Слуховое внимание: формирование и развитие у детей дошкольного возраста онлайн

Содержание

формирование и развитие у детей дошкольного возраста онлайн

В этой статье поговорим о важности слухового внимания в процессах развития речи и разберемся, как выяснить, достаточно ли оно сформировано у ребенка.

Красивая и грамотная речь крохи начинается с восприятия. Сначала он слышит слова, запоминает их и только потом повторяет в своей речи.

Сразу после рождения малыш просто улавливает шумы, скрипы, щелчки, смех, шепот и др., затем начинает отличать звуки друг от друга и анализировать их. Далее пытается подражать речевым звукам, произносит первые слова и фразы.

Благодаря хорошо развитому слуховому вниманию ребенок легче запоминает новые слова и использует их в разговоре. С интересом слушает, как общаются взрослые и исправляет неточности в своей речи, подбирает правильные окончания в словах, грамотно строит фразы и предложения.

Чем раньше родители начинают заниматься с малышом, тем качественнее и быстрее видят результат.

  • К трем месяцам малыши уже реагируют на источник звука, поворачивают голову в его сторону.
  • С шести месяцев кроха улавливает жесты и различает голоса мамы, папы, братьев и сестер…
  • К году ребенок слышит и понимает простые и привычные просьбы, старается повторять за взрослыми.
  • В 2-3 года карапуз учится слышать ошибки в чужой речи, но свою речь пока еще воспринимает как правильную.
  • И, наконец, к 4 годам ребенок понимает недочеты в собственной речи и старается их исправить.

Существует множество простых игр и упражнений для тренировки слухового внимания.

С малышами до года можно искать источник звука, например, погремушку. Пусть кроха глазами следит за ее передвижением. Здорово, когда родители каждый раз называют предмет, который издает шум, будь то работающий пылесос, сигнал машины или дверной звонок.

Для занятий с детками постарше можно использовать музыкальные игрушки, угадывать звуки, учить песенки и скороговорки. Важно в подобных упражнениях уделять внимание верному произношению звуков как в речи взрослого, так и в речи ребенка.

Развивает детское слуховое внимание и чтение сказок. Особенно когда после окончания чтения родители задают ребенку вопросы по книжке.

Главное, заинтересовать карапуза игрой, поймать момент, когда он в отличном настроении и готов с вами взаимодействовать.

Весь свой практический опыт по работе над развитием фонематического слуха я обобщила в книге «300 игр для развития слухового внимания ребенка» и в четырех приложениях к ней.

Много упражнений с точными инструкциями для развития слухового внимания вы найдете в моем проекте «ЛОГОСАД».

Когда ребенок, который умеет внимательно слушать, попадает в школу, он легко запоминает пройденный материал на уроках, пишет без ошибок, быстро учит стихотворения и показывает хорошую успеваемость. Поэтому развивающие занятия с карапузом в дошкольном возрасте — это отличный вклад в его будущие достижения.

На Курсе «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ» два блока занятий.

1 — НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ

Тариф «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ».

Стоимость тарифа — 4000р.

Запись на курс — тариф
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ»

Тариф «С КУРАТОРОМ».

Стоимость тарифа — 3000р.

Запись на курс — тариф
«С КУРАТОРОМ»

2 — КАК ВАЖНО ВЫБРАТЬ НУЖНЫЙ ЗВУК

Тариф «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ».

Стоимость тарифа — 4000р.

Запись на курс — тариф
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ»

Развитие слухового внимания: значение, упражнения, игры

В чем проблема? Взаимодействие между людьми осуществляется в первую очередь при помощи речи. Бесконтрольное «зависание» детей в гаджетах приводит к тому, что многие дошкольники и ученики начальных классов не только сами имеют нарушения речи, но и с трудом воспринимают информацию на слух.

Как развивать? Развитие слухового внимания помогает научиться слышать и слушать то, что говорит собеседник, повышает уровень коммуникативных навыков и улучшает память, способствует улучшению речевых навыков. Существует большое количество упражнений для детей различного возраста, направленных на развитие слухового внимания.

