Исключение аутизма у детей в раннем возрасте
30 июля 2018
Воронин Николай
Нейропсихолог, к.пс.н.
Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.
Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.
Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.
Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.
На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.
1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими
-
Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
-
Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
-
Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
-
Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
-
Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
-
При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
-
Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
-
По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
-
Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
-
Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
2. Ограниченные интересы и особенности игры
-
Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.
-
-
Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные — не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
-
Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
-
Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).
3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия
-
Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
-
Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
-
Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп.
-
Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
-
Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
-
Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.
4. Расстройства интеллектуальной сферы
Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.
5. Нарушение инстинкта самосохранения
-
Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
-
Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
-
Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
-
Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
-
Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.
6. СДВГ
Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).
7. Нарушения вербального общения
-
Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.
-
Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
-
Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.
С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.
На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)
-
Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
-
Ребенок играет в стороне от остальных.
-
Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
-
Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.
Современные методы диагностики аутизма у детей
-
Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.
-
Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.
-
Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.
-
Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):
- Тест интеллекта Д. Векслера
Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.
- Тест интеллекта Кауфманов
Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.
- Прогрессивные матрицы Равена
Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.
Опросники для родителей:
- Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)
Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.
- Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ
Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.
- Рейтинговая шкала аутизма CARS
Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.
Тесты, проводимые дефектологом и психологом:
- ADOS
«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.
- ADI-r
Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.
- Шкала РЕР
Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Помощь при аутизме в ЕМС
Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:
-
Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
-
Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.
Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.
Аутизм у детей — признаки, симптомы, причины и диагностика детского аутизма в клинике «СМ-Клиника» для детей и подростков
Клинические проявления детского аутизма вариабельны: симптомы в отдельных случаях могут напоминать легкие формы депрессии, в других быть похожими на серьезные психические отклонения. При внимательном отношении к малышу самые ранние вестники патологии можно заметить уже в младенчестве.
Первыми признаками аутизма у детей в раннем возрасте становятся:
- отказ от тактильных контактов – ребенок плачет, когда его берут на руки, отворачивается, изгибается, а успокаивается только после того, как его вернут в кроватку;
- пассивность в ответ на обращение родителей, отсутствие внимания, заинтересованности во время общения взрослых;
- резкая реакция на громкие звуки;
- равнодушие к ярким, гремящим, свистящим и пищащим игрушкам, которыми взрослые пытаются развлечь ребенка;
- безразличие к стандартным игрушкам, попытка играть неподходящими предметами.
По мере взросления симптомами аутизма у детей могут послужить:
- отсутствие речи в возрасте 1,5–3 лет при наличии богатого словарного запаса и понимания разговора взрослых;
- эхолалия – неконтролируемое копирование и многократное повторение звуков, произнесенных другим человеком;
- персеверация – «застревание» на какой-либо фразе, слове, которую ребенок повторяет постоянно, или эмоции, или задании, при этом малыш неустанно обдумывает поглотившую его идею, но каких-либо шагов к достижению цели не делает;
- отказ от соблюдения игровых правил, указанных взрослыми или сверстниками, причем этот отказ не мотивирован личным решением малыша, его несогласием, он просто не понимает, зачем нужны какие-то установки и ограничения;
- трудности с восприятием эмоций других людей: дети с аутизмом не понимают, почему другие ребята смеются над какой-то фразой учителя или отчего плачет девочка, которую дернули за косичку; таким детям бывает недоступен юмор, сарказм, ирония;
- отсутствие реакции на собственное имя;
- нежелание смотреть прямо в глаза при общении, ответе или обращении, в том числе в ситуациях с родителями или другими близкими людьми;
- отсутствие страха, боязни при угрожающих жизни или здоровью обстоятельствах;
- истерики, бурные выражения эмоций при изменении привычного окружения, при появлении незнакомых людей и т. д.;
- беспокойный, тревожный сон с частыми пробуждениями.
Ребята-аутисты предпочитают оставаться в одиночестве, не участвуют в коллективных занятиях, их трудно заставить что-то делать совместно с другими детьми. Они стараются уйти, спрятаться там, где их не будут трогать. Такие дети придумывают собственные игры, непонятные для сверстников, и постоянно в них играют. Со стороны окружающим людям движения ребенка-аутиста могут показаться странными, лишенными смысла.
Во многих сериалах и фильмах, которые показывают жизнь людей с РАС, герои-аутисты представлены странными, но гениальными персонажами, которые избегают общения, обижают своей прямотой окружающих, но показывают великолепные результаты в профессиональной деятельности. В жизни, к сожалению, все не так: чаще всего у детей с аутизмом из-за нарушения функций коры больших полушарий головного мозга развивается умственная отсталость. Учеба дается им с трудом, они не в состоянии понять закономерности, выучить правила, вникнуть в решение задачи. Из-за проблем с учебой обостряется желание одиночества, обособленности. Такие дети могут проявлять неумеренную агрессию, которая чаще всего проецируется на близких или самого себя. Дети с аутизмом при неудачах могут кусать, резать себя, биться о посторонние предметы.
Тем не менее ситуации, при которых аутисты обладают уникальными умственными способностями также встречаются. К сожалению, высокий интеллект не перекрывает другие проявления болезни: замкнутость, эмоциональную скудность, трудности с абстрактным мышлением, склонность к самобичеванию и т.д.
Основной кризисный пик приходится на подростковый возраст: гормональные изменения в организме обостряют нарушения аутического спектра, ребенок, понимая, что он не такой, как все, замыкается еще больше. В редких случаях происходит обратный процесс, когда половое созревание помогает аутисту стать более спокойным, уравновешенным, что положительно влияет на способность к взаимодействию с окружающими.
Признаки аутизма у детей
Аутизм у маленьких детей
Признаки аутизма у маленьких детей включают:
- отсутствие реакции на свое имя
- избегание зрительного контакта
- отсутствие улыбки, когда вы улыбаетесь им
- сильное огорчение, если им не нравится определенный вкус , запах или звук
- повторяющиеся движения, такие как взмахи руками, щелчки пальцами или раскачивание тела
- не так много говорят, как другие дети
- не так часто притворяются, как играют
- повторяют одни и те же фразы
Аутизм у детей старшего возраста
Признаки аутизма у детей старшего возраста включают:
- непонимание того, что думают или чувствуют другие например, повторять фразы и говорить «на» других
- любить строгий распорядок дня и очень расстраиваться, если он меняется
- очень сильно интересоваться определенными предметами или занятиями
- очень расстраиваются, если вы просите их что-то сделать
- им трудно заводить друзей или они предпочитают быть наедине с собой
- воспринимают вещи очень буквально – например, они могут не понимать такие фразы, как «сломать ногу»
- им трудно сказать, что они чувствуют
Аутизм у девочек и мальчиков
Иногда аутизм у девочек и мальчиков может быть разным.
Аутичные девочки могут:
- скрывать некоторые признаки аутизма, копируя поведение и игру других детей
- замыкаются в себе в трудных для себя ситуациях
- лучше справляются с социальными ситуациями
- проявляют меньше признаков повторяющегося поведения
Это означает, что у девочек труднее обнаружить аутизм.
Национальное общество аутистов располагает дополнительной информацией об аутичных женщинах и девочках.
Несрочный совет: Получите совет, если:
- вы думаете, что ваш ребенок может быть аутистом
Вы можете поговорить с:
- врачом общей практики
- патронажным работником (для детей до 5 лет)
- любым другим медицинским работником, которого посещает ваш ребенок, например, другим врачом или терапевтом школа вашего ребенка
Диагноз может помочь вашему ребенку получить любую дополнительную поддержку, в которой он может нуждаться.
Узнайте, как пройти диагностику
Последнее изменение страницы: 11 ноября 2022 г.
Срок следующего рассмотрения: 11 ноября 2025 г.
Признаки и симптомы расстройств аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, вызванное различиями в мозге. Люди с РАС часто имеют проблемы с социальным общением и взаимодействием, а также ограниченное или повторяющееся поведение или интересы. У людей с РАС также могут быть разные способы обучения, движения или концентрации внимания. Важно отметить, что у некоторых людей без РАС также могут быть некоторые из этих симптомов. Но для людей с РАС эти характеристики могут сильно усложнить жизнь.
Узнайте больше о РАС
Навыки социального общения и взаимодействия могут быть сложными для людей с РАС.
Примеры характеристик социального общения и социального взаимодействия, связанных с РАС, могут включать
- Избегает или не поддерживает зрительный контакт
- Не реагирует на имя к 9-месячному возрасту
- К 9-месячному возрасту лицо не выражает радости, грусти, гнева и удивления
- Не играет в простые интерактивные игры, такие как лепешки, к 12 месяцам 9 лет0008
- К 12-месячному возрасту мало или совсем не использует жесты (например, не машет рукой на прощание)
- Не разделяет интересов с другими к 15-месячному возрасту (например, показывает вам объект, который им нравится)
- Не хочет показывать вам что-то интересное к 18-месячному возрасту
- Не замечает, когда другие обижены или расстроены, к 24 месяцам жизни
- Не замечает других детей и не присоединяется к ним в игре к 36 месяцам
- Не притворяется кем-то другим, например учителем или супергероем, во время игры к 48 месяцам
- Не поет, не танцует и не играет для вас к 60 месяцам
Ограниченное или повторяющееся поведение или интересы
Люди с РАС имеют поведение или интересы, которые могут показаться необычными.