Диатез у детей, лечение диатеза у детей в Москве
Диатез у детей, лечение диатеза у детей в МосквеПоиск по сайту
Отмена
Preambula Bot
Preambula Bot
В сети
Список диалогов
Доступные диалоги
Вы можете общаться с врачами и задавать любые вопросы боту
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Без лишних
вопросов
на связи администратор, который
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
Персональный
виджет
с назначениями, заключениями
и записями на прием
Авторизуйтесь
в ПреАмбуле
1
Привет! Хочу
записаться
Продолжите
в телеграм-боте
это удобно: мы всегда онлайн
Продолжить
Preambula Bot
Чтобы увидеть диалоги с врачами, необходимо авторизироваться
Здравствуйте. Если вам нужно связаться с доктором, запишитесь на онлайн консультацию:
Условия проведения консультации
Записаться на консультацию
5
Поделиться
Воспаленные алые щечки малыша, себорейные корочки на голове, зуд и шелушение кожи – явные признаки экссудативного диатеза. Он может быть вызван неправильным питанием женщины во время беременности, генетической предрасположенностью ребенка к аллергии, нарушением режима питания малыша, наличием аллергенных продуктов в рационе кормящей мамы.
Диатез это еще не болезнь, а только склонность организма к аллергическим проявлениям на коже. Но несвоевременное лечение диатеза у детей может стать причиной серьезнейших аллергических заболеваний и значительно ухудшить качество жизни человека
В сети клиник ПреАмбула диатез у детей лечат специалисты высшей категории, кандидаты медицинских наук.
Клинические проявления экссудативно-катарального диатеза
Клиническая картина диатеза различается в зависимости от возраста ребенка.
- У детей от рождения и до окончания периода новорожденности наблюдаются опрелости, эритема (покраснение кожи), мелкая сыпь на лице, жирные чешуйки на голове, лбу и бровях.
- В грудном возрасте добавляется молочный струп. Так медики называют струпья и корочки, образовавшиеся от расчесов из-за сильного зуда.
- При некачественном лечении диатеза во втором полугодии жизни молочный струп переходит в экзематозное поражение лица (детскую экзему).
- У детей 2-3-х летнего возраста неизлеченный экссудативно-катаральный диатез провоцирует развитие истинных аллергических заболеваний.
- В старшем возрасте нейродермит и экзема нередко сочетаются с крапивницей, бронхиальной астмой, ангионевротическим отеком.
Вот к таким серьезнейшим последствиям может привести диатез, который некоторые родители считают достаточно безобидным и не требующим квалифицированного лечения.
Лечение диатеза
Из-за многообразия причин возникновения и механизмов развития экссудативно-катарального диатеза, специфического лечения нет. В каждом отдельном случае лечение сугубо индивидуальное, в зависимости от выраженности кожных проявлений, длительности проявлений диатеза и особенностей организма малыша. Но в любом случае лечение проводится комплексно и сочетается с диетотерапией.
Комплексное лечение предполагает:
- устранение предполагаемых и выявленных аллергенов;
- лекарственную терапию;
- нормализацию общего режима ребенка;
- рациональное питание;
- массаж, гимнастику;
- санацию очагов хронической инфекции и последующее диспансерное наблюдение.
Большое внимание в комплексе лечебных мероприятий уделяется осторожному закаливанию, длительному пребыванию ребенка на свежем воздухе, тщательному уходу за малышом.
Педиатры рекомендуют родителям обязательное ведение пищевого дневника, в который записывается состав, количество и время приема пищи, способ ее приготовления, самочувствие ребенка, появление зуда, высыпаний на коже, изменения в общем состоянии малыша. Подробные записи очень важны для выявления индивидуальной непереносимости аллергенов.
Самостоятельно лечить диатез у ребенка – недопустимо. Лекарственные средства и рекомендации должны назначаться только компетентным врачом, который много раз за свою практику сталкивался с проявлениями аллергических реакций и знает, как эффективно лечить диатез.
Если вы заметили у своего малыша первые признаки диатеза, не занимайтесь самолечением. Обращайтесь к опытным профессионалам.
Звоните нам и записывайтесь на прием.
ᐈ Диатез ~ 【Симптомы, лечение, профилактика в Киеве】
Диатез – это комплекс симптомов, сигнализирующих о возникновении у пациента нарушений работы организма или предрасположенности к хроническим патологиям.
Відкрити Згорнути
Классификация
Виды диатеза:
- экссудативно-катаральная форма характеризуется кожными высыпаниями, поражениями слизистых оболочек, нестабильной прибавкой массы тела;
- лимфатико-гипопластическая форма – страдают лимфатические узлы, вследствие чего снижается иммунитет;
- нервно-артритическая форма характеризуется повышенной возбудимостью и кожными высыпаниями;
- желудочно-кишечная форма – объектом поражения становятся органы пищеварения;
- при геморрагической форме часто возникают кровотечения.