Оглавление:

  1. Роль слухового внимания в жизни человека
  2. Диагностика уровня слухового внимания у дошкольников
  3. Упражнения для развития слухового внимания у дошкольников
  4. Игры для развития слухового внимания у школьников

Роль слухового внимания в жизни человека

Слуховое внимание – это умение сосредоточиться на определенной группе звуков, выделить из потока речи важную информацию, проанализировать ее и преобразовать в картинку, с которой в дальнейшем уже можно работать в памяти.

Эта способность заложена в человеке с рождения и развивать ее можно с первых дней жизни. На примере детей мы видим, что концентрация на звуках и их фонетическая дифференциация прекрасно тренируется.

 

Основная роль слухового внимания — наладить естественный поток речи ребенка, научить его воспринимать собеседника на слух.

Если грамотно развивать слуховые анализаторы, ребенок легко и быстро будет проводить слуховой анализ полученной информации, распознавать слоги и фонемы, сопоставлять слова и фразы близкие по значению, определять темп речи, тембр голоса, а также эмоциональный окрас услышанного.

Развитие слухового внимания пригодится, если в будущем ребёнок захочет освоить иностранные языки, овладеть каким-либо музыкальным инструментом или займется вокалом, а в ораторском искусстве поможет правильно использовать интонационные частоты для придания речи эмоционального окраса.

Тренировать слуховое внимание необходимо с самого рождения вплоть до начала школьной жизни, дальше процесс восприятия информации на слух будет происходить произвольно во время учебного процесса. Эффект от упражнений на слуховую концентрацию можно получить, если заниматься и в более старшем возрасте, но в этом случае лучше поэкспериментировать с комплексной тренировкой внимания и памяти, которая дает прекрасные результаты при любом типе восприятия.

Диагностика уровня слухового внимания у дошкольников

Любой взрослый, участвующий в образовательном процессе младшего дошкольника (родитель, воспитатель, логопед) может легко провести диагностику слухового внимания.

 

Некоторые тестовые задания:

  1. С помощью ручки и линейки разделить лист бумаги на 4 равных сектора. Выполнить следующие задания:
    • В левом верхнем углу левого верхнего сектора изобразить солнце, а в центре данного квадрата нарисовать елочку.
    • В правом нижнем секторе изобразить два домика.
    • В левом верхнем углу правого нижнего сектора изобразить 2 грибочка, а внизу данного сектора — 2 зеленых яблока.
    • В центре правого верхнего сектора нарисовать сначала длинную палочку красного цвета, а рядом 2 короткие палочки зелёного цвета, в правом нижнем углу — синий круг, в левом верхнем углу — желтый овал.
  2. Из перечня слов, произнесенных вслух, определить лишнее и объяснить свой выбор: голова, рука, нога, стул; уши, глаза, рот, пальцы; яблоко, персик, помидор, груша; корова, овца, волк, коза.
  3. Решить предложенную задачу: мальчик собрал у бабушки на огороде 4 моркови, 2 свеклы и 5 яблок. Сколько всего овощей собрал мальчик?
  4. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда воспитатель назовет слово
    , соответствующее чему-то «маленькому» и «живому»: муха, окно, муравей, море, книга, гусеница, бабочка, ракета, игла, кружка, божья коровка, слон и тд.
  5. Взрослый начинает хлопать в ладоши, задавая ритм, ребенок пробует повторить.
  6. Запомнить и воспроизвести предложение: Саша проснулся, встал с кровати, умылся, почистил зубы, выпил чай с бутербродом, взял рюкзак и пошел в школу.

Упражнения для развития слухового внимания у дошкольников

Внимание ребёнка дошкольного возраста очень слабо развито. Оно не задерживается на одном предмете и быстро переключается на другой. Поэтому ученик часто не слышит то, что говорит преподаватель и не замечает, что происходит вокруг. Важно научить ребенка управлять своим вниманием еще в дошкольном возрасте.

 

Развитие речевого слухового внимания необходимо для четкой артикуляции звуков, расширения словарного запаса, грамматически верного построения фраз и предложений. Слуховое внимание стимулирует развитие устной и письменной речи, тем самым давая малышу толчок к общению и налаживанию коммуникаций.

Хороший помощник в этом — игра, через которую ребенок учится не только правильно выстраивать диалог с другими игроками, но и развивает сосредоточенность, концентрацию внимания и память.

Проработать слуховое внимание можно через разного рода упражнения, тесты, игры с картинками. В результате таких занятий дети:

  • овладевают навыком сопоставления слов с соответствующими картинками;
  • учатся произносить сначала короткие одно- и двусложные слова, затем длинные слова с несколькими слогами;
  • задают и отвечают на вопросы;
  • различают на слух громкие и тихие звуки.

Слуховую память, речь и внимание дошкольника хорошо развивает разучивание коротких стишков, пословиц и поговорок. Во время чтения взрослым необходимо четко и правильно проговаривать каждое слово, так как ребенок воспринимает его речь как определенный паттерн.

Родители задают образец речи, а ребенок, в свою очередь, копирует его и в дальнейшем воспроизводит в процессе коммуникации. Чтобы научиться различать звуки, малышу можно включать радиопередачи или аудиозаписи с детскими песенками.

Часто ребенок устаёт от выполнения заданий и упражнений. Подача нового материала в игровой форме качественно улучшит процесс обучения.

Вы можете тренироваться с ребенком, пока занимаетесь домашними делами или во время прогулок на улице. Постепенно ребенок привыкнет к предлагаемым заданиям, поймет, что это очень даже увлекательно и интересно. Выработайте систему тренировок, уделяйте занятиям не менее 15-20 минут в день.

Сначала вы проговариваете с малышом уже известные ему слова и выражения, только потом вводите новые. После того, как ребёнок начинает хорошо произносить отдельные слова, фразы и короткие предложения, вы можете перейти к пересказу того, что изображено на картинке.

Примеры некоторых упражнений на развитие слухового внимания у дошкольников:

  • Приготовьте бумагу, ручку, стакан и тд. В пустую банку положите мяч, в спичечную коробку — пару скрепок. Затем разорвите бумагу, постучите ручкой по стакану, потрясите банку с мячом и коробку со скрепками. После этого завяжите ребенку глаза и попросите угадать звук на слух.
  • Познакомьте малыша с музыкальными инструментами на ваш выбор. Назовите их, пусть ребенок повторит названия. После того, как ребенок выучил названия инструментов, покажите, как они звучат. Завязываем глаза малышу, демонстрируем звук инструмента и просим произнести его название.
  • Вспомнить близкие или одинаковые по звучанию слова. Ребёнок должен их различать и уметь объяснить их значение.
  • Произнести ряд слов. Ребёнок, в свою очередь, должен вычленить звук, который повторяется во всех перечисленных словах.
  • Малыш называет своё имя. А затем проговаривает букву, на которую оно начинается. По такому же алгоритму проговариваются имена родителей, близких родственников, друзей. Можно добавить в работу картинки. Ребёнок говорит, что изображено на карточке и с какого звука начинается это слово. Если вы хотите усложнить задание, попросите малыша проговорить последний звук слова.

Игры для развития слухового внимания у школьников

  • Звуковая ориентация в пространстве. 

Упражнение на концентрацию внимания, когда ребёнку необходимо определить источник и направление звука. Смысл задания таков: тренируемому завязывают глаза и просят угадать, откуда раздаётся определенный звук, и показать направление рукой. Источником звука может быть колокольчик, телефон, игрушка. Данное упражнение невозможно повторить в онлайн формате, так оно требует перемещения в реальном пространстве.

 

  • Недостающее слово. 

Игровая ситуация, при которой хорошо развивается память и фонематический слух. Суть данной игры на развитие слухового внимания у дошкольника: вы несколько раз прочитываете стихотворение или отрывок из него, затем ненароком пропускаете последнее слово и просите ребёнка его вспомнить и закончить произведение.

  • Звуковой анализ. 

Это задание повышенного уровня. Направлено на восприятие потока звуков и дальнейшую обработку полученной информации. Что нужно? Выбрать определенный слог, вычленить его из предложенных слов и, проанализировав, сказать, в какой позиции он стоит — в начале слова, в середине, в конце. И хотя эта тренировка затрагивает только слуховые анализаторы, к работе подключаются все центры головного мозга.

  • Фонетический анализ «на глаз». 

В данном упражнении появляется возможность взаимодействия зрительного и слухового аппаратов. Такие тренировочные задания требуют много усилий и особой концентрации. Хорошо зарекомендовали себя в качестве комплексного развития внимания детей дошкольного и школьного возрастов.

Что делаем? Выбираем слог или группу звуков. Затем просим ребёнка осмотреться вокруг и показать предметы, в которых данный слог присутствует. Усложняем задание, определяя точную позицию слога в слове, например, в конце.

  • Произношение слов наоборот. 

Это великолепное тренировочное упражнение на развитие слухового внимания дошкольника, концентрации и фонетической памяти. Обычно вызывает бурю эмоций и веселья у ребятишек.

  • Упражнение «Пчелы собирают мед».

Заблаговременно подготовьте для игры миниатюру пчелы и цветы, с которых она якобы будет собирать мёд. Вырежьте из цветной бумаги 10 кружков диаметром 5 см, круги будут выполнять роль цветов (вырезать дети могут и сами). Пронумеруйте цветы и разложите их в произвольном порядке. Придумайте маршрут.

Ребёнок с пчелой в руке идёт по заданному маршруту от одного цветка к другому. Начните игру с простой схемы в 2-3 цветка, постепенно усложняя комбинацию. Если ребёнок готов, увеличьте количество цветов до 15.

Игру можно организовать в соревнование между 2-4 детьми. Выигравшим объявляется тот, чья пчела облетела все цветы в правильном порядке. Победителей может быть несколько.

  • Упражнение «Список».

Это отличная дидактическая игра на развитие слухового внимания. Особой подготовки вам не потребуется. В медленном темпе вы называете 10 слов. Ребёнок произносит те, которые запомнил. Организуйте упражнение в игру, так задание вызовет больший интерес у тестируемого.

Например, вы составляете список продуктов, которые хотите купить сегодня в супермаркете. То, что ребёнок вспомнит, и будет куплено. Или допустим, ребенку нужно собрать вещи в будущее путешествие. Он возьмет только то, что вспомнит из списка.

Еще один вариант задания — объединить слова по парам. Например, кружка-блюдце, мышь-сыр и тд. Или объединить слова в группы по их назначению: мебель, посуда, транспорт и тд.

Следующий вариант игры — произнести 3 раза последовательность из 10 слов, каждый раз меняя их порядок. Если у ребенка не развита слуховая память, остановитесь на 6-7 словах, если же наоборот он справляется с заданием легко, увеличьте количество слов до 15.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому, предлагая то или иное задание, ориентируйтесь на его личные возможности и способности. Если вы видите, что испытуемый явно не справится с упражнением, хотя по возрасту он должен быть готов к его выполнению, это не говорит о том, что ребенок отстал в развитии, это всего лишь означает, что его подготовительная база не на том уровне, и ему лучше начать с заданий полегче, проработать их и вернуться к выполнению сложных.

Навык звукового восприятия речевых сигналов не только качественно развивает слух ребенка, но и расширяет и обогащает его звуковую картину окружающего мира, а также формирует его речевые способности, которые отвечают за коммуникацию и быструю социальную адаптацию.

Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Слуховое внимание: примеры, проблемы, мурена

Вы когда-нибудь смотрели телевизор, разговаривали с кем-то или слушали музыку на фоне других разговоров? Если бы вы очень старались, вы могли бы услышать разговор под рукой и фоновые разговоры, но, скорее всего, вам нужно было выбрать, на каком стимуле сосредоточиться. Если вы подслушаете фоновые разговоры, вы не запомните, что говорили персонажи на телевидении.

  • Сначала мы дадим определение слуховому вниманию и выборочному слуховому вниманию.
  • Затем мы рассмотрим исследования Колина Черри и Невилла Морей.
  • Далее мы рассмотрим некоторые проблемы этих исследований.
  • Позже мы рассмотрим примеры слухового внимания.
  • Наконец, мы рассмотрим тесты на слуховое внимание.

Избирательное слуховое внимание

В приведенном выше примере показана концепция слухового внимания. Слуховое внимание — это идея и процесс, с помощью которых люди могут сосредоточиться на одном стимуле и игнорировать другие, несмотря на то, что подвергаются воздействию всех из них.

Слуховое внимание — широко исследованный когнитивный процесс, цель которого — понять, как избирательное внимание происходит в слуховой системе.

Избирательное слуховое внимание фокусируется на одном интересующем звуковом стимуле, игнорируя другие.

Прежде чем мы рассмотрим открытия Невилла Морея, одни из самых выдающихся в области слухового внимания, давайте рассмотрим работу Колина Черри, на которой он основывался.

Cherry’s (1953) Исследование слухового внимания

Cherry (1953) исследовал избирательное внимание к различным звукам. Черри разработал две процедуры проверки слухового внимания:

  1. Смешанная речь – участники одновременно слышали две смешанные речи. Участник должен был затенить и повторить одно из сообщений.

  2. Дихотическое прослушивание – участник прослушивал непрерывное сообщение одним ухом и повторял его вслух. В другом ухе воспроизводился другой аудиоклип.

Затенение гарантирует, что участники воспримут предполагаемое сообщение и «отклонят» другое сообщение. При слежке участник будет повторять то, что он услышал, чтобы сообщить исследователям, услышали ли они то, что должны были услышать.

В эксперименте со смешанной речью Черри обнаружила, что людям было очень трудно различать то, что они слышали. В эксперименте по отслеживанию они могли вспомнить больше информации из прослушанного сообщения, чем из «отклоненного» сообщения.

Например, в методах слежки некоторые не распознали, что язык в «отклоненном» сообщении изменился с английского на немецкий. Однако обычно замечались физические изменения голоса, такие как пол говорящего.

Черри пришел к выводу, что люди решают, на какие слуховые стимулы обращать внимание, основываясь на физических характеристиках, таких как пол голоса или местонахождение говорящего. Он предложил «эффект вечеринки с коктейлем», чтобы объяснить, как может переключаться избирательное внимание.

Эффект коктейльной вечеринки объясняет пример слухового внимания в контексте вечеринки. Когда кто-то разговаривает со своими друзьями, он обращает внимание на этот разговор.

Однако, если они вдруг услышат свое имя откуда-то еще, их внимание будет приковано к тому, кто назвал их имя, а не к разговору.

Морей Психологические исследования

Невилл Морей провел три эксперимента, чтобы больше узнать об избирательном внимании. Первый эксперимент был разработан, чтобы подтвердить Черри (1953) результаты.

Два последующих эксперимента были направлены на то, чтобы узнать больше о факторах, влияющих на избирательное внимание.

Moray Psychology Research 1

Исследование проводилось в лаборатории с использованием схемы повторных измерений. В исследовании использовалась дихотическая задача на прослушивание — участники слышали сообщение одним ухом. В другом ухе неоднократно слышался короткий список простых слов (это было «отклоненное» сообщение). Участникам было поручено скрыть сообщение, которое они услышали.

Исследование показало, что:

  • Громкость обоих звуковых стимулов была одинаковой.

  • Список слов появлялся и исчезал и воспроизводился в общей сложности 35 раз.

  • Участник должен был вспомнить список слов («отклоненное» сообщение).

Рис. 1. Участники прослушивали разные стимулы в каждом ухе.

Тридцать секунд спустя участники выполнили тест на узнавание. Тест состоял из следующих заданий:

  • Определите семь слов, включенных в теневое сообщение.

  • Определите семь слов, содержащихся в «отклоненном сообщении».

  • Определите семь слов, которые не встречались ни в одном из сообщений, но звучали одинаково (контрольное условие).

В ходе исследования было найдено:

Переменные (зависимая и контрольная) Среднее число распознанных слов
Затененное сообщение 4,9
‘ОТКРЫТАЯ СПИСОК СЛОВА 1,9
Контрольная переменная 2,6

. Этот вывод говорит о том, что участникам было трудно принять «отклоненное» сообщение.

Moray Psychology Research 2

В этом эксперименте приняли участие 12 человек, и он проводился в лабораторных условиях с использованием плана эксперимента с повторяющимися измерениями. Было десять испытаний.

При каждом испытании в одно ухо предъявлялся вымышленный отрывок, а в другое — отклоненное сообщение; оба отрывка содержали инструкции. Участники должны были скрыть вымышленный отрывок, и им было сказано не делать ошибок.

Отклоненные сообщения, воспроизводимые участникам, иногда включали имена участников.

Вот пример: «Слушай свое правое ухо/Хорошо, теперь можешь остановиться. Слушай свое правое ухо/Джон Смит; Вы можете остановиться сейчас.

Морей интересовался, услышат ли и запомнят ли участники отвергнутые отрывки с большей вероятностью, если они будут содержать их имена.

Исследование показано:

Инструкции с названиями участников Инструкции без названий участника
9 № 9010
9 number of Times
number of Times
number of Times
number of Times
numb Количество прослушиваний 20 4

Результаты этого эксперимента могут объяснить эффект коктейльной вечеринки. Результаты показывают, что люди переключают свое внимание на другой слуховой стимул, когда слышат аффективные сигналы (сигналы, вызывающие эмоциональную реакцию), такие как свое имя.

Moray Psychology Research 3

Исследование проводилось в лабораторных условиях и использовало план независимых измерений.

Участники были разделены на две группы по 14 человек в каждой. Обеим группам были воспроизведены дихотические аудиоклипы, и они должны были скрыть одно из услышанных сообщений.

Участникам были даны следующие задания:

Сообщения менялись:

  • В конце были добавлены некоторые цифры.

  • У некоторых не было цифр.

  • У некоторых цифры были только в затененном сообщении.

  • У некоторых были цифры только в «отклоненном» сообщении.

В конце участники должны были попытаться вспомнить цифры, которые они могли запомнить. Морей хотел выяснить, с большей вероятностью участники запомнят цифры, если их попросят искать их конкретно.

Интересно, что t-критерий не выявил существенной разницы между средними значениями двух групп.

Результаты эксперимента 3 показывают, что неаффективные стимулы (числа) не заставляют людей переключать внимание.

Исследование Морей показывает, что когда мы фокусируем наше внимание на сообщении, почти ничего из «отклоненного» сообщения не может дойти до нашего внимания. Однако некоторые важные стимулы, такие как имя человека, могут преодолеть этот блок.

Исследование Морей было направлено на то, чтобы подтвердить и развить существующие исследования в области психологии, в частности, избирательного внимания. Цель исследования — улучшить наше понимание психологических процессов. Поэтому данное исследование имеет большое значение. Тем не менее, важно учитывать сильные и слабые стороны при завершении исследования.

Проблемы со слуховым вниманием

Несмотря на то, что два отдельных исследователя подтвердили эти выводы, их экологическая достоверность остается низкой. Они провели исследование в лаборатории. Поскольку это искусственная обстановка, поведение участников может отличаться от поведения в реальной обстановке; это снижает достоверность эксперимента.

Кроме того, выборка не подлежит обобщению. В первом исследовании не описывался используемый образец. Это делает невозможным воспроизведение, поскольку никто не знает состав участников. В следующих двух экспериментах использовалась небольшая выборка. Проблема с небольшими выборками заключается в том, что они не репрезентативны для более широкой совокупности, что приводит к проблемам с обобщаемостью.

Каким образом исследование с участием всего двенадцати участников должно дать результаты, которые могут предсказать поведение каждого человека в мире? Это просто; оно не может. Поскольку в этих исследованиях был такой небольшой размер выборки, это ставит под вопрос, насколько правдивы результаты.

Пример слухового внимания

Давайте рассмотрим некоторые распространенные примеры слухового внимания.

  • Вы обедаете, а вокруг куча народу. Вы разговариваете со своим другом; все остальные вокруг вас — это фоновый шум. Случайно вы слышите, как кто-то упоминает ваше имя через всю комнату. Внезапно вы слышите этот разговор совершенно ясно.

  • Ваша собака спит рядом с вами, пока вы разговариваете по телефону; она спит на протяжении всего звонка, пока вы не скажете слово «угостить». Волшебное слово пробуждает ее ото сна, и теперь она смотрит на вас, ожидая угощения.

Рис. 2. Может ли слово «угостить» разбудить вашу собаку?

Проверка слухового внимания

Бывают случаи, когда людям, в основном детям, необходимо проверить слуховое внимание. Используются два основных теста – Слуховой непрерывный тест производительности (ACPT) и Выборочный слуховой тест внимания (SAAT) .

Слуховой непрерывный тест — это тест на слух, в ходе которого ребенку предлагается поднять большой палец, когда он слышит определенное слово. Во время этого теста нет фонового шума, чтобы помочь ребенку сосредоточиться. Тест избирательного слухового внимания похож на ACPT, но во время теста также используются изображения.

Тесты слухового внимания могут помочь определить, есть ли у кого-то расстройство слуховой обработки (APD) или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD).

Слуховое внимание — основные выводы

  • Слуховое внимание — это идея и процесс, с помощью которых люди могут сосредоточиться на одном стимуле и игнорировать другие, несмотря на то, что они подвергаются воздействию всех из них.
  • Избирательное слуховое внимание фокусируется на одном звуковом стимуле, который интересует человека, игнорируя другие.
  • Основными вкладами Cherry (1953) были:
    • Дихотические и теневые методы исследования.
    • Он обнаружил, что люди могут лучше распознавать слова в затененных сообщениях.
    • Теория коктейльной вечеринки – люди выбирают, на какие слуховые стимулы обращать внимание, основываясь на физических характеристиках, таких как пол голоса и местонахождение говорящего.
  • Значительный вклад Морей (1959):
    • Подтверждены результаты исследования Черри.
    • Морей пришел к выводу, что, когда мы фокусируемся на сообщении, почти ни одно из «отклоненных» сообщений не может привлечь наше внимание. Однако некоторые важные стимулы, такие как имя человека, могут преодолеть этот блок.
  • Два теста на слуховое внимание — это тест непрерывного слухового восприятия (ACPT) и тест избирательного слухового внимания (SAAT) .

20 Упражнений, направленных на улучшение слухового внимания

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

  • Посмотреть увеличенное изображение
Автор: Lindsay Barret MS, CCC-SLP

Следование указаниям и улучшение внимания — общая цель, которую логопеды и эрготерапевты решают в терапии.

Слуховое внимание

Слуховое внимание — это способность обращать внимание на слуховые раздражители. Это наиболее фундаментальный компонент обработки слуха, который относится к тому, как наша центральная нервная система воспринимает информацию.

При дефиците слуховой обработки человек может слышать звуки, но его/ее способность интерпретировать звуки и язык нарушается.

Улучшение слухового внимания

Ниже приведен список мероприятий по улучшению слухового внимания и стратегий по улучшению внимания. Эти упражнения можно использовать для людей с (центральным) расстройством слуховой обработки, для тех, кто демонстрирует жесткое поведение/мышление, или когда следование указаниям вызывает трудности.

  1. Красный свет, зеленый свет
    • Покажите изображения красных и зеленых огней в качестве визуальной поддержки, если требуется дополнительная помощь, помимо словесных сигналов
  2. Саймон говорит
  3. Я шпион
  4. 20 вопросов
  5. Игры на совпадение памяти
  6. Найдите ______ (предмет) и положите его на _______________ (предмет в комнате)
  7. Замри!
    • Делайте глупые рожицы или позы, а затем кричите «Стой!» и держать лицо или позу
  8. Соберите головоломку и мчитесь, чтобы закончить / разместить части
  9. Задавайте вопросы во время чтения или попросите ребенка разыграть персонажа во время чтения
  10. Пойте во время выполнения заданий/создавайте песни для улучшения концентрации
  11. «Радиолокационный фокус»
    • Попросите ребенка сосредоточиться на говорящем, пока он не закончит говорить, с помощью воображаемого телескопа или «фокусировочных очков»
    • Можно использовать руки или рулон бумажных полотенец
  12. «Зап!»
    • Когда раздражители из окружающей среды отвлекают внимание, сделайте вид, что отключили их
    • Это помогает повысить осведомленность о отвлекающих факторах окружающей среды
  13. Найдите больше одного способа заниматься повседневными делами
    • Пример: измените порядок шагов при приготовлении сэндвича или выберите другой маршрут домой
  14. Посмотрите на картинки и придумайте разные сценарии того, что происходит или почему персонаж чувствует то, что он/она чувствует
  15. Чтобы повысить гибкость игры, поиграйте в «Что это?»
    • Возьмите стандартный предмет и создайте для него уникальное применение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *