Начинаем прикорм: схема для детей до года

Содержание

Что важно знать о прикорме ребенка

Чтобы малыш гармонично развивался, его питание должно быть сбалансированным и правильным. Дети, которых кормят с умом, особенно в первый год жизни, более защищены от инфекций, болезней и ослабления иммунитета. Ваш ребенок растет и ему уже мало маминого молока или смеси, а значит ему пора знакомиться с новой пищей, то есть пора вводить прикорм. Мы попросили педиатра детской поликлиники Ларису Карловну Труфанову дать несколько советов мамам.

Когда начинать прикорм


Прикорм надо вводить в разном возрасте в зависимости от типа кормления:

  • детям на грудном вскармливании: с 6 месяцев
  • детям на искусственной смеси: с 4-5,5 месяцев

Что такое прикорм? Это аккуратное введение в рацион вашего ребенка продуктов, которые помогут ему развиваться. Начало прикорма – это очень ответственный период в жизни малыша и мамы.  


Несколько важных правил введения прикорма


  • Вводить новую еду можно только здоровому ребенку. Не спешите вводить прикорм при проведении прививок или когда у малыша режутся зубки
  • Даже если вы уже начали знакомить ребенка с новой пищей, ваше молоко или детская молочная смесь остаются основным питанием для ребенка. Давать прикорм нужно до кормления грудью или детской молочной смесью и, желательно, с ложечки
  • Нельзя вводить одновременно разные продукты. 


С каких продуктов начинать прикорм

Очередность введения разных продуктов прикорма (каш, пюре или соков) нужно определять вместе в вашим педиатром, исходя из потребностей малыша. Начинаем прикорм с однокомпонентных продуктов: пюре или каши. Ведь только однокомпонентный продукт позволит определить  реакцию организма малыша на тот или иной вид пищи.

Однокомпонентные продукты – это каши без молока и сахара, состоящие из одного вида зерна; овощное или фруктовое пюре и соки одного вида фрукта или овоща. Лучше предлагать малышу новый продукт утром, чтобы в течении дня отследить реакцию на него. 

Важно! При возникновении аллергии или желудочно-кишечного расстройства можно будет записать в «пищевом дневнике» на какой именно продукт реагирует организм малыша (так можно вовремя выявить аллерген и исключить его из рациона ребенка). 

Если вы начали первый прикорм с каш, лучше употреблять каши без глютена.
Глютен – это белок растительного происхождения, он усваивается детским организмом частично (может вызвать глютеновую энтропатию (нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами).
Безглютеновые каши – это рисовая, кукурузная, гречневая. 

Идеально подходят для начала прикорма однокомпонентные фруктовые пюре (яблоко, груша, чернослив), овощные пюре (кабачок, цветная капуста, капуста-брокколи). 


Если ребенок отказывается есть

Если ваш малыш отказывается есть, например, брокколи, не следует расстраиваться.

Если ребенок поначалу отказывается от нового продукта, это еще не значит, что он его не любит, возможно, он просто еще не готов к новому вкусу. Попробуйте отложить этот продукт и попытаться предложить его малышу через несколько дней.

Физиологи-диетологи считают, что ребенку нужно предлагать новый продукт до 15 раз, чтобы он привык к нему. Не делайте выводов о детском питании на основе ваших взрослых вкусов. Не добавляйте соль и сахар в детское питание. 

Если у малыша все-таки сложилось отрицательное отношение к какому-либо продукту, следует уважать его выбор и найти ему подходящую замену. Например, морковь можно заменять тыквой (оба овоща являются источниками витамина А), а брокколи – цветной капустой. 

Как вводить прикорм

Вводить однокомпонентный продукт нужно начиная с половины чайной ложки и давать в течении 5-7 дней, постепенно увеличивая объем (соки дают с капель).


Детское питание: на что обратить внимание

При покупке детского питания промышленного производства очень важно не забывать обращать внимание на срок годности, который должен быть указан на упаковке.

Перед использованием нового продукта прикорма обязательно прочитайте инструкцию по приготовлению, указанную на упаковке продукта.

При открывании баночек и бутылочек должен присутствовать характерный хлопок, который говорит о герметичности детского питания. Если же этого не произошло, то давать это питание не следует. Никогда не разогревайте питание повторно.  Желательно использовать специальную силиконовую ложечку.  

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Скачать схему

Наименование продуктов и блюд

Возраст, месяцы

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

9-12

Грудное молоко или адаптированная молочная смесь, мл

700-800

800-900

800-900

800-900

700

400

300-400

350

200

200

Фруктовый сок, мл

 

 

 

По показаниям

5-30

50

70

80

90-100

Фруктовое пюре, г

 

 

 

По показаниям

5-30

40-50

60-70

80

90-100

Творог, г

 

 

 

 

 

40

40

40

40

50

Желток, шт

 

 

 

 

 

 

0,25

0,5

0,5

0,5

Овощное пюре, г

 

 

 

 

По показаниям

10-150

150

170

180

200

Каша безглютеновая, г

 

 

 

 

По показаниям

50-150

150

170

180

200

Каша глютен-содержащая, г

 

 

 

 

 

 

 

170

180

200

Мясное пюре, г

 

 

 

 

 

 

5-30

50

50

60-70

Адаптированные кисломолочные продукты, мл

 

 

 

 

 

 

200

200

200

200

Хлеб, г

 

 

 

 

 

 

 

5

5

10

Сухари, печенье, г

 

 

 

 

 

3-5

5

5

10

10-15

Растительное масло, г

 

 

 

 

 

3

3

5

5

6

Сливочное масло, г

 

 

 

 

 

4

4

5

5

6

Как ввести прикорм малышу?

Введение прикорма — важная и неотъемлемая часть процесса питания ребенка. У новоиспеченных родителей неизбежно возникает множество вопросов о прикорме: когда вводить, что вводить, как вводить и т. д. В статье мы попробуем ответить на самые частые вопросы, касающиеся данной темы. Также можно обратиться к педиатру, чтоб он помог вам разобраться в тонкостях введения прикорма.

С какого возраста начинать вводить прикорм?

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует вводить прикорм детям в возрасте 6 месяцев.

Можно ли начинать прикорм раньше 6 месяцев?

Так как все дети развиваются с разной скоростью, есть дети, готовые к введению прикорма и в более раннем возрасте. При наличии признаков готовности к введению прикорма, его можно вводить детям старше 4 месяцев. Ребенок готов к прикорму, если:

  • проявляет пищевой интерес (с интересом смотрит на родителей, когда они едят, тянет руки к еде и столовым приборам)
  • уверенно держит голову, сидит с поддержкой
  • открывает рот, когда ему подносят ложку с пищей, не выталкивает пищу языком

А если ребенок на искусственном вскармливании?

Рекомендуемое время введения прикорма одинаково для детей, как на грудном, так и на искусственном вскармливании.

Нужно ли продолжать кормить грудью после введения прикорма?

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует продолжать грудное вскармливание до наступления 2 лет и более. Американская академия педиатрии — до 1 года и более.

Как начать прикорм?

Начните с половины чайной ложки или даже меньше. При этом разговаривайте с ребенком во время кормления («попробуй, посмотри, как это вкусно» и т. п.). Вначале ребенок не понимает, что ему нужно делать. Он может сморщиться или вовсе отказаться участвовать в этом процессе. В таком случае можно предложить ребенку грудь или молочную смесь, после чего снова попробовать дать половину ложки прикорма, затем опять грудь или смесь. При первом прикорме наибольшая часть пищи, скорее всего, окажется на лице и ручках малыша. Нужно быть к этому готовым и не нервничать, если подобное произойдет.

Отметим, при введении прикорма не рекомендуется заставлять ребенка кушать, если он отворачивается от еды или плачет. Процесс введения прикорма — постепенный, и если сегодня не получилось, может получиться завтра.

Как лучше всего принимать пищу?

Дети намного лучше кушают вместе со всей семьей, чем когда их кормят отдельно. Регулярный совместный семейный прием пищи положительно влияет на развитие детей. Предлагайте ребенку разнообразную здоровую пищу. Что касается объема пищи — позвольте малышу самостоятельно решать, сколько еды он будет съедать за один раз.

В каком виде давать прикорм?

Детям младше 8 месяцев прикорм обычно дается в виде пюре. С 8 до 10 месяцев достаточно размять пищу вилкой. А детям старше 10 месяцев можно нарезать пищу тонкими полосками.

Какой вид прикорма лучше выбрать для первого раза?

На самом деле, не имеет никакого значения, с чего именно будет начат прикорм. Традиционно сначала вводится каша, затем овощи, фрукты и в последнюю очередь мясо. На практике можно следовать этой схеме, а можно выбрать любую другую последовательность.

Если начать прикорм с фруктов, вдруг ребенок потом не будет есть овощи?

Зачастую педиатры рекомендуют вводить овощи до введения фруктов, так как после того, как ребенок попробует фрукты, не захочет есть овощи. На самом деле, такие предположения ничем не обоснованы. Практические все дети любят сладкое, и порядок введения прикорма не сможет этого изменить.

Разве можно начинать прикорм с мяса?

Да, можно. Особенно мясо полезно детям, питающимся исключительно грудным молоком. Мясо содержит большое количество важных для ребенка элементов — железо и цинк.

С какой каши лучше начать?

Практически с любой — гречневой, рисовой, кукурузной, овсяной и т. д. Лучше остановить выбор на кашах, обогащенных железом.

Можно ли давать манную кашу?

В манной каше содержится огромное количество углеводов при малом содержании клетчатки и витаминов. Давать ее можно, но никакой необходимости в её употреблении нет.

Когда можно вводить следующий вид прикорма?

Постепенно увеличивайте объем прикорма и при хорошей его переносимости, начинайте вводить следующий вид прикорма через 3-4 дня. Новый прикорм можно давать вместе с уже введенным. Вводите по одному прикорму за раз.

Когда вводить рыбу, яйца, орехи, ягоды, цитрусовые и бобовые?

Эти виды пищи несколько чаще (в сравнении с другими) вызывают аллергические реакции у детей. Однако нет никакой необходимости откладывать введение этих продуктов на поздние сроки. Результаты исследований показывают, что раннее введение этих продуктов может снизить риск развития аллергии у детей.

Как понять, что у ребенка возникла пищевая аллергия?

Пищевую аллергию можно заподозрить по следующим симптомам: рвота, понос, появление крови в кале, сыпь после введения прикорма. При возникновении данных симптомов необходимо показать ребенка врачу.

В каком виде давать орехи?

Орехи можно давать в виде порошка или пасты. Можно добавлять их, например, в кашу.

Не слишком ли много всего для прикорма?

Примерно спустя пару месяцев после начала введения прикорма желательно, чтобы рацион ребенка включал пищу с разнообразными вкусами, запахами и текстурами: каши, овощи, фрукты, мясо, яйца, рыбу, творог и т. д.

Можно ли детям мёд?

Детям до года давать мёд не рекомендуется, так как он может содержать споры опасных для младенцев бактерий, которые способны вызвать заболевание ботулизм.

Какие произойдут изменения после введения прикорма?

После введения прикорма стул ребенка обычно становится более плотным, может изменить свой цвет и приобрести более выраженный запах. Зеленые овощи и горох могут окрашивать стул в зеленоватый цвет, а свекла — в красный. Если в стуле появятся кусочки непереваренной пищи — это нормально и не является поводом для беспокойства.

Нужно ли давать детям сок?

В первый год жизни употребление сока не рекомендуется. Детям старшего возраста можно давать 100% сок в объеме не более 120 мл в день. Однако никакой необходимости в этом нет.

Как начать прикорм

4–6 месяцев

Статья

Введение прикорма — волнующее время. Вот наши главные советы от наших экспертов о том, как и когда начинать кормить ребенка.

3 мин. читать 23 мая 2022 г.

  1. Ваш лечащий врач может посоветовать, когда вашему малышу пора переходить на твердую пищу. это в около шести месяцев , когда ваш ребенок будет готов к развитию. Не следует начинать прикорм до 4-месячного возраста. У вашего ребенка должна быть хорошая координация рук, глаз и рта. Убедитесь, что ваш ребенок может оставаться в сидячем положении и устойчиво держать голову.
  2. Существует много способов введения твердой пищи — пюре, пища, которую можно есть руками (также известная как прикорм для младенцев ) или их комбинация . Для получения дополнительной информации ознакомьтесь со статьей 9 .0019 .
  3. Убедитесь, что ваш ребенок не устал — ему может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к еде с ложки, поэтому терпение — это ключ к успеху.
  4. Ваш ребенок стал более голодным и бодрым первым делом с утра , поэтому самое время попробовать новые продукты. Это также дает вам время следить за любой непереносимостью в течение дня.
  5. Посадите ребенка прямо на стульчик для кормления, чтобы ничто не отвлекало его от телевизора, мобильных телефонов или планшетов.
  6. Сначала дайте им немного их обычного грудного молока или детской смеси , чтобы расслабить их и утолить голод.
  7. Первые продукты должны включать богатые железом продукты правильной текстуры. Это могут быть обогащенные железом детские каши, пюре из вареных яиц, мясной фарш или приготовленное пюре из тофу.
  8. Приблизительно рекомендуется давать ребенку 1–2 чайные ложки (т. е. 1–2 глотка) пищи после того, как ребенок поест молоко. Можно , потом увеличить до 2-3 столовых ложек .
  9. Кормите ребенка твердой пищей один раз в день сначала, затем постепенно увеличивайте количество и разнообразие пищи, реагируя на сигналы ребенка . Медленно увеличивайте до 3 раз в день ближе к 12 месяцам.
  10. Рацион прикорма ребенка должен включать комбинацию основных продуктов группы — фрукты, овощи, зерновые и крахмалистые продукты, молочные продукты, мясо, рыбу и белковые продукты. Их можно есть в любом порядке! Пробуйте отдельные продукты и различные комбинации продуктов, чтобы ребенок познакомился с новыми вкусами и текстурами. Предлагая разнообразные продукты из разных пищевых групп, вы также обеспечите своего ребенка необходимыми питательными веществами для роста и развития, такими как железо, кальций, витамин С, витамин А, витамин D и омега-3 жирные кислоты.
  11. Помните, вашему ребенку может потребоваться до 10-12 попыток, чтобы принять новый вкус , так что не сдавайтесь!
  12. Держите график кормления на холодильнике, чтобы отслеживать, что и как часто пробовал ваш ребенок. Вы можете использовать наш Taste Tracker , чтобы вести учет симпатий и антипатий ваших детей.
  13. Хвалите своего ребенка , когда он пробует что-то новое.
  14. Если вы рассматриваете какие-либо специальные или ограничительные диеты для вашего ребенка (например, вегетарианские), вам следует сначала поговорить со своим лечащим врачом или диетологом.
  15. Беспокоитесь об аллергии? Руководство в эти дни состоит в том, что потенциально аллергенных продуктов не нужно откладывать. Если у вас есть история аллергии в вашей семье, сначала поговорите со своим лечащим врачом.
  16. Продукты, которых следует избегать? Некоторые продукты, такие как целые орехи, личи и виноград, являются естественной опасностью удушья, убедитесь, что они нарезаны или протерты. Паштет, сырые моллюски и сыры с голубой плесенью или непастеризованные сыры несут небольшой риск пищевого отравления, поэтому не подходят для детей младше двух лет. Полный список продуктов, которые следует отложить, см. на странице 9.0018 прочитать эту статью .
  17. Будьте хорошим примером для подражания. Младенцы любопытны, поэтому, если вы наслаждаетесь едой на своей тарелке, они, скорее всего, захотят ее съесть.

Планируете предлагать закуски? Следуйте нашему контрольному списку по отлучению ребенка от груди .

Обеспечение лучшего прикорма | USAID Advancing Nutrition

Фото предоставлено Джоном Хили/The Manoff Group

Ключевые концепции качественного социального и поведенческого изменения

Являетесь ли вы специалистом по планированию программ или практикующим специалистом, работающим над улучшением прикорма детей раннего возраста или других пищевых привычек?

Используйте эту веб-страницу для изучения ключевых концепций программ, ориентированных на поведение, для улучшения результатов в области питания, используя прикорм в качестве примера из практики. На этой странице также представлены шесть модулей из связанного с ними руководства «Обеспечение лучшего прикорма: руководство и рабочая тетрадь». В каждом модуле подробно описывается пошаговый процесс изменения социальных отношений и поведения (SBC), который включает примеры программ и основные соображения.

Вы уже просмотрели эту страницу руководства? Готовы ли вы углубиться в специфику программирования?

Если да, перейдите непосредственно на страницу модуля. Если нет, продолжайте прокручивать, чтобы прочитать руководство!

Прикорм имеет большое значение!

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для роста и здорового физического и умственного развития. От рождения до 6 месяцев исключительно грудное вскармливание обеспечивает детям идеальное питание.

В возрасте 6 месяцев дети могут жевать, глотать и переваривать пищу, кроме грудного молока, а это означает, что они могут начать есть прикорм, чтобы удовлетворить свои потребности в энергии и питательных веществах.

Зачем, что, сколько, как часто и с какой помощью ребенок должен есть прикорм, который должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать его или ее меняющимся потребностям. И период прикорма является важным моментом для установления положительной практики кормления в первые годы жизни.

Критическое время для роста и развития

Высокая потребность в питательных веществах

Потребность детей в питательных веществах на килограмм массы тела на выше, чем у детей любой другой возрастной группы из-за быстрого роста, развития и повышенной активности.

Ограниченное потребление за одно кормление

Несмотря на эти высокие потребности в питательных веществах, дети могут проглотить только небольших количеств пищи за один раз из-за размера желудка.

Быстрое изменение

Частота, количество и консистенция пищи, в которой нуждаются дети , меняется в течение периода .

Изображение

Фото: Кейт Холт/MCSP

Зачем использовать SBC для улучшения прикорма?

Поведение — основа любой программы питания. Социально-поведенческий подход (SBC) имеет жизненно важное значение для улучшения прикорма, поскольку он ставит людей и их поведение в центр решения проблем.

Поведение — это то, что мы делаем. Будь то лица, осуществляющие уход, члены семьи, общественные или религиозные лидеры, фермеры, работники здравоохранения, рыночные торговцы или лица, определяющие политику, — все мы придерживаемся разных моделей поведения, которые могут влиять на введение прикорма.

Зачем использовать SBC для улучшения прикорма?

Поведение — основа любой программы питания. Социально-поведенческий подход (SBC) имеет жизненно важное значение для улучшения прикорма, поскольку он ставит людей и их поведение в центр решения проблем.

Поведение — это то, что мы делаем. Будь то лица, осуществляющие уход, члены семьи, общественные или религиозные лидеры, фермеры, работники здравоохранения, рыночные торговцы или лица, определяющие политику, — все мы придерживаемся разных моделей поведения, которые могут влиять на введение прикорма.

Фото: Кейт Холт/MCSP

Обеспечение оптимального режима питания, включая прикорм, начинается с качественного SBC во время разработки ; выполнение; и мониторинг, оценка и обучение (MEL) .

Дизайн

Реализация

Мониторинг, оценка и обучение (MEL)

SBC — это систематический, основанный на фактических данных подход к улучшению и поддержанию изменений в поведении, нормах и благоприятной среде. Деятельность SBC направлена ​​на то, чтобы повлиять на ключевые модели поведения и социальные нормы, обращаясь к их индивидуальным, социальным и структурным детерминантам (факторам). Роль человеческого поведения имеет основополагающее значение для успеха всех программ развития, поэтому SBC играет центральную роль в достижении многих результатов программы USAID.

Изображение

Фото предоставлено USAID

Качество SBC охватывает несколько секторов — от здравоохранения до продовольственных систем и развития детей младшего возраста — и затрагивает поведение людей в этих секторах.

Качество SBC охватывает несколько секторов — от здравоохранения до продовольственных систем и развития детей в раннем возрасте — и затрагивает поведение людей в этих секторах.

Фото: USAID

Качественные подходы SBC могут поддерживать адекватные продукты питания, услуги и практика для прикорма

Хотя роль SBC в адекватной практике кормления хорошо известна, качественные процессы SBC не менее важны для обеспечения адекватного питания и услуг для прикорма. SBC может поддерживать прикорм посредством—

  • содействия внедрению методов кормления
  • подходы к информированию, чтобы сделать безопасные, недорогие и разнообразные продукты доступными и доступными
  • улучшение предоставления услуг для закрепления знаний и навыков в области прикорма, поддержки продовольственной безопасности домохозяйств и обеспечения санитарных условий для кормления.

Например, когда адекватное питание требует изменения доступности, объектив SBC и подход могут помочь программистам и политикам определить альтернативные продукты питания, упаковку или размеры или найти поддержку для снижения цен.

Прикорм Комплексный

В 2021, В журнале Lancet стратегии прикорма для улучшения рациона питания определены как крупный глобальный пробел и рекомендованы мероприятия на национальном и субнациональном уровнях. Но прикорм — это комплекс! Поведение прикорма меняется с возрастом ребенка и зависит от множества факторов в домохозяйствах, сообществах и системах.

Рекомендуемые во всем мире режимы прикорма

Рабочая группа SBC Агентства международного развития США рекомендует шесть видов прикорма , которые, как было показано, снижают недоедание, особенно отставание в росте и истощение, у детей младшего возраста в возрасте 6–23 месяцев .

Обзор модуля

Эффективные программы начинаются с определения нескольких конкретных моделей поведения, которые с наибольшей вероятностью помогут достичь общих целей. Программы, которые пытаются изменить слишком много моделей поведения одновременно, с меньшей вероятностью приведут к устойчивым изменениям, чем те, которые сосредоточены на меньшем количестве моделей поведения (Packard 2018).

Этот модуль поможет вам:

  • Определить конкретное поведение.
  • Приоритет поведения.

Затем используйте приоритетные модели поведения, чтобы сфокусировать любое формирующее исследование.

Перейти к Модулю 1

В отличие от услуг здравоохранения и питания, которые включают простую рекомендуемую практику, такую ​​как мытье рук, идеального способа накормить ребенка не существует. Есть много возможных способов достижения положительных результатов, основанных на взаимодействии между людьми, семьей и пищевой средой. Формирующее исследование может выявить местные решения .

Этот модуль поможет вам:

  • Найдите существующие исследования поведения, которое вы определили в качестве приоритета в Модуле 1.
  • Проведите дополнительное исследование, если вы не знаете, какие факторы препятствуют или поддерживают конкретное поведение для каждой интересующей группы.
  • Определите конкретные модели поведения, которые лица, осуществляющие уход, хотят и могут провозглашать, и оцените, как они могут выполнять эти модели поведения в контексте их семейных и общественных систем.

Перейти к модулю 2

Стратегия SBC служит дорожной картой для определения поведения, которое проект стремится изменить, почему это поведение является приоритетным, как проект учитывает влияющие факторы и ожидаемые результаты. Он рисует преднамеренных путей между приоритетным поведением и стратегическими действиями. Этот подход помогает устранить факторы, которые предотвращают или поддерживают поведение в конкретном контексте.

Этот модуль поможет вам:

  • Используйте профиль поведения для анализа каждого приоритетного поведения.
  • Соберите и обобщите оценку каждого приоритетного поведения для включения в стратегию SBC.
  • Сотрудничайте и координируйте свои действия с заинтересованными сторонами для пересмотра и уточнения стратегии SBC.

Перейти к модулю 3

Чтобы претворить стратегию SBC в жизнь, подготовьте план реализации , который следует теории изменений проекта или структуре результатов. Если план мероприятий по прикорму является частью более широкого многосекторального плана реализации проекта, интегрируйте мероприятия по прикорму с другими запланированными мероприятиями.

Этот модуль поможет вам:

  • Разбейте каждое действие на реалистичные этапы, которые тщательно упорядочивают необходимые входные данные, прежде чем продвигать поведение.
  • Убедитесь, что действия достаточно специфичны, чтобы охватить каждый тип группы участников или аудитории.
  • Разработайте планы действий, такие как план коммуникации, с подробным описанием основных элементов.
  • Разработайте план MEL, в котором перечислены результаты, итоги и воздействие, а также руководство по мониторингу.

Перейти к Модулю 4

Реализовать план, разработанный вами в Модуле 4. Четкое внимание к качеству важно для успешного внедрения SBC, улучшающего прикорм.

Этот модуль поможет вам:

  • Объединить экспертов отрасли для первоначального обучения и периодических размышлений.
  • Укрепление кадрового потенциала за счет постоянного повышения качества, переподготовки и обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *