С чего начинать прикорм в 4 месяца на грудном вскармливании: Правила введения прикорма ребенку 4 — 12 месяцев: первый прикорм, меню, схемы, таблицы, принципы питания малыша

Вводим первый прикорм на ГВ и ИВ: с чего начать?

Ваш малыш так подрос, что одного молока ему уже не хватает. Настало время вводить прикорм. Поздравляем вас с новым этапом развития, впереди много интересных и вкусных открытий! Но как ввести первый прикорм при грудном вскармливании и кормлении смесями правильно? Кругом столько противоречивых мнений. Бабушки советуют одно, педиатр рекомендует другое, а мамочки на площадке — третье. Поток информации заставляет нервничать. Погодите, давайте выдохнем, сядем и разберемся с вопросом спокойно.

Как понять, что пора вводить прикорм

Для начала давайте удостоверимся, что время действительно пришло. Об этом вам скажут некоторые уже установившиеся навыки и особенности поведения малыша.

Малыш готов к прикорму, если:

  • Ему больше 4 месяцев.
  • Появились первые зубки.
  • Он неплохо сидит, пусть и с небольшой поддержкой.
  • С момента рождения вес увеличился как минимум вдвое.
  • Младенец прекратил рефлекторно выталкивать твердые предметы изо рта.
  • С интересом запихивает в рот почти все, до чего дотягиваются ручки (в том числе и сами руки).
  • У него появился жевательный рефлекс.
  • Ребенок проявляет интерес к взрослой еде, когда вы сидите за столом.
  • Выражает протест протянутой ложке и отворачивается, если не голоден.

Эти правила работают и на ГВ, и на ИВ. Да и те принципы, которые мы опишем дальше, подходят для двух типов вскармливания.

Почему оптимально вводить прикорм в 4-6 месяцев

До этого времени малышу вполне хватает питательных веществ из молока. Да и животик младенца до полугода не очень-то готов к другой пище. Пищеварительная система незрелая, младенец умеет глотать только жидкости, поэтому твердой едой он рискует подавиться.

К 4 месяцам снижается изначально повышенная проницаемость слизистой кишечника, возрастает уровень местного иммунитета. Также важно, что угасает рефлекс выталкивания предметов языком. Малыш научается проглатывать пищу.

Но слишком затягивать с прикормом тоже не стоит. После 6 месяцев ребенку нужна разнообразная пища, иначе может возникнуть дефицит микроэлементов.

Ввод новых продуктов лучше отложить, если:

  • ребенок приболел;
  • вы сделали прививку;
  • у малыша появилась аллергия;
  • обнаружились некоторые проблемы в развитии ЦНС;
  • вы резко сменили обстановку;
  • ребенок капризничает по непонятной причине.

Вводить прикорм надо «на позитивной волне», так у ребенка новый продукт будет ассоциироваться с чем-то приятным и интересным.

С каких продуктов начинать прикорм

Кабачки? Брокколи? Вы удивитесь, но единого правильного ответа тут нет. В разных странах для первого прикорма принято использовать разные продукты. У нас первыми выдают баночки с кабачком и капустой, а где-то предлагают малышу, например, авокадо или банан. Кто-то начинает расширять питание с каши. Важен не сам продукт, а его консистенция и отсутствие непереносимости и аллергической реакции у малыша.

К тому же у современных мам есть разные подходы к введению прикорма: «педиатрический» прикорм (классические схемы введения прикорма, рекомендуемые педиатром) и так называемый «педагогический» (BLW, baby-led weaning, самоприкорм), когда ребенку нарезают пищу особым образом и предлагают самому выбирать и брать ее руками.

Но надо понимать, что до 8 месяцев ребенок сам жевать не умеет, поэтому может не справиться с кусочком и начать давиться. До этого времени все же рекомендуется измельчать пищу в пюре. Постепенно пюре можно готовить гуще, тереть продукты на более крупной терке, добавлять мягкие кусочки и т.п.

Какие продукты следует исключить из прикорма до года:

  • соленые;
  • содержащие искусственные красители и консерванты;
  • слишком жирные;
  • коровье молоко;
  • мед;
  • сладости.

По остальным продуктам особых ограничений нет. Просто следует вводить их постепенно, небольшими порциями, наблюдая за тем, как малыш чувствует и ведет себя после еды.

Вводите по одному новому продукту, делая перерыв между новой едой не меньше, чем в три дня. Начинайте кормление с половины ложечки, постепенно давая порции больше.

Если у малыша на что-то появилась аллергия, удалите этот продукт из рациона на ближайшее время. Но не переживайте, это вовсе не означает, что проблема останется на всю жизнь.

Что подходит для прикорма:

  • любые овощи и фрукты;
  • нежирное мясо;
  • крупы;
  • кисломолочные продукты.

Определенные продукты, которые не относятся к запрещенным, все же рекомендуется предлагать осторожно. Особенно если в вашей семье у кого-то они вызывают аллергическую реакцию. Но это не значит, что их категорически нельзя пробовать.

Какие продукты надо давать с осторожностью:

  • яйца;
  • рыбу;
  • пшеницу;
  • блюда с соей и орехами.

Облегчить введение прикорма поможет специальная детская посуда. Например, ниблеры для прикорма Dino&Rhino. Это такие соски с сеточкой, в которые можно положить мягкий продукт (например, банан). Ребенок будет жевать соску деснами и получать содержимое через дырочки в сеточке. Так он сможет учиться есть сам, но не подавится. Выбирайте ниблеры по возрастной маркировке: 6+месяцев или 8+месяцев.

Учиться пить самостоятельно малышу помогут специальные поильники с ручками.

Как совмещать прикорм и кормления молоком и смесью

Удобнее давать новый продукт ребенку, когда он еще не насытился молоком. Так он охотнее будет есть непривычную пищу. Поэтому рекомендуется сначала давать пюре, а потом докармливать — давать грудь или смесь, если требуется.

С другой стороны, когда малыш получает привычное молоко, он настраивается на прием пищи, и снижается вероятность, что ребенок воспримет новую еду как игрушку.

В общем, нужно пробовать и выбирать тактику, опираясь на индивидуальные особенности поведения конкретного ребенка.

Основные правила прикорма

Есть важные правила, которые стоит соблюдать, осваивая с малышом мир новых вкусов. Так будет легче и вам, и малышу.

Правила прикорма:

  • Не заставляйте ребенка есть, если он отказывается.
  • Не развлекайте ребенка во время еды мультиками или игрушками.
  • Не вводите прикорм, когда ребенок не в духе или плохо себя чувствует.

Если ребенку категорически не понравился какой-то продукт, не навязывайте его, но и не отказывайтесь от продукта совсем. Просто предложите блюдо еще раз через несколько дней, потом еще через несколько и т.п. Согласитесь, даже вы не с первого раза можете распробовать непривычное блюдо.

Целесообразно давать новые продукты в первой половине дня, так вам удобнее будет отследить реакцию, а малыш не раскапризничается на ночь.

Пищу в кусочках можно вводить в 8-10 месяцев. Малыши в этом возрасте уже в состоянии жевать деснами. Но не давайте слишком твердых или круглых кусочков, ими все еще легко подавиться. Например, ягоды следует разрезать.

После года ребенок уже может есть практически любую пищу с вашего стола (кроме слишком соленой, сладкой и т.

п.). Допустимо давать пить коровье молоко и есть мед. Но с конфетами, орехами, семечками и другой слишком твердой и мелкой едой лучше подождать до 3-х лет.

Будьте здоровы! Приятного аппетита!

Прикорм- что это такое и как его едят?

Главная

Статьи

Питание

Логиневская Яна ВладимировнаВрач-педиатр

24.04.2019


Что такое прикорм и когда же его начинать? Эти и многие другие вопросы, связанные с питанием ребенка, мучают молодых родителей. В эпоху интернета и легкого доступа к информации этой информации порой становиться слишком много.

Давайте разбираться что же такое прикорм

Прикорм – это введение в рацион здорового ребенка в определенном возрасте любых пищевых продуктов, домашнего или промышленного приготовления, которые дополняют грудное молоко или имитирующую его пищу, и способствуют постепенному переводу ребенка на общий стол. Как правило, прикорм является более густым по консистенции, чем предыдущее питание ребенка. При наличии у ребенка каких-либо проблем со здоровьем введения прикорма может иметь свои особенности.

Цель прикорма на первом году жизни познакомить ребенка с продуктами питания отличными от грудного молока / либо смеси. Своевременно обучить глотать и жевать твердую пищу. А также избежать дефицита энергии и микронутриентов, и витаминов.

В литературе, и других источниках можно встретить такие названия как «педиатрический» и «педагогический» прикорм?

Педиатрический прикорм, если следовать из его названия – это классические схемы введения прикорма, рекомендуемые педиатром на приеме. Схемы при которых происходит постепенное замещение кормлений грудным молоком / смесью на кормление кашами, фруктовыми/овощными пюре и другими видами продуктов.

Педагогический прикорм -«Педагогический» означает, что в первую очередь ребенка обучают — учат есть, правильному поведению за столом, учат, что еда — это радость и удовольствие, показывают новые вкусы. Суть педагогического прикорма в том, что питание ребенка начинается с «микродоз» (крупинок пищи), которые ребенок получает из маминой тарелки, ничего не пюрируется и не блендерится, и даже не разминается. Питание ребенка — вместе с семьей, сколько съест, столько съест. Ничего специально не готовится, семье предлагается перейти на здоровый рацион. Недостаток данного вида прикорма в том, что ребенок, начиная питание с «микродоз», не увеличивает адекватно объем прикорма, что может вести к недостаточности питания ребенка в более старшем возрасте.

В своей статье я буду опираться на современные исследования и рекомендации прежде всего ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) и Национальной Программы Оптимизации Вскармливания Детей первого года Жизни в Российской Федерации.


Какие же требования должны быть выполнены по отношению к прикорму:

  1. Прикорм должен быть своевременным, вводится в тот момент, когда потребности ребенка в энергии и пищевых веществах превышают то, что может быть обеспечено посредством грудного вскармливания (или смеси).
  2. Прикорм должен быть адекватный, то есть с достаточным количеством энергии, белков и микронутриентов для удовлетворения пищевых потребностей растущего ребенка.
  3. Безопасным- храниться или готовиться в гигиенических условиях, а кормление проводиться чистыми руками, с использованием чистой посуды — ложки, тарелки, а не бутылочек и сосок.
  4. Правильно вводимый –ребенка кормят соответственно с сигналами голода, а частота приема пищи и методы кормления должны соответствовать возрасту ребенка.

Когда же мы вводим прикорм

Оптимальный возраст для введения прикорма — 6 месяцев.

Если ребенок недоношенный, то сроки введения прикорма откладываются на столько, на сколько раньше родился этот ребенок (то есть если ребенок родился не в 40 недель, а, например, в 36 мы вправе отложить введение прикорма на 4 недели, но если мы видим, что в 6 месяцев ребенок уже вполне готов к введению прикорма, то можно начинать уже с 6 месяцев). Откладывать введение прикорма желательно не более чем на 2 месяца. Стараться, чтобы начало введения прикорма было не позже чем в 8 месяцев ребенка.

До 6 месяцев грудное вскармливание полностью покрывает энергетические потребности ребенка. В районе 6 месяцев энергетические потребности ребенка резко возрастают, следовательно, необходимо добавлять что-либо в его рацион помимо жидкого питания. Грудное молоко по своей энергетической ценности содержит 67-68 ккал/100гр, смесь имеет примерно такие же цифры. Грудное молоко остается ценным энергетическим продуктом для детей не только первого года жизни, но и после года. При этом необходимо учитывать, что объем желудка ребенка к 6 месяца составляет около 200 мл, поэтому пища, вводимая ребенку должна быть гуще чем смесь или грудное молоко, иначе мы все равно не сможем восполнить энергетические потребности организма. Оптимальная калорийность продуктов прикорма должна быть не менее 100 ккал/100 гр.

Жидкая пища и жидкость быстро заполняют желудок. Чтобы восполнить энергетический дефицит необходимо вводить продукты с большей энергетической ценностью, чем грудное молоко или смесь.

Способы повышения калорийности по ВОЗ:

  • готовить с меньшим количеством жидкости

  • Заменять часть воды для приготовления пищи — грудным молоком или смесью (при этом необходимо учитывать, что в грудном молоке присутствуют ферменты (липаза) – которые начинают переваривание и расщепление пищи еще до поступления ее в организм ребенка, поэтому растворимые каши при добавлении грудного молока сразу становятся жидкими, но их энергетическая ценность при этом не теряется.


На что мы ориентируемся при вводе прикорма:

Основной критерий – это готовность ребенка к введению прикорма – ребенок проявляет интерес к еде, так называемый пищевой интерес – он интересуется тем, что ест мама, активно тянется к еде из тарелки родителей, хочет попробовать на вкус.

Косвенные критерии

  • Возраст ребенка около б месяцев
  • Угасание рефлекса «выталкивания» твердой пищи (активный интерес к еде никогда не проявляется до угасания рефлекса выталкивания)
  • Удвоение веса при рождении (необязательный признак, некоторые дети удваивают свой вес ранее 6 месячного возраста)
  • Ребенок может сидеть с поддержкой
  • У ребенка появляются первые зубы (опять же не всегда)

Принципы поддержания интереса к еде

  • Родители должны помнить, что для формирования основного критерия готовности кприкорму, ребенок должен видеть, как едят в его семье. Формирование пищевых привычек идет из семьи и ближайшего окружения ребенка. Если до 6 месяцев ребенок никогда не видел, как мама или папа принимают пищу, как они едят за столом и что они едят, у него может не возникнуть пищевого интереса к 6 месяцам. Пищевой интерес начинает постепенно формироваться как навык слежения за действиями взрослого с 3 месячного возраста. То есть где-то с 3х месяцев ребенка, если вы берете его с собой на кухню (столовую) ребенок начинает наблюдать за процессом принятия пищи, и постепенно этот интерес — от интереса «наблюдения» переходит к «желанию» попробовать так же как мама или папа.
  • Желательно не кормить ребенка отдельно и стараться есть вместе с ребенком то, что ест ребенок. Если вы кормите ребенка промышленным питанием (готовые пюре в банке), то пробуйте это питание вместе с ребенком. Старайтесь даже баночное питание максимально приблизить к общему виду на столе – переложите пюре из банки в тарелку, дайте ложку. В возрасте 8-10 месяцев ребенок учится есть руками, поэтому в этом возрасте целесообразно, чтобы на тарелке у ребенка были небольшие кусочки пищи, которую он уже ест – это могут быть кусочки отварного картофеля, брокколи, цветной капусты, кусочки яблока, банана. Кусочки должны быть небольшие, 1 х 1 см, чтобы ребенок мог захватить их пальцами. Параллельно мама может докармливать ребенка из тарелки основной пищей. Ребенок учится справляться с более твердой пищей, учится жевать, глотать. Чем раньше будет отработан навык глотания более твердой пищи, тем легче родителям в дальнейшем. В возрасте 10-12 месяцев у ребенка уже совершенствуются навыки мелкой моторики, он учится есть ложкой (наберитесь терпения, у разных деток это получается по-разному и с разной скоростью)
  • Учитывайте соматическое состояние ребенка – не вводите новые продукты, когда ребенок нездоров, или устал, или режутся зубы, или перенес какую-то медицинскую манипуляцию – например прививку
  • Предлагайте небольшие порции. Некоторые дети недоедают еду, потому что их изначально пугает размер порции. Не настаивайте на том, чтобы ребенок доедал порцию. Пусть лучше через какое-то время попросит еще
  • Старайтесь поддерживать чистоту вокруг ребенка! Это изначально приучает ребенка к чистоте за столом и к опрятному питанию. Некоторые дети очень чувствительны к внешним раздражителям – грязные руки, лицо, одежда могут вызывать у них сильный дискомфорт
  • Помогайте ребенку, если видите, что ребенок «заинтересован» в еде, но устал с ней бороться.
  • Никаких игр, развлечений и уговоров во время еды – таким образом вы подменяете пищевой интерес интересом к игре. Ребенок не сможет научиться адекватно оценивать свои желания в еде. Не надо превращать еду в представление.

Правила введения прикорма:

  • любой новый продукт вводится только здоровому ребенку. Ребенку на грудном вскармливании прикорм дается до груди.

  • введение новых продуктов не должно совпадать с вакцинацией, прорезыванием зубов, отпуском или другим стрессом для ребенка (при стрессе ребенок может отказаться от предложенного нового продукта).

  • любой новый продукт вводится в первой половине дня (так у родителей есть время понаблюдать за ребенком, посмотреть на его реакцию, заметить аллергические проявления) Если у ребенка появилась реакция на новый продукт, то ее лучше записать, а продукт попробовать ввести еще раз через 5-10 дней. Т.к. данная реакция может быть не связна с продуктом, а вызвана другими факторами. Если же отрицательная реакция повторилась, то введение данного продукта откладывается на 3 месяца.

  • желательно вводить не более одного нового продукта в день.

  • для ознакомления с продуктом ребенку иногда требуется 10-15 предложений, для того, чтобы он начал его есть. Реакция ребенка в виде поморщивания, выталкивания пищи, кривизны лица не свидетельствует о том, что ребенку не понравилась пища, а лишь о том, что для него новый вкус очень яркий и вызывает большое количество эмоций. Для детей даже нейтральные вкусы могут показаться очень насыщенными, за счет более высокой чувствительности рецепторов. Поэтому при ознакомительном прикорме не рекомендуется использовать специи и соль в приготовлении питания для ребенка


Основные продукты для введения прикорма

Для первого прикорма есть три основных вида продуктов: каши, овощи и мясо.

  • Каши – для начала прикорма используются безмолочные каши. Первыми вводятся рис, кукуруза, гречка – это могут быть специальные «быстрорастворимые» детские каши(внимательно изучаем состав, смотрим, чтобы не было никаких добавок, подсластителей, усилителей вкуса, витаминов), быстрорастворимые каши хорошо подходят для начала прикорма, в 6-7 месяцев, в дальнейшем можно переходить на обыкновенные «взрослые» каши, можно измельчить уже готовую гречку или рис с помощью блендера или вилки; так же хорошо подходят каши быстрого приготовления в виде хлопьев. Затем вводятся остальные каши (овсяная, ржаная, пшенная). При аллергической отягощенности в семье не рекомендуется введение молочных каш ранее 12 месяцев.

  • Овощи – сначала вводим зеленые/белые овощи (кабачок, огурец, брокколи, кольраби, белокочанная и цветная капуста), затем бобовые, цветные овощи (морковь, тыква, свекла, помидор)

  • Мясо – начало прикорма с наиболее легко усваиваемых и гипоаллергенных сортов мяса — кролик, индейка, затем телятина, говядина, свинина,баранина. Детям с аллергией на белок коровьего молока начинают прикорм сначала со свинины, затем уже вводят говядину. Детям аллергикам стараются так же ограничить введения курицы в рацион, так как она относиться к высокоаллергенным продуктам. Баранина вводится детям не ранее чем в 10 месяцев. Мясо птицы – утка, гусь – содержит в себе тугоплавкие жиры и не рекомендовано к введению в рацион малышей до 3х летнего возраста.

  • Фрукты и молочные продукты не считаются основными продуктами для прикорма. Могут даваться для разнообразия стола. При желании мамы дать фрукты, ягоды и соки ребенку лучше их использовать в качестве вкусовой добавки к основным прикормам или вообще отложить введение на более старший возраст. У детей с аллергической склонностью рекомендовано не вводить молочные продукты до года. С ягодами и фруктами надо быть осторожными. Лучше всего начинать прикорм с сезонных фруктов и ягод, меньше всего и реже всего вызывают аллергию – смородина, черника, яблоки, груши, сливы. Аллергические реакции чаще возникают на клубнику, бананы, цитрусовые.

  • Рыба и морепродукты. Не являются основными продуктами прикорма. Но рыба, как и мясо является источником белка, богата полиненасыщенными жирными кислотами, а также минеральными веществами и витаминами. Рыбу рекомендовано вводить не ранее 9-10 месяцев. Опять же, если ребенок аллергик, то желательно воздержаться от введения рыбных продуктов до 1 года. Начинаем вводить прикорм с нежирных белых сортов рыбы в виде пюре — ледяная рыба, хек, треска, пикша, минтай, навага, судак, речной окунь, сибас, дорадо.

  • Яйцо. Продукт, который богат множеством различных микро и макроэлементов, витаминов. Однако яйцо обладает очень высокой аллергеностью (входит в ту самую большую восьмерку аллергенов). Если учесть, что в четверти (5-6 г) или половине (10-12 г) желтка, которые рекомендуется вводить, содержится крайне мало полезных веществ и энергии, то проще не давать этот продукт, чем рисковать появлением аллергических реакций у ребенка.

  • Орехи, арахис в цельном виде не должны присутствовать в рационе ребенка как минимум до трех лет. В ряде стран, общин, семей, где, например, арахис распространен в качестве основного продукта питания, он может использоваться в качестве добавки в блюда прикорма в пюреобразном состоянии. Орехи входят в большую восьмерку аллергенов и не рекомендованы для введения в прикорм детям аллергикам до трех летнего возраста.

  • Вода. После начала введения прикорма детям можно начинать предлагать воду в качестве питья. Сначала в качестве ознакомления, в последствие как дополнительный источник жидкости, при сокращении объёмов грудного молока (смеси). Это должна быть чистая вода без каких-либо добавок. Важно помнить, что дети на грудном вскармливании могут достаточно долго отказываться от воды, в связи с тем, что они получают достаточное количество жидкости с грудным молоком.

  • Чай. Всемирная организация здравоохранения не рекомендует включать чай в рацион детей до 2-х летнего возраста. Почему? Прежде всего из-за танинов, которые присутствуют в чае и могут способствовать снижению усваивания микроэлементов, в том числе железа и вызывать анемию.Так же в чае содержится кофеин (он содержится в связанном с танинами состоянии и чаще называется теин), который может оказывать чрезмерное возбуждающее действие на неокрепшую нервную систему ребенка., так же он может приводить к учащению сердцебиения, усилению перистальтики желудка, повышению температуры тела – все это может негативно сказаться на общем состоянии ребенка.

  • Соль, сахар не рекомендуются для введения в прикорм до 1 года. Специи вводятся в рацион ребенка уже после 2х летнего возраста. Данные рекомендации основаны на высокой чувствительности рецепторов у маленьких детей и вкус даже для нас безвкусных блюд для детей гораздо более яркий и насыщенный.

ЧЕМ кормить — выбор родителей. Но необходимо помнить, что ни один отдельно взятый продукт (кроме грудного молока для детей первых месяцев жизни) не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами, поэтому при составлении прикорма следует комбинировать разнообразные продукты. Важно, чтобы на протяжении введения прикорма дети получали приятные вкусовые ощущения от процесса приема пищи, это способствует лучшей адаптации к новым продуктам.

Не бойтесь вводить прикорм своим малышам. За консультацией по прикорму детей разного возраста вы всегда можете обратиться к специалистам нашего центра.

Такая «модная» Омега-3

Грудное молоко: золотой стандарт питания

Возврат к списку

Как начать прикорм

Статьи для беременных

Статья

Примерно в возрасте 6 месяцев вашему ребенку потребуется больше энергии и питательных веществ, чем может дать грудное молоко. Найдите несколько профессиональных советов о том, как начать прикорм.

3 мин. читать 8 ноября 2020 г.

  • Подождите примерно до шести месяцев, так как вашему ребенку потребуется хорошая координация глаз, рук и рта. Убедитесь, что ваш ребенок может оставаться в сидячем положении и устойчиво держать голову.
  • Независимо от того, решите ли вы начать с пюреобразной пищи, пальчиковой пищи (также известной как прикорм по инициативе ребенка) или комбинации того и другого, разнообразие является ключевым моментом, чтобы ребенок получал необходимые ему питательные вещества.
  • Сначала давайте ребенку твердую пищу только один раз в день, постепенно увеличивайте количество и разнообразие пищи, реагируя на сигналы ребенка.
  • Приблизительно следует начинать с 5–10 чайных ложек пищи (около 30 г) за один прием пищи. Затем вы можете увеличить его до двух приемов пищи в день, а затем до трех приемов пищи в день.
  • Перед первым кормлением убедитесь, что ребенок не устал — ему может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к еде с ложки, поэтому главное терпение.
  • Ваш ребенок стал более голодным и внимательным, так что самое время попробовать новые продукты.
  • Посадите ребенка прямо на стульчик для кормления и не отвлекайте его от телевизора, мобильных телефонов или планшетов.
  • Сначала дайте им немного обычного молока, чтобы расслабить их и утолить голод.
  • Для первого прикорма попробуйте овощное пюре. Есть недавние доказательства того, что прикорм с помощью овощей помогает позже настроиться на здоровые предпочтения в еде, будем надеяться, что это так!
  • Старайтесь каждый день в течение недели вводить один новый горький овощ, например, брокколи, пастернак, свеклу или кабачки. Держите камеру наготове — вы можете получить смешные лица.
  • Повторите этот процесс в течение второй недели, чтобы ребенок привык к горьким овощам.
  • Помните, что ребенку может потребоваться до восьми попыток, чтобы принять новый вкус, так что не сдавайтесь!
  • Держите график кормления на холодильнике, чтобы отслеживать, что ваш ребенок пробовал и как часто.
  • Пробуйте только одно новое блюдо за раз. Вы можете комбинировать вкусы через пару недель, когда узнаете, что они пользуются успехом.
  • Хвалите ребенка, когда он пробует что-то новое.
  • Рацион прикорма ребенка должен включать основные группы продуктов питания — фрукты, овощи, зерновые и крахмалистые продукты, молочные продукты, мясо, рыбу и белковые продукты, а также жиры.
  • Разнообразие является ключом к тому, чтобы ребенок получал правильные питательные вещества для роста и развития, такие как железо, кальций, витамин С, витамин А, витамин D и омега-3 жирные кислоты.
  • Вегетарианец или веган? Обязательно включите в свой рацион разнообразные продукты, такие как яйца, молотые орехи или семена, продукты из сои (тофу), зерновые продукты, бобовые, такие как фасоль, горох и чечевица, чтобы они получали все необходимые питательные вещества.
  • Если ребенок соблюдает вегетарианскую или веганскую диету, ему могут потребоваться дополнительные добавки, поэтому обратитесь за консультацией к своему лечащему врачу (HCP).
  • Детям можно есть орехи примерно с шести месяцев, если они измельчены или мелко измельчены. Если у вашего ребенка экзема или у вас есть случаи аллергии в вашей семье, сначала поговорите со своим врачом.
  • Продукты, которых следует избегать? Целые орехи, личи и виноград опасны для удушья — убедитесь, что они нарезаны. Паштеты, сырые моллюски и сыры с плесенью или непастеризованные сыры несут небольшой риск пищевого отравления, поэтому не подходят для детей младше двух лет.
  • Будьте хорошим образцом для подражания. Младенцы любопытны, поэтому, если вы наслаждаетесь едой на своей тарелке, они, скорее всего, захотят ее съесть.
  • Помните, что в возрасте 6–8 месяцев две трети калорий вашего ребенка по-прежнему будут поступать из грудного молока или смеси. Так что думайте о качестве, а не о количестве продуктов, которые вы предлагаете.
  • Планируете предлагать закуски? Следуйте нашему контрольному списку по отлучению ребенка от груди .

 

ИСТОЧНИКИ:

https://www.smababy.co.uk/baby/feeding-guide-for-babies/

90 059 https://www.smababy.co. великобритания/ребенок/отлучение от груди младенцев/

https://www.smababy.co.uk/baby/stage-1-weaning/

https://www.nhs.uk/start4life/weaning/getting-ready/

https://www.nhs.uk/start4life/weaning/what-to-feed-your-baby/around-6-months/

https://www.babycentre. co.uk/a546665/preparing-first-foods

https://www.nhs.uk/conditions/pregnancy-and-baby/foods-to-avoid-giving-babies-and-young-children /

Прикорм: принципы, характеристики и преимущества

Содержание

  • Прикорм – это пища, которую дают в дополнение к грудному вскармливанию детям в возрасте 6-59 месяцев.
  • Прикорм просто означает « диета для детей в возрасте 6–59 месяцев, назначаемая в дополнение к грудному вскармливанию ».
  • Термин «дополнительный» относится к « в дополнение к грудному вскармливанию »
  • Слово «дополнительный» имеет решающее значение; эти первые прикормы работают в дополнение к грудному молоку, а не в качестве заменителя.
  • Цель прикорма состоит в том, чтобы пища, вводимая ребенку , дополняла грудное молоко, а не заменяла его .
  • Это процесс, который начинается, когда одного грудного молока становится недостаточно для удовлетворения потребности ребенка в питании.
  • В течение первых шести месяцев жизни грудное вскармливание обеспечивает наилучшее питание. Детям, находящимся на грудном вскармливании, становится все труднее получать все необходимые им питательные вещества из грудного молока после 6-месячного возраста.
  • Рацион младенца должен постепенно расширяться за счет включения дополнительных «семейных продуктов», чтобы обеспечить получение им достаточного количества энергии и питательных веществ.
  • Термин «прикорм» относится к процессу, который начинается, когда грудное молоко или заменитель грудного молока сами по себе уже недостаточны для удовлетворения пищевых потребностей младенцев и, следовательно, требуются дополнительные продукты питания и жидкости в дополнение к грудному молоку или заменитель грудного молока.
  • Качество питания детей в возрасте до двух лет имеет более важное значение, чем на любом другом этапе жизни.
  • Недостаток питания в этом возрасте может навсегда повредить росту ребенка.
  • Фаза введения прикорма в возрасте от 6 до 24 месяцев является очень важным периодом, так как многие младенцы в это время начинают страдать от недоедания.
  • Это оказывает существенное влияние на высокую распространенность недоедания среди детей в возрасте до пяти лет.
  • По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), двое из каждых пяти детей в странах с низким уровнем дохода имеют задержку роста.
  • Во всем мире каждый третий ребенок в возрасте до 5 лет имеет недостаточный вес, и более половины не получают разнообразного рациона, включающего фрукты, овощи, яйца, молочные продукты, рыбу и мясо, на протяжении всего периода прикорма (6–23 месяца).
  • В большинстве стран менее половины детей грудного и раннего возраста в возрасте 6–23 месяцев соответствуют разнообразию рациона и частоте кормления, которые соответствуют их возрасту. Прикорм, который вводится своевременно, адекватен по питательности, безопасен и правильно кормится вместе с продолжением грудного вскармливания в течение первых 2 лет жизни ребенка, может ежегодно спасать более 820 000 детских жизней.
  • Согласно данным, на причины, связанные с питанием, приходится 45% всей смертности детей в возрасте до пяти лет во всем мире, причем большинство этих смертей приходится на первый год жизни.
  • В 2020 году из всех детей в возрасте до 5 лет в мире 149 миллионов имели задержку роста, 45 миллионов страдали истощением, а 38,9 миллиона страдали избыточным весом или ожирением.

1. Продолжительность исключительно грудного вскармливания и возраст, с которого вводят прикорм
  • С рождения до шести месяцев, исключительно грудное вскармливание.
  • В шесть месяцев (через 180 дней) ввести прикорм во время грудного вскармливания.

2. Продолжать грудное вскармливание
  • Кормите ребенка грудью часто и по мере необходимости, пока ему не исполнится два года или больше.

3. Практикуйте адаптивное кормление

Применяйте идеи психосоциальной помощи при оперативном кормлении.

  • Младенцев следует кормить непосредственно, а детям старшего возраста следует помогать, когда они едят сами, обращая внимание на их признаки голода и сытости.
  • Кормите детей мягко и спокойно, поощряя их к еде, но никогда не заставляя их.
  • Если дети разборчивы в еде, попробуйте поэкспериментировать с различными сочетаниями продуктов, вкусами, текстурами и методами поощрения.
  • Уменьшите отвлекающие факторы во время еды, если ребенок легко отвлекается.
  • Имейте в виду, что время кормления — это возможность для обучения и привязанности. Установите зрительный контакт и разговаривайте с детьми, пока они едят.

4. Безопасное приготовление и хранение продуктов для прикорма
  • Перед приготовлением и употреблением пищи воспитатели и дети должны вымыть руки;
  • Приготовление и подача пищи в чистой посуде;
  • Кормление детей из чистых чашек и мисок, а не из бутылочек для кормления, которые сложнее содержать в чистоте.
  • Пять способов обеспечить безопасность пищевых продуктов:
    • Содержать в чистоте
    • Отдельно сырые и приготовленные
    • Тщательно приготовить
    • Храните продукты при безопасной температуре
    • Используйте безопасную воду и сырье

5. Увеличить количество/потребность необходимого дополнительного питания
  • С возрастом увеличивается разрыв между потребностями в питании и количеством, поступающим с грудным молоком.
  • В 6-8, 9-11 и 12-23 месяца прикорм должен обеспечивать 200, 300 и 550 ккал в сутки энергии соответственно.
  • Кроме того, в дополнительное питание необходимо включать относительно большое количество питательных микроэлементов, включая железо, цинк, фосфор, магний, кальций и витамин B6.
Рисунок: Энергетическая потребность в зависимости от возраста и количества грудного молока. Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK1489.57/

6. Улучшайте консистенцию пищи с возрастом
  • По мере взросления ребенка постепенно увеличивайте консистенцию и разнообразие пищи, принимая во внимание потребности и навыки ребенка.
  • Начиная примерно с шести месяцев, младенцы могут потреблять пюре, пюре и полутвердую пищу.
  • Большинство детей могут начать есть «пальчиковую пищу» в возрасте восьми месяцев.
  • Большинство детей могут начать есть те же продукты, что и остальные члены семьи, к двенадцати месяцам.

7. Увеличьте частоту приемов пищи и энергетическую ценность
  • По мере взросления ребенка увеличивайте частоту предоставления прикорма.
  • Типичным здоровым новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, следует давать прикорм 3 раза в день в возрасте от 6 до 8 месяцев, 4 раза (3 приема пищи и 1 перекус) в день в возрасте от 9 до 11 месяцев , и 5 раз (3 приема пищи, 2 перекуса)/день для детей в возрасте 12-23 месяцев.
  • Чтобы понять потребность ребенка, нам нужно знать, что вместимость желудка ребенка обычно составляет 30 мл на кг массы тела . т. е. ребенок весом 8 кг будет иметь объем желудка 240 мл (одна большая чашка).

8. Содержание питательных веществ в пищевых продуктах для прикорма
  • Чтобы убедиться, что потребности в питательных веществах удовлетворяются, давайте разнообразные продукты.
  • Фрукты и овощи, богатые витамином А, необходимо употреблять каждый день.
Рисунок: Пробелы для восполнения продуктов прикорма. Источник: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK148957/

9. Использование младенцами и матерями витаминно-минеральных добавок или обогащенных пищевых продуктов
  • Использование прикорма или витаминно-минеральных добавок для младенца по мере необходимости.
  • Кормящим матерям также могут потребоваться витаминно-минеральные добавки или обогащенные пищевые продукты для поддержания здоровья, а также для обеспечения надлежащей концентрации определенных питательных веществ в грудном молоке.

10. Кормление во время и после болезни
  • Во время болезни употреблять больше жидкости, в том числе чаще кормить грудью, и побуждать ребенка есть мягкую, разнообразную, привлекательную, любимую пищу.
  • После болезни кормить ребенка чаще, чем обычно, и мотивировать его есть.

Продукты для прикорма должны иметь следующие характеристики: (FATVAH)

F: частота ( 6-8 месяцев: грудное вскармливание + 3-разовое питание, 9–11 месяцев: грудное вскармливание + 3 приема пищи + 1 перекус, 12–24 месяца: грудное вскармливание + 3 приема пищи + 2 перекуса)

A: Количество (должно увеличиваться с возрастом)

T : Толщина (консистенция)

V: Разнообразие (разные виды корма)

A: Активное/отзывчивое кормление

H: Гигиена

9005 8 Пример сбалансированного детского питания для прикорма:

  • Густая каша из муки кукурузы, маниоки, проса или сои. В кашу также можно добавлять сахар, масло, молоко, арахис, яйца и фрукты.
  • Пюре представляет собой смесь таких продуктов, как матоке, картофель, маниока, пошо (кукуруза или просо) и рыбы, мяса, бобов или арахиса и/или пасты симсим. Кроме того, в детское питание следует добавлять такие овощи, как зелень, тыква, морковь, баклажаны, авокадо или помидоры.
  • Обеспечивает здоровый рост и развитие
  • Обеспечивает правильное питание
  • Предотвращает острую и хроническую недостаточность питания
  • Помогает обеспечить надлежащий уход и гигиену
  • Улучшает когнитивное развитие
  • Способствует лучшему психосоциальному развитию
  • Повышает производительность и экономическое положение
  • Снижает риск анемии
  • Предотвращает избыточный вес/ожирение
  • Снижает риск дефицита микроэлементов
Источник: https://www.researchgate.net/figure/Benefits-of-complementary-feeding-1_fig2_284173107
  • Однако раннее введение прикорма отрицательно влияет на ожирение у детей и повышает вероятность избыточного веса.
  • Кроме того, он вызывает диарею, полную замену грудного молока, младенцы и дети младшего возраста получают меньше защитных компонентов грудного молока и повышают вероятность наступления беременности у матерей.
  • С другой стороны, слишком позднее введение прикорма может привести к вялому развитию, дефициту питательных микроэлементов и дефициту энергии и питательных веществ.
  • Оптимальное питание в первые годы жизни ребенка имеет важное значение для ускорения общего роста, а также для ускорения умственного и двигательного развития, снижения риска возникновения многочисленных инфекционных заболеваний и связанных с ними летальных исходов, а также снижения риска ожирения.
  • Хотя оптимальное питание способствует общему росту и моторному развитию; неправильные методы прикорма могут повысить риск недоедания, дефицита витаминов, диареи и инфекций дыхательных путей; а также тормозят рост и развитие детей.

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK148957/

https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *