Пониженный тонус мышц у грудничка комаровский: Пониженный тонус мышц (гипотонус) у детей: виды, диагностика, лечение

Содержание

Комаровский о пониженном напряжении мышц у младенцев, признаки и лечение

Медицина относит гипотонус к довольно распространенным патологиям грудничков. Врачи считают, что понижение тонуса мышц не входит в число детских заболеваний и не требует специального лечения. Проблема решается с помощью массажа и лечебной физкультуры. Родителей же пугает ненормальная вялость новорожденного, и они пытаются выяснить причины такого состояния ребенка.

Содержание

  • 1. Что такое гипотонус и как он проявляется у грудничка?
  • 2. Вероятные причины снижения тонуса мышц у младенцев
  • 3. Лечение гипотонуса у детей
    • 3.1. Физические упражнения
    • 3.2. Общеукрепляющий массаж
  • 4. Прогноз и последствия
  • 5. Видео по теме статьи
  • 6. Комментарии посетителей по теме статьи

Что такое гипотонус и как он проявляется у грудничка?

Гипотонус – это аномальная вялость мышц у новорожденных. При патологии мышечные ткани младенца настолько расслаблены, что у него снижена либо отсутствует любая двигательная активность. Проводя осмотр маленького пациента, врач сгибает и разгибает его ножки и ручки. В нормальном состоянии малыш быстро возвращает конечности в удобное для него положение, при гипотонусе такой реакции не происходит.

Выявить признаки патологии у младенцев несложно, достаточно сравнить поведение здорового и больного ребенка. Здоровый младенец держит кисти рук сжатыми в кулачки, ножки подгибает к животику. При гипотонусе ручки находятся в расслабленном состоянии, ножки могут раскрываться в стороны на 180 градусов. Следует отметить, что такая поза не доставляет дискомфорта младенцу, он никак на нее не реагирует.

При явной мышечной слабости грудничок плохо сосет и глотает, во время кормления он может несколько раз засыпать. Патология отражается и на повседневном поведении ребенка. Поначалу родители радуются, что их сокровище почти не плачет и не капризничает, много спит и не доставляет никаких проблем. Однако такое состояние малыша должно настораживать.

Если слабость мышечной ткани у ребенка возникла по физиологическим причинам, то ее относят к норме развития. Как правило, к 2-месячному возрасту ребенка все симптомы гипотонуса исчезают, и дальше малыш развивается нормально. В любом случае процесс требует пристального наблюдения. Только специалист может выявить причину патологии и понять, как лечить пациента.

Вероятные причины снижения тонуса мышц у младенцев

Причинами гипотонуса у детей могут стать проблемы, возникшие во время беременности или в первые дни жизни новорожденного. Во внутриутробном периоде к ним относятся:

  • сложные или срочные роды, приведшие к кислородному голоданию младенца, родовой травме или асфиксии;
  • инфекционные и вирусные болезни, перенесенные женщиной во время беременности;
  • патология вынашивания плода с риском прерывания беременности;
  • употребление будущей мамой алкоголя, наркотиков, курение;
  • внутриутробные аномалии развития плода;
  • гормональные сбои;
  • мутация хромосом и другие генетические отклонения.

Приобретенная патология может развиться на фоне некоторых заболеваний и ненадлежащих условий жизни грудничка. В список негативных факторов входят:

  • ботулизм;
  • полиомиелит;
  • долго тянущиеся вирусные и инфекционные заболевания;
  • передозировка лекарств, в том числе витамина D;
  • неполноценное питание мамы при грудном вскармливании и использование некачественных смесей при искусственном кормлении.

Лечение гипотонуса у детей

Для выявления признаков мышечной гипотонии педиатр привлекает таких специалистов, как невропатолог, врач-генетик, ортопед, кардиолог, детский физиотерапевт. На основе полноценного обследования принимается решение о тактике лечения патологии.

Лечение гипотонуса включает в себя сеансы массажа и специальную гимнастику. Для обеспечения нормального развития мышечной ткани и стабилизации нервной системы младенцам назначают прием Элькара.

Физические упражнения

Доктор Е. О. Комаровский относит лечебную гимнастику к одним из действенных методов лечения гипотонуса у детей. Первые несколько занятий, проводимые специалистом, помогают родителям освоить технику упражнений, что позволяет им заниматься с ребенком дома. Комплекс лечебной гимнастики состоит из следующих упражнений:

  1. Младенца кладут на спину. Разводят руки в стороны, затем левую ручку заводят за правую. Повторяют то же упражнение, меняя руки.
  2. Берут малыша за руки и начинают сгибать и разгибать их в локтях. Движения должны быть настойчивыми, но не резкими.
  3. Оставляя ребенка на спине, поднимают его за ручки в положение сидя. Упражнение следует выполнять медленно, чтобы дать возможность мышцам напрячься.
  4. Переходят к упражнениям с ножками. Взяв младенца за стопы, приподнимают ножки и крутят «велосипед».
  5. Делают ножками «ножницы», постепенно увеличивая амплитуду движений.

Грудничкам с гипотонусом показаны водные упражнения. Схему занятий разрабатывает врач. Плавание сочетают с контрастным закаливанием. Важно точно соблюдать температурный режим воды, чтобы не простудить малыша и не нанести ему лишний вред. Водная среда естественна для ребенка первых месяцев жизни, и он с удовольствием занимается плаванием. Выполняемые им с помощью родителей движения в воде отлично укрепляют мышечные ткани и улучшают их кровоснабжение. На видео показаны водные занятия с ребенком.

Общеукрепляющий массаж

При гипотонусе массаж проводится с повышенной физической нагрузкой, поэтому делать его должен специалист. Цель процедуры – разогрев мышечных тканей и стимуляция кожного покрова. Ориентируясь на состояние маленького пациента, врач может положить его на спину или животик. Во время массажных манипуляций воздействуют на все части тела грудничка. Длится процедура около 10 минут.

Массаж начинают с пальчиков рук, постепенно переходя на другие участки тела ребенка. Проработка мышц ведется путем растирания, поглаживания, пощипывания и постукивания. Одновременно врач надавливает в определенных местах, чтобы простимулировать биоактивные точки тела. Если во время массажа малыш выказывает недовольство, сеанс переносят на другой день или подбирают другие движения.

Прогноз и последствия

Дети с гипотонусом развиваются медленнее, они позже начинают держать голову, долго учатся переворачиваться, ползать, ходить. Слабые мышцы не позволяют малышам 2–3 месяцев быстро осваивать новые физические навыки.

При тяжелом течении патологии у малышей до года диагностируют искривление позвоночника, сокращение сухожилий, вывихи суставов. Отсутствие лечения приводит к нарушению осанки, сколиозам. Отставание от сверстников в физическом развитии приводит к психологическим травмам ребенка, он становится замкнутым и молчаливым.

Взрослея, дети с пониженным тонусом мышц приобретают чрезмерную пластичность тела. Ребенок, не осознавая опасности, плохо контролирует свои движения и часто страдает от травм. Кроме того, излишняя пластичность может привести к атрофии мышц.

При грамотном и своевременном лечении врачи гарантируют полное восстановление физических способностей ребенка. Успешное выздоровление зависит от вовремя начатого лечения и внимательного отношения к проблеме родителей.

Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »

Слабый мышечный тонус — симптомы, диагностика, методы лечения.

Описание Диагностика Методы лечения Записаться на прием

Мышечный тонус (внутримышечное напряжение) – это способность мышц сопротивляться движению. Каждую мышцу можно сравнить с резиновой лентой. Если она мягкая, то легко растягивается. Жёсткую ленту, напротив, растянуть сложно. Так и мышечная ткань у всех людей имеет разную «степень жёсткости», то есть тонус. Если человеку генетически достались «слабые» мышечные волокна, их можно сделать сильнее с помощью тренировок.

На лице многие мышцы не получают должной нагрузки, поэтому со временем теряют свою упругость и форму. А так как они одним концом крепятся непосредственно к коже и являются её каркасом, то последняя начинает свисать, морщиниться и быстрее стареть. Ускоряют этот процесс стрессы, неблагоприятные внешние факторы и малоподвижный образ жизни. Также мышечная гипотония может сопровождать врождённые и приобретённые заболевания (полиомиелит, невриты, ревматизм, патология надпочечников и т.д.).

Симптоматика

Ослабление мышечного тонуса на лице может длительное время оставаться незаметным для человека. Затем появляются первые симптомы гипотонии, а вместе с ней и признаки старения.

К ним относятся:

  • Опущенные брови.
  • Оплывшие щёки (брыли).
  • Второй подбородок.
  • Обвисшие веки, «мешки» под глазами.
  • Опущенные уголки рта.
  • Деформация контуров лица.

Резко выраженная гипотония отдельных мышц может приводить к асимметрии лица и серьёзным дефектам (полуоткрытый рот, неподвижный язык и т. д.).

Когда теряется тонус, вслед за мышцами начинает меняться кожа лица и шеи. Она становится дряблой, сухой, отёчной, теряет здоровый оттенок и былую эластичность. Если гипотонус связан с внутренней патологией, будут наблюдаться симптомы, характерные для той или иной болезни.

Диагностика

Здоровая мышца должна находиться в небольшом напряжении – это физиологическая норма. Определить наличие мышечного тонуса на лице можно с помощью физикального осмотра и дополнительных диагностических методов (электронейромиография). Если гипотонус связан с неврологической патологией (парез лицевого нерва, заболевания головного мозга), диагностику проводит невролог.

При гипотонии мышечная ткань выглядит дряблой, при пальпации имеет мягкую консистенцию, хорошо растягивается, не оказывая должного сопротивления. Кожа над ней легко собирается в складки. Иногда выявляется пастозность.

Методы лечения

Как правило, на лице есть мышцы в гипертонусе (мышечные зажимы) и в гипотонусе. Поэтому лечение направлено на то, чтобы снять напряжение со спазмированных участков и укрепить ослабленные мышечные волокна. Применяется комплексный подход: полноценное питание (с большим содержанием микроэлементов и витаминов), специальная гимнастика для лица (фейсбилдинг), массаж, мануальные техники, тейпирование и косметологические методики. К популярным эстетическим процедурам относятся:

  • Микротоковая терапия.
  • LPG-массаж лица.
  • SMAS-лифтинг.
  • Ультразвуковая терапия.
  • 3D-лифтинг.
  • Аппаратный пилинг.
  • Миостимуляция лица.

