5 главных вопросов о вальдорфских школах
Одни считают вальдорфские школы единственным верным выбором, который не загубит индивидуальность ребёнка. Другим кажется, что в ней воспитывают сектантов. В 2019 году системе Рудольфа Штайнера исполнится 100 лет, и списывать её со счетов пока рано.
1. Что такое вальдорфская система и кто её придумал?
Австрийский философ Рудольф Штайнер был основателем не только системы вальдорфских школ, но и создателем антропософского общества. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.
Рудольф Штайнер (1861–1925)Первая школа, где использовалась методика Рудольфа Штайнера, была открыта в Штутгарте в 1919 году. Её финансировала табачная фабрика «Вальдорф-Астория», но учились в ней не только дети рабочих, но и все увлечённые идеями философа. Эпитет «вальдорфская» закрепился за всеми школами-последователями, где использовалась программа.
Основа вальдорфской педагогики — раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли
Всё должно быть в гармонии. Задача педагогов — развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план. Главное — привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация.
Первая вальдорфская школа в ШтутгартеРебёнок проходит через три этапа взросления: от рождения до семи лет главной считается забота о физическом развитии ребёнка; с семи до 14 лет происходит формирование его чувств; с 14 лет до 21 года развивается мышление и в итоге у повзрослевшего человек появляется способность самостоятельно познавать окружающий мир.
2. Чем она отличается от других?
Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).
Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.
- Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.
- Конечно, нет и школьной формы.
- Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.
- Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.
- В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
- Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.
- С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).
- В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем.
- Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.
- Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.
- В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.
3. Где учить ребёнка по вальдорфской системе?
Почти в 90 странах сейчас насчитывается более тысячи вальдорфских школ. И свыше 3 000 детских садов. Больше всего учеников вальдорфской системы на её родине, в Германии — свыше 80 тысяч человек.
Вальдорфская школа в Финляндии / Фото: Shutterstock (Migren art)В России первая вальдорфская общеобразовательная школа была открыта в Москве в 1992 году. Сейчас их 19, в том числе в Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре, Ярославле. Общее число учеников в России — чуть больше 2500 человек. Часть школ — государственные, другие имеют статус некоммерческих образовательных учреждений. Среди российских вальдорфских преподавателей есть даже победители конкурса «Учитель года».
Открытый урок в московской вальдорфской школе / Фото: Shutterstock (Lunna Township)Первая детсадовская вальдорфская группа появилась ещё в СССР в 1989 году. Сегодня их около 70 и ещё 30 дошкольных студий. Большинство из них состоят в Содружестве вальдорфских детских садов России.
4. А моего ребёнка возьмут?
В общеобразовательные вальдорфские школы набирают обычных детей. Зачастую надо пройти собеседование, в котором участвует не только ребёнок, но и родители (оценивается их позиция по вопросам обучения, воспитания и совместной деятельности в школе).
Требования к ребёнку предъявляют стандартные, как и при приёме в обычную школу. Согласно закону «Об образовании» отказать в приёме в учебное заведение школа не имеет права, но легко может не хватить мест. Например, в школу № 1060 попадают только из основной очереди — детям с пропиской в другом районе Москвы уже не остаётся мест.
Радуга — один из материалов вальдорфской системы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)Единственная лазейка — начать с детского сада, который относится к школе. Выпускникам дошкольного отделения даётся приоритет при приёме, даже если они прописаны в другом районе.
Педагоги не скрывают, что при переходе из вальдорфской школы в обычную могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов.
К концу второго класса ученики в вальдорфской школе могут писать только печатными буквами
При этом в математике они даже опережают сверстников. Все различия в уровне знаний стираются к средней школе.
Есть отдельная категория лечебно-педагогических школ и классов (где используют вальдорфскую методику), куда набирают особенных детей, например, класс особых детей «Навстречу» при школе «Путь Зерна».
5. Почему её критикуют?
Один из основных из аргументов критиков — позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике. Также ставят под сомнение отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребёнок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.
Материалы для обучения / Фото: Shutterstock (suebsakun piromraj)Качество образования, которое получает ребёнок, напрямую связано с личностью педагога-классного руководителя, его профессионализмом и одарённостью (ведь он преподаёт основные предметы первые 7-8 лет в школе).
В качестве недостатка системы часто называют эзотерический аспект обучения. Сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его так называемым «высшим духовным телам» — так называемому «эфирному» и так называемому «астральному». Часто это приводит к тому, что вальдорфские школы воспринимаются как секта.
Вальдорфская школа в Новой Зеландии / Изображение на обложке: tera.school.nz
УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ «Педагогического рая не существует» — Почему вы выбрали вальдорфскую модель? — Вопрос сложный. Когда регистрируется какая-нибудь торговая марка, например «Боржоми», определяется, сколько должно быть микроэлементов, какова кислотность и т. д. Тогда можно сказать: это «Боржоми», а это нет. В вальдорфском мире нет жесткого стандарта. Но и гибкости ему не хватает. — В каком смысле? — Вальдорфская школа — это некоторая традиция. Традиции бывают жесткими, когда нельзя сделать шаг влево, шаг вправо. В 60-е годы в этом смысле вальдорфская школа была очень жесткой, в 80-е, и особенно сейчас, стала помягче. Раньше 8 лет все академические предметы (математика, литература, история и т. д.) вел классный руководитель, а сегодня эта планка опущена до 6-7-го класса. Если слепо придерживаться традиций, вальдорфская школа имеет шанс стать заведением для детей с проблемным развитием. — Мне показалось, что ребенку с математическим мышлением в вальдорфской школе делать нечего. Это так? — Если брать традиционную вальдорфскую модель с гуманитарно-художественной направленностью, вопрос справедлив. Бывает, что сильные мальчики, так сказать не лирики, но физики, в 6-7-м классе уходят в другие школы. В связи с этим идет с 7-го класса небольшая, а в 10-11-м значительная дифференциация по интересам. Класс делится на группы, и одни идут, грубо говоря, на углубленную математику, другие на урок музыки. — Я был в Швеции на занятиях у 15-16-летних детей и видел, что порой это та же принудиловка. Мы пришли к тому, что в 10-11-м классе эвритмию делаем необязательной. Когда дети сами делают выбор, уроки проходят просто замечательно. — Есть ли принципы, от которых вы по-прежнему не собираетесь отказываться? — Конечно. — И как вы этой особой атмосферы достигаете? — У нас детей не запугивают. Когда я был ребенком, при появлении директора все жались к стенкам. Он казался каким-то цербером, генералом, Брежневым. Я очень доволен, что, когда иду по коридору, дети у стенки не застывают. — Особых проблем нет. Конечно, когда мальчик приходит в 6-й класс на урок вязания, он говорит: «Я что вам, баба, чтобы вязать? Бред какой-то!» Но проходит время — и он гордится тем, какой шарф связал. Другое дело, когда мы в один класс взяли несколько новых детей, обстановка сразу «просела». Однако в общем наша система это переваривает. — А из вашей школы уходят по каким причинам? — Если у ребенка прорезается сильная математическая или музыкальная одаренность и ему нужно углубленное изучение предмета. Уходят по состоянию здоровья, так как нагрузка у нас большая: курсы по выбору, факультативы, сельскохозяйственная практика. Иногда родители говорят: «У вас очень мило, но нам нужно другое». Они стремились отдать ребенка в нашу школу, но не понимали, что это такое. — У нас таких учеников мало, мы не вспомогательная школа. В начале 90-х была такая идея: всех записать и оздоровить. Оказалось, что все не так просто. — С какими диагнозами вы не берете? — Я боюсь называть какие-то термины, но дети с синдромом Дауна, ДЦП для нас непосильны, хотя у нас есть врач, медсестра, вспомогательный педагог-психолог, логопед. — В школе все так хорошо, а как ваши выпускники адаптируются в вузах? — Все стремятся поступать, и нельзя сказать, что идут по одному профилю. Есть три-четыре направления: естественные науки, гуманитарные факультеты, художественно-музыкальные вузы. Переход из школы в вуз, конечно, ощущается. Например, преподаватель ставит за реферат «шестерку» по десятибалльной системе. Наш выпускник говорит: «Я готовился, почему ‘шестерка’?» А ему в ответ: «Чего-чего? Будешь еще спрашивать — ‘тройку’ поставлю». Объясняем: в нашей школе с вами, ребята, носились — но всегда так не будет. |
англ. .
| | Английский
Только факты
Наша школа находится в центре Москвы. Это 5-этажное здание с симпатичным школьным двором и открытым теннисным кортом. В классах с 1 по 11 обучается 400 человек. Школа находится на государственном содержании.
Наши первые выпускники закончили школу в 2000 году. Все наши выпускники учатся или уже закончили обучение в лучших московских вузах. Двое из них вернулись в школу учителями.
Немного истории
Школа возникла из вальдорфского детского сада на базе детского клуба «Аристотель». До этого будущие учителя и родители собирались в частных домах для лекций и семинаров. Однажды у них был гость из Киля г-н Альтманн, руководитель Вальдорфского семинара. Слушатели были увлечены вальдорфскими идеями, а позже г-н Кранич и Либендорф помогли организовать вальдорфский семинар для 25 учеников, среди которых был и будущий директор нашей школы Анатолий Пинский. Через 2 года обучения семинаристы основали вальдорфские школы по всей России.
Для нашей школы нам было предложено ветхое довоенное здание, и только благодаря большой финансовой и практической помощи IAO и ее немецкого филиала во главе с г-ном Атехаге и поддержке г-на Гебеля и г-на Б. Руфа здание было восстановлено. Родители будущих учеников постарались покрасить стены, собрать мебель, подготовить классы к учебному году. 1 сентября 1992 года школа была открыта. Вначале это была независимая бесплатная вальдорфская школа, но позже нам пришлось стать государственной школой. Счета и арендная плата взлетели до небес, и родители не могли себе этого позволить. Но мы не хотели, чтобы школа стала школой для богатой элиты. Благодаря усилиям нашего директора Анатолия Пинского школе удалось сохранить свою вальдорфскую уникальность.
Наши спецпредложения
Мы открыты и готовы к общению. Участвуем в образовательных форумах и конкурсах: в 2007 году стали победителями национального проекта «Образование». Сегодня мы принимаем участие в разработке качественных методов академического оценивания. Наши ученики продолжают показывать хорошие результаты по сравнению с обычными школами. Мы также выиграли недавний конкурс «Строим школу будущего», направленный на развитие московского среднего образования.
Мы в Вальдорфе
Все вальдорфские школы имеют много общего, но каждая из них уникальна. У нас также есть свои приоритеты:
1) Практическое обучение.
В таком мегаполисе, как Москва, у детей не так много возможностей заниматься рукоделием. Наши младшие школьники много вяжут, вышивают, выращивают пшеницу, пекут хлеб, строят дома, работают по дереву и металлу. Семинары требуют усилий и денег. И все же мы придерживаемся его.
2) Музыка.
Помимо «штатных» учителей музыки у нас есть несколько учителей, работающих неполный рабочий день, которые дают уроки после уроков. Половина наших студентов посещают эти уроки. У нас есть классные и школьные оркестры, хоры и большие музыкальные проекты.
3) Театр.
В каждом классе традиционно проводится ежегодный спектакль на русском, английском или немецком языке.
4) Индивидуальный подход.
Начиная с 8 класса учащиеся присоединяются к проектным группам — 4 часа в неделю с презентацией каждый семестр. У старшеклассников есть возможность углубить свои знания по двум-трем предметам в течение 6 или 9 дополнительных занятий в неделю.
5) Полевая практика.
Наша средняя школа путешествует, старшая школа занимается сельскохозяйственной, языковой, геологической и социальной практикой.
Проблемы
Теперь вальдорфское движение в России вступает в новый этап. Из-за финансовых и юридических проблем школ стало меньше. Тем не менее интерес к вальдорфским идеям сохраняется.
В сложившихся условиях нашей школе важно укрепить свои внутренние и внешние позиции:
1) Проблема подготовки учителей никогда не стояла так остро. В течение многих лет здесь проводился Семинар по подготовке учителей. Его выпускники сейчас занимают ключевые должности в нашей школе и других вальдорфских школах. С другой стороны, довольно много учителей не имеют какой-либо систематической вальдорфской подготовки. Мы пытаемся найти пути и средства для их образования. Это непростая задача. Это не только вопрос обучения, но и вопрос развития новых художественных, интеллектуальных и духовных способностей.
2) Поскольку мы «маленькая» школа «по меркам мегаполиса», мы не можем адекватно платить учителям.
3) Также важно сотрудничать с социальной средой. Родителям, желающим воспитывать своих детей в свободе и творчестве, которые против погружения их в виртуальную реальность, необходимо показать сильные стороны вальдорфской школы. Поэтому постараемся систематизировать и представить интересующимся наш опыт. Каждую последнюю пятницу месяца проводится экскурсия по школе. Мы также имеем сайт в Интернете и публикуем статьи в периодических изданиях.
4) И последнее, но не менее важное. Вначале многое приходилось начинать с нуля, исходя из личных отношений, в первую очередь с нашей коллегой Утой Коноваленко. Теперь нам не обойтись без стабильного долгосрочного партнерства с другими вальдорфскими школами за рубежом. Мы готовы предложить программы школьного обмена, совместные проекты, художественную, социальную и языковую практику. Мы также можем предложить помощь вальдорфским учителям русского языка.
Ретроспектива и перспектива
Прошло 20 лет. Теперь пришло время оглянуться назад и посмотреть, что изменилось, и подходящий момент, чтобы заглянуть в будущее.
Школа растет. Количество учеников удвоилось, а здание школы осталось прежним. Он красивый и просторный, со своей уникальной атмосферой, но мы планируем набирать по 50 детей каждый год. Для развития старшей школы нам нужно еще одно здание, где мы могли бы создать специализированный современный мир для старших классов, сохранив специфическую вальдорфскую среду для начальной школы.
Прошлой зимой к школе присоединился вальдорфский детский сад (500 метров от основного корпуса). Итак, у нас есть детский сад на 100 детей. Мы пытаемся преодолеть разрыв между детским садом и школой.
Два Михаила — наша гордость!
Школа может похвастаться двумя «Учителями года России». Наш учитель музыки Михаил Стародубцев (2008 г. р.) и наш учитель математики и директор школы Михаил Случ (2010 г.р.). Вручить главный приз — «Хрустальный пеликан» — лично к нам в школу приехал Председатель Правительства РФ Владимир Путин.
Живая школа
Семинар по подготовке учителей начал свою работу на основе вальдорфских принципов. Он предназначен для учащихся и преподавателей вальдорфских школ.
20 лет со дня рождения
Этой осенью школа отмечает свое 20-летие. Мы надеемся, что это мероприятие станет настоящим праздником вальдорфского образования. Мы расскажем вам об этом и пригласим вас принять в нем участие. Давайте сделаем это незабываемым событием. Присоединяйся!
Москва — WS 1060 — Freunde Waldorf
Россия: В 1990 году было положено начало тому, что сегодня является крупнейшей вальдорфской школой в России. Московская вальдорфская школа даже зарегистрирована как государственная школа № 1060 с 19 лет.96. Сегодня в школе около 400 учеников и около 35 учителей. Оценки варьируются от 1 до 11, и вся школа пользуется исключительной репутацией в обществе и в Министерстве образования России.
На одном из пяти этажей здания школы в Москве находится стол , начинающийся в одном конце этажа и заканчивающийся в другом. Этот огромный стол ломится от кулинарных изысков, как будто там будет свадебная церемония. Но нет, это День Благодарения! А поводов для радости много. В российской публике лучшей причиной, вероятно, является номинация учителя музыки Стародубцева Михаила Леонидовича учителем года 2009.. Даже российское телевидение присутствует, чтобы гулять и снимать. В 2010 году Михаил Случ – учитель математики и директор школы – был номинирован учителем года. После этого премьер-министр Путин посетил школу в ноябре 2010 года и рассказал об образовательных проблемах России.
Московская вальдорфская школа Nr. 1060 переживают номинацию одного из своих коллег учителем года. На самом деле школа славится прекрасными преподавателями. Глядя на оценки выпускников, сдающих государственные экзамены, становится понятно, что в Московской Вальдорфской школе присутствует большая самоотверженность: оценки отличные, а некоторые выпускники даже заканчивают обучение с отличием. В связи с этим неудивительно, что школа имеет исключительную репутацию в обществе. Чтобы завоевать эту репутацию, школе посчастливилось воспользоваться неутомимой самоотверженностью и преданностью делу Анатоила Пинского. Он был директором школы в течение длительного периода и, к сожалению, скончался в раннем возрасте.
Однако начало Московской вальдорфской школы было куда скромнее . В 1989 году был создан Клуб детского образования «Аристотель». В то же время 25 человек готовились стать вальдорфскими учителями. В первые годы молодая школа располагалась в здании, которое больше походило на руины, чем на школьное здание. Из-за роста арендной платы и более высоких затрат инициатива вскоре столкнулась с вопросом выживания. Должна ли школа быть частным учреждением для элиты и, следовательно, быть доступной только для нескольких учеников, или она должна превратиться в государственную школу, зная, какой риск такой шаг будет означать для импульса вальдорфского образования.