К другим видам диатеза относят мочесолевой, солевой, мочевой и мочекаменный диатез.
Відкрити Згорнути
Этиология заболевания
Причины диатеза:
- наличие хронических аллергических патологий у родителей;
- постоянные стрессовые ситуации;
- хронические заболевания внутренних органов;
- злоупотребление нездоровой пищей с пряностями и большим количеством жира;
- дисбаланс гормонов в организме;
- вредные привычки пациента.
Провоцировать состояние может и нарушение работы коры надпочечников.
Відкрити Згорнути
Патогенез
До конца объяснить механизм возникновения патологии не удалось. Каждый отдельный случай имеют свою причину и, как следствие, меры борьбы с ним. При диатезе симптомы возникают внезапно, но могут пройти к определенному периоду. Большое значение имеет не только лечение диатеза, но и соблюдение профилактических мероприятий.
Відкрити Згорнути
Клинические проявления диатеза
Признаки диатеза отличаются разнообразием в зависимости от формы.
Классическое проявление – высыпания, постоянно сопровождающие патологию.
К характерным симптомам диатеза относят:
- процесс шелушения кожи;
- на пораженном участке отмечается зуд и болезненность;
- возникающий конъюнктивит сопровождается слезотечением и чувством жжения глаз;
- эпидермис становится отечным.
Как правило, симптомы проходят после начала лечения или удаления раздражителя. В противном случае возникает хроническая форма заболевания.
Відкрити Згорнути
Особенности диатеза у детей
Первые симптомы диатеза начинают проявляться в младенческом возрасте. В это время ребенок зависит от грудного кормления, поэтому провоцирующим фактором становятся вещества, попадающие в детский организм с молоком матери.
К причинам диатеза у детей относят:
- неполноценное питание матери в период вынашивания ребенка;
- постоянные инфекционные заболевания в детском возрасте, сопровождающиеся приемом многочисленных препаратов;
- нарушение в структуре питания младенца.
При этом существуют общие симптомы диатеза:
- ребенок быстро утомляется и не может приспособиться к новым условиям жизни;
- возникают трудности в коммуникации с другими детьми;
- инфекционные заболевания происходят чаще, чем у сверстников;
- миндалины увеличены;
- нарушения, связанные с обменом веществ, приводят к минимальной массе тела и небольшому росту;
- появление кожной сыпи по всему телу.
После обследования у педиатра дополнительно потребуется консультация детского врача-дерматолога и аллерголога, которые помогут с назначением комплексного лечения.
Відкрити Згорнути
Особенности течения диатеза при беременности
При вынашивании ребенка у женщины может возникнуть аллергическая, мочекислая или геморрагическая форма патологии. Заболевание возникает на фоне нарушений свертываемости крови, появления аллергических реакций и действия щавелевой кислоты в организме. Лечение заключается в сбалансированной диете и удалении провоцирующего фактора. Отказ от лечения может привести к передаче патологии ребенку.
Відкрити Згорнути
Осложнения диатеза
Последствия диатеза негативно влияют на организм. Часто возникает экзема или бактериальные поражения кожи. Патология провоцирует развитие аллергического дерматита, бронхиальной астмы, поллиноза. Проявление симптомов дисбактериоза тоже один из элементов диатеза.
Відкрити Згорнути
Диагностика диатеза
Семейный врач или педиатр смогут диагностировать заболевание по ярко выраженным клиническим признакам. Но диагностика диатеза должна сопровождаться выявлением факторов, способствующих возникновению патологии. Поэтому врач проводит беседу для сбора подробного анамнеза.
Диагностика диатеза базируется и на лабораторных методах. Обязательно сдать кровь и мочу на общий и биохимический анализы. Необходимо проведение иммунологического тестирования. Дисбактериоз подтверждается анализом кала.
Дополнительные способы диагностики:
- рентген грудной клетки;
- УЗИ внутренних органов.
Відкрити Згорнути
Лечение диатеза
Лечение диатеза требует комплексного подхода. Первоочередная задача – ликвидация факторов, провоцирующих диатез. Пациенту требуется специализированная диета. Чтобы кожные симптомы не доставляли проблем, пораженные дерматологические участки обрабатываются мазями.
В лечении диатеза не обойтись без медикаментозной терапии:
- антигистаминные назначения – это основа нивелирования симптомов аллергических реакций;
- абсорбенты эффективно выводят аллергены;
- в случае нарушений работы желудочно-кишечного тракта врач назначает пробиотики;
- иммуномодуляторы.
Відкрити Згорнути
Контроль излеченности
Исчезновение симптомов зависит от формы заболевания. Чтобы предупредить появление рецидивов, необходимо периодически показываться врачу. Проведение повторных лабораторных методов исследования, соблюдение диеты, отказ от запрещенных продуктов и профилактика диатеза помогут побороть патологию.
Відкрити Згорнути
Профилактика диатеза
К профилактике диатеза относят определенные мероприятия:
- необходимо сбалансировать рацион;
- важным фактором является эмоциональный покой;
- ребенка необходимо как можно раньше приложить к груди;
- при склонности к аллергии в одежде должны преобладать хлопчатобумажные ткани, а стирать нужно детским мылом;
- обязательны гимнастические упражнения, закаливание и массаж.
Відкрити Згорнути
Диета
Основным фактором избавления от патологии является соблюдение диеты. Гипоаллергенная диета при диатезе необходима еще на стадии обострения. То есть пациент не должен употреблять острые и жирные блюда, а также пряности. Рацион требует ограничения жирной пищи, гороха, фасоли, рыбных продуктов и специй. Полностью исключить в диете при диатезе нужно морепродукты, шоколад, цитрусовые плоды и яйца.
Відкрити Згорнути
Советы и рекомендации
Важным фактором в борьбе с диатезом остается четкое соблюдение назначений врача. В комплексе можно применять проверенные народные средства. Среди местных препаратов – мазь с пихтовым маслом или облепиха, разбавленная зеленкой. Устраняют симптомы диатеза отвар девясила с горчавкой и ежедневный прием сока черной редьки.
Відкрити Згорнути
Статья носит информационно-ознакомительный характер. Пожалуйста, помните: самолечение может вредить вашему здоровью.
Відкрити Згорнути
Автор статьи:
Волова Екатерина Федоровна
Заведующая педиатрическим отделением на Печерске, врач-педиатр высшей категории
Эксперт по направлению:
Антропова Татьяна Викторовна
Врач-педиатр высшей категории
Какой врач лечит диатез?
Специалисты клиники МЕДИКОМ обеспечат комплексный подход в лечении диатеза, который включает консультации педиатра, врача-дерматолога, аллерголога и нефролога. Лечение диатеза в Киеве пациентов различного возраста возможно в подразделениях клиники на Оболони и Печерске. Обращайтесь к нам при первых симптомах, чтобы патология не переросла в длительное и мучительное заболевание.
Показать еще
Сертификаты
Отзывы
29.01.2021 15:23
Варвара Дмитриевна
Отличный Сайт. Не первый раз нахожу здесь, ответ на вопросы.
15.12.2020 12:17
Евгения Букреева
Спасибо за информацию, все методы работают.
04.12.2020 22:04
Черная Наталья
Информативная статья, узнала много нового. Спасибо.
07.10.2020 17:22
Сидоров Мирослав
Спасибо за действенный совет.
27.08.2020 19:29
Ницула А Н
Очень, часто обращаюсь к этому сайту, но сейчас не нашел своих симптомов.
29.07.2020 12:46
Валерий 1981
Спасибо за статью очень помогла.
Показать еще 3
Всего 6 отзывов
оставить отзыв
Диатез–Стресс Модель
Термин «диатез» происходит от греческого слова «расположение» («диатез»). В контексте модели диатез-стресс эта предрасположенность является фактором, повышающим вероятность того, что у человека разовьется расстройство после стрессового жизненного события.
Диатез может принимать форму биологического фактора, например, аномальных изменений в одном или нескольких генах. Но другие виды факторов, даже если они не запрограммированы генетически, также могут считаться диатезами, если они формируются рано и остаются стабильными на протяжении всей жизни человека.
Например, травматические переживания в раннем возрасте, такие как потеря родителя, могут выступать в качестве давней предрасположенности к психологическому расстройству. Кроме того, такие черты личности, как высокий невротизм, иногда также называют диатезами.
Наконец, диатезы могут быть ситуационными факторами — например, проживание в семье с низким доходом или наличие родителя с психическим заболеванием (Теодор, 2020).
Некоторые из этих факторов могут иметь большее значение для одних психологических расстройств по сравнению с другими (например, определенные генетические вариации могут повышать риск развития депрессии, но не шизофрении).
Важно отметить, что не все диатезы одинаковы. Например, некоторые генетические вариации лишь незначительно увеличивают риск психического расстройства, в то время как другие увеличивают риск существенно.
В результате в модели диатез-стресс разные диатезы вызывают разные реакции на стресс.
Чтобы осмыслить это, рассмотрим «аналогию с чашкой». Представьте себе несколько чашек, каждая из которых наполнена разным количеством шариков; когда в эти чашки наливают воду, чашки с большим количеством шариков легче переполняются.
Диатезы подобны мрамору, а стресс подобен воде: чем сильнее диатез, тем меньше требуется стресса, чтобы вызвать «переполнение» (т. е. породить психическое заболевание) (Теодор, 2020).
Содержание
Модель диатез-стресс
Модель диатез-стресс — это концепция в психиатрии и психопатологии, которая предлагает теорию возникновения психологических расстройств.
Он вмешивается в дебаты о «природе и воспитании» в психопатологии — вызваны ли расстройства преимущественно врожденными биологическими факторами («природа») или социальными и ситуационными факторами («воспитание») — предоставляя отчет о том, как и то, и другое могут совпадать, вызывая расстройство.
Согласно модели диатез-стресс, для возникновения психологического расстройства необходимо, во-первых, наличие диатеза или врожденной предрасположенности к этому расстройству у человека, а во-вторых, стресс или совокупность сложных жизненных обстоятельств, которые затем вызывают развитие расстройства.
Кроме того, людям с большей врожденной предрасположенностью к расстройству может потребоваться меньший стресс для запуска этого расстройства, и наоборот.
Таким образом, модель диатез-стресс объясняет, как психологические расстройства могут быть связаны как с природой, так и с воспитанием, и как эти два компонента могут взаимодействовать друг с другом (Broerman, 2017).
Модель «диатез-стресс» представляет собой современное развитие давних дебатов о причинах психических заболеваний. Эти дебаты начались еще в Древней Греции и Риме, когда теории включали дисбаланс телесных жидкостей и взаимодействие с дьяволом.
Позже это переросло в дебаты «природа против воспитания». К концу 20 века стало ясно, что природа взаимодействует с воспитанием, вызывая расстройство, и на первый план вышла модель диатез-стресс (Теодор, 2020).
Модель оказалась полезной для объяснения того, почему у некоторых людей с биологической предрасположенностью к психическим заболеваниям не развивается расстройство и почему некоторые люди, живущие в стрессовых жизненных обстоятельствах, тем не менее остаются психологически здоровыми.
Это также открыло двери для исследований защитных факторов: положительных элементов, которые противодействуют последствиям диатеза и стресса, чтобы предотвратить возникновение расстройства. Наконец, она оказалась особенно полезной в контексте конкретных расстройств, таких как шизофрения и депрессия.
Взаимодействие диатеза и стресса
Согласно модели диатез-стресс диатез взаимодействует со стрессом, вызывая психическое заболевание. В этом контексте «стресс» — это общий термин, который охватывает любое жизненное событие, нарушающее психологическое равновесие человека — его нормальное, здоровое регулирование мыслей и эмоций.
В модели диатез-стресс считается, что эти сложные жизненные события взаимодействуют с врожденными склонностями людей, вызывая психологические расстройства на поверхность.
Стресс бывает разных форм. Это может быть единичное травмирующее событие, например, смерть близкого родственника или друга. Но стресс также может быть постоянной проблемой в жизни, такой как хроническая болезнь или оскорбительные отношения.
Это может быть даже более приземленным, что мы обычно имеем в виду, когда говорим о «стрессе» — например, беспокойство на работе или в школе (Теодор, 2020). В любом случае эти события или ситуации могут сильно повлиять на индивидуальную психологию и, взаимодействуя с диатезом, спровоцировать психическое заболевание.
Роль стресса в модели диатез-стресс имеет нюансы. С одной стороны, некоторые жизненные обстоятельства могут представлять собой как диатез, так и стресс. Например, ребенок, родитель которого страдает психическим заболеванием, может быть как генетически предрасположен к этому заболеванию, так и испытывать стресс из-за состояния своего родителя (Теодор, 2020).
Во-вторых, время стресса в течение жизни человека может быть важным; Считается, что некоторые расстройства имеют «окна уязвимости», во время которых они с большей вероятностью могут быть вызваны стрессовыми жизненными событиями (Lokuge, 2011)
Кроме того, стрессу могут противодействовать позитивные жизненные обстоятельства, называемые защитными факторами, которые снижают вероятность возникновения расстройства в ответ на стресс.
Наконец, считается, что различные стрессы играют различную роль при психических расстройствах — иными словами, определенная форма стрессового жизненного события может играть особенно заметную роль при депрессии, шизофрении и т. д. Последние два пункта будут рассмотрены в разделы ниже.
Защитные факторы
Точно так же, как в жизни человека могут быть негативные элементы, которые делают возникновение психологического расстройства более вероятным, также могут быть и позитивные элементы, которые делают возникновение расстройства менее вероятным. Эти положительные элементы называются защитными факторами.
Защитные факторы помогают объяснить, почему некоторые люди, страдающие как значительным диатезом, так и стрессами, тем не менее остаются психологически здоровыми — в этих случаях защитные факторы предотвращают выход расстройства на поверхность (Theodore, 2020).
Защитными факторами могут быть условия, то есть благоприятные жизненные обстоятельства, защищающие от психических заболеваний. Они также могут быть атрибутами: чертами или поведением человека, которые делают его более устойчивым к психологическим расстройствам («Защитные факторы»).
Условия, которые действуют как защитные факторы, включают сильную родительскую и социальную поддержку и помощь психотерапевтов или консультантов. Атрибуты, которые действуют как защитные факторы, включают социальную и эмоциональную компетентность и использование здоровых стратегий выживания и методов управления стрессом (Теодор, 2020).
Сама по себе модель диатез-стресс не обязательно включает защитные факторы при оценке причин психологических расстройств.
В результате в последние годы модель была обновлена с учетом защитных факторов. Эту обновленную модель иногда называют моделью стресс-уязвимость-защитные факторы (Теодор, 2020).
Примеры
Модель диатез-стресс оказалась полезной для выявления причин определенных психологических расстройств. Одной из областей, где модель имела значительный успех, является шизофрения, заболевание, имеющее как генетические, так и экологические причины.
Хотя шизофрения имеет сильный генетический компонент, некоторые люди с генетической предрасположенностью к этому расстройству, тем не менее, остаются здоровыми.
В результате многие психиатры в настоящее время придерживаются мнения, что шизофрения требует генетической предрасположенности в сочетании со стрессом в более позднем возрасте, который затем вызывает появление расстройства.
Некоторые исследователи также предложили нейрогенную модель шизофрении «диатез-стресс», в которой они пытаются объяснить, как изменения мозга, возникающие в результате диатеза и стресса, вызывают расстройство (Jones and Fernyhough, 2007).
Таким образом, модель диатез-стресс хорошо объясняет происхождение шизофрении и даже подтверждается данными неврологии.
Модель диатез-стресс также использовалась для объяснения происхождения депрессии. Как и в случае с шизофренией, были идентифицированы генетические факторы риска депрессии, но не у всех людей с этими факторами риска развивается это расстройство.
Согласно диатезно-стрессовой модели депрессии, стрессовые жизненные события взаимодействуют с генетической предрасположенностью, вызывая депрессивные симптомы.
Эта модель депрессии была подтверждена исследованиями — исследование показало, что существует эффект взаимодействия между генетическими факторами риска депрессии и баллами по перечню стрессовых жизненных событий при прогнозировании симптомов депрессии (Colodro-Conde et al., 2018) .
Модель также оказалась полезной для объяснения суицидального поведения. Ранние модели суицидального поведения, как правило, были сосредоточены исключительно на стрессе, что не могло объяснить, почему некоторые люди, подвергающиеся сильному стрессу, тем не менее воздерживаются от участия в суицидальном поведении.
Поскольку суицидальное поведение, вероятно, также зависит от взаимодействия между генетическими и ранними детскими предрасположенностями и стрессом в более позднем возрасте, исследователи предположили, что в усилиях по лечению и профилактике суицидального поведения следует использовать модель диатез-стресс (van Heeringen, 2012).
Различные психологические расстройства имеют разные причины. Некоторые могут больше полагаться на жестко запрограммированную предрасположенность, в то время как другие могут лучше реагировать на стрессовые события в более позднем возрасте.
Тем не менее, было показано, что модель диатез-стресс имеет широкое применение во многих областях психиатрии.
Он предлагает мощное объяснение того, как природа и воспитание могут объединиться, чтобы вызвать психическое заболевание, столь необходимое продвижение по сравнению с более ранними теориями, которые считали одну или другую полностью определяющей.
СсылкиБроерман, Р. (2017). Диатез-стрессовая модель. В V. Zeigler-Hill & TK Shackelford (Eds.), Энциклопедия личности и индивидуальных различий (стр. 1–3). Издательство Springer International. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_891-1
Колодро-Конде, Л., Куви-Дюшен, Б., Чжу, Г. , Ковентри, В.Л., Бирн, Э.М., Гордон, С., Райт, М.Дж., Монтгомери , G.W., Madden, P.a. Ф., Рабочая группа по тяжелому депрессивному расстройству Консорциума психиатрической геномики, Рипке С., Ивз Л.Дж., Хит А.С., Рэй Н.Р., Медланд С.Е. и Мартин Н.Г. (2018). Прямая проверка модели диатез-стресс на депрессию. Молекулярная психиатрия, 23 (7), 1590–1596. https://doi.org/10.1038/mp.2017.130
ДИАТЕЗ | Значение и определение для британского английского | Lexico.com. (н.д.). Лексико-словари | Английский. Получено 23 февраля 2022 г. с https://www.lexico.com/definition/diathesis 9.0004
Джонс, С.Р., и Фернихоу, К. (2007). Новый взгляд на модель нервного диатеза и стресса при шизофрении: первенство социально-оценочных и неконтролируемых ситуаций. Бюллетень шизофрении, 33 (5), 1171–1177. https://doi.org/10.1093/schbul/sbl058
Локуге С., Фрей Б. Н., Фостер Дж. А., Соарес С. Н. и Штайнер М. (2011). Депрессия у женщин: окна уязвимости и новое понимание связи между эстрогеном и серотонином. Журнал клинической психиатрии, 72 (11), e1563-1569.. https://doi.org/10.4088/JCP.11com07089
Защитные факторы для улучшения благополучия и предотвращения жестокого обращения с детьми и безнадзорности — информационный портал по благополучию детей. (н.д.). Получено 23 февраля 2022 г. с https://www.childwelfare.gov/topics/preventing/promoting/protectfactors/
Theodore. (2020, апрель). Модель диатез-стресс (определение + примеры). Получено с https://practicalpie.com/diathesis-stress-model/.
ван Херинген, К. (2012). Стресс-диатезная модель суицидального поведения. В И. Двиведи (ред.), Нейробиологическая основа самоубийства. CRC Press / Тейлор и Фрэнсис. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK107203/
Уокер, Э. Ф., и Дифорио, Д. (1997). Шизофрения: модель нервного диатеза-стресса. Psychological Review, 104(4), 667.
19 Примеры факторов риска и защиты
Хотя стресс является неизбежной частью жизни человека, его воздействие на разных людей различно.
У некоторых людей расстройство развивается, когда они сталкиваются с серьезными факторами стресса окружающей среды, а у других этого не происходит.
Ученые пытались выяснить и объяснить причины различий в результатах.
Модель диатез-стресс является одним из правдоподобных объяснений, основанных на научном понимании.
Что такое модель диатез-стресс?
Модель диатез-стресс описывает, как взаимодействие предрасположенности (диатез) и стрессовых ситуаций (стресс) может вызвать нарушения физического или психического здоровья. Она также известна как модель стресс-уязвимости или модель стресс-диатез.
Что такое диатез?
Диатез — это предрасположенность или уязвимость человека к заболеванию, которое может быть психическим или физическим расстройством. Эта концепция была впервые использована в психиатрии для изучения шизофрении, а затем депрессии, биполярного расстройства и других расстройств.
Предрасположенности могут быть унаследованы генетически 1 , созданы стрессорами окружающей среды в раннем возрасте или вызваны взаимодействием генетики и окружающей среды (GxE) 2 .
Согласно теории диатез-стресс, стрессы с большей вероятностью приводят к физическим или психическим заболеваниям у предрасположенных к ним людей, чем у людей без предрасположенности 3 .
Модель двойного риска
Модель диатез-стресс также известна как модель двойного риска 4 потому что последствия стресса играют две роли.
Происхождение предрасположенности может быть генетическим или приобретенным после рождения.
После рождения определенные ранние жизненные переживания могут снизить у человека порог развития психических расстройств и позволить последующим стрессовым факторам легче вызывать расстройства. Следовательно, травма и факторы риска окружающей среды в раннем возрасте могут увеличить вероятность предрасположенности во взрослом возрасте.
Таким образом, стресс играет двоякую роль 5 :
- Ранний стресс оказывает формирующее влияние на детей, повышая их скрытую уязвимость к расстройствам.
- Более поздний стресс оказывает провоцирующее или инициирующее влияние, активируя фактическое начало расстройств.
Взаимодействие диатеза и стресса
Согласно модели диатез-стресс, проблемы с психическим здоровьем могут быть вызваны как диатезом, так и стрессом.
Это правдоподобное объяснение того, почему у одних людей развиваются психические расстройства при столкновении со стрессовыми жизненными событиями, а у других нет.
На первый взгляд, эта модель предполагает, что диатез и стресс являются двумя независимыми качествами, которые могут существовать независимо друг от друга. В этой ранней версии модели диатез-стресс взаимодействие между уязвимостью и стрессом было четко очерчено: стресс активировал диатез, который, в свою очередь, вызвал начало психического заболевания 6 .
Но в последние годы исследователи обнаружили несколько способов, которыми диатез и стресс могут взаимодействовать и влиять друг на друга .
Диатез может вызывать стресс
Одно из возможных взаимодействий между диатезом и стрессом заключается в том, что лежащая в основе предрасположенность может вызывать стресс или влиять на него. Существует связь между наличием определенных уязвимостей и высоким уровнем стресса.
Например, генетическая уязвимость может заставить человека справляться с жизнью таким образом, что создает стресс, которого нормальные люди без этой черты не испытают.
Двунаправленное влияние можно наблюдать у некоторых людей, предрасположенных к депрессивным симптомам.
Эти люди могут проявлять раздражительность, усталость и замкнутость в себе. Эти симптомы могут вызвать проблемы в их межличностных отношениях и работе 7 . Если эти проблемы в конечном итоге приводят к потере близких отношений или работы, эти переживания становятся стрессорами, которые катализируют начало большого депрессивного расстройства 5 .
В этом сценарии стресс является не просто случайным событием, а следствием уязвимости.
Другой тип взаимодействия заключается в том, что уязвимости могут изменить восприятие человеком стресса 8 .
Например, уязвимый человек может воспринимать обычное жизненное событие как сильный стресс. Уязвимости по существу вызывают высокий уровень психологического стресса. Чтобы вызвать расстройство, требуется меньше стресса. У этих людей заболевание может развиться даже без сильного стресса.
Стресс может вызвать диатез
Хотя диатез может привести к стрессу, стресс также может привести к диатезу. Как обсуждалось ранее, стресс окружающей среды может привести к развитию у человека уязвимости.
Согласно гипотезе шрама депрессии, первый эпизод большой депрессии человека может привести к формированию негативных моделей мышления. Эти новые модели мышления становятся уязвимостью и приводят к возникновению депрессии позже, когда возникают новые стрессовые события 9 .
В последние годы психологи обнаружили еще один путь, по которому стрессовые события создают биологическую уязвимость. Они обнаружили, что некоторые факторы окружающей среды могут изменять экспрессию генов посредством эпигенетического процесса.
Такие модификации не зависят от генетической структуры человека.
Это означает, что даже если человек не рождается с предрасположенностью в генах, определенные компоненты окружающей среды или социальные факторы все же могут изменить ДНК человека, создав биологическую предрасположенность.
Примеры моделей стресса при диатезе
Теория стресса при диатезе представляет собой сложную психологическую теорию, которая продолжает развиваться по мере того, как ученые собирают новую информацию. Между тем эта модель помогает объяснить, почему одни люди обладают большей устойчивостью, чем другие.
Уточняет роль биологических и ситуационных факторов в развитии болезни. Больше нет споров о природе и воспитании. Факты показывают, что сочетание природы и воспитания может вызывать расстройства.
Этот подход в структуре объединяет существующие исследования по воспитанию детей, доказывая, что воспитание имеет значение, поскольку родители могут способствовать возникновению факторов риска и защитных факторов.
Примеры факторов риска
- карательный стиль воспитания 10
- чрезмерно опекающий стиль воспитания
- жестокое обращение с детьми
- физическое или сексуальное насилие 11
- будучи молодой девушкой 12
- семейная история депрессии 13
- Домашнее насилие 14
- общественное насилие 15
- наблюдение за насилием 16
- издевательства в школе 14
- опасное для жизни событие
- травматическая потеря родителя
- импульсивный темперамент
Примеры защитных факторов
Защитные факторы в раннем возрасте, вероятно, защищают от возникновения расстройств после негативных событий для уязвимых детей. К ним относятся:
- теплый, отзывчивый стиль воспитания 17
- заботливых взрослых
- постоянный уход, структура и наблюдение
- эмоционально поддерживающая среда 18
- высокая самооценка 19
- менее «авантюрный» темперамент 20
Каталожные номера
1.
Коричневый AS. Пренатальная инфекция как фактор риска шизофрении. Бюллетень по шизофрении . Опубликовано в Интернете 9 февраля 2006 г .: 200–202. doi: 10.1093/schbul/sbj052
2.
Тойокава С., Уддин М., Коенен К.С., Галеа С. Как социальная среда «попадает в сознание»? Эпигенетика на стыке социальной и психиатрической эпидемиологии. Социальные науки и медицина . Опубликовано в Интернете, январь 2012 г.: 67–74. doi:10.1016/j.socscimed.2011.09.036
3.
Hertenstein MJ, Dean RS, Patanella D, et al. Диатез-стрессовая модель. В: Энциклопедия детского поведения и развития . Спрингер США; 2011: 502-503. дои: 10.1007/978-0-387-79061-9_845
4.
Рихтерс Дж., Вайнтрауб С. За пределами диатеза: к пониманию сред высокого риска. В: Рольф Дж., Мастен А.С., Чиккетти Д., Нухтерляйн К.Х., Вайнтрауб С., ред. Факторы риска и защиты в развитии психопатологии . Издательство Кембриджского университета; : 67-96. дои: 10.1017/cbo9780511752872.007
5.
Монро С.М., Саймонс А.Д. Теории диатеза и стресса в контексте исследования жизненного стресса: значение для депрессивных расстройств. Психологический бюллетень . Опубликовано в Интернете 1991: 406-425. дои: 10.1037/0033-2909.110.3.406
6.
Ingram RE, Luxton DD. Модели уязвимости-стресс. В: Развитие психопатологии: перспектива уязвимости и стресса . Sage Publications, Inc.; 2005:32-46.
7.
Abela JRZ, Sullivan C. Проверка когнитивной диатезно-стрессовой теории депрессии у подростков Бека. Журнал ранней юности . Опубликовано в Интернете в ноябре 2003 г .: 384–404. дои: 10.1177/0272431603258345
8.
Хилсман Р., Гарбер Дж. Тест когнитивной диатезно-стрессовой модели депрессии у детей: академические стрессоры, атрибутивный стиль, воспринимаемая компетентность и контроль. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1995: 370-380. дои: 10.1037/0022-3514.69.2.370
9.
Роде П., Левинсон П.М., Сили Дж.Р. Меняются ли люди после эпизода депрессии? Еще одна проверка гипотезы рубца. Журнал Аномальной Психологии . Опубликовано в Интернете 1990: 264-271. дои: 10.1037/0021-843x.99.3.264
10.
Логинова С.В., Слободская HR. Взаимодействия между личностью ребенка и воспитанием в отношении благополучия ребенка: поддержка моделей диатез-стресс и дифференциальной восприимчивости. Передняя психология . Опубликовано в сети 3 августа 2021 г. doi:10.3389/fpsyg.2021.558224
11.
Маккивер В.М., Хафф М.Э. Диатезно-стрессовая модель посттравматического стрессового расстройства: пути экологического, биологического и остаточного стресса. Обзор общей психологии . Опубликовано в Интернете в сентябре 2003 г .: 237–250. дои: 10.1037/1089-2680.7.3.237
12.
Reinelt E, Stopsack M, Aldinger M, John U, Grabe HJ, Barnow S. Тестирование модели диатез-стресс: 5-HTTLPR, эмоциональное жестокое обращение в детстве и уязвимость к социальному тревожному расстройству. Am J Med Genet . Опубликовано в Интернете 8 марта 2013 г .: 253–261. doi:10.1002/ajmg.b.32142
13.
Nielsen JD, Mennies RJ, Olino TM. Применение модели диатез-стресс к взаимодействию коркового структурного развития и возникающей депрессии в молодости. Обзор клинической психологии . Опубликовано в сети, декабрь 2020 г.: 101922. doi:10.1016/j.cpr.2020.101922
14.
Сверер С.М., Хаймел С. Понимание психологии издевательств: переход к модели социально-экологического диатеза-стресс. Американский психолог . Опубликовано в Интернете 2015: 344-353. дои: 10.1037/a0038929
15.
Сольберг В.Ш., Карлстром А.Х., Ховард К.А.С., Джонс Дж.Е. Классификация старшеклассников из группы риска: влияние воздействия общественного насилия и защитных факторов на успеваемость и здоровье. Ежеквартальный отчет о развитии карьеры . Опубликовано в Интернете в июне 2007 г .: 313–327. doi:10.1002/j.2161-0045.2007.tb00086.x
16.
Макдональд А., Дэниелсон К.К., Резник Х.С., Сондерс Б.Е., Килпатрик Д.Г. ПТСР и сопутствующие расстройства в репрезентативной выборке подростков: риск, связанный с многократным воздействием потенциально травмирующих событий. Жестокое обращение с детьми Пренебречь . Опубликовано в Интернете в октябре 2010 г .: 773–783. doi:10.1016/j.chiabu.2010.03.006
17.
Кочанска Г., Ким С. Трудный темперамент смягчает связь между материнской отзывчивостью и уступчивостью детей и проблемами поведения в семьях с низким доходом. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете 11 октября 2012 г .: 323–332. doi:10.1111/jcpp.12002
18.
Йенг Р., Ледбитер Б. Взрослые меняют ситуацию: защитный эффект эмоциональной поддержки родителей и учителей на эмоциональные и поведенческие проблемы подростков, пострадавших от сверстников.