Школа здоровья бронхиальной астмы – Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Содержание

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Особенности астма-школы

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.


Задачи школы здоровья астмы

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.

  • Ознакомление с первыми предвестниками астматического удушья.
  • Обучение различным способам быстрого прекращения приступа.
  • Профилактика наступления удушья.
  • Предоставление знаний о первой самопомощи медицинского характера.
  • Информирование о новых методах лечения заболевания.
  • Разъяснение принципов работы специальных приборов, использующихся при астме (ингалятор, спейсер, пикфлоуметр).
  • Предоставление знаний о способах самостоятельного контролирования протекания болезни.
  • Обучение коррекции факторов риска.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Организационные моменты в работе астма-школы

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:


  • В помещении для занятий желательно должны быть парты (столы), чтобы пациенты могли конспектировать материал.
  • Объем подаваемого материала должен быть оптимально подобран по времени и сложности. Так как одни темы участники проходят быстро, а другие, наоборот, вызывают множество вопросов.
  • План занятия следует оглашать в начале занятия.
  • Для доступности, эффективности подачи информации и более высокой ее запоминаемости, нужно применять видеоролики, изображения, графики, плакаты, буклеты, фильмы, препараты и приборы.
  • Придерживаться правил индивидуального подхода к каждому пациенту.

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Программа занятий

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.


Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+


elaxsir.ru

Школа здоровья бронхиальной астмы

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Школа здоровья бронхиальной астмы

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Краткое содержание статьи

Для чего организовываются школы здоровья бронхиальной астмы

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Учеба в школах здоровья

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Школа здоровья бронхиальной астмы

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Какие цели ставят перед собой врачи в школах здоровья

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Характерные особенности обучения

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Школа здоровья бронхиальной астмы

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Другие организационные нюансы учебы

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Название занятияТемы для изучения
Знакомство с Бронхиальной астмойЧто такое БА.
Причины появления болезни.
Факторы риска возникновения БА.
Удушье. Что нужно знать об этомПричины развития приступа.
Алгоритм действий во время удушья.
Как предупредить приступ?
Ингаляционное лечениеКак пользоваться ингалятором, небулайзером, спейсером?
Лекарства для ингаляций.
Немедикаментозная терапия БАСпелеотерапия и галотерапия.
Дыхательная гимнастика.
Виды и техники массажа.
Лечебная физкультура.
Закаливание.
ПикфлоуметрияПикфлоуметрия — как метод самоконтроля течения болезни.
Как пользоваться пикфлоуметром?
Ведение графика пикфлоуметрии.
Оценка результатов.

ВАЖНО! Ведущим занятия врачам и другим специалистам желательно не оперировать специфическими медицинскими терминами, которые могут быть недоступны пониманию всех пациентов.

Примерный план учебы в школе

Врачи и другой медицинский персонал, имеющие не только необходимый уровень знаний, но и педагогические навыки, составляют план занятий на весь курс обучения. В некоторых центрах программные курсы немного разнятся, но в целом, учебные планы практически одинаковы. Ниже приведен примерный план учебы в школе бронхиальной астмы.

Один или несколько уроков должны быть посвящены таким важным психологическим темам, как:

  • как уменьшить тревогу и негативные эмоции на фоне заболевания;
  • эмоциональная и другая поддержка пациентов и членов их семей;
  • принятие того факта, что бронхиальная астма — это такая болезнь, которая навсегда останется с человеком, поэтому следует как можно быстрее научиться с ней существовать;
  • роль личной ответственности за проявление приступов и осложнений.

Полученный ранее опыт работы школ здоровья показывают, что взрослым пациентам лучше повторно проходить курс учебы через каждые 2-2,5 года, а дети и школьники должны обучаться через 8-12 месяцев.

Школы здоровья для больных бронхиальной астмой помимо полезных знаний и обучения навыкам борьбы с приступами дают надежду, что заболевший человек никогда не останется один на один со своими проблемами. Рядом с ним всегда будут находиться такие же «друзья по несчастью», им желают помочь медики и фармацевты, которые объединили свои силы с одной целью — избавить больных от тяжелой симптоматики болезни и улучшить качество их жизни.

bronhial.ru

✅ Школа здоровья при бронхиальной астме, план занятий

Школа здоровья бронхиальной астмы

На приеме у врачей в поликлинических отделениях либо в больницах, где проводится стационарное лечение пациентов с бронхиальной астмой, бывает трудно получить все необходимые сведения о болезни. Именно поэтому все большее признание и даже популярность завоевывают школы здоровья для больных с бронхиальной астмой.

Подобные школы помогают разобраться, как полноценно жить и работать с диагностированным заболеванием, как строить распорядок дня и режим питания астматиков, кроме того, предоставляют общую и детальную информацию о сути патологии, ее потенциальных осложнениях и возможных последствиях. В абсолютном большинстве случаев пациенты получают ответы на все интересующие их вопросы, а завершив обучение, начинают смотреть на свое заболевание совершенно другими глазами.

Краткое содержание статьи

Для чего организовываются школы здоровья бронхиальной астмы

Бронхиальная астма является очень распространенной и достаточно серьезной патологией. Болезнь может поразить человека в любом возрасте. Большая часть пациентов имеет генетическую предрасположенность к болезни. Трудность течения заболевания, повторяемость симптоматики, которая часто угрожает здоровью и жизни больных, нередко создают предпосылки не только для физических, но и для психологических и эмоциональных проблем, отнимающих силы как самих пациентов, так и их родственников.

Как известно, эффективность терапии болезни напрямую связана с неукоснительным выполнением всех назначений и рекомендаций врача. Плохая информированность об основах оказания помощи и самопомощи, незнание правил специального режима жизни астматиков часто приводят к непредсказуемым ситуациям. Поэтому учеба в подобных центрах является необходимой составляющей общей программы лечения больных.

Учеба в школах здоровья

Бронхиальная астма — это болезнь, которая длится не один год. На протяжении всей жизни астматики чаще или реже, но регулярно сталкиваются с периодами ремиссий и обострений. Общая задача школы здоровья — обучить группу больных контролировать свое самочувствие и научить их не допускать частых рецидивов.

Одной из самых прогрессивных форм учебы являются групповые занятия. Все уроки в школах проводят семейные доктора, терапевты, пульмонологи, аллергологи, психологи, а также квалифицированные и опытные медсестры. Центры бронхиального здоровья удобны тем, что они организовываются на базе поликлинических отделений для амбулаторных пациентов, а также в больницах, если пациенты находятся на стационарном лечении. Врачи выбирают группу больных, которые по их мнению наиболее нуждаются в прохождении обучающего курса. Также в списки врачи включают всех желающих пройти обучение и даже членов их семей.

ВАЖНО! Посещение занятий в школе здоровья для пациентов должно носить только добровольный характер.

Обычно группы подбираются так, что в них проходят учебу больные разного пола и возраста, а также с различным стажем болезни. Такой вариант подбора считается наиболее эффективным.

Отдельными группами набираются родители маленьких пациентов. На занятия взрослые приходят вместе с детьми. Детские школы организовываются на базе детских поликлиник. На занятиях врачи обучают детей и их родителей навыкам пользования специальными приборами, например, ингаляторами, небулайзерами и прочими. Уроки для детей проходят в форме игры, которая понятна и доступна для маленьких пациентов.

Какие цели ставят перед собой врачи в школах здоровья

Важная и главная цель обучения — чтобы группа пациентов с астмой узнали о болезни как можно больше, научились с ней полноценно жить и справляться с приступами без помощи медиков.

Самые важнейшие задачи школ здоровья:

  • профилактика и предупреждение прогрессирования бронхиальной астмы и приступов болезни;
  • умение больных определять степень тяжести заболевания;
  • получение информации о первых симптомах астматического удушья;
  • научить пациентов всем доступным способам быстрого купирования приступа;
  • информирование пациентов о новых методах лечения бронхиальных проблем и новых эффективных медикаментах. Обсуждение с пациентами эффективной медикаментозной и немедикаментозной терапии и возможных побочных эффектах лечения;
  • информирование о факторах риска осложнений, прежде всего отказа от пагубных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем.

Кроме того, одна из важнейших задач занятий в подобных центрах — это формирование стойких доверительных и ответственных отношений между пациентом и лечащим врачом. Следует понимать, что они оба несут одинаковую ответственность за решение проблем, возникающих во время бронхиальной астмы. Ведь часто ситуация складывается таким образом, что астматик и его близкие люди в минуты обострения болезни сами должны действовать своевременно и грамотно, прежде чем им сможет помочь медицинский работник.

ВАЖНО! Определенную положительную роль в школах здоровья играет организация ролевых игр — они помогают отработать стратегию поведения во время неожиданного приступа.

Характерные особенности обучения

Любой процесс образования требует правильной организации. Для этого важно выбрать теплое помещение с хорошим освещением. В обучающей комнате требуется разместить удобные столы и стулья, а также предусмотреть возможность подключения некоторого офисного оборудования — компьютера, принтера, ксерокса для размножения учебного материала на бумаге.

Обычно группа состоит из 8-10 человек. Большее количество больных считается неэффективным и может негативно отразиться на качестве образования — специалист может не успеть охватить вниманием каждого пациента, а также не услышать все вопросы и ответить на них. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные места для группы родных людей больного. Они тоже должны быть знакомы со всеми характеристиками болезни и умели помочь поддерживать соответствующий образ жизни своих больных родственников.

Как показывает практика занятий в бронхиальной школе здоровья, курс обучения должен быть от 7 до 10 занятий. Оптимальное время каждого занятия — не более чем 1,5 часа с 2 перерывами. Данного времени хватает, чтобы пояснить весь материал и дать необходимый объем полезных сведений для больных.

Другие организационные нюансы учебы

Школы здоровья, которые стабильно работают уже несколько лет, строят свою работу так, чтобы за год успеть организовать около 10 циклов обучения. Уроки здоровья строятся в виде бесед, а также должны состоять из лекционного и практического времени. План каждого урока оглашается заранее, но при желании обучающихся пациентов может немного корректироваться.

Учебно-методическое пособие организация работы школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Министерство здравоохранения Мурманской области
Государственное областное образовательное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мурманский областной центр повышения

квалификации специалистов здравоохранения»
Учебно-методическое пособие

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Преподаватель: Хохлова Г.Н.

Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

В учебно-методическом пособии представлены цели и задачи Школы, учебно-тематический план, содержание занятий, даются рекомендации пациентам, предлагаются задания для контроля знаний слушателей школы.
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Основная часть:

2.1. Цели и задачи Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

2.2. Учебно-тематический план.

2.3. Содержание учебного материала.

  1. Список литературы.
  2. Приложения:

4.1. Строение дыхательной системы.

4.2. Изменения бронхов при бронхиальной астме.

4.3. Виды пикфлоуметров.

4.4. Дыхательные упражнения по Стрельниковой.

4.5. Виды упражнений дыхательной гимнастики по Бутейко.

4.6. Памятка для пациента, страдающего бронхиальной астмой.

4.7. Раздаточный материал.

Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем.

Бронхиальная астма – это серьезная проблема современной медицины. Люди всех возрастов во всем мире подвержены этому хроническому заболеванию дыхательных путей, которое может быть тяжелым и подчас даже смертельным.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Целью Школ является повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами рекомендаций, формирование партнерских отношений с медицинскими работниками в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении Школ здоровья у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению.

Медицинским сестрам отводится большая роль в обучении пациентов в вопросах самоконтроля своего состояния, профилактики данного заболевания и в организации правильного ухода за пациентами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Основной целью Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль над течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают необходимую информацию о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

Слушатели Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.
Для чего нужна школа

  • Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
  • Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
  • Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы и предотвращать его.
  • Научить пациента приемам самопомощи при развившемся приступе астмы.
  • Объяснить назначение ингаляторов и правила их использования.
  • Помочь пациенту точно выполнять рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.

Что должен знать пациент школы:

  • бронхиальная астма, причины развития, клинические проявления;
  • методы исследования;
  • факторы риска и методы профилактики;
  • методы самоконтроля;
  • принципы лечения.

Что должен уметь слушатель школы:

  • проводить ингаляционное введение лекарственных средств с помощью индивидуального баллончика-ингалятора, небулайзера;
  • оказывать первую помощь при ухудшении состояния;
  • проводить пикфлоуметрию;
  • оценивать состояние по системе «цветных зон».

Посещение занятий добровольное, группы смешанные, разные по возрасту и длительности заболевания. Для успешных занятий количество слушателей в группе не должно превышать 8-10 человек. Контроль над посещаемостью занятий осуществляется преподавателем.
Организация учебных занятий.

Программа обучения состоит из 5 обязательных занятий. Занятия проводятся – 2-3 раза в неделю в будние дни, в вечернее время. Продолжительность занятия 90 минут. Учебные занятия проводятся в виде лекционных и практических занятий. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Практические занятия проводится после теоретических, главным содержанием которых является практическая работа каждого слушателя (решение проблемных ситуаций, отработка практических навыков).
Контроль.

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и слушателей, в ходе которых выявляются усвоение материала и овладение требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний слушателей. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и слушателем, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения материала. Он позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученности слушателей.
Условия обучения.

Занятия должны проходить в учебном кабинете с использованием учебно-методической документации, комплектом изделий медицинского назначения и муляжей; наглядных пособий; мультимедийного проектора; компьютера и т.д.

Школа здоровья при бронхиальной астме, план занятий

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Особенности астма-школы

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Задачи школы здоровья астмы

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.
  • Ознакомление с первыми предвестниками астматического удушья.
  • Обучение различным способам быстрого прекращения приступа.
  • Профилактика наступления удушья.
  • Предоставление знаний о первой самопомощи медицинского характера.
  • Информирование о новых методах лечения заболевания.
  • Разъяснение принципов работы специальных приборов, использующихся при астме (ингалятор, спейсер, пикфлоуметр).
  • Предоставление знаний о способах самостоятельного контролирования протекания болезни.
  • Обучение коррекции факторов риска.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Организационные моменты в работе астма-школы

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

  • В помещении для занятий желательно должны быть парты (столы), чтобы пациенты могли конспектировать материал.
  • Объем подаваемого материала должен быть оптимально подобран по времени и сложности. Так как одни темы участники проходят быстро, а другие, наоборот, вызывают множество вопросов.
  • План занятия следует оглашать в начале занятия.
  • Для доступности, эффективности подачи информации и более высокой ее запоминаемости, нужно применять видеоролики, изображения, графики, плакаты, буклеты, фильмы, препараты и приборы.
  • Придерживаться правил индивидуального подхода к каждому пациенту.

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Программа занятий

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

Источники:

http://bronhial.ru/vse-pro-astmu/shkola-zdorovya-bronxialnoj-astmy.html
http://rykovodstvo.ru/exspl/54720/index.html
http://elaxsir.ru/zabolevaniya/astma/shkola-zdorovya-astma.html

vrach-med.ru

Школа здоровья по бронхиальной астме

На консультациях у врача, да и в стационаре, где лежат больные с астмой, сложно получить всю информацию о бронхиальной астме. О центрах, в которых пациенты, больные астмой, могут узнать ответы на все свои вопросы и взглянуть на болезнь изнутри, понять, как жить дальше, как организовать свой быт стали говорить еще в прошлом веке. В наше время такие центры появились и стали называться «школами бронхиальной астмы» или «школами здоровья по бронхиальной астме»

В 80-х годах были учреждены программы обучения по бронхиальной астме в скандинавских странах и в США. На основании этого опыта, а, в первую очередь, на основании передачи знаний относительно ориентированных программ в конце 80-х годов была учреждена программа обучения по астме в Германии. Сначала некоторые центры разработали программы, а затем произошло быстрое распространение и координация этих проектов. Первично эти программы были направлены на то, чтобы улучшить «соблюдение режима терапии» пациентами и их семьями. Только что упомянутый классический термин «соблюдение режима терапии» определял то, в какой степени поведение пациента соответствует рекомендациям и советам врача. Это, в свою очередь, породило термин «несоблюдение режима терапии», указывающий на отрицательный признак личности пациента («трудный пациент»). Следовательно, это считалось бы препятствием для реализации врачами целесообразной и направленной терапии. Данный классический термин «соблюдение режима терапии» считается на сегодняшний день устаревшим: вместо него используют термин «обеспечение реальных возможностей и условий». Этот термин включает в себя партнерские и подразумевающие сотрудничество отношения между врачом и пациентом, при которых оба партнера несут равную ответственность за то, чтобы пациент и его родные справлялись с задачами, возникающими в связи с хроническим заболеванием, в повседневной жизни.

Школы здоровья по бронхиальной астмe

Школы здоровья по бронхиальной астме сейчас очень распространены во всем мире. Здесь  даются рекомендации, как жить с астмой, какой распорядок дня должен быть, как  соблюдать правильный режим и составлять полноценный рацион питания.

В этом контексте цель обучения в таких школах состоит в повышении навыков пациента и его семьи, связанных с более обширным использованием имеющихся в наличии ресурсов для обеспечения приемлемых методов самовосприятия, чтобы пациент сам как можно раньше мог обнаружить начинающееся ухудшение состояния, обострение, распознать возникшую проблему со здоровьем и соответственно отреагировать. Безусловно, обучение пациентов включает в себя практические знания и понимание взаимосвязи заболевания, триггера и лечения.

Однако при этом ключевыми факторами являются аспекты распознавания ранних и предупредительных симптомов, умение справляться с психосоциальными нагрузками последствий и принятие заболевания пациентом и его родными. Посредством ролевых игр отрабатываются стратегии поведения, которые могут быть реализованы в повседневных ситуациях. Так как при этом определенную роль играют также эмоциональные аспекты (опасения относительно влияния болезни, побочных эффектов от приема лекарственных препаратов, планирование жизни, выбор профессии, чувство вины относительно возникновения хронического заболевания и т. д.), следует учитывать эти аспекты и их влияние на само заболевание, а также на пациентов или их семьи.

Участие семьи в работе школы здоровья для больных астмой

Под девизом «Никто не одинок в своей болезни» в рамках программ обучения для детей и подростков регулярно задействуют в обучение родителей или постоянно ухаживающих за больными лиц. Это рекомендуется, прежде всего, потому, что дети и подростки рассматривают своих родителей в качестве основных консультантов по вопросам, связанным со здоровьем.

Дальнейший аспект возникает на основании того, что в случае критических ситуаций (например, начало атопического нейродерматита, тяжелый приступ астмы, анафилаксия) пациент и его семья в острой ситуации зачастую сами должны действовать грамотно, прежде чем им предоставит помощь какой-либо врач или служба скорой и неотложной помощи. При определенных обстоятельствах для этого должна быть в наличии совокупность социальных стратегий реализации (например, подросток должен быть в состоянии использовать свой экстренный пульверизатор во время урока физкультуры, ребенок также должен быть в состоянии в некоторых случаях использовать ручку с дозой адреналина, если вследствие укуса осы ему угрожает анафилаксия).

В общем, обучение пациентов является образовательным и психологическим посредничеством, при котором им передают знания медицинского характера и обучают их применению. Цель состоит в том, чтобы посодействовать максимально возможной самостоятельности пациентов и их родных, несмотря на хроническое заболевание и ввиду его наличия, их максимально возможной осведомленности и, таким образом, в целом, повышению качества их жизни.

Программа обучения по астме в школах здоровья в Германии

Программа обучения по аллергическим заболеваниям действуют для бронхиальной астмы с конца 80-х годов.В 1991 году представители всех обучающих на то время центров в немецкоговорящих странах собрались на первой совместной конференции. На базе этих ежегодных научных конференций образовалось междисциплинарное Общественное объединение по обучению в вопросах астмы в детском и подростковом возрасте (AGAS). AGAS свело воедино все существующие на то время обучающие модели и разработало единые стандарты для проведения обучения. Была разработана программа AGAS, которая в настоящее время осуществляется по всей стране с участием более чем 3300 инструкторов (как в амбулаторных условиях, так и в экстренной стационарной области и области реабилитации).  Эта программа совмещает современный подход к успешному лечению, обучению, контролю и профилактике бронхиальной астмы.

Цели обучения пациентов, страдающих астмой

  • Знания об астме, а также медикаментозном и немедикаментозном длительном/неотложном лечении.
  • Распознавание триггеров и способов их предотвращения.
  • Распознавание ранних симптомов, физической самооценки и раннего вмешательства.
  • Ослабление тревог, связанных с заболеванием/эмоциональная помощь пациентам и особенно родителям.
  • Принятие астмы в качестве хронического заболевания.
  • Улучшение обращения родных с больным, страдающим хроническим заболеванием.
  • Снижение психосоциального воздействия хронического заболевания.
  • Поощрение личной ответственности.

Возможности школ здоровья по бронхиальной астме

Мониторинг за заболеванием и полученный опыт в школе здоровья дают возможность пациентам  рационально и адекватно оценить свои действия в тяжелой ситуации.

Во время обучения пациент сможет узнать о том, как принимать препараты и какое воздействие они оказывают. Он научится использовать препараты в соответствии с возникшими симптомами.

Кроме того, ему покажут, какие вспомогательные средства и техники можно использовать для облегчения жизни с болезнью. К тому же, в школе здоровья часто проводятся тренировки по их применению.

К таким техникам и вспомогательным средствам относятся:

  • техника правильной ингаляции;
  • использование дозированного аэрозольного ингалятора со спейсером;
  • ведение дневника по астме;
  • использование пневмотахометра;
  • поведение в неотложных ситуациях;
  • и много чего другого.

Пациенты могут много раз принимать участие в таких обучениях и посещать школу здоровья. Взрослым рекомендуется через 2 года освежить свои знания. Дети и подростки должны это делать через 6-12 месяцев.

www.wp-german-med.ru

Астма-школа как метод профилактики обострения бронхиальной астмы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

12 «^6Ма номеРа: ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. АЛЛЕРГОЛОГИЯ ‘4(23) октябрь 2007 г.

Астма-школа как метод профилактики обострения бронхиальной астмы

И. Я. БЛЮМЕНТАЛЬ, зав. отделением пульмонологии МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница»

Бронхиальная астма (БА) — это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором играют роль многие клетки и клеточные элементы. Хроническое воспаление вызывает сопутствующее повышение гиперреактивности дыхательных путей, приводящее к повторяющимся эпизодам свистящих хрипов, одышки, чувства стеснения в груди и кашля, особенно ночью или ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности бронхиальной обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под влиянием лечения [1].

БА является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний. Количество больных этим заболеванием колеблется в зависимости от региона и составляет в среднем в большинстве государств от 5 до 15%, а в некоторых странах и того выше (34,0% в Новой Зеландии, 42,2% в Австрии и 56% (!) на острове Тристан — да Кунья) [1].

Распространенность БА среди взрослого населения в России колеблется от 5,6% в Иркутске до 7,3% в Санкт-Петербурге. Официальные цифры распространенности БА (по данным Минз-дравсоцразвития РФ) в России составили 0,66%. А в абсолютных цифрах общее число больных БА приближается к 7 мил. человек, хотя Минздравсоцразвития РФ учитывает менее 1 мил. больных, так как в первую очередь в официальную статистику поступают сведения о тяжелых больных, которые неоднократно вызывают скорую помощь, по несколько раз в год поступают в стационары и проходят длительные курсы лечения. БА занимает третье место — 6% — в структуре заболеваемости среди различных нозологических групп болезней органов дыхания [2].

Эта проблема актуальна и для Республики Марий Эл. Согласно данным Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Марий Эл в 2005 г.» болезни органов дыхания занимают первое место (36,9%) в структуре заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни [5].

По данным, опубликованным в «Белой книге по пульмонологии за 2003 г.», изданной под редакцией академика А. Г. Чучалина, смертность от болезней органов дыхания (численность умерших на 100000 населения) составила в Республике Марий Эл в 2000 г. 121,5 (в Приволжском федеральном округе — 76,5), в 2001 г. соответственно в РМЭ — 120,6, в ПФО — 69,1. Смертность от хронических болезней нижних дыхательных путей в Республике Марий Эл составила в 2001 г. 87,5, в Приволжском федеральном округе — 42,9, т.е. превышает в нашей республике в 2 раза окружной показатель [3].

Население Республики Марий Эл составляет 725 тыс. чел., в г. Йошкар-Оле — 281 тыс. чел. (из них дети 15,4%, 71,8% — трудоспособное население).

Динамику распространенности бронхиальной астмы в Республике Марий Эл можно увидеть из нижеприведенной таблицы (данные статистического отдела Минздрава Республики Марий Эл).

Таким образом, прирост распространенности БА в республике составил за изучаемый период 26%.

БА является заболеванием, которое дорого стоит как государству, так и человеку, страдающему данной патологией. Это касается не только расходов на медикаменты, но и стоимости гос-

питализаций, вызовов скорой помощи, обращений за амбулаторной помощью [1].

Обучение — неотъемлемая часть ведения больных БА. Для этого существует астма-школа

Учитывая вышеизложенные аспекты, в Республике Марий Эл была предпринята попытка уменьшить болезненность (обращаемость в поликлиники), количество вызовов скорой помощи и госпитализацию пациентов страдающих БА в стационары, с помощью средств массовой информации. С этой целью был разработан цикл телевизионных передач на национальном марийском телевидении с последующим закреплением данного материала в прессе в виде цикла статей. В тоже время проводились занятия с врачами-терапевтами амбулаторной сети по критериям диагностики данной патологии, принципам подбора медикаментозной терапии. Все поликлиники (4 поликлиники) и четыре бригады скорой помощи столицы республики были оснащены за этот период небулайзерами. Многие пациенты, страдающие БА, приобрели себе для индивидуального пользования небулайзеры. Небулайзе-рами оснащены практически все пульмонологические отделения стационаров, как во взрослой, так и в детской сети здравоохранения Республики Марий Эл. В МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница» два небулайзера имеются непосредственно в пульмонологическом отделении, один аппарат в ингалятории физиотерапевтического отделения и еще один аппарат находится в ОРИТ хирургического корпуса.

Хорошая образовательная подготовка может снизить заболеваемость и смертность, дать возможность людям учиться и работать, а также снизить затраты на лечение (особенно если удается уменьшить число госпитализаций) и непрямые затраты. [2].

Цели астма-школы:

1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.

2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.

3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы, предотвращать его.

4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.

5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер, небулайзер и пикфлоуметр.

6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалистов клиники астмы, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

Впервые телевизионная «Астма-школа» вышла в эфир в 2000 г. в рамках программы «Будьте здоровы» (редактор И. А. Губина) в формате 5 передач по 10 мин. каждая один раз в 2-3 недели. Темы, которые освещались во время передач, были следующие: «Что такое бронхиальная астма», «Клиника бронхиальной астмы», «Оказание первой помощи в период обострения заболевания», «Лечение бронхиальной астмы», «Профилактика бронхиальной астмы». В каждой передаче устный рассказ сопровождался показом определенного видеоряда. Например, показывалась схема строения дыхательной системы в норме и при развившемся заболевании, бралось интервью у больных страдающих бронхиальной астмой (съемка велась в палатах пульмонологического отделения многопрофильного городского стационара), показывалась работа небулайзера и климатической (гало) камеры и рассказывалось о преимуществах данной терапии. Передача, посвященная лечению БА, велась из торгового зала одной из городских аптек, где были

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Наименование показателя

Всего случаев (из них впервые выявленные) 2879 (152) 3028 (175) 3177 (168) 3408 (218) 3560 (223) 3639 (335)

‘4 (23) октябрь 2007 г.

Тема номера: ПУЛЬМОНОЛОГИЯ. АЛЛЕРГОЛОГИЯ

13

продемонстрированы препараты, применяющиеся для лечения данной патологии. Повторение этого цикла передач на марийском телевиденье прошло в 2003 г. В 2005 г. были организованы выездные астма-школы с пациентами, страдающими БА, на базе поликлиник города (4 поликлиники). Обычно в аудитории собиралось от 30 до 50 чел. Пациентам рассказывалось о том, что такое бронхиальная астма, чем она вызывается, какими клиническими проявлениями характеризуется, какие препараты необходимо применять пациентам для улучшения их качества жизни, рассказывалось о способах доставки ингаляционных препаратов, о преимуществах использования спейсеров, небулайзеров, о необходимости самоконтроля и ведения постоянного мониторинга с помощью пикфлоуметрии. После получения всей информации следовали ответы на те или иные вопросы, которые возникали во время занятий, давались контактные телефоны, по которым пациенты могли дополнительно записаться на консультацию. В 2006 г. на местном радио прошел цикл выступлений посвященных проб-лемам БА.

Данная образовательная программа в 2004 г. приняла участие во второй республиканской ярмарке-форуме социальных и культурных проектов «Марий Эл-2004» в номинации «Образование и общество», награждена дипломом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, а также получила одобрение директора Центра профилактической медицины г. Ашдода, Израиль.

С пациентами, госпитализированными в пульмонологические отделения стационаров города (МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница», МСЧ № 1) проводится «Астма-школа»: идет подбор индивидуальной базисной терапии, обучение по использованию ДАИ, спейсера, небулайзера, пикфлоуметра и пропаганда необходимости иметь данные устройства в индивидуальном пользовании. Пациентам для самостоятельного изучения предлагается папка со специально подобранной информацией по БА, в отделениях имеются оборудованные стенды по данной тематике.

Авторы передачи решили проанализировать, удалось ли с помощью данной иформационной экспансии снизить обращаемость в поликлиники города по бронхиальной астме, госпитализацию в стационары, снизилось ли количество вызовов скорой помощи при обострениях этого заболевания.

Изучен период за шесть лет: с 2001 по 2006 гг. включительно.

Обращаемость в поликлиники по БА, имеет тенденцию к росту и возросла в 2006 г. почти на 100% по сравнению с 2001 г., особенно за период 2005-2006 гг. По всей видимости, это связано с тем, что, во-первых, растет распространенность БА (см. таблицу выше), во-вторых, в 2005 г. был введен в действие «Закон о монетизации», а в 2006 г. отмечалось неудовлетворительное обеспечение пациентов противоастматическими препаратами по программе ДЛО, что и привело в конечном итоге к резкому увеличению количества посещений пациентов в поликлиники города.

Растет и заболеваемость, т. е. впервые выставленный диагноз БА. Прирост составил 43,5% за шесть лет. Наибольший подъем заболеваемости пришелся на 2004, 2005 и 2006 гг., т. е. в годы последующие после выхода программы в эфир (2000 и 2003 гг.) и проведения занятий с врачами-терапевтами поликлинического звена во всех поликлиниках города по современным принципам

диагностики БА.

В тоже время госпитализация в стационары города снизилась с 2001 г. по 2005 г. на 5%, но в 2006 г. отмечается всплеск увеличения случаев госпитализации в стационары города на 8,9% (по сравнению с 2005 г.), что, по мнению автора, связано с неудовлетворительным обеспечением пациентов противоастматическими препаратами по программе ДЛО и это подтверждается увеличением количества вызовов бригад скорой помощи в 2006 г. В стационары республики госпитализация снизилась за изучаемый период на 41%.

Отмечается незначительная тенденция к уменьшению вызовов бригад скорой помощи по поводу бронхообструктивного синдрома за период 2001-2005 гг. — 5,5%, хотя имеется подъем вызовов СП в 2003 г., не исключено, что это может быть связанно с опосредованным психологическим воздействием на людей выхода программы в эфир (2003 г.), а также в этом году отмечался высокий порог заболеваемости ОРВИ. В 2006 г. отмечается повторный всплеск увеличения количества вызовов бригад СП по сравнению с 2005 г. на 11,3%, что по мнению автора, связано с неудовлетворительным обеспечением пациентов противоастматическими препаратами по программе ДЛО.

Выводы

1. Возросла обращаемость и заболеваемость по БА на фоне информационной экспансии как населения, так и врачей поликлинического звена.

2. Имеется четкое снижение госпитализации по БА, как в стационары столицы (за исключением 2006 г. — причины указаны выше), так и в ЛПУ районов республики.

3. Наметилась тенденция к снижению вызовов бригад СП по поводу обострения бронхообструктивного синдрома (за исключением 2003 и 2006 гг.), т.к. часть пациентов научилась самостоятельно справляться с возникающими проблемами своего самочувствия.

4. Сэкономленные денежные средства, за счет снижения уровня госпитализации, позволили Министерству здравоохранения Республики Марий Эл использовать их на дальнейшее развитие программы «Бронхиальная астма» принятой в регионе в 2003 г.

ЛИТЕРАТуРА

1. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы (GINA). Пересмотр 2002 г. — Москва. — Атмосфера. — 2002.

2. Руководство по диагностике, лечению и профилактике бронхиальной астмы. Составитель профессор В. И. Трофимов, под редакцией председателя Российского респираторного общества, академика РАМН, профессора А. Г. Чучалина. — Москва, 2005.

3. Чучалин А. Г. Белая книга. Пульмонология. Россия, 2003 г. — Москва. — 2003.

4. Чучалин А. Г., Антонов Н. С., Сахарова Г. М., Белявский А. С., Медни-кова О. Б., Беда М. В. Метод оптимизации антиастматической терапии. — Москва. — 1997 г.

5. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Марий Эл в 2005 г.»

6. Шмелев Е. И.. Хроническая обструктивная болезнь легких. — Москва. — 2003.

Определение иммуногенетических маркеров при заболеваниях легких профессиональной этиологии

А. В. ЖЕСТКОВ, А. И. КОСОВ, Н. К. ИГНАТОВА, Г. Н. СВЕТЛОВА, В. В. КУЛАГИНА. ГОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет Росздрава. Самарская областная станция переливания крови, Самара, Россия

Из-за резких экологических изменений, расширения спектра вредно действующих факторов на организм человека болезни ор-

ганов дыхания стали в последние годы одной из актуальных проблем экологической и профессиональной патологии. Поражения

cyberleninka.ru

Школа бронхиальной астмы

Во многих городах медики проводят специальные занятия для больных бронхиальной астмой и их родственников. Обычно такие занятия называются школами здоровья для больных бронхиальной астмой.

Врачи в доступной форме доносят до людей, страдающих эти опасным заболеванием, полезную информацию. Больные учатся «побеждать астму», овладевая навыками контроля своего состояния. Они также узнают, что нужно делать, чтобы приступы астмы случались как можно реже. Больные астмой нечасто посещают врача, поэтому и им самим, и их родственникам надо выработать план действий для поддержания стабильного состояния.

В «Школе бронхиальной астмы» слушатели становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник семинара делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.

Школы здоровья могут проводиться как для больных, находящихся на стационарном лечении, так и для людей, не нуждающихся в госпитализации. В группу можно объединить больных разного возраста и с разной тяжестью заболевания.

Направление на участие в семинаре обычно выписывает лечащий врач. Главное правило – не создавать слишком большие группы, максимальное количество участников – 8-10 человек. Пропускать занятия не разрешается, так как у врача просто не будет времени по нескольку раз объяснять один и тот же материал. Больной, пропустивший занятие, будет отчислен, но он может записаться в следующую группу.

Необходимую информацию надо разделить на 5 полуторачасовых уроков, на занятиях надо использовать наглядный материал. Лучше всего проводить занятия ежедневно, таким образом, информационный курс займет 7-10 дней. В летние месяцы обучение обычно не проводится.

В школе здоровья необходимо осветить следующие темы:

  • Что такое бронхиальная астма?
  • От чего возникает приступ бронхиальной астмы?
  • Аллергическая бронхиальная астма.
  • Бронхиальная астма, вызванная инфекционными заболеваниями.
  • Правила пользования пикфлоуметром. Проведение бронхолитических тестов. Индивидуальный контроль состояния здоровья.
  • Применение ингаляторов при бронхиальной астме. Выбор лекарственных средств в зависимости от симптомов заболевания.
  • Лечение хронической формы бронхиальной астмы.
  • Применение глюкокортикостероидных гормонов для лечения бронхиальной астмы.
  • Обострение бронхиальной астмы, помощь при обострении.
  • Профилактика и лечение вирусных и бактериальных инфекций у больных бронхиальной астмой.

Читайте также:
Астма
Что такое астма
Астма лечение
Астма симптомы
Бронхиальная астма
Астма бронхиальная лечение
Диагностика бронхиальной астмы
Формы бронхиальной астмы
Приступ бронхиальной астмы
Помощь при бронхиальной астме
Терапия бронхиальной астмы
Неотложная помощь при бронхиальной астме
Аллергическая бронхиальная астма
Помощь при приступе бронхиальной астмы
Обострение бронхиальной астмы
Школа бронхиальной астмы
Купирование бронхиальной астмы
Реабилитация после бронхиальной астмы
Гимнастика при бронхиальной астме

pulmonls.ru

Школа здоровья. Бронхиальная астма

10.10.2015

Бронхиальная астма  – хроническое аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей. Сопровождается высокой чувствительностью  к внутренним и внешним раздражающим факторам. Часто проявляется в приступах кашля и удушья.

У большей части больных обнаруживается наследственная предрасположенность к астме.

Симптомы бронхиальной астмы:

  • Одышка с затрудненным выдыханием
  • Удушье (приступы)
  • Сухой кашель (приступообразный). Часто сопровождается свистящим хрипом в груди, возможно отделение мокроты по окончании приступа
  • Чувство нехватки воздуха, заложенности в груди
  • Свист в груди

Данные симптомы бронхиальной астмы могут возникнуть в любое время суток при контакте с раздражающими факторами:

— аллергенами (цитрусовые, лекарства-антибиотики, пыль, шерсть и пыльца),

— холодным воздухом,

— бытовой химией (особенно порошки и некоторая парфюмерия),

— после ОРЗ (острое респираторное заболевание),

— после физических нагрузок (поднятие тяжестей, бег).

Бронхиальная астма у детей может сопровождается также кожной сыпью или поллинозом.  Это происходит из-за того, что аллергические реакции у детей более выражены, чем у взрослых.

Лечение бронхиальной астмы

Терапия бронхиальной астмы делится на медикаментозную и немедикаментозную. И если о первой вам обязательно расскажет врач, то о второй вы можете позаботиться самостоятельно. Например, исключить из рациона пищевые аллергены и свести на «нет» контакт с непищевыми. Также необходимо ежедневно проводить влажную уборку в помещении, где чаще всего находится больной. Физическая нагрузка должна быть посильной и обязательно включать в себя дыхательную гимнастику.

Крайне важно, чтобы больной имел адекватное представление о своей проблеме, владел необходимыми навыками самоконтроля, мог купировать приступы.  Научиться этому можно на занятиях школы здоровья «Бронхиальная астма». Также, рекомендуем вам записаться на консультацию к аллергологу.

Школа здоровья

Среди важных планов Медицинского центра «Международная академия ДВ» — открытие Школы здоровья для больных бронхиальной астмой.  Это бесплатные тематические занятия со всеми, кто хочет знать, как жить с хроническим заболеванием, каких правил придерживаться и на что обращать особое внимание.

Подобный формат образовательной работы с пациентами очень популярен во всем мире. И это неудивительно – такие занятия очень насыщенны и доступны для понимания широкого круга людей.  Врач отвечает на самые распространенные вопросы пациентов, а также говорит о тех аспектах болезни, о которых никто не подозревает.

Примерные темы занятий:

  • Физиология и анатомия дыхательных органов
  • Что такое БА и ПСВ (пиковая скорость выдоха)
  • Причины развития и симптомы бронхиальной астмы
  • Правила пользования ингаляторами
  • Бронхиальная астма у детей
  • Приступы БА – основные способы купирования
  • Острый и хронический бронхит, в чем их сходство с БА и отличие от нее.

Школа здоровья позволяет не только получить ответы на все важные вопросы пациента и повысить его уровень знаний о болезни. Также занятия помогают установить доверительные отношения врача и пациента, познакомить больных друг с другом для понимания и поддержки. В конечном счете, это делает лечение бронхиальной астмы более эффективным.

Если вы желаете узнать более подробную информацию о том, как посетить Школу здоровья, пожалуйста, обратитесь  в «Международную академию ДВ»  по телефону +7 (4212) 467-467. Специалисты нашего Медицинского центра сообщат вам дату начала занятий и условия записи в Школу.

Онлайн запись

akademiakhv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *