У детей истерика: Истерики и капризы ребенка | Детский сад № 43

Содержание

Истерики и капризы ребенка | Детский сад № 43

К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?

У одних детей период истерик проходит быстро, у других – может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам – можно исправить ситуацию достаточно быстро.

Истерики и капризы

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.

Истерика —  это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Причины, по которым дети устраивают истерики

  • Стремление обратить  на  себя внимание. Чтобы  истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный  вариант для самостоятельного занятия.
  • Старание  добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
  • Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.
  • Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение  распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него  зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти  в детский сад, разбудите ребёнка заранее и  дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы
  • Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронически проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
  • Желание подражать взрослым или сверстникам.   Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так,  как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.

Часто  бывает, что мы сами, неосознавая того,  провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что  подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.

В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка — порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения,  которые нельзя переходить.

Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.  

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются  врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу  нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим  помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы.  Разберём  основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы  характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится  до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще  привлекайте его  к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Второй тип нервной системы – сильный. Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают  только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим  часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы,  дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.

Следующий тип нервной системы – 

неуравновешенный. Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего  достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.

Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению.  Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести  и начинает противостоять вам —  меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.

И последний тип нервной системы – медлительный. Процессы торможения преобладают над возбуждением.

Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес.  Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий.  Он долго «раскачивается»,  однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.

Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой  к действиям.  Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность —  прежде чем что – то сделать ему нужно собраться  с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.  

К  серьёзным  истерикам склонны в основном дети  со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.  

У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного  плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены.  Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.

Стадии  истерики

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок  рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом. 
 
Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем  и совсем прекратились.

1. Взрыв эмоций  легче предотвратить, чем потом  лихорадочно думать, что предпринять. 
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся  изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно  попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая  выразить  словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете  устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но  помните, метод отвлекания  эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не  работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и  шлёпать его — это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей  вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился.  При повторной истерике, его нужно вернуть на  прежнее место и опять оставить  там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения.  Главное в это время — самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней  работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время  истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах.  Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите  в себе силы и будьте  уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка.  Если  такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится.  Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание. 

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по — другому выразить свои чувства.  Дайте понять, что ничего плохого в его скверном  настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать  о том, что  не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут». Он прост, универсален и  способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в  последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать  произошедшее. Пусть  ребёнок опять заслужит ваше расположение.
 
Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки  сохраняется, нужно обратиться неврологу, который  назначит обследование.  Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию  психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и  надо ли проводить медикаментозное лечение. 
 
Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель,  ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить.  Принимать в теплом виде по 1  чайной ложке (детям с 1го года) перед едой  3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.
 
Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.
 
Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель).  Возможно также применение препарата на основе  аминокислоты глицина.  Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс  нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.

Истерика у ребенка, что делать. Симтомы, причины, рекомендации

Очень многим родителям знакома ситуация, когда ребенок внезапно начинает кричать, плакать, топать ногами и даже кататься по полу. Малыш требует купить игрушку или конфету, расстроен тем, что мама не разрешает погулять подольше, или же на ребенка просто «нашло» что-то, как говорится, на ровном месте? В любом случае, детская истерика становится не самым приятным опытом для малышей и их родителей, а регулярное повторение таких «представлений» вызывает нешуточную тревогу. Нормальны ли истерики у детей, каковы их причины, как от них избавиться и можно ли предотвратить – на эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Что такое истерика?

Истерика – это яркая, гипертрофированная эмоциональная реакция, вызванная состоянием крайнего нервного возбуждения. Ребенок теряет самообладание, контроль над собой, он может кричать до хрипоты и икоты, валяться на полу, суча руками и ногами, даже бить или кусать взрослого при попытке успокоить.

Истерика – это своеобразный сигнал, что ребенка что-то беспокоит или раздражает, что у него случилась перегрузка нервной системы, и справиться иначе, чем неконтролируемым выплеском негативных эмоций, трудно, может быть, даже невозможно. Чаще всего подобные приступы случаются у детей с подвижной легковозбудимой психикой, склонных к тревожности, повышенной ранимости, частой смене настроений. Даже у самого спокойного ребенка могут случаться истерики, однако чаще им подвержены менее уравновешенные дети.

Причины истерик

Истерика не бывает абсолютно беспричинной, она всегда становится реакцией на те или иные раздражители. Не всегда сразу становится очевидно, что именно вызвало такое поведение ребенка, но задача родителей – понять это и работать с конкретными проблемами. Если истерические приступы не обусловлены неврологическими или психическими нарушениями, то в большинстве случаев можно выделить следующие причины детских истерик:

1. Недостаток родительского внимания

Ребенку необходим контакт с родителями. Он хочет общаться, проводить время вместе. Малышу нужно знать, что его любят, что он важен для родителей. Если ребенку не хватает внимания, он будет искать способы его получить любой ценой. Иногда слезы, крики и гипертрофированная реакция – это чуть ли не единственная возможность для маленького человечка напомнить о себе, попытаться добиться того, чтобы взрослые заметили его, даже если это внимание будет со знаком минус. Поэтому нередко истерики – повод задуматься, хватает ли ребенку взаимодействия с вами, не чувствует ли он себя брошенным и обделенным.

2. Физический дискомфорт

Когда малыш устал, хочет есть или пить, когда ему жарко или, наоборот, слишком холодно, неприятные ощущения и переутомление могут вызвать истерику. Особенно такие реакции характерны для детей 1-2 лет, когда ребенок не всегда полностью осознает потребности своего тела. В этой ситуации сложно переоценить значение режима дня. Устоявшееся время приемов пищи, прогулок и сна, отсутствие излишней активности перед тем, как уложить ребенка спать, внимание к физическому состоянию малыша – все это может помочь укрепить нервную систему и, как следствие, значительно уменьшить количество истерик.

3. Невозможность выражать мысли и чувства вербально

Это частая причина истерик в период до 3 лет. Ребенка переполняют эмоции, он хочет донести до вас что-то, жаждет понимания и ответной реакции. Малыш не знает, как высказать то, что он чувствует, и это раздражает его, вызывает вспышки гнева. Ситуация может осложняться, если в семье в принципе не принято говорить о чувствах. Очень важно, чтобы с самого раннего возраста родители обучали ребенка словесному выражению эмоций. Помогите крохе – спросите его, злится ли он, испуган или взволнован, покажите, что вы со своей стороны искренне хотите понять его чувства.

4. Кризис, обусловленный возрастом

Недолгий, но бурный период истерик может быть связан с так называемым кризисом трех лет. В этом возрасте дети проходят важный этап взросления, и этот момент обычно сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок стремится к самостоятельности, упрямится, прощупывает границы, пытается «продавить» родителей. Это нормальная стадия развития, и главное в этот момент – сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации ребенка. Не давайте ему манипулировать вами, иначе ребенок запомнит, что это действенный способ добиться своего и будет применять его регулярно. Не нужно игнорировать более активные, чем раньше, проявления характера или давить родительским авторитетом, но необходимо давать ребенку понять, что хорошо, а что плохо, и не раздвигать по малейшему требованию рамки дозволенного.

5. Непоследовательность родителей

Когда требования взрослых к малышу бессистемны и нелогичны, а в некоторых случаях и противоречат друг другу, его растерянность и непонимание находят выход в истерике. С самого начала вам стоит выработать четкие правила и ограничения и следовать им. Не ругайте ребенка сегодня за то, что было поводом для похвалы вчера, не допускайте несогласованных действий разных членов семьи, когда, например, мама запрещает что-то, а папа разрешает. Если обстоятельства меняются, проговаривайте их с ребенком, объясняйте, на что ему нужно ориентироваться и почему.

6. Гиперопека

На попытки тотального контроля, удушающую любовь и непрошеную чрезмерную заботу ребенок ответит истерикой, пытаясь вырваться из созданной родителями клетки и отстоять свои границы. Для малыша это практически единственный способ постараться отвоевать свое личное пространство, право на собственное мнение, заявить о себе как о личности. Уважайте вашего ребенка, считайтесь с ним, с самого рождения он – отдельный человек со своим характером и полноценный член вашей семьи.

Симптомы и стадии истерики

Хотя зачастую нам кажется, что истерический приступ начался совершенно внезапно, обычно признаки предстоящего «спектакля» можно увидеть заранее. Ребенок хнычет, не слушается, отвлекается, куксится, потом может и замолчать. Это обманчивое затишье часто предвещает последующий взрыв с криками, слезами, топаньем ногами, иногда и случайным нанесением физического вреда себе и окружающим. Если вы научитесь видеть симптомы будущей истерики заранее, то ее будет проще предотвратить. Отвлеките ребенка, покажите ему что-то яркое и необычное. Спросите, чем он недоволен, как ему помочь, предложите решить проблему вместе.

Истерика может проявляться по-разному и длиться разное время, но она всегда устраивается при наличии хотя бы одного зрителя. Так как это во многом демонстративное поведение, без активного участия и явной реакции со стороны приступ утихает гораздо быстрее, так как становится бессмысленным. В истерике можно выделить три стадии.

Первая стадия – голосовая. Ребенок плачет, кричит, визжит, обращает на себя внимание громкими звуками.

Вторая стадия – моторная или двигательная. Малыш бросается игрушками и другими предметами, падает на пол, катается по нему, сучит руками и ногами, стучит кулаками. Если в этот момент попытаться физически утихомирить ребенка, он может бить родителя, кусаться и вырываться. Опасность этой стадии в том, что потерявший контроль над своим телом ребенок может случайно нанести себе травму.

Третья стадия – остаточная. Буря прошла, остается физическая и эмоциональная усталость. Ребенок уже не кричит, а тихо плачет, тяжело вздыхает и судорожно всхлипывает, иногда может начаться икота. На этом этапе можно обнять ребенка, успокоить, но не нужно причитать над ним и громко жалеть – это только продлит приступ, не давая малышу окончательно прийти в себя. Все обсуждения и выяснения стоит отложить на потом, когда эмоции улягутся.

Как бороться с детскими истериками

Истерику легче предотвратить, чем остановить. Поэтому лучше всего в воспитании делать акцент на мирном выражении эмоций и взаимном доверии. Когда ребенок точно знает, что его услышат и постараются понять, ему проще выразить свои чувства и не копить раздражение внутри, пока что-то не станет поводом для вспышки.

Всегда следите за состоянием и самочувствием ребенка. Если видите, что у него портится настроение, он сердится или хнычет, старайтесь отвлечь малыша, по возможности устраните причину дискомфорта. Поговорите с ребенком, узнайте, что его беспокоит, предложите варианты решения проблемы. Общение с ребенком и внимание к нему – ваши главные союзники.

Как прекратить истерику ребенка

Если момент упущен, и истерика уже началась, важно сохранять хладнокровие и твердость. Не кричите на ребенка, ни в коем случае не применяйте силу – это не успокоит малыша, а только распалит его еще сильнее, к тому же добавит изрядную долю негатива и сложностей в ваши с ним отношения. Еще ни на кого крик или оплеуха не действовали умиротворяюще.

Если объективные причины (голод, жажда, усталость и т.д.) устранены или не имеют отношения к ситуации, вы поговорили с ребенком, но он накручивает себя, требует что-то определенное, пытается манипулировать и надавить на жалость, не дайте ему добиться своего. Не реагируйте, займитесь делами, оставьте ребенка наедине с его эмоциями. Со стороны может показаться, что это слишком жестоко, но помните – истерике всегда требуются зрители. Конечно, не следует игнорировать состояние ребенка, следите за ним и не допускайте, чтобы он повредил себе. Но в ситуации, когда ваше присутствие подливает масла в огонь, а ребенок способен контролировать себя достаточно, чтобы не травмироваться, иногда есть смысл оставить его одного и дать успокоиться.

Когда малыш пришел в себя, не стоит упрекать его в том, как он себя вел. Ведите себя спокойно и нейтрально. Если считаете нужным, можно обсудить с ребенком, что привело к такой бурной реакции, но не ругайте и не наказывайте за эмоциональный срыв. С другой стороны, даже если вы расстроены тем, как плохо было вашему ребенку, и чувствуете вину за это, не поддавайтесь этому чувству, не заглаживайте свои мнимые огрехи подарками и развлечениями. Так вы создадите в разуме малыша опасную логическую связку «истерика – награда», что повлечет за собой проблемы в будущем.

Если истерики случаются регулярно, продолжаются после 3-4 лет, слишком бурные и изматывающие, с последствиями в виде проблем с аппетитом, сном, длительными периодами плохого настроения, то, вероятно, есть смысл проконсультироваться со специалистами, в первую очередь, неврологом и психологом.

Помните, что истерики – это временное явление, без них редко проходят первые годы жизни ребенка. Важно, чтобы вы были рядом, чтобы ваши отношения были построены на глубоком доверии. Учите малыша выражать свои чувства и эмоции, внушите ему, что всегда будете любить и принимать его. Общайтесь, проводите время вместе и будьте чутки к состоянию вашего ребенка, это поможет вам вместе преодолеть любые трудности.

Истерика у детей: Как справиться с проблемой

Практически всем родителям знакомо чувство беспомощности и даже отчаяния, когда во время детской истерики они вдруг понимают, что не могут контролировать процесс. Оставаться спокойными, интеллигентными, понимающими и ответственными взрослыми в этой ситуации не очень просто. Но вы можете этому научиться.

Истерики и просто вызывающее поведение могут быть у людей любого пола и возраста. Да, чаще всего неконтролируемые приступы гнева характерны для детей от полутора до трех лет просто потому, что речь еще недостаточно развита и ребенок, отчаявшись быть понятым окружающим миром, пытается выразить себя, падая на этаж супермаркета. А вот с детской агрессией и истерикой можно столкнуться и в пять, и в 10, и в 13 лет. Реже, но последствия гораздо серьезнее и справиться с ними сложнее.

С трех лет поведение ребенка должно постепенно выравниваться за счет того, что он учится распознавать свои порывы и желания и контролировать их. Постепенно, однако, не так быстро, как хотелось бы, рождается волевая сфера. И пресловутая свобода воли. Когда я каждый раз, как только красная пелена начинает застилать глаза, я могу сказать: «Стоп. Не сегодня». И тихонько выдыхая, уйти от раздражающего явления или вещи. Или, наоборот, решить, что «сегодня хорошее время для драки, я выбираю действие», и использовать всю силу своей агрессии для достижения цели.

Но будет здорово, если мы будем управлять своими состояниями и использовать их энергию, а не они нами. Для этого нужно научиться распознавать эти самые состояния, понимать их механизмы и начинать контролировать себя. Разговор даже не о тайной науке джедаев, а о том, как не дать машинку по голове дорогому другу в песочнице и не разбить в порыве гнева на мать его новый айфон в стену. Как мы, родители, можем помочь себе и детям в сложной, но важной науке саморегуляции?

1. Продолжаем говорить о чувствах

Все мы помним совет психологов о том, что чувства нужно вызывать и говорить. И это правда. Есть три небольших аспекта, о которых я хочу сказать больше.

Исследование, проведенное Вашингтонским университетом (Сиэтл), показало, что меньше проблем с поведением у тех детей, чей словарный запас на эмоции богаче. Следует учитывать, что слово, обозначающее, например, «разочарование», в голове ребенка должно быть связано с картиной, личным опытом, рассказанным историей и ситуацией. Такая наука кажется сложной только на первый взгляд. Сначала напишите себе на листе 10-15 разных слов, обозначающих чувства, и на каждое из них напишите рассказ. Или купите книгу, в которой все уже придумали до вас.

Еще одна ловушка — нас учили «проговаривать эмоции», но забыли сказать, что положительных эмоций в мире тоже много. В результате часто мама осторожно рассказывает сыну, что он расстроен, зол, разочарован… Но он почему-то не говорит: «О! Кажется, ты так горд, что смог кончить первым! Я это знаю чувство! Живет в моем районе где-то в солнечном сплетении! Дайте пять!» Или «Да ты вся светишься от радости встречи с любимым другом», «Ты так широко улыбаешься, когда приходишь из школы, ты точно пришла приготовил новый розыгрыш, который тебя так повеселил! Поделишься им?».

Разговор о хорошем, добром, светлом. Это неестественно? Нет, просто немного необычно. Но привычки можно изменить

И в-третьих, стоит рассказать ребенку об эмоциях: они меняются. Это не значит, что человеку, потерявшему свой любимый нож, ради которого он копил последние три года, стоит говорить: «Мелочи, дело будничное!». Мы обязательно разделим его чувства: станем жилеткой, вместилищем, какими должны стать мама и папа. Но если утром все было ужасно — хотелось спать, пошел дождь и сокровища из кармана пропали — а днем ​​кто-то скачет тебе навстречу на полпути, можно напомнить: «Ой! Ты так грустила утром , потому что шел дождь, и ты узнал, что потерял тетрадь по математике, и единственный друг в классе заболел, это очень неприятное состояние, но смотри — теперь тебе весело!».

Следующим шагом вы поможете ребенку понять, благодаря чему у него меняются эмоции и чувства. Что ему помогает? Быть в одиночестве? Читать? Обниматься с мамой? Говорить об эмоциях нужно, используя как можно больше разных слов, рассказывая о положительном опыте, вспоминая заветы царя Соломона («все проходит») и стараясь показать, как меняются чувства.

2. Всему свое время и место

Обычная картина на детской площадке: светит солнышко, мальчик строит город из песка, мама радуется теплому дню и благословенной картине. И вдруг в песочнице появляется еще один ребенок, который без дурной мысли задевает ногой только что построенную башню, она рушится – и ваш такой спокойный мальчик яростно бросается на обидчика.

Почему-то многие взрослые считают этот момент хорошим поводом для уроков вежливости. Да надо вмешиваться, а не воспитывать! Все эти правильные слова, про «нужно делиться», «мы люди — не деремся, а говорим», «извинись перед мальчиком, ты его ударил» сейчас не действуют. И даже вред. Все, что вы можете: остановиться физически, озвучить эмоции, назвать состояние, извиниться перед пострадавшими (себою), если таковые имеются, и выйти из ситуации.

Можно остановиться на подавлении конфликта. Все обсуждения после и желательно в привате. Используйте активное слушание

«Что с тобой случилось?» Я думаю, ты сердишься? О, представляю, как бы я разозлился, если бы кто-нибудь уничтожил результаты моего труда! И где родилась эта злость? В груди? В живот?». Посочувствовать: «Это было ужасно, даже не знаю, как бы я расстроилась». А затем попытаться выработать стратегии поведения. Как не дать гневу овладеть вами? И что можно было бы сделать? как люди поступают в таких ситуациях?Точно не бьют, мы разговариваем.Важно помнить:допустимы любые чувства и мысли,но не любое поведение.

3. Взять это в себя

Топливо для костра истерии — эмоции. Потому что очень важно определить, где находится ваш триггер, ваша красная кнопка. Дети очень талантливо определяют, что именно больше всего делает учитель-мать-учитель-учитель. Может быть, вас раздражают крики или нытье, или нецензурная брань из уст пятилетнего ангела, вы терпеть не можете, когда они плюются или кусаются, убегают в другую сторону или все ломают? Какие действия ребенка в вашем мозгу вдруг загораются красными буквами: «Вот именно этого я не всегда могу допустить. Потому что!».

Это не так просто — сделай по другому, не иди на поводу у чувств. Но сохранять спокойствие не всегда достаточно.

Мы не можем «просто игнорировать нежелательное поведение ребенка»

А если он забежит под машину или попытается разбить себе голову витриной, или просто растолкает всех детей вокруг себя? Конечно, не игнорируем. Пресекаем действия, которые могут быть опасны для здоровья, при необходимости выводим ребенка из ситуации. Но при этом остаемся спокойными и готовыми прийти на помощь — им действительно очень плохо. Мы готовы обнять, дать платочек, воды, поговорить. И нам плевать, что вокруг много упреков. Ведь мы помним об истериках — признак того, что ребенку нужна наша помощь. Например, научить новой модели поведения.

4. У всего есть цель — и у детских истерик тоже

Полезно понимать, что такое цель. Все цели можно разбить на два типа: избегать чего-либо (действий, людей, событий, пространств, процессов) или что-то получить (вещь, помощь, внимание, власть, общение). Важно, чтобы истерика не стала реально работающим инструментом, чтобы следствием ее не было достижение цели. Кроме того, иногда рыданий и ссор можно избежать, просто не делая того, что вызывает такую ​​реакцию.

Лучше всего работает метод «естественных последствий», не наказания мамы или папы, так как они имеют власть и право «свыше», а вполне закономерные и не совсем приятные последствия. Рыдала в магазине — купить что-то не смогла. На корте подрался — надо было оттуда уйти, помчался книгу — ночью читать не мог. Плохое настроение мамы тоже относится к «естественным последствиям».

5. Быть всегда на стороне ребенка

Против кого? Против истерик. К сожалению, они не всегда заканчиваются через четыре года. В какой-то момент ребенок сам понимает, что такое поведение ни к чему хорошему для него не приводит. Это мешает ему. Как? Например, делает грустными семейные вечера, портит отношения с папой, не дает подружиться. Примеров может быть много.

Существует стратегия поведения в отношении недопустимого поведения детей. Да, ты невыносим, ​​но я все равно люблю тебя и принимаю даже это. В этом положении вы благородная страдающая мать, а он маленький мучитель. Тяжело быть мучителем такого прекрасного человека, так легко дойти до чувства вины, а потом до агрессии, бегая от вины.

Лучше выбирать схему, по которой вы вместе. Скажи своему сыну, смотри, что-то нападает на тебя и серьезно портит нам жизнь. Я согласен?

Как вы думаете, что это? Как его зовут? Что же он хочет? И как с этим бороться? При этом вы сможете проанализировать, как возникают вспышки гнева и что на самом деле помогает их купировать. Более подробную информацию об этом подходе можно найти в книге Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

6. Ищите компромиссы

Очень многие плохо переносят категоричные запреты и требования. Часто бывает, что дети вырастают, а мы не успеваем перестроиться, а вопрос о шапке или первом ужине с 15-летней дочкой все еще обсуждаем. Стратегия «предложить выбор» работает во многих случаях. С трехлетками работает даже выбор на том уровне, что вы будете на обед: гречка или рис. Но ближе к первой годовщине иногда необходимо вместе договориться о том, как провести выходные, или о количестве времени, уделяемом компьютерным играм.

Существует три типа поведения. Вы можете настаивать на своем. От «будет, потому что я так сказал» до «ну вы сами понимаете, что это правильное решение, потому что…». Вы можете сдаться под лавину детских слез и криков, признать, что давно не в состоянии управлять процессами, и отдать все на волю ребенка. Сейчас такие родители встречаются чаще. Также можно предпочесть путь договоров и компромиссов — он дольше и сложнее, но на выходе делает сильнее всех переговорщиков. Что это значит? Попытка вместе найти способ, приемлемый для всех сторон. В этом отношении легко нарваться на подводные камни.

Иногда попытка «договориться» становится манипулированием планом «Я так сказал» — цель убедить меня, что я предлагаю правильное решение

Тогда честнее и правильнее сказать «Я решил» и продолжить сидеть под дверью и слушать, как твой дорогой ребенок портит стены в твоей детской. Или честно искать.

Как проверить себя? Очень просто — если вы начинаете искать компромисс, уже знаете «правильный ответ» — это не компромисс. Идеи должны рождаться и обсуждаться в ходе разговора.

Этот пост создан сообществом TODAY Parenting Team, где все участники могут публиковать и обсуждать решения для родителей. Узнайте больше и присоединяйтесь к нам! Потому что мы все в этом вместе.

Почему у детей случаются истерики и нервные срывы?

Для родителей не будет сюрпризом, что самая распространенная проблема, с которой маленькие дети обращаются к психологу или психиатру, — это эмоциональные всплески — истерики и срывы.

Действительно, истерики и нервные срывы являются одними из самых больших проблем в воспитании детей. Их трудно понять, трудно предотвратить и еще труднее эффективно реагировать на них, когда они происходят. И когда они происходят с частотой после того возраста, в котором они ожидаются с точки зрения развития — эти ужасные двойки — они могут стать большой проблемой для ребенка, а не только для измученных взрослых, которые их терпят.

Истерики и срывы

Многие люди проводят различие между истериками и срывами, хотя ни один из них не является клиническим термином. «Истерика» обычно используется для описания более легких вспышек, во время которых ребенок все еще сохраняет некоторую степень контроля над своим поведением. Один ориентир, который используют многие родители, заключается в том, что истерика, скорее всего, утихнет, если никто не обратит на нее внимания. Это противоположно срыву, во время которого ребенок настолько полностью теряет контроль, что поведение прекращается только тогда, когда он утомляется и/или родитель может его успокоить.

Истерики легкой или тяжелой степени являются симптомами того, что ребенок борется с эмоциями, которые он не может контролировать. Гнев, конечно же, эмоция № 1, которая заставляет детей терять голову и взрываться — подумайте о нем как о детской версии дорожной ярости , , говорит детский и подростковый психиатр Стивен Дикштейн, доктор медицины . Ребенок чувствует, что он заслуживает или нуждается в чем-то, в чем его умышленно утаивают — в печенье, в видеоигре, в чем-то, чего он так жаждет в магазине игрушек, — и переполняется разочарованием и чувством несправедливости.

Тревога — еще один важный триггер; это заставляет детей нервничать, отвергая логику, которая позволила бы им увидеть, что их тревога несоразмерна ситуации.

Первопричины

Когда у детей не развивается эмоциональная регуляция как часть нормального развития, причины могут быть разными. «Дело в том, что не существует таких вещей, как истерика или нервное срыв», — отмечает доктор Дикштейн. «Истерики и нервные срывы похожи на лихорадку — они могут быть вызваны таким количеством различных проблем, что мы не можем остановить их, пока не поймем, что их вызывает.

Иногда неспособность регулировать эмоции является результатом скрытой проблемы. Вот некоторые из распространенных причин частых нервных срывов:

  • СДВГ : В недавнем исследовании, проведенном Эми Рой, доктором философии, из Фордхэмского университета, более 75 процентов детей, у которых наблюдались сильные вспышки гнева, также соответствовали критериям СДВГ. . Это не обязательно означает, что у них диагностировали СДВГ — на самом деле, это расстройство может быть упущено из виду у детей, которые имеют историю агрессии. «Чего люди не понимают, так это того, что недостаток внимания, неспособность завершить работу и терпеть скуку, среди прочих симптомов, могут способствовать эскалации взрывных вспышек», — объясняет Васко Лопес, психотерапевт, клинический психолог. Поэтому вам нужно добраться до основной причины».
  • Беспокойство: Беспокойство является еще одним важным фактором. Даже если у детей нет выраженного тревожного расстройства, они все равно могут чрезмерно реагировать на вызывающие тревогу ситуации и впадать в состояние стресса. Дети с невыявленными нарушениями обучаемости или пережившие травму или пренебрежение могут реагировать таким образом, когда сталкиваются с неудобной или болезненной ситуацией.
  • Проблемы с обучением: Если ваш ребенок постоянно ведет себя в школе или во время выполнения домашних заданий, возможно, у него невыявленное расстройство обучения. Скажем, у них большие проблемы с математикой, а математические задачи делают их очень расстроенными и раздражительными. Вместо того, чтобы просить о помощи, они могут разорвать задание или начать что-то с другим ребенком, чтобы отвлечься от своих реальных проблем.
  • Депрессия и раздражительность : Депрессия и раздражительность также возникают у некоторых детей, у которых бывают тяжелые и частые приступы гнева. Новое расстройство, называемое деструктивным расстройством дисрегуляции настроения, или DMDD, описывает детей, у которых бывают тяжелые вспышки с хронической сильной раздражительностью между ними. «Сильно раздражительные дети подобны воде, нагретой до 90 градусов, — всегда на пороге кипения», — говорит доктор Лопес. «Родители этих детей всегда ходят по яичной скорлупе, потому что они реагируют на очень тонкие вещи, например, на малейшую вещь, которая идет не по их пути».
  • Аутизм : Дети в спектре аутизма также часто склонны к резким нервным срывам. Эти дети, как правило, ригидны, зависимы от постоянного распорядка дня для своего эмоционального комфорта, и любое неожиданное изменение может вывести их из себя. И им может не хватать языковых и коммуникативных навыков, чтобы выразить то, что они хотят или в чем нуждаются.
  • Проблемы с сенсорной обработкой : Проблемы с сенсорной обработкой, часто наблюдаемые у аутичных детей и подростков, а также у многих с СДВГ, могут вызывать у детей перегрузку стимуляцией и короткое замыкание, приводящее к безутешным нервным срывам.

Навыки, которых может не хватать

Каким бы ни был триггер, большинство специалистов в области психического здоровья считают, что детям, у которых случаются частые эмоциональные вспышки, не хватает определенных навыков, которые помогли бы им лучше справляться с ситуациями, которые вызывают у них разочарование, тревогу или гнев. К ним относятся:

  • Контроль импульсов
  • Решение проблем
  • Откладывание удовлетворения
  • Ведение переговоров
  • Сообщение о желаниях и потребностях взрослым
  • Знание того, что уместно или ожидается в данной ситуации
  • Самоуспокоение

Порочный круг

Значительная часть истерик, которую родители считают преднамеренной или манипулятивной, гораздо менее добровольна, чем они думают, отмечает доктор Дикштейн. Но это не значит, что это не выученное поведение.

Дети с серьезными проблемами вспыльчивости сознательно не просчитывают вспышки гнева, но они, возможно, узнали, благодаря подкреплению со стороны взрослых, что истерики дают результаты. «Нет никаких сомнений в том, что у детей, которые не переросли истерики, отстают навыки эмоциональной регуляции, — говорит доктор Лопес, — но я думаю, что эта слабость поддерживается и усугубляется обусловленным обучением».

Если ребенок сталкивается с проблемой, не знает, как еще с ней справиться, и прибегает к истерикам, он вполне может понять, что со временем это помогает ему добиться своего. «Это превращается в порочный круг, — говорит доктор Лопес, — потому что вместо того, чтобы оттачивать и практиковать адаптивные навыки, которые дети обычно учатся решать проблемы совместно, эти дети учатся адаптивным реакциям, когда они расстроены. И, продолжая практиковать этих навыков, они со временем укрепляют эти модели поведения и используют их в большем количестве ситуаций».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *