать с самого начала:

  • Поддерживайте головку ребенка, поскольку шея малыша с этой задачей еще не справляется.

  • Кормите новорожденного по мере того, как он проголодается, его крошечный желудок пока не вмещает много пищи, поэтому пока кормите молоком малыша, как только он этого потребует.

  • Следите за тем, чтобы ребенок не перегревался и не замерзал, следуйте всем рекомендациям по предотвращению СВДС.

  • Не спешите делать все и сразу, вам и вашему малышу по крайней мере в первую неделю необходимы покой и отдых. Дайте вашему организму возможность восстановиться и по-новому войти в этот мир!

Первый месяц жизни ребенка — развитие, уход и питание в первый месяц жизни ребенка

При уходе за ребенком первого месяца жизни у родителей возникает множество вопросов и волнений, которые в большинстве случаев вызваны естественными особенностями развития малыша. Беспокойство – нормальное состояние для матери и отца, так как забота о здоровье новорожденного становится для них приоритетной задачей. Но чтобы уметь вовремя заметить признаки проблем со здоровьем или развитием ребенка в первый месяц жизни, следует знать о том, какие именно особенности формирования его организма являются нормальными и естественными.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Особенности физического развития

В первую неделю жизни малыша не стоит ждать от него каких-либо особых «достижений»: процесс рождения отнимает много сил не только у матери, но и у ребенка, поэтому сон и питание – единственное, что ему нужно больше всего. Но уже со второй недели развитие новорожденного становится достаточно активным. С каждым днем он «взрослеет» и выглядит это примерно следующим образом:

  • У ребенка формируется определенный режим дня и питания – он нуждается в кормлении порядка 6–9 раз в сутки, а все остальное время у него занимает сон. К концу первого месяца периоды бодрствования могут составлять 15–30 минут в течение каждого цикла сон − кормление.
  • Держать голову малыш научится чуть позже – уверенно поднимать голову вместе с плечевым поясом он начнет в 3–4 месяца. Но уже к концу первого месяца он делает попытки «контролировать ситуацию» – отворачивает лицо в сторону при ярком освещении или подается назад при нежелании брать грудь или соску. Если 2–3-недельного малыша уложить на живот, то он уже пытается приподнимать голову, реагируя на звуки материнского голоса или поглаживание по щеке.
  • Ребенок прибавляет в росте в среднем 3–4 см, а вес увеличивается примерно на 700 г в течение первого месяца. Но эти значения очень примерны. Диапазон прибавки в весе варьируется от 400 до 1300 г и обусловлен весом ребенка при рождении, особенностями родов, качеством грудного молока матери, состоянием здоровья малыша и множеством других факторов.

Основы гигиены ребенка первого месяца жизни

В течение первого месяца после рождения малыш достаточно сильно уязвим перед лицом инфекций, присутствующих в окружающей среде. Слизистые оболочки дыхательных путей и ЖКТ новорожденного, которые впоследствии приобретут собственную микрофлору, в первые дни остаются стерильными и постепенно заселяются нужными микроорганизмами. Когда микрофлора сформируется окончательно, ребенок будет защищен от многих нарушений состояния здоровья естественным образом. Но до этого следует особое внимание уделять уходу за ним.

Гигиена питания. Питание – самый важный фактор для ребенка первых месяцев жизни. Именно он задает правильные темпы роста и развития малыша и позволяет желудочно-кишечному тракту приобрести собственную здоровую микрофлору. Но чтобы снизить вероятность проникновения в организм новорожденного болезнетворных микроорганизмов, следует соблюдать некоторые правила гигиены:

  • При грудном вскармливании мать должна перед кормлением обрабатывать соски и ареолы водой с детским мылом, затем тщательно ополаскивать грудь чистой водой и насухо вытирать ее салфеткой.
  • При искусственном или смешанном вскармливании обязательна обработка всех аксессуаров для кормления с помощью кипячения или специального парового стерилизатора. Разбавление смеси до нужной консистенции должно проводиться только кипяченой водой, охлажденной до температуры 36–37 °C.
  • Так как в первые недели и месяцы после рождения высока вероятность развития у новорожденного кандидоза ротовой полости (так называемой молочницы), педиатр может рекомендовать после кормления давать малышу несколько капель воды. Это позволяет смыть со слизистой рта остатки грудного молока или смеси, которые являются питательной средой для грибка.

Личная гигиена

  • Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
  • Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
  • При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.

Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:

  • температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
  • одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
  • новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
  • следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.

Из-за чего стоит беспокоиться

Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:

  • ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
  • любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
  • носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
  • осиплость голоса, лающий кашель;
  • повышение температуры тела;
  • устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).

Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем.

Календарь развития ребенка: первая неделя жизни

С момента рождения ребенка начинается так называемый период новорожденности, который длится в течение первого месяца его жизни. В этот период младенец адаптируется к новым условиям: из теплого и темного пространства маминого живота, который плотно «обнимал» его в последние недели беременности, он попадает в мир, наполненный ярким светом, звуками, запахами и разными ощущениями. Природа отводит ребенку примерно три недели на то, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, и это самый трудный период в его жизни. Поэтому, организуя уход за новорожденным, родителям важно научиться понимать и удовлетворять потребности малыша, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к окружающему миру.

В первом выпуске передачи из цикла «Мы-родители!» о своем опыте воспитания ребенка от рождения и до года рассказывает певица, актриса и мама Анна Руднева.

Физиологические особенности развития ребенка первой недели жизни

Питание ребенка на первой неделе жизни

Первое время младенец ест очень часто. Лучшим питанием для него является грудное молоко, которое содержит все необходимые питательные вещества и витамины. Кроме того, грудное молоко – «индивидуальный продукт», который организм мамы вырабатывает только для данного ребенка, учитывая его потребности и состояние здоровья. Состав грудного молока меняется в зависимости от возраста младенца. Так, в первые два-три дня после родов он питается молозивом, которое имеет богатый и ценный состав. Современные педиатры рекомендуют кормить ребенка, питающегося грудным молоком, по требованию, то есть столько раз, сколько он захочет.

Сон ребенка на первой неделе жизни

В первый месяц жизни ребенок очень много спит – 19-20 часов в сутки, просыпаясь через каждые два-три часа, чтобы поесть. Периоды бодрствования новорожденного не зависят от времени суток, а сон значительно отличается от сна взрослого человека. Для младенцев характерна так называемая поверхностная фаза сна. Если спящего малыша побеспокоить в этот период, он может с легкостью проснуться.

Особенности кожи новорожденных детей

Кожа новорожденного ребенка имеет ряд особенностей. Она довольно сухая и тонкая, легко уязвима и склонна к раздражениям. На крыльях носа и щеках младенца могут быть заметны беловатые или желтоватые «точки» – результат скопления секрета сальных желез. Также на лбу, затылке и верхних веках ребенка могут быть багрово-синюшные пятна, которые пропадут через несколько недель.

Также на коже здоровых новорожденных может наблюдаться так называемая физиологическая эритема – расширение кожных капилляров, которое выглядит как покраснение. Это результат адаптации кожных покровов к окружающей среде. В норме это явление проходит в течение десяти дней и не требует лечения. Однако если через этот срок физиологическая эритема не прошла, родителям стоит показать ребенка врачу.

Психическое развитие новорожденного ребенка

Как считают детские психологи, кроме физиологических потребностей, главной потребностью младенца в этот период является необходимость чувствовать присутствие мамы, тепло ее тела, биение сердца. Присутствие рядом взрослого, способного понять его потребности и устранить неприятности, дает новорожденному чувство защищенности, формирует у него базовое доверие к миру – ощущение, что мир надежен и безопасен. Поэтому наиболее важным для полноценного психического развития ребенка в период новорожденности является физическое присутствие родителей, главным образом мамы.

Эмоциональное состояние новорожденного и формирование темперамента

Ребенок еще до своего рождения способен реагировать на эмоциональное состояние матери. Все переживания матери, как положительные, так и отрицательные (и стрессы в том числе), немедленно переносятся на психологическое состояние ребенка. Поэтому если мама постоянно нервничает или злится, малыш может стать капризным и плаксивым.

Темперамент и настроение матери также влияют на становление собственного мировоззрения ребенка, отношение к окружающим и к жизни в целом.

Первое познание мира новорожденный осуществляет вместе с молоком матери.

Чувства и ощущения новорожденного: плач

Мамам следует знать и помнить, что у новорожденного чувства и ощущения не дифференцированы от эмоций. О своих потребностях младенец сообщает родителям единственным доступным ему способом – плачем. Чаще всего его причиной являются голод или жажда, потребность в тепле, мокрое или грязное белье, различные физические неудобства, связанные со статичным положением тела или одеждой. В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка замерзшего или перегревшегося. Но и новорожденный пока сам не знает, что он хочет. Малыш чувствует, что «что-то не так» и сообщает об этом. Поэтому он охотно принимает всё, что ему предлагают: грудь, теплое одеяло, поглаживание животика. Через какое-то время младенец начинает понимать, что его избавит от неприятных ощущений. И тогда в следующий раз он выплюнет соску и сбросит ножками одеяло.

Потребность новорожденного в любви и заботе

В период новорожденности ребенку особенно важно чувствовать любовь и заботу родителей, поэтому он стремится к телесному контакту с матерью, успокаивается на ее руках. Специалисты в области психологии сходятся во мнении, что ребенка на протяжении семи-восьми месяцев нужно держать на руках как можно чаще, при этом носить его по дому, называя предметы и действия окружающих. Таким образом, родитель воссоздает работу младенческого мозга, специально акцентируя внимание на нужных вещах, выбирая их из хаоса окружающего мира.

Способность ребенка любить закладывается в раннем детстве, и она напрямую зависит от количества любви, подаренной ему близкими людьми. На этом этапе зарождаются отличительные черты характера каждого ребенка, которые потом станут определяющими при формировании личности. В этот период для ребенка не менее важны положительные эмоции и уверенность во всеобщей любви.

Количество внимания и проявленной заботы сильно влияет на развитие новорожденного ребенка, особенно на проявление доверия или недоверия младенца к окружающему миру. Чем чаще к ребенку подходят, прикасаются, гладят и разговаривают, тем комфортнее ему в новом мире, он чувствует любовь и заботу и его боязнь окружающего постепенно исчезает. И, наоборот, чем меньше тактильного общения, ласковых слов и добрых интонаций, тем подозрительнее новорожденный относится к окружающей обстановке. Со временем чувство недоверия к людям может перерасти в страх и другие психологические проблемы (например, низкую самооценку). Кроме того, ограничение общения матери и ребенка может впоследствии пагубно сказываться на развитии речи, даже при условии, что принципы питания, гигиены и ухода не нарушались.

О том, как правильно выбирать игрушки для детей в возрасте до одного года, родители могут узнать, посмотрев видеоурок с участием президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолога Антонины Цицулиной.

На что вы готовы пойти ради своего ребенка? Ответьте на вопросы теста, составленного психологами портала «Я – родитель», и он дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания детей.

Пройти тест

Первый месяц жизни малыша. Уход за новорожденным

Переступив порог дома с драгоценным посапывающим свертком на руках, Вы остаетесь наедине с малышом.

Первые 28 дней его жизни считаются самыми ответственными в жизни  новорожденного. И именно в эти дни он осваивается во внешнем мире и требует к себе пристального внимания. Ни одна мелочь в его самочувствии или поведении не должна остаться незамеченной. От этого зависит его дальнейшее развитие и здоровье. Ребенок должен находиться в чистоте, быть сытым и сухим. О том какой уход необходим малышу в первый месяц жизни мы сегодня и поговорим.

 Утренний туалет новорожденного

Утренний туалет новорожденного начинается с обработки пупочной ранки. Перед тем как обрабатывать пупочную ранку, необходимо тщательно вымыть руки с мылом и только потом можно приступать к обработке пупочной ранки. Вначале необходимо аккуратно развести края пупочной ранки и смазать ватной палочкой смоченной раствором 3% перекиси водорода. Если отделяемого много и палочка им пропитывается, то для дальнейшей обработки берут новую палочку. Если в ранке есть остатки перекиси водорода, то их удаляют чистой сухой ватной палочкой. На заключительном этапе ранка смазывается раствором бриллиантового зеленого. Следующим этапом в утреннем туалете новорожденного является туалет глазок малыша. Для этих целей используют ватные диски смоченные кипяченной водой комнатной температуры. Влажным диском (отдельным для каждого глаза) Вы осторожно проводите от наружного угла глаза к носику младенца. Если глаза гноятся, то для их промывания можно использовать отвар ромашки. Промывание глаз осуществляется два раза в день: утром сразу после пробуждения крохи и перед сном. Носовые отверстия прочищают ватными жгутиками, смоченными в кипяченной водичке. Чтобы удалить образующиеся иногда в носу младенца корочки, вначале закапывают в каждую ноздрю физиологический раствор, который без проблем можно приобрести в любой аптеке, а через 10-15 минут очищают нос ватными жгутиками. Ватный жгутик вводится в полость носа не более чем на 1 см, осторожными винтообразными движениями, при этом одной рукой вы «орудуете» жгутиком, а второй придерживаете головку малыша, чтобы нечаянно не навредить крохе. Далее обмывают лицо, шею и ручки ребенка кипяченой водой при помощи ватного диска. Вымытые части тела просушивают чистым мягким полотенцем, осторожно прикасаясь к коже ребенка, промакивающими движениями. Завершается утренний туалет подмыванием младенца теплой кипяченой водой под проточной водой. Девочек подмывают спереди назад, чтобы не внести инфекцию в мочеполовые органы. Просушенные складки кожи смазывают детским увлажняющим кремом, при необходимости их припудривают детской присыпкой или тальком. На этом утренний туалет  заканчивается.

В течение дня после каждой смены подгузника (раз в 3 часа) или испражнения, младенца обязательно подмывают. Все гигиенические процедуры мамочка выполняет чистыми, тщательно вымытыми руками, предварительно освободив их от колец и часов. Ногти у Вас должны быть коротко острижены, кожа — без заусениц.

Купание новорожденного

К ежедневным купаниям новорожденных приступают через 1 день после отпадения пуповинного остатка, когда заживает пупочная ранка. Воду для купания не кипятят, температура воздуха в помещении поддерживается на уровне 22-23 градусов цельсия. Заполняют ванночку с таким расчетом, чтобы ребенка можно было погрузить в воду до плеч. В водичку можно добавлять отвары трав (ромашка, чистотел), слабый раствор марганцовки. Температура воды для купания должна быть не более 37,2. Для купания удобна небольшая ванночка. Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом. Температура воды измеряется специальным термометром. С мылом малыша купают один-два раза в неделю. Надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, ушки малыша. Продолжительность купания составляет около 5 минут. Купать малыша целесообразно перед последним кормлением.

Статья подготовлена заведующим педиатрического

отделения, врачом-педиатром Вареник В.М. 

Первые дни жизни ребенка, что нужно новорожденному