Помимо вышеперечисленных методик, в нашей клинике для устранения гипотонуса лицевых мышц используется новейшая многофункциональная система Vip Lipo Line Duo (Италия). Процедуры, выполненные с помощью данного оборудования, укрепляют и тонизируют мышечную ткань, улучшая её иннервацию и кровоснабжение. Аппарат Vip Lipo Line Duo воздействует мягко и безболезненно, позволяет быстро добиться результата и сохранить его на длительное время.

Диагностика и лечение в клинике «Медицина и Красота»

Все врачи нашей клиники владеют современными методами ранней диагностики и лечения широкого спектра заболеваний по направлениям гинекологии, урологии, хирургии, проктологии, дерматовенерологии, гастроэнтерологии, и пр. Владеют навыками функциональной и ультразвуковой диагностики, эндоскопическими методами исследований.

Клиника оснащена лечебно-диагностическим оборудование экспертного класса от ведущих европейских, японских, корейских и российских производителей прошедших регистрацию в Росздравнадзоре: PENTAX, MEDISON, ARAMO, SAMSUNG, УНИКОС, МАТРИКС, и др. Мы сотрудничаем с ведущими лабораториями и предлагаем полный перечень лабораторных исследований.

Работаем без выходных и праздников, ежедневно с 8.00 до 21.00.

Это дает нашим пациентам следующие преимущества:

  1. Эффективность и безопасность. Профессионализм наших врачей гарантирует высокую эффективность и полную безопасность при лечении заболеваний. В нашей клинике работают врачи высшей категории, кандидаты наук с опытом работы более 10 лет.
  2. Точность диагностики. Клиника оснащена оборудованием экспертного класса и предлагает полный спектр современных лабораторных исследований от ведущих лабораторий г. Москвы по минимальным ценам.
  3. Удобство и доступность цен.
    Удобное расположение в центре Москвы и минимальные цены на диагностику и лечение делают нашу клинику доступной каждому пациенту.
  4. Новейшие методы лечения. Авторские методики лечения, строгое следование стандартам оказания медицинской помощи гарантируют максимально быстрое и эффективное лечение каждому пациенту.

Мы гарантируем высокое качество сервиса, эффективность диагностики и лечения. Обращайтесь, мы всегда рады вам помочь! Прием и запись на консультацию — по телефону +7 (499) 372-05-62.

Записаться на приём

Наши доктора проводят диагностику и лечение различных заболеваний с использованием современных технологий.

Записаться на прием

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта

На этой странице

Что такое гипотония?

Гипотония — это термин, описывающий снижение мышечного тонуса. Как правило, мышцы имеют очень небольшое сокращение, что придает им ощущение упругости даже в расслабленном состоянии. Это также обеспечивает некоторое сопротивление пассивному движению. Это не то же самое, что мышечная слабость, хотя оба состояния могут возникать одновременно.

Мышечный тонус контролируется сигналами, которые идут от мозга к нервам и заставляют мышцы сокращаться. Гипотония может возникнуть в результате повреждения головного, спинного мозга, нервов или мышц. Гипотония не влияет на интеллект. Противоположностью гипотонии является гипертония.

Повреждение может быть результатом следующего; однако, может быть невозможно найти причину:

  • Травма
  • Факторы окружающей среды
  • Генетические заболевания, заболевания мышц или центральной нервной системы 

Гипотония наблюдается при:

  • Синдроме Дауна
  • Мышечная дистрофия
  • Церебральный паралич
  • Синдром Прадера-Вилли
  • Миотоническая дистрофия
  • Болезнь Тея-Сакса

Младенцы с гипотонией могут иметь вялое телосложение или внешний вид «тряпичных кукол», потому что их руки и ноги свисают по бокам, и они практически не контролируют голову. Другие симптомы включают:

  • Проблемы с подвижностью и осанкой
  • Затрудненное дыхание и речь
  • Слабость связок и суставов
  • Плохие рефлексы

Лечение начинается с тщательной диагностической оценки. Это обычно выполняется неврологом и включает оценку:

  • Моторные и сенсорные навыки
  • Баланс и координация
  • Психическое состояние
  • Рефлексы
  • Функционирование нервов

После постановки диагноза в первую очередь лечат основное заболевание. Затем следует лечение для улучшения симптомов и оказания поддержки, которое может включать физическую, профессиональную и логопедическую терапию. Терапия младенцев и детей младшего возраста может также включать программы сенсорной стимуляции.

Гипотония может быть пожизненным состоянием. В некоторых случаях мышечный тонус со временем улучшается.

file-medical

Узнайте о клинических испытаниях

Клинические испытания — это исследования, которые позволяют нам больше узнать о заболеваниях и улучшить лечение. Они могут помочь пациентам узнать о новых и предстоящих вариантах лечения.

Как я или близкий мне человек могу помочь улучшить уход за людьми с

  гипотонией?

Рассмотрите возможность участия в клинических испытаниях, чтобы клиницисты и ученые могли больше узнать о гипотонии и связанных с ней расстройствах. В клинических исследованиях участвуют люди-добровольцы, чтобы помочь исследователям узнать больше о расстройстве и, возможно, найти более эффективные способы безопасного выявления, лечения или предотвращения болезни.

Нужны все типы добровольцев — здоровые или те, у кого может быть заболевание или заболевание — всех возрастов, полов, рас и этнических групп, чтобы гарантировать, что результаты исследования применимы к как можно большему количеству людей, и что лечение будет безопасны и эффективны для всех, кто будет их использовать.

Для получения информации об участии в клинических исследованиях посетите сайт NIH Clinical Research Trials and You. Узнайте о клинических испытаниях, в которых в настоящее время ищут людей с гипотонией, на сайте Clinicaltrials.gov.

Где я могу найти дополнительную информацию о гипотонии?

             

Следующие организации и ресурсы могут предоставить дополнительную информацию:

Март десять центов

Ассоциация мышечной дистрофии

Национальная организация редких заболеваний (NORD)

book-open

Заказ публикаций из каталога NINDS

Каталог публикаций NINDS предлагает печатные материалы о неврологических расстройствах для пациентов, медицинских работников и широкой публики. Все материалы бесплатны, и для большинства публикаций также доступна загружаемая PDF-версия.

 

Ребенок 2 5 лет Комаровский не говорит. Мнение доктора Комаровского. Проблемы со слухом

Точного ответа на вопрос, когда ребенок должен говорить, нет. Это слишком индивидуальное явление, которое вносит некоторую путаницу в определение патологий речевого развития. Разные врачи дают совершенно разные цифры. По мнению некоторых врачей, ребенок должен уметь говорить уже в 2 года. Но Комаровский этого мнения не придерживается. Он считает, что в более позднем появлении речи нет ничего плохого.

Таким образом, если ребенок не говорит в 2 года, Комаровский призывает не бить тревогу. В этом нет ничего плохого. Важнее выяснить, сложились ли предпосылки возникновения речи. Родители, которые хотят понять, все ли в порядке со здоровьем малыша, должны следить за его поведением, чтобы вовремя определить, что ребенку пора говорить. Ребенок к 2 годам должен говорить, если наблюдаются такие проявления.

  1. Ребенок хорошо понимает речь окружающих его людей. Если он все понимает, но совершенно не пытается говорить, это небольшой повод для беспокойства.
  2. Произносит большинство звуков, но не превращает их в слова. Такая ситуация тоже возможна. Комаровский отмечает, что детям, освоившим все звуки, пора начинать говорить.
  3. Объясняется исключительно жестами и мимикой, хотя ему 2 года. «Молчание» ребенка в этом случае тоже не совсем нормально.

Отсюда становится понятно, что ребенок должен начинать говорить после того, как он полностью освоит взаимодействие с окружающими и начнет понимать слова и предложения. Но почему же тогда он вообще не говорит даже к 2 годам? На это есть определенные причины.

Почему ребенок не говорит к 2 годам: причины по Комаровскому

Не беспокойтесь слишком сильно, если ваш ребенок не разговаривает к 2 годам. Это не обязательно большая проблема. Может оказаться, что причин бить тревогу и таскать малыша по врачам нет. Комаровский выделяет такие причины «молчания» двухлетнего малыша.

  1. Проблемы в работе органов слуха. Выявить эту причину несложно, ведь при нарушениях слуха ребенок не будет понимать речь.
  2. Выраженная наследственность. Ребенок к 2 годам часто не разговаривает, так как унаследовал от родителей «молчаливость». Если ситуация сохраняется до 3 лет, то стоит показать ребенка специалисту.
  3. Ослабление организма. Разнообразные явления приводят к тому, что ребенок отстает в развитии. Задержка созревания ЦНС со временем компенсируется.
  4. Психологическая травма. По словам Комаровского, иногда дети не разговаривают до 2 лет, так как в раннем возрасте перенесли сильный испуг.
  5. Гиперосторожность со стороны взрослых. Дети могут очень долго не говорить, если у них просто нет для этого причин. Ребенка, желания которого угадываются сразу, не нужно озвучивать.

Как видите, в большинстве случаев отсутствие речи у ребенка в 2 года — вполне безопасное явление. Но все же иногда без специальных мер не обойтись. Комаровский говорит об определенных вмешательствах, чтобы стимулировать ребенка начать говорить. Их полезно рассмотреть.

Что делать, если ребенок не разговаривает к 2 годам

Если родители хотят прежде всего успокоить себя, им следует показать ребенка неврологу. Комаровский подчеркивает, что врач вряд ли обнаружит какие-либо заболевания. Максимум поставят диагноз «задержка умственного развития», что ни о чем страшном не говорит. Но все же, если специалист обнаруживает какую-либо патологию, необходимо начинать лечение. Это поручено, опять же, врачу.

При отсутствии патологий мама и папа сами могут убедиться, что ребенок заговорит. Если ребенок не говорит к 2 годам, Комаровский советует следующие меры.

  1. Окружите ребенка вниманием, если раньше его было недостаточно. Но нельзя допускать чрезмерной опеки, потому что она приводит к обратному результату.
  2. Читайте с ребенком иллюстрированные книги или озвучивайте перед ним то, что нарисовано на картинках. В повседневной жизни также очень полезно озвучивание действий и называние предметов.
  3. Играйте в обучающие игры. Особенно подходят в этом случае напальчники. Комаровский подчеркивает, что получится при желании найти множество их вариантов, так что недостатка в веселом времяпрепровождении с ребенком не будет.

А еще стоит помнить, что когда ребенок не разговаривает до 2 лет, ему нужен особый уход. Любая его попытка заговорить должна поощряться. Тогда ребенок сам захочет научиться говорить как можно быстрее. Ничего сложного в совете Комаровского нет. Главное точно их соблюдать. И в результате вы сможете вырастить собственного ребенка здоровым и развитым. Это тот результат, которого должен достичь любой родитель. Поэтому жалеть сил точно не стоит.

Любые родители надеются, что их ребенок будет умным и талантливым. Они с волнением наблюдают за развитием крохи и очень переживают, если ребенок не разговаривает в 2 года. Известный педиатр Комаровский советует не паниковать. Для начала нужно определить причины происходящего – обычно они не так страшны, как предполагают близкие малыша.

По общепринятым нормам к концу первого года жизни ребенок должен произносить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. К 2-2,5 годам словарный запас пополняется, и появляется возможность объединять слова в короткие предложения, например: «Дай ручку!», «Где медвежонок?», «Купи куклу!» Но статисты утверждают, что в современном мире нередки случаи, когда 2-летний малыш молчит или вместо предложений произносит невнятные звуки. Доктор Комаровский успокаивает: чаще всего это обстоятельство не является признаком серьезного отклонения в развитии.

Почему ребенок молчит? Ответ может быть простым

По мнению Комаровского, если ребенок в 2-2,5 года не разговаривает, то прежде чем искать тяжелые физиологические или психологические нарушения, стоит проверить, не кроется ли секрет детского молчания в следующем причины.

Проблемы со слухом

Ребенок может плохо слышать или вообще не слышать. Естественно, в такой ситуации он не может понимать и запоминать слова. Есть ли у вашего сына или дочери проблемы со слухом, легко узнать, посетив отоларинголога.

Наследственность

Обязательно спросите у родителей, в каком возрасте вы начали говорить. Если папа или мама в детстве долго «молчали», не стоит удивляться тому, что их ребенок не разговаривает в 2,5 года. К специалисту обращаться только при условии, что мальчик или девочка не разговаривают после достижения ими 3-летнего возраста.

Чрезмерная опека или недостаток внимания

Бывает, что близкие настолько заботятся о маленьком члене семьи, что любое его желание угадывается без лишних слов и немедленно исполняется. Конечно, малыш быстро поймет, что озвучивать просьбы не нужно. Противоположная ситуация также чревата задержкой речи. Ребенок, которого часто упускают из виду, не будет активно учиться говорить.

Читайте также:

Психологическая травма

Если в раннем возрасте малыш сильно напуган, это может негативно сказаться на его речевом развитии.

Слабый организм

Легкая простуда или другое, казалось бы, безобидное заболевание может нанести вред нервной системе ребенка… Убедиться в том, что вы имеете дело с осложнениями недуга, можно на приеме у невролога.

Научите ребенка говорить

Каждый хочет знать, что делать, даже если ребенок в 2 года не говорит по не слишком тревожным причинам. «Разговорить» любимого ребенка поможет выполнение таких правил.

Окружите своего малыша вниманием

Маленький человек должен чувствовать свою значимость, чувствовать любовь родителей, ведь они для него центр мира. Желание папы и мамы общаться – лучший стимул попробовать заговорить. Но будьте осторожны, чтобы не нарушить тонкую грань между опекой и чрезмерной защитой.

Попробуйте вести диалог

Перефразируя известную пословицу про аппетит, можно сказать: желание участвовать в беседе возникает в ходе беседы. Описание окружающих предметов, природы, погоды, поведения людей и животных стимулирует ребенка к выражению своего взгляда на вещи.

Читайте книжки с картинками

Сказки с крупными яркими рисунками обязательно заинтересуют малыша. Не забывайте и о второй составляющей: помимо чтения текста, вам нужно описывать картинки. В этом случае стоит создать располагающую к разговору обстановку.

Начать развивающие игры

Используйте свое воображение, чтобы ребенок захотел комментировать свои действия. При этой проблеме лучше всего выбирать упражнения на развитие мелкой моторики рук, а также игры, во время которых нужно проявить фантазию и внимание.

Поощряйте малыша и сохраняйте спокойствие

Ребенок должен заметить, что, когда он пытается заговорить, мама и папа счастливы, и таким образом можно заслужить похвалу. Это усилит желание запоминать и произносить фразы. Помните, настроение родителей отражается на поведении их наследников. Замените раздражительность и беспокойство из-за задержки речи на уверенность в том, что ничего страшного не происходит, а также улучшится эмоциональное состояние подрастающего малыша, что, безусловно, способствует развитию.

Педиатры старой школы привыкли держать развитие детей в строгих рамках. Они утверждают, что ограничение речи 2-летних малышей нечеткими звуками является поводом для срочного обследования, и часто склонны быстро диагностировать умственную отсталость. Но многие врачи не столь категоричны, ведь современная медицина признает наличие огромного количества индивидуальных особенностей человека. К таким специалистам относится доктор Комаровский.

В 2 года ребенок уже должен говорить. Прочтите статью, чтобы узнать причины, по которым малыш в 2 года не разговаривает, а только мычит, но все понимает.

Молодые родители всегда переживают, когда у их ребенка возникают проблемы со своевременным формированием речи. Часто бывает так, что малыш просто растет в своем темпе и через некоторое время начинает говорить не меньше своих сверстников.

  • Но проблемы с речью могут быть намного глубже и важно своевременно их распознать и постараться исправить.
  • Начинать коррекцию нужно в возрасте 1,5-2 лет, чтобы можно было добиться хороших результатов.
  • В этой статье вы можете найти информацию о том, почему возникают эти расстройства и как заставить вашего ребенка говорить.
  • К какому специалисту следует обратиться и что говорят об этой проблеме ведущие педиатры разных стран?

Ребенок в 2 года не говорит, только мычит, но все понимает: причины

Ребенок в 2 года не говорит, только мычит, но все понимает: причины

Часто родители 2 -годовалый малыш не обращает внимания на то, что его малыш не разговаривает. Но, если у него хорошо развит интеллект, он понимает взрослых и выполняет их просьбы, поддерживает контакт с родителями, активно общается жестами и не имеет проблем со слухом, но при этом ребенок в 2 года не говорит — это не норма. Это состояние называется расстройством экспрессивной речи.

Педиатры и логопеды выделяют два типа причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, а только мычит, но все понимает:

  1. Социальные
  2. Физиологические

В 2 года ребенок не говорит, только мычит, но все понимает

Эти два типа проблем могут быть связаны со следующими причинами, почему ребенок не говорит:

  • Внешние причины. У крохи нет мотивации. Он чувствует большую заботу и поэтому не имеет стимула говорить. Вам нужно поговорить с малышом. Если он слышит только голоса из телевизора или планшета, то разговаривать такой ребенок не будет.
  • Внутренние причины. Сюда следует отнести наследственные факторы, неврологические проблемы и нарушение развития органов артикуляции. Если кто-то из родителей в детстве начал поздно говорить, то у их сына или дочери ситуация может повториться, но с каждым поколением проблема может усугубляться. Так что будьте начеку. Ребенок не сможет произносить звуки, если у него короткая уздечка языка, снижен тонус мышц лица или он перенес травмы в раннем возрасте.

Важно: Часто у ребенка возникают проблемы с речевым аппаратом, если все взрослые в семье говорят на разных языках. Двуязычие родственников приводит к тому, что малыш не может вычленить лексемы того или иного языка.

Совет: Также не будьте чрезмерно требовательны и не требуйте от ребенка говорить. Нужно создать мотивацию, а не давить на малыша.

В 2 года малыш имеет отличное представление об окружающем мире, но не все дети в этом возрасте используют свой словарный запас. Как было сказано выше, у многих детей могут быть проблемы с речью, как внутренней, так и внешней. Поэтому, если ваш малыш не говорит в 2 года, следует выполнять с ним специальные эффективные упражнения, играть в игры, проводить развивающие занятия:

  • Игра в карты. Сделайте карточки и нарисуйте или приклейте на них животных или транспортные средства. Попросите ребенка взять одну карточку и назвать то, что на ней написано. Дайте малышу подумать, не торопите его. Если ребенок запутался и не может назвать слово, то через 15 секунд назовите слово сами, четко выговаривая слоги.
  • Детские стихи, анекдоты. «Ладно-ладно» и другие стишки отлично помогают развивать речь. Вы можете использовать любые интересные стихи из любимой детской книжки вашего ребенка.
  • Игра «Кто как скажет» … Предложите ребенку повторить звуки животных. Сначала спросите его: «Как говорит собака?», «Как говорит киска?» Если ребенок не произносит слова сам, то через 10-15 секунд нужно произнести правильные ответы.
  • Глупый взрослый. Если ваш ребенок показывает жестами или отдельными звуками, что хочет, например, яблоко, то вы делаете вид, что не понимаете, и спрашиваете его: «Хочешь лопаточку? Нет? Могу я дать вам ведро? Не мучайте ребенка долго, будет достаточно 3-х «неправильных» ответов, иначе малыш может расплакаться.
  • Кто в сумке? Положите любимые игрушки вашего ребенка в небольшой тканевый мешочек. Немного приоткрыв пакет, покажите только голову одной игрушки и попросите малыша назвать животное.
  • Кто как говорит? В течение двух лет нормально, если малыш не называет животное или предмет, а повторяет издаваемые им звуки. Вы можете только спросить: «Как капает дождь? — Кэп-кэп», «Как звонит колокольчик? — Дзин-дзин» и так далее.
  • Упражнения для развития мышц лица … Артикуляционные упражнения помогут развить речь. Но трудно заставить маленького ребенка делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это шалости перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьяну и высунуть язык, или пусть он притворится львом и покажет зубы.
  • Развиваем мелкую моторику рук. В области кончиков пальцев расположены рецепторы, воздействующие на двигательный центр головного мозга. Он расположен рядом с речевым отделом мозга. Для развития мелкой моторики подходят все игры с перебиранием мелких предметов, а также лепка или обычный массаж пальцев. Только выбирайте игры с не слишком мелкими предметами, иначе малыш может засунуть их в рот, нос или ухо.

Многие родители отмечают, что после того, как отдали ребенка в детский сад, малыш начал говорить. Находясь с другими детьми, ребенок быстро усваивает все жизненные навыки, в том числе и речь. Если к 2,5-3 годам ваш малыш так не разговаривает, следует обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу. Возможно, причина еще слишком глубока.

Видео: Логопед для непосед: 5 игр речевого старта [Любящие мамы]

Ребенок в 2 года не говорит: Комаровский

Многие врачи старой школы утверждают, что ребенок в 2 года должен уметь говорить предложениями из 2-3 слов, произносить союзы в предложениях. Если у ребенка нет этого навыка, то ему спешат диагностировать умственную отсталость.

  • Но современные педиатры не столь категоричны, ведь учитывают индивидуальные особенности ребенка.
  • Например, доктор Комаровский уверен, что если ребенок не разговаривает в 2 года, то родители должны больше внимания уделять своему малышу. Важен не просто результат, а тенденция к нормальному развитию.
  • Если ребенок в 2 года знает 10-15 слов, а в 3 года тоже знает только 15 слов, то это повод для волнения. Если ребенок к 3 годам уже повторяет 30 слов, хотя этого мало, у него есть склонность к развитию, то волноваться не стоит.

Более подробно смотрите видео с доктором Комаровским.

Специалисты по развитию речи не дают четких сроков, когда ребенок должен говорить в 2 года. Существуют лишь приблизительные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и учителя. Опасения родителей понятны. Однако если ребенок в 2 года не разговаривает, Комаровский считает, что это еще не повод ставить ему диагноз и напрасно переживает.

Когда ребенок должен начинать говорить

Существуют нормы развития речи, по которым можно понять, нормально развивается малыш или есть отклонения.

  • К 1 году большинство детей осмысленно произносят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «бб», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят односложными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года у малыша расширяется словарный запас, он начинает произносить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких и описывает предметы и действия. У ребенка развивается потребность в общении. Сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют собственные названия. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к 2 годам составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок осваивает звукопроизношение, грамматический строй предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной особенностью речи двух лет является то, что она жестикуляционна: состоит из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только издает звуки, но и сопровождает свой ответ мимикой.
  • К концу второго года словарный запас детей составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, коверкая их, заменяя одни слоги другими: «мотыга» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет».
    Тем не менее к концу второго года жизни младенец начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетний ребенок может просить родителей выражать ему свои эмоции, активно заявлять о своем желании или нежелании что-то делать.


Почему ребенок не говорит в 2 года: причины

Причин, по которым ребенок не говорит в этом возрасте, много. Чаще всего на малыша влияет сразу несколько факторов, которые определяют . Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, по которым ребенок не говорит в 2 года:

  1. Патологии плода и родовые травмы.
    Внутриутробная асфиксия плода, осложненные роды могут негативно сказаться на развитии отдельных отделов головного мозга, в том числе отвечающих за развитие речи.
  2. Неврологические заболевания. Любая неврологическая патология может стать причиной недоразвития речи у малыша. От общей мышечной гипотонии до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
  3. Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичная тугоухость всегда влияет на развитие речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное течение беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
  4. Нарушения речи, такие как или алалия, могут привести к тому, что ребенок вообще не будет говорить в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания многих негативных факторов во время беременности: употребления алкоголя, курения, интоксикаций, тяжелых инфекций.
  5. Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, умственная отсталость также может стать причиной того, что ребенок позже начнет говорить. Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозную и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
  6. Аутизм. Аутичные дети отстают в речевом развитии из-за замкнутости и отсутствия общения. Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от сверстников.
  7. Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия у него речи. Если на ребенка не обращают внимания, с ним мало общаются, его речь может развиваться крайне медленно или вообще отсутствовать.


Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский — известный педиатр, широко известный своими телевизионными передачами. В них он дает квалифицированные советы матерям детей по различным проблемам воспитания.

В своих передачах неоднократно раскрывал тему развития детской речи.

Ключевые пункты:

  • По словам доктора Комаровского, матери слишком рано начинают бить тревогу о том, что говорит ребенок. Смеясь, он говорит, что мамы обращаются к нему с этой проблемой, когда малышу еще нет и года.
  • Также в своих выступлениях Комаровских неоднократно говорит о вреде современных гаджетов для развития детей. По словам врача, современные дети «гораздо больше общаются с телефонами и планшетами, чем с мамой и папой». Комаровский подчеркивает важность общения родителей и детей. Современные родители очень заняты и сами испытывают постоянный стресс, однако, несмотря на высокий темп жизни, крайне важно каждый день находить время для общения с ребенком, — говорит Евгений Олегович. По словам врача, нет смысла водить малыша по врачам и «искать волшебную таблетку», если он испытывает дефицит общения в семье. Эмоциональное общение с мамой и папой иногда дает гораздо больший результат в развитии речи ребенка, чем медикаментозное лечение.
  • В своей программе «Что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает» Комаровский подробно объясняет разницу в развитии детей, играющих с гаджетами и игрушками. Евгений Олегович поясняет, что когда малыш играет с простым резиновым мячиком или куклой, ему всегда нужен связующий предмет между игрушкой и им самим – взрослым. Взрослый объясняет ребенку, как именно играть с этим предметом, рассказывает о его свойствах, эмоционально реагирует на игру ребенка с предметом. Эмоциональное общение взрослого с ребенком стимулирует его вербальное общение.


Сначала у ребенка появляется потребность понимать, что ему говорят взрослые. Таким образом формируется так называемая пассивная речь — способность малыша понимать обращенную к нему речь.

В возрасте 2 лет ребенок должен уметь выполнять двойные инструкции. Например: Возьми куклу Машеньку и подари мне. «Если ребенок в 2 года не говорит, но понимает речь взрослых, можно сказать, что он прошел 1-й этап речевого развития — формирование пассивной речи. Следующий этап — развитие активной речи, когда ребенок начинает говорить отдельные слова, а затем строить из них предложения.

Что делать, если ребенок не говорит

Родителям, которые переживают, что в 2 года малыш еще не разговаривает, Комаровский рекомендует обратиться к врачу. Евгения

Обследования
  1. Осмотр у ЛОР
    Необходимо провести аппаратное обследование слуха, сделать аудиограмму, которая покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит.
  2. Консультация невролога
    Неврологические патологии являются частой причиной отклонений в развитии речи от легких до самых тяжелых. Осмотр у невролога позволит диагностировать имеющиеся заболевания и своевременно начать их лечение.
    Перед походом к неврологу постарайтесь вспомнить все важные вехи развития: Когда ребенок начал переворачиваться, сидеть, ходить
    Когда малыш начал ходить, понимать обращенную к нему речь взрослых
    Какими навыками и умениями он владеет есть сейчас?
    Доктор обязательно вас об этом спросит, так что приготовьтесь ответить на эти вопросы.
  3. Консультация логопеда
    Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата. Наиболее распространенные патологии:
    уздечка
    гипотония мимических мышц и языка.
  4. Консультация детского психолога

Психолог осмотрит речь малыша и выявит ее отклонения от нормы. Это также поможет вам выяснить, есть ли психологические причины отсутствия речи.

  • Обследуйте ребенка на наличие соматических и неврологических нарушений.
  • Проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом.
  • Ограничьте взаимодействие малыша с любыми гаджетами: телефоном, планшетом, телевизором.
  • Старайтесь больше общаться с малышом: называйте предметы и явления вслух, громко и четко.
  • Расскажите о действиях, которые вы предпринимаете. «Сейчас мы поедим и пойдем играть в мяч. Скоро приедет папа, и мы вместе пойдем гулять во дворе. »
  • Не ругайте малыша, если он молчит. Негативная реакция родителей на отсутствие речи может только усугубить ситуацию. Наоборот, старайтесь подкреплять попытки двухлетнего ребенка общаться положительными эмоциями: улыбкой, похвалой.

Если малыш при виде вас начинает ходить: «ма-ма-ма», улыбнитесь ему и скажите:
«Да, Сонечка, мама пришла, сейчас пойдем купаться. Кто здесь любит плавать в теплой воде с уткой? Соня! Как говорит утка, Сонечка? Кря-кря, кря-кря!


  • Поощряйте любые попытки малыша заговорить: новые звуки, новые слова, попытки подражать взрослым.
  • Задайте малышу открытые вопросы: что вы видите на картинке? Как зовут медвежонка? Какого цвета мяч?
  • Читать детские стихи, сказки, петь песенки. Посмотрите на слоненка:

Туловище ребенка длинное!
— И я тоже так умею! —
Сережа говорит маме.
Скривил губы
А как потянулся вперед!
— Смотри, как хорошо! —
Я похож на слона!

  • Учим скороговорки, чистые скороговорки, детские стишки вместе.

***
Серый волк под старым деревом
Два часа щелкал зубами.
Я широко открыла рот,
Но он не поймал зайца.
***
Едем к бабке Егорке:
Поднимаемся на горку
После горки — снова низина.
Река… Мост выгнул спину.

  • Поощряйте «молчаливых» к общению с другими детьми. Старайтесь чаще посещать детские площадки, приглашайте в гости сверстников, чтобы у малыша была возможность общаться с другими детьми.
  • Не предугадывайте желания своего ребенка. Дайте ему возможность заявить о них взрослым